6 мин.

Новый футбол в Казахстане: успехи сборной и лиги, новые стратегии развития, ребрендинг лиги

Совершенно неожиданно национальная сборная Казахстана по футболу совершила впечатляющий скачок вперед.

Кресла руководителей казахстанского футбола сменяли обладателей, но никто не смог по праву гордиться достигнутыми высотами, до тех пор, пока к рулю федерации не пришел Адлет Барменкулов. С опытом государственного и корпоративного руководства, а также стремлением к достижению конкретных осязаемых показателей Барменкулов внедрил систему кадровой экспертизы и привлек к руководству сборной опытного профессионала Магомеда Адиева, зарекомендовавшего себя в клубах «Анжи» и «Шахтёр».

Благодаря этим изменениям, казахстанская сборная стремительно начала покорять новые вершины, демонстрируя результаты, которых ранее никогда не достигала, открывая реальную перспективу выхода в чемпионат Европы — беспрецедентного события в истории страны.

В недрах внутреннего чемпионата вспыхнул настоящий футбольный ажиотаж: трибуны заполняются болельщиками, а президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев начал оказывать футболу повышенное внимание, посещая матчи национальной команды.

28 февраля ознаменовался запуском нового бренда и сезона Qazaqstan Football League (QFL). На торжественной презентации, организованной в Президентском центре столицы, были представлены как новый логотип, так и слоган «Вместе с футболом». Дизайн логотипа гармонично сочетает в себе традиционную символику и цвета государственного флага, а изображенный беркут формирует букву «Q», подчеркивая единение лиги.

«Наша совместная работа с лигой направлена на создание футбольной бизнес индустрии, где футбол - это привлекательный актив для спонсоров и инвесторов, социально-значимый продукт для населения и гордость для государства на международном уровне. Сегодня лига способна справиться со всеми стоящими перед ней вызовами и реализовать все пункты своей стратегии. Это вполне реальные и достижимые цели», - заявил Адлет Барменкулов.

Адлет Барменкулов. Пресс-служба QFL

Год назад на должность президента лиги был назначен Рафаэль Гарибян. Получивший спортивное образование в Лондоне и с опытом работы в «Цесне», «Кайрате» и на ряде руководящих постах, в том числе в «Шахтере» и в КФФ - экспертиза Гарибяна была именно той, необходимой для исполнения задач по развитию лиги. Он родился и вырос в Казахстане, и в своей речи на презентации подчеркнул, что для него огромная честь, что клубы доверили ему и его команде такую важную миссию по развитию национальной лиги.

«Вместе с футболом» – это наш слоган, так как в реализации всех задач, направленных на развитие футбола необходима синергия лиги с государством, спонсорами и конечно же, преданной армией болельщиков. Для нас очень важно чтобы казахстанский футбол, с одной стороны, стал современным, динамичным, впитывал в себя всё лучшее, что уже изобретено в футбольной индустрии лучших европейских лиг и в то же время сохранил идентичность за счет своей самобытности. В течение трех лет мы должны реализовать ряд проектов и вывести нашу лигу на международный уровень», - заявил президент QFL Рафаэль Гарибян.

Посетители презентации лиги стали очевидцами запуска нового сайта QFL и обновленных страниц лиги в мире соцсетей. Объявлено и об улучшении трансляций с наступлением нового сезона, благодаря увеличению количества камер, также стартует и эфирный ребрендинг благодаря передовому графическому пакету. Лига взялась за создание медиа платформы уникального формата, и вскоре планируется запуск канала Q-Football. В кульминации вечера участникам представили стратегию лиги, новых спонсоров и официальный мяч для QFL, который создан в партнерстве с брендом «Wildberries».

Рафаэль Гарибян. Пресс-служба QFL

«У Qazaqstan Football League огромный потенциал к развитию. Мы презентовали не только новый бренд, но и маркетинговую стратегию. Наши действия направлены на усиление коммерческой привлекательности всех продуктов лиги. Работа нашей команды уже дает свои первые результаты. В этом сезоне, помимо традиционного спонсора, нашего давнего партнера «OLIMPBET», лига заключила соглашение сразу с двумя новыми спонсорами – «1ХВЕТ» и «Wildberries».

Мы верим, что новый логотип станет важным символом идентификации лиги в мировом футбольном сообществе, но что важнее – для национальных лиг он уже является зонтичным, объединяющим все продукты лиги под эгидой бренда QFL», - заявил вице-президент Qazaqstan Football League Эдуард Синельников.

Эдуард Синельников работает на должности вице-президента QFL с 2023 года, в прошлом успешно реализовавший проекты футбольного «Зенита», Федерации хоккея России, Олимпийского комитета и хоккейного клуба «СКА». Он работал генеральным директором «Зенит-трейд», а после управлял известным на российском рынке спортивным маркетинговым агентством «Спортконцепт», много сотрудничал и с европейским медиа-холдингом «Инфронт». Основная компетенция Синельникова — стартап, запуск сложных многозадачных проектов, подбор команды, настраивание коммерчески успешных систем. Эдуард уже не первый раз работает с Казахстаном - для футбольного Кайрата он запускал первый в Казахстане экипировочный центр и привлек к партнерству компанию Найк.

Стратегия лиги, разработанная новой командой - произвела большое впечатление на мир спорт маркетинга Казахстана. Помимо фундаментальных ценностей, миссии, видения лиги - были представлены конкретные шаги по развитию лиги в ближайшие 3 года. Лига получила новое название и лого - QFL (QAZAQSTAN FOOTBALL LEAGUE) - ребрендинг, который изменил название ПФЛК в запоминающийся бренд.

Эдуард Синельников. Пресс-служба QFL

QFL - как зонтичный бренд объединяет футбольные лиги и турниры Казахстана: премьер-лига, первая и вторая лига, женская лига, Кубок и Суперкубок Казахстана.

Но есть и те, кто скептически видит в этом только теорию и поверхностные изменения. Знающие люди в сфере маркетинга осознают, что без стратегий не бывает устойчивого роста и построения эффективной системы. Но часто стратегии остаются на бумаге как план без реализации.

Однако на этот раз все сложилось по-другому. Слаженная робота команды позволила не просто разработать и выпустить новые продукты, но и успешно представить их на коммерческой арене.

QFL расширила собственные горизонты, добавив к своим рядам двух новых спонсоров - 1xbet и Wildberries, причем «иксы» взяли сразу два продукта лиги, один из которых отличается наибольшим призовым фондом в истории Казахстана.

В российском спортивном маркетинге заключение сделки с букмекером может восприниматься как обычное дело. Но казахстанский рынок азартных ставок имеет много отличий. Здесь букмекеры обладают широкими возможностями рекламы, а в России они ограничены в использовании рекламных площадок, потому постоянно ведут конкурентную борьбу за спортивные активы.

В Казахстане же профильного законодательства пока нет, рынок букмекерства еще формируется. Среди конкурентов в этом сегменте есть явный монополист — Олимпбет. Другие же букмекеры осторожно изучают возможности развития на этом рынке из-за его специфики и отсутствия отцифрованной целевой аудитории - во многих городах по-прежнему преобладает система продажи бумажных билетов.  

Поэтому результат в виде сразу двух новых спонсоров лиги - является ярким подтверждением того, что разработанная стратегия уже работает успешно.

Что ж будем наблюдать за Казахстанским футболом и желаем удачи в решающей игре с Грецией!