По пути на стадион. «Тоттенхэм»: история рыцаря и арена будущего
Это очередная серия рубрики «По пути на стадион», в котором я рассказываю о том или ином клубе Англии, а в конце прилагаю фоторепортаж с домашнего матча этой команды. Сегодня в выпуске:
«Тоттенхэм». Почему они «шпоры», причем здесь рыцари и «маленькая Россия»?
Интересные факты и известные болельщики клуба
Их суперстадион и мини-репортаж о матче «Тоттенхэм» – «Лутон»
Рыцарь-сорвиголова
Генри (Харри) Перси родился в 1364 оду, в замке Алник на севере Англии, недалеко от границы с Шотландией. Это было неспокойное время – миссия семейства Перси была в контроле и защите территории от шотландцев. Когда мальчику было восемь, отец взял его в первый раз в поход, в десять лет он в первый раз увидел сражение своими глазами, а в тринадцать он был посвящен королем в рыцари.
Сражения в те годы были делом обыденным – подросшему Генри приходилось махать мечом не только в Шотландии, но и в Уэльсе и соседней Франции. Получалось у него, похоже, неплохо. За вспыльчивый нрав и постоянную готовность к атакам шотландцы прозвали его «Сорвиголова» («Hotspur»). Оценил и король Ричард – в 24 года Перси получил от него высшую награду – Орден подвязки, и дальше карьера шла в гору, например, были дипломатическая миссия на Кипре и экспедиция в Пруссию.
Когда Генри Болингброк (будущий король Генри* IV) пошел против Ричарда II, Перси поддержал восставших. Это в конце концов его и сгубило (кто-то назовет это кармой). У королей короткая память, и вскоре «Сорвиголова» оказался не в фаворе. Камнем преткновения стала оплата армии Харри, охранявшей север страны от шотландских налетчиков. Король отказывался оплачивать эти расходы и запретил брать выкуп за пленных шотландцев, их было приказано отправлять в Лондон.
В итоге взбешенный Перси отпустил на свободу плененного шотландского графа. И был обвинен в предательстве. Хотспур собрал армию и пошел против короля, обвинив того в тирании. В кровопролитной битве при Шрусбери бунтовщики уступили превосходящей по численности армии (подкрепление опоздало к Перси), и Харри Хотспур был убит. Король плакал над его телом, а Шекспир увековечил рыцаря в пьесе «Генри IV».
* В России принято называть английских королей Генрихами, но я все-таки оставлю вариант «Генри».
Спустя 500 лет наследники Хенри Перси будут владеть землей на севере Лондона, и когда группа школьников организует здесь футбольный клуб, то «сорвиголовы» будет выглядеть отличным вариантом для названия команды, как минимум оригинальнее многочисленных «Юнайтед» и «Сити».
Команда школьников
Да, это были еще дети (капитану было тринадцать, совсем как Харри Хотспуру в момент принятия в рыцари, другим – еще меньше), основавшие клуб в 1882-м году. У них была команда по крикету, но хотелось чем-то заниматься и в зимние месяцы, почему бы не футбол?
Через пару лет они поедут на матч в Лутон – и капитан хозяев будет насмехаться над юным возрастом соперников, а мальчишки ответят на поле – 2:1.
Ниже самое старое сохранившееся фото команды (1885 год). Действительно, много совсем юных лиц.
В 1895 году они стали профессиональным клубом и вскоре присоединились к третьему дивизиону английского футбола. Через 5 лет они его выиграли, а еще через год, в 1901 году взяли свой первый трофей – Кубок Англии. Это первый и единственный случай в истории английского футбола, когда команда, не входящая в футбольную лигу (это четыре дивизиона сегодня, два было тогда ), взяла этот трофей.
В высшем дивизионе они впервые сыграют только через семь лет после триумфа в кубке.
Север против севера
А потом пришли они. Наглые чужаки с юга, «Вулвич Арсенал», неожиданно обосновались на севере, построили большой стадион прямо под носом и стали потихоньку отвоевывать болельщиков. Это был 1913 год, незадолго до начала войны.
И если этого было мало для большой вражды, то вскоре нашлась еще одна причина. В 1915 году, в последнем сезоне перед войной, «шпоры» заняли последнее место в высшей лиге, и спустя 5 лет, после возобновления чемпионата, должны были начать сезон во втором дивизионе. Но забрезжила надежда - лигу расширили с 20 до 22 команд, и «Тоттенхэм» был одним из главным претендентов на дополнительное место. Но неожиданно вмешался «Арсенал», занявший годом ранее всего лишь 6-е место во второй лиге. Глава «канониров», влиятельный политик и бизнесмен Норрис, пролоббировал свою команду, которой по итогам голосования и досталось вакантное место (писал об этом здесь).
Как и полагается потомкам рыцарей, «Хотспурс» достойно отреагировали на несправедливость - не стали устраивать скандал, приняли поражение и в следующем сезоне выиграли с большим отрывом второй дивизион.
Трофеи и магия чисел
В 20-м веке клуб очень любил выигрывать трофеи в годы, заканчивающиеся на единицу. Не считая перерыва на Вторую мировую войну, лишь дважды в «единичных» годах (1911 и 1931 года) клуб остался без трофеев. Просто посмотрите на это и забудьте эту дурацкую фразу из фильма:
1901: кубок Англии
1911: без трофеев
1921: кубок Англии
1931: без трофеев
1951: чемпионство
1961: чемпионство и кубок Англии
1971: кубок лиги
1981: кубок Англии
1991: кубок Англии
Лучшим периодом в их истории стали 60-е и начало 70-х. Команда под руководством легендарного Билла Николсона в 1961 году выиграла золотой дубль (первый в Англии в 20-м веке), в следующем сезоне был взят еще один Кубок Англии, а в 1963-м – первый для Англии еврокубок. В финале Кубка обладателей кубков был уничтожен мадридский «Атлетико» – 5:1.
В 1967-м «шпоры» взяли третий кубок Англии за 7 лет, а в начале семидесятых два Кубка лиги и один Кубок УЕФА. Николсон возглавлял «Тоттенхэм» 14 лет и выиграл 8 основных трофеев, не считая суперкубки. Незадолго до смерти он сказал: «Тоттенхэм был всей моей жизнью, и я люблю этот клуб».
В 21-м веке что-то сломалось, и магия «единичных» годов перестала работать. Да, было еще два трофея (всего лишь кубки лиги: в 1999-м и 2008-м), но в целом можно констатировать, что серьезных трофеев клуб ждет более 30 лет.
Интересные факты
Изначально они назывались «Hotspur Football Club», но оказалось, что в Лондоне уже есть клуб под названием «Hotspur». Два клуба стали путать (например, новому клубу по ошибке приходила чужая почта), и через два года они переименовались в «Tottenham Hotspurs».
В 1887 году состоялась первая встреча с «Арсеналом» (тогда команда еще базировалась на юге и называлась «Royal Arsenal»). Матч был прерван из-за наступления темноты при счете 2:1 в пользу «шпор».
Они стали первым английским клубом с изображением животного на эмблеме. Петушок был выбран из-за наличия шпор – идеальное соответствие имени клуба.
Второе прозвище команды: «лилово-белые» («Lilywhites»), а девиз клуба: «To dare is to do» («осмелиться – значит сделать»).
Диего Марадона однажды сыграл за «Тоттенхэм». Это был прощальный матч аргентинской звезды лондонского клуба аргентинца Освальдо Ардилеса (на фото) – к «шпорам» приехал миланский «Интер». Забавный факт: у Диего не оказалось бутс, и пришлось занимать у одного из футболистов «шпор».
Известные болельщики: человек-паук и создатель Гарри Поттера
Британские актеры: Кеннет Брана, Джуд Лоу и «человек-паук» Том Холланд. Кстати, отец Тома – известный в Англии комик, и он болеет за «Брентфорд».
Певица Адель – обладательница 16 премий «Грэмми» родилась и выросла в Тоттенхэме.
Автор книг о Гарри Поттере Джоан Роулинг – болеет за «шпор» по семейной традиции. Возможно, ей стоит придумать заклинание, чтобы «шпоры» что-нибудь выиграли в 21 веке.
Еще один писатель (а также рок-музыкант и бывший футболист), автор бестселлеров про Харри Холле норвежец Ю Несбе.
Заокеанский фан-клуб: легенда реслинга Джон Сина, звезда голливуда Марк Уолберг и Стив Нэш из НБА (его отец родился в районе Тоттенхэм).
Дорога на стадион
В солнечный субботний день я иду от метро с красивым названием «Seven Sisters» до стадиона – это полчаса пешком. На указателе до сих пор старое название стадиона.
Если «Челси» и «Фулхэм» обитают в обеспеченной части Лондона, а находящийся в паре миль отсюда «Арсенал» окружен классическим английским средним классом, то Тоттенхэм всегда был неблагополучным районом. Здесь живут в основном иммигранты и малообеспеченные англичане. Это настолько другой Лондон, что кажется, что автобусы здесь должны быть какого-то другого, не красного, цвета. Здесь нет достопримечательностей, зато на одной улице можно найти следы десятков разных стран и культур.
Карибский стрит-фуд, перевозки в Гану, бразильский барбершоп, восточные кальянные, турецкие рестораны, киприотская лавочка и многочисленные восточноевропейские супермаркеты - это лишь часть того, что мне встретилось по пути к стадиону.
Типичный Тоттенхэм – восточная фруктовая лавка и вещевая лавочка.
Еще один магазин «моды».
Однажды, мягко говоря, негламурный образ района сыграл роль в судьбе клуба. Романа Абрамовича настолько не впечатлила поездка по Тоттенхэму, что он поморщился, обронил что-то про схожесть с Омском и купил «Челси».
Кстати, здесь же находится «Little Russia» – мини-район, где поселилось множество русских эмигрантов, уехавших из страны после революции 1917 года. В 20-м веке из-за разгула преступности это считалось одним из опасных мест в северном Лондоне (надеюсь, что не из-за русских), и полицейские заходили сюда только в паре.
Справедливости ради, есть и симпатичные здания, но их немного. Это паб.
А это витрина небольшого грузинского кафе со вкуснейшими тортами, я всегда здесь делаю остановку. Я поздравил хозяев (мать и сына) с выходом сборной Грузии на Евро. Они признались, что за футболом не следят и больше всего не любят дни дерби с «Арсеналом». Фанаты сладости не покупают, а вот неприятностей доставить могут.
И вот впереди, наконец, виден стадион. Слева - вьетнамское кафе и арабский супермаркет, справа (не попал на фото) большой польский супермаркет.
Маленький паб с культовым названием.
Стадион будущего
«Тоттенхэм Стэдиум». Он открылся в 2019 году, и с того времени получил около тридцати наград в различных категориях. Многие считают его лучшим в Англии, а в некоторых рейтингах он даже занимал первое место в мире. Стадион действительно впечатляет, и единственная его проблема, на мой взгляд, это то, что он совершенно не сочетается с этим затрапезным районом. Выглядит это примерно так, как если бы космический корабль приземлился в какой-нибудь африканской деревушке.
Стадион мультифункциональный и используется практически круглый год, считается, что это новый стандарт в индустрии, и так будут выглядеть все стадионы будущего. Здесь проводятся концерты, матчи НФЛ и регби, а с февраля в его подземной части открылся первый в мире официальный картинг от «Формулы-1» – писал про это здесь. Также болельщики могут испытать свои нервы на прочность в экскурсии на крыше стадиона.
Мурал рядом со стадионом.
Из великой пары остался только один, и он здесь на каждом шагу.
Должен признаться, что хотя я и не болею за «Тоттенхэм», мне всегда была очень симпатична суперпара Кейна и Сона. Они сами напоминают благородных рыцарей – долго и честно служили своему отечеству, не были замешаны в скандалах и были любимы народом. Жаль, что один ушел служить прусскому королю, но говорят, дела у того идут не очень, так что, возможно, он скоро вернется.
На стадионе
Главная фишка баров на стадионе – это процесс наполнения стаканов с пивом. Оно наливается в снизу вверх. На арене бесчисленное множество точек с едой и напитками, так что в очереди долго стоять не приходится.
Я же решил пропустить аттракцион с пивом и пошел сразу на трибуну. Это действительно очень красивый и удобный стадион.
Можно как угодно относиться к «Тоттенхэму», но нужно признать – в этом сезоне с ними никогда не скучно. «Лутон» забил уже на третьей минуте после контратаки, и далее только оборонялся. «Шпоры» неслись вперед, на флангах разрывали Кулусевски и Вернер (мне было непривычно видеть немца на такой позиции), а центрфорварда играл как всегда опасный Сон. Хозяева обстучали ворота «шляпников»: были штанги, сейвы и самоотверженные выносы защитников гостей, не было только голов.
Гости выстояли первые 45 минут, и хозяева ушли на перерыв под свист трибун. Хотел было написать, что они не ожидали такого исхода, но потом подумал, что в этом сезоне болельщики «шпор» уже привыкли ко всему.
Во втором «шпоры» продолжили давить, особенно удавались им атаки через фланги. В перерыве Джонсон заменил Кулесевски и стал в итоге одним из самых активных в матче. Именно после его очередного прохода и прострела защитник гостей срезал в свои ворота.
Хозяева почувствовали запах крови, и моменты посыпались один за другим, но каждый раз чего-то не хватало. Футболисты же гостей не стеснялись лежать на газоне, в этом моменте их там оказалось сразу двое.
Контригры у «Лутона» практически не было, и было ощущение, что второй гол хозяев – вопрос времени. Однако, мяч в ворота не шел и когда казалось, что гостям все-таки удастся увезти очко, на 86-й минуте забил Сон. Да, корейцу повезло с рикошетом, но «шпоры» явно наиграли на победу. «Лутон» в конце сподобился на пару моментов, но Викарио и защита хозяев были надежны, и счет не изменился.
В итоге матч получился характерным для обеих команд в последнее время. «Тоттенхэм» в очередной раз отправил своих болельщиков в аптеку за валидолом, но все-таки выиграл. А «Лутон» играл самоотверженно, но опять проиграл – это третье поражение подряд в матче, в котором команда вела в счете после первого тайма. Кажется, симпатичной команде Роба Эдвардса требуется чуть-чуть удачи.
«Тоттенхэм» совершенно заслуженно набрал три очка и по-прежнему в гонке за четвертое место (пятое место Англии в ЛЧ пока под вопросом). И при всем уважении к «Астон Вилле», этот футбол и этот стадион заслуживают Лиги чемпионов.
Фото: britannica.com, tottenhamhotspur.com, nbcsports.com, твиттер/X клуба, личный архив автора.
Как выглядит официальный картинг «Формулы-1» на стадионе «Тоттенхэма»
По пути на стадион. «Манчестер Сити» – что было до шейхов?
По пути на стадион. Футбол с видом на Темзу – у «Фулхэма» лучший стадион в Англии?
По пути на стадион. «Брентфорд» без четырех пабов, но по-прежнему с «Хей, Джуд»
Будет ли подобный обзор района по Арсеналу?
В 1882—1884 годах на груди «хотспуровцев» красовалась буква Н (Hotspure), затем был мальтийский крест. Петушок в качестве клубного Лого стал использоваться в XX веке, вначале на печатной продукции. В 1910 году бронзовая фигурка бойцового петушка на футбольном мяче украсила западную трибуну «Уайт Харт Лейн». Среди болельщиков ходила легенда, что в мяче спрятано сокровище. В 1989 году оригинальную статую заменили на фибрглассовую копию, вскрыли мяч и нашли там мокрый и грязный клубный еженедельник 1909 года. На майках петушок впервые появился в сезоне-1920/21. К тому времени игроков «Тоттенхэма» все уже давно прозвали «шпорами» (spurs), но тем же словом называли в Лондоне и бойцовых петушков, участвовавших в очень популярных тогда петушиных боях. В 1956 году герб был изменен. Помимо петушка на футбольном мяче теперь на гербе красовались львы, опирающиеся на щит (взятые из герба Нортумберлендов), замок (Брюс Касл — музей рядом со стадионом), семь вязов («Семь сестер» — название одной из главных улиц и станции метро в северном Лондоне) и латинское изречение: Audere est facere. В таком виде герб просуществовал 50 лет. В 2006 году львы, вязы и замок были упразднены, а латинское изречение переведено на язык Уильяма Шекспира и Джона Леннона — То Dare Is То Do. То есть «Решиться — значит сделать».
Надеюсь эта шутка.
А за статью большой плюс, очень увлекательно.
В 1970-м «Тоттенхэм» расстался с Джимми Гривзом. Постаревший, набравший лишний вес и не раз нарушавший режим бомбардир стал частью сделки между «молотобойцами» и «шпорами» по приобретению последними форварда Мартина Питерса за 200 тысяч фунтов. Пару Питерсу в атаке составил еще один Мартин. Мартин Чиверс отлично проявил себя в «Саутгемптоне», где за 189 матчей чемпионата и Кубка Англии ухитрился наколотить 107 голов. В январе 1968 года «шпоры» приобрели молодого и результативного форварда за 125 тысяч фунтов. В первом же своем матче Чиверс забил два мяча в кубковой игре с «МЮ», но затем серьезно сломался, а когда выздоровел, потерял игровую форму и уверенность. Уход Гривза вновь открыл Чиверсу путь в основу. Два Мартина быстро нашли общий язык и стали грозным оружием в атаке «шпор». В розыгрыше Кубка УЕФА 1973/74 года эффективность этого тандема смогли оценить и мы. Тогда после домашней ничьей (1:1) тбилисское «Динамо» было разгромлено «Тоттенхэмом» в Лондоне — 5:1. Многие еще помнят ту игру и блестящее взаимодействие форвардов: «Питерс — Чиверс — гол! Чиверс — Питерс — гол!»... В Кубке УЕФА-1973/74 форварды забили на двоих 14 мячей. Пострадала от двух Мартинов и сборная СССР. В Москве в 1973 году в товарищеском матче СССР — Англия (1:2) Чиверс на 10-й минуте открыл счет, а на 55-й после удара Питерса в свои ворота срезал мяч Муртаз Хурцилава. Всего же за сборную Англии Питерс провел 67 игр и забил 20 мячей, список Чиверса выглядит скромнее — 24 игры, 13 голов.
По Арсеналу - да, обязательно будет