3 мин.

Сколько Данни можно купить за 30 миллионов?

«Зенит», конечно, потратился. Но выиграл от этого в первом же матче. «Динамо» выиграло финансово, но на поле ему португальца стало явно не хватать. 10-кратная прибыль пришла немножко не вовремя.

Как я к этому отношусь? Положительно, потому как я в первую очередь тренер, и, видя позитивную динамику в прогрессе «Зенита», на месте Адвоката также не отказался бы от Данни. Деньги ведь не мои…

Но можно ли было на месте руководства «Зенита» не слишком навредить принципу самоокупаемости? Безусловно. Ведь купило Данни «Динамо» за 3 миллиона. Ведь мог «Сатурн» купить того же самого Данни за один-единственный миллион! Мы с Олегом Романцевым, бывшим в то время главным тренером подмосковной команды, просмотрели присланную кассету с игрой полузащитника молодежной сборной Португалии и «Маритиму» из Фуншала.

Вскоре, на остров Мадейра вылетел другой помощник Романцева – Сергей Павлов. Конечно, мы понимали, что речь идет о довольно внушительной сумме в миллион долларов. Понятно, что любая стоимость выстраивается относительно конкретной персоны, но для человека, который только начал ходить во взрослом футболе, миллион – цена высокая. Тем более и мы, тренерский штаб, были приучены к выполнению максимальных задач за минимальные деньги. Только не смейтесь, но Никифоров и Цымбаларь нам в свое время обошлись в 30 тысяч долларов. Оба!

В общем, просмотренный и оцененный Павловым Данни нам подошел, и мы поставили вопрос о приобретении игрока перед руководством «Сатурна». А в ответ услышали: «Дорого». Проехали.

Наверное, на тех, кто принимал финансовые решения, сказался еще и малоизвестный футбольный клуб, за который выступал Данни. «Маритиму» все-таки я бы сравнил с серией B чемпионата Бразилии – неэлитной лигой элитной страны, возможности которой реально представляют далеко немногие. До поры не представлял их и я.

Сделать шаг эшелоном вниз во время очередной поездки в Бразилию мне посоветовал очень мудрый человек, многолетний президент «Палмейраса», а ныне руководитель Ассоциации профсоюза футболистов и тренеров страны – влиятельнейшей организации, к слову для сравнений – Мустафа Мажзуб. Кстати, именно он, бразильский Гершкович, предложил ЦСКА Вагнера. «Чего ты смотришь на эти ходячие миллионы? Если имеешь футбольное видение, понаблюдай за вторым дивизионом. За небольшие деньги можно отыскать весьма талантливого парня, а то и будущую звезду», – полушепотом советовал Мустафа. Тамошняя вторая лига широко освещается на телевидении, так что проблем с получением нормального объема информации о ее уровне у меня не возникло. И уровень действительно оказался интересным.

Нынешний защитник «Челси» Алекс, поигравший в прошлом году в аренде в ПСВ, несколько лет назад засверкал в «Сантосе». Засверкал сразу после перехода из клуба серии B. Тогда мы вместе с президентом самарских «Крыльев Советов» Германом Ткаченко ездили просматривать этого парня. Секрет привлекательности того первенства в том, что цена на футболиста, которому удалось блеснуть, не скачет моментально ввысь, как у нас.

При этом прогрессирующего парня у них не держат в клубе любыми средствами. И стоимость повышается лишь тогда, когда человек переходит в клуб рангом выше, и уже разительно увеличивается лишь в случае попадания парня в команду уровня «Коринтианса» или «Сан-Паулу». А далее уже наверняка в Европу. Тот же «Сан-Паулу» редко когда играет одним составом дольше двух лет, однако перманентно держится среди лидеров. Я бы назвал подобный процесс профессиональной текучкой кадров, которая возможна лишь при грамотном отношении к делу. Грамотные же селекционеры должны уметь перехватывать Алексов и прочих до того, как за них запросят 30 миллионов евро.

Тем не менее, цены, конечно, растут везде. Большой бизнес идет как в российский спорт, так и в европейский, поэтому гонка вооружений вертлявыми ногами Робинью и реактивными Криштиану Роналду сопряжена порой с зашкаленным за разум смыслом. Скажем, они на таких игроков как Вагнер Лав образца 2003 года или Жо образца 2005-го возросли в 2-2,5 раза. При этом в промышленных городах и культурных столицах бывшего СССР находятся люди, готовые платить за подобных ребят по 15-18 миллионов.

Рассуждаю об этом, и вспоминается мне прибывший однажды из бразильской серии B в Россию Самарони, стоивший нам то ли 50, то ли 80 тысяч долларов. И в ЦСКА мы создали потрясающее трио в середине поля – Хохлов – Семак – Самарони. Знаете, ни разу не видел так хорошо говорящего по-русски иностранца, как этот бразилец. Сейчас он агент, пристраивает соотечественников в чемпионаты Словакии, Чехии, Словении... Но о Самарони в другой раз.