Вы не представляете, как плохо с деньгами в «Интере»
«Интер» идет первым в Серии А, успешно выступает в Лиге чемпионов и показывает, возможно, лучший футбол в мире. Но под капотом – большие проблемы, огромный долг в 800+ млн евро, который нечем закрывать. Конечно же, это сказывается на клубе.
«Интер» изящен на трансферном рынке – но это не стиль, а необходимость
Итальянский топ-менеджер Джузеппе Маротта объяснил смену «Ювентуса» на «Интер» в 2018-м желанием встряхнуть карьеру. И между делом бросил деталь, которая сейчас обрастает мясом и обретает новый смысл.
«Ювентус» научил быть победителем, – говорил нынешний гендиректор «Интера». – Я не боюсь новых задач, но я боюсь, что однажды ошибусь настолько, что сильные проекты перестанут воспринимать мои возможности. Если говорить по-другому, я просто боюсь стать однажды тем, кого зовут просто латать дыры или вытянуть из болота. Кажется, таких сотрудников называют кризисными менеджерами?»
Казалось бы, разве «Интеру» нужен кризисный менеджер? Ведь клуб уверенно мчится к скудетто и вообще доминирует. Но за кулисами Маротта все же играет роль, которой опасается. Хотя фанаты в восторге: если абстрагироваться от каких-то немногочисленных провалов, босс за небольшие деньги приводит топовых игроков или просто крепких футболистов.
Сезон-2021/22: из «Милана» пришел полузащитник Хакан Чалханоглу (свободный агент), из «Ромы» – форвард Эдин Джеко (3 млн евро). В сезоне-2022/23 состав бесплатно пополнили вратарь Андре Онана («Аякс») и хавбек Генрих Мхитарян («Рома»). Прошлым летом «Интер» заплатил «Баварии» всего 7 млн евро за кипера Янна Зоммера, нападающий Маркус Тюрам уже по классике пришел из менхенгладбахской «Боруссии» как свободный агент.
Добавьте Мехди Тареми (22 гола в прошлом сезоне за «Порту», в этом – 3) и Петра Зелиньски (важный игрок чемпионского «Наполи»), которые перейдут в «Интер» без трансферной компенсации – и введете тиффози в эйфорию. О подписаниях пока не объявлено, но у «Интера» есть предварительная договоренность.
Такая эффективная расчетливость уже третий год не изящный стиль, а острая необходимость. Владелец Стивен Чжан описывал положение после чемпионства с Антонио Конте: «Есть ли у «Интера» финансовые проблемы? Они есть почти у каждого топ-клуба. Да и в целом у каждого клуба. Есть ли у «Интера» долги? Повторюсь: они есть у каждого клуба. Но текущие времена обязывают нас действовать избирательнее. Это касается и работы на трансферном рынке. Мы открыты к предложениям от партнеров, но не стремимся продать всех наших лидеров».
Все вышеперечисленные заслуги Маротты важно разбавлять реалиями «Интера» для трезвой оценки. Форвард Эдин Джеко был заменой Лукаку, которого экстренно продали за 113 млн евро (одна из лучших сделок «Интера» в современной истории). Правый защитник Дензел Думфрис хорошо залатал дыру, образовавшуюся после такого же экстренного и дорого ухода Ашрафа Хакими в «ПСЖ». Без жирного предложения «Ман Юнайтед» о покупке Андре Онаны не было бы Янна Зоммера, проводящего невероятный сезон в Италии. После скудетто «Интер» нацелен на выгодные продажи, а уже потом – на приобретения. Из-за этого даже срываются долгосрочные планы.
Например, в марте-апреле 2023 года «Интер» обозначил полузащитника «Сассуоло» и сборной Италии Давиде Фраттези как одну из главных целей на летнее трансферное окно. Но в процессе возникли сложности, которые решились только с продажей Марцело Брозовича в «Аль-Наср» за 18 млн евро (данные Transfermarkt). Глава агентства GR Sports Джузеппе Рицо, представляющий интересы Фраттези, пояснял: «Нам нужно было подождать, пока клуб разберется со своими сложностями. В итоге мы рады, что история завершилась – Давиде получил шанс расти в одном из сильнейших клубов мира».
Из-за кризиса из «Интера» уходили не только классные игроки, но и тренер – Антонио Конте понял, что желаемого финансирования не будет, и уехал сразу после скудетто-2021.
«С первых дней в «Интере» мы думали, что Конте – лучший тренер для нашего проекта, – пояснял Чжан. – Поэтому мы так много вложили в него и команду за последние два года. Пандемия сильно ударила по нашим доходам еще прошлым летом, но мы продолжили сотрудничество с Конте, сосредоточившись на сезоне, в котором, как мы были уверены, сможем победить. Это было правильное решение.
Сейчас цена пандемии так высока, что нам нужно пересмотреть ситуацию и попытаться сократить расходы. Очевидно, это влияет на нашу трансферную стратегию. Наши разные точки зрения на ситуацию привели к расставанию. То, что для него не было принципиальным, было принципиальным для клуба. И наоборот. Конте – топ-тренер, но как президент я должен думать о прочности клуба».
Катализатор бед «Интера» – коронавирус. Но источник проблем – в управлении
Объяснения Чжана логичны, но их не стоит воспринимать за чистую монету. Ведь от ковида пострадала вся Серия А. Согласно годовому отчету ReportCalcio, в период с 2019-го по 2022-й суммарные потери клубов из-за пандемии составили 3,6 млрд евро. «Интер» в сезоне-2020/21 зафиксировал рекордный убыток в размере 245,6 млн евро. Клубу потребовалось срочно урезать зарплатную ведомость (сообщалось, что игроки и сотрудники не получали зарплату по два месяца). И корень проблем не совсем в ковиде, а прежде всего в сложностях владельцев из Suning Group, одной из крупнейших частных компаний розничной и электронной торговли в Китае. По итогам 2021-го ее убытки составили некислые 6,3 млрд евро. И это напрямую сказалось на «Интере».
Выход в клубе нашли сомнительный – срочно взяли кредит на 275 млн евро у американского инвестиционного фонда Oaktree, который разбил вложения на три года. По данным Reuters, в случае невыплаты кредита в срок американцы получают 68,5% акций клуба.
И это проблема для Чжана, ведь у него заведомо не было возможностей закрыть кредит. Сначала запрет китайских властей на выведение денег в другие страны. Позже – проблемы Suning Group. La Gazzetta dello Sport в 2022-м писала, что на счетах владельцев не было денег для внесения платежей.
За три года долг так и не закрыт. Благодаря удачному выступлению в прошлом сезоне (Кубок и Суперкубок Италии, третье место в Серии А и финал ЛЧ) «Интер» существенно снизил убытки: с 245,5 млн евро до 85 – за три сезона (с 2020/21 до 2022/23). Но этого мало, чтобы хоть как-то исправить ситуацию. К концу 2023-го только проценты (ставка 12% годовых) добавили к долгу еще 329 млн.
Весь 2023 год итальянские медиа писали, что Чжан просто не собирается расплачиваться вовремя и надеется на реструктуризацию долга, которой руководство «Интера» занималось с ноября прошлого года. Менеджеры публично это подтверждали и на ежегодной встрече акционеров в ноябре, и на предрождественской вечеринке в декабре. А вот сам Чжан молчал. По словам Маротты, смены владельцев все же не планируется: «Работы ведутся, скоро вы узнаете о ее результатах».
В феврале 2024-го Oaktree согласился отложить выплаты то ли до 2026-го, то ли до 2027 года, вписав в договор одно условие – повышение ставки. Предполагается, что она изменится с 12% до 15%. Были слухи, что «Интер» обратится к другому инвестиционному фонду, который бы закрыл старый кредит, выдав новый. Выводы об адекватности плана сделайте сами.
При этом Oaktree все устраивает, они рады продолжать сотрудничество и надеются на взаимную выгоду.
Единственная выгода для «Интера» – кризис не раздавил его прямо сейчас, но что будет в ближайшие годы?
А откуда данные про страшный долг в 800 млн?
Из официального отчета «Интера», выпущенном в июле прошлого года: «Общая кредиторская задолженность – 807,3 млн евро».
Финансовый журналист Лука Маротта подчеркивает: за три года долг сохранился, хоть и уменьшился почти на 80 млн евро. Il Gournale резюмировал: перед «Интером» стоит задача к 2027 году погасить 415 млн облигаций с процентной ставкой в 6,75%.
Но вернемся к сумме долга в 807,3 млн евро.
Если сложить два показателя в разделе «итоговая задолженность», то получится общий долг в 807,3 млн евро.
Что же с заработками? Общий доход «Интера» в сезоне-2022/23 (спонсоры, ТВ-выплаты, имиджевые права и прочие доходы) составил 425,5 млн евро, что на 14,1 млн евро меньше, чем в сезоне-2021/22. Проблема в том, что текущие расходы (подготовка к матчам, различные услуги, персонал, амортизация и прочее) больше – 465,5 млн евро.
Поначалу «Интер» надеялся на легкое решение: продажи топовых игроков за большие деньги (прием работает сейчас) и облегчение зарплатной ведомости (в сравнении с летом 2021-го общая нагрузка снизилась на 11%).
«Отказ от некоторых футболистов позволяет нам существенно облегчить жизнь клубу, – рассказывал Маротта. – Мы перестали думать о каких-то плохих исходах, о которых без конца рассказывает пресса. Мы спокойно живем, планируем будущее и думаем, как выиграть все трофеи. Это нормальная позиция всех топ-команд. «Интер» мечтает вернуть чемпионство в Серии А».
Что Маротта понимал под плохими исходами» – не уточнялось.
Стратегия и правда помогла краткосрочно, но дальше нужны радикальные шаги. Есть несколько вариантов:
1. Погашение всех задолженностей. Прямо сейчас для Чжана и Suning это невозможно в связи с жесткими финансовыми ограничениями.
2. Реструктуризация долга и перенос выплат. Этим Чжан и занялся, а Oaktree одобрил ход. Прямо сейчас это сохранит «Интеру» спокойствие, но только до 2027 года. Дальше придется платить по счетам – причем с большей процентной ставкой.
3. Повышение доходов. Тоже из области фантастики, потому что не очень понятно, как в бедной Италии заработать столько денег, чтобы и жить нормально, и выплатить 807 млн кредиторского долга. Игроков ценой миллиард евро у «Интера» нет. ТВ-права тоже не спасут.
По данным La Gazzetta, если «Интер» возьмет чемпионство, то получит от вещателей и спонсоров (Paramount+, eBay и других партнеров) суммарно более 100 млн евро. Дополнительные выплаты придут от компании digitalbits – из-за кризиса она не выполнила спонсорские обязательства в прошлом сезоне, поэтому в конце «Интер» играл с логотипом Paramount+. Сейчас размеры штрафных выплат определяют суды (по некоторым подсчетам, они составят 28-30 млн евро).
Розовая газета говорит, что доходы «Интера» по итогам сезона вырастут на 30% (в сравнении с прошлым). Но этого все равно недостаточно.
4. Поиск новых владельцев, которые бы покрыли все долги. Кстати, если бы Oaktree отказал Suning в реструктуризации долга, то фактически стал бы мажоритарным владельцем клуба. Но туринское медиа Tuttosport (внезапно!) объяснило, что фонду не интересно забирать «Интер».
В общем, покупатель – кажется, наиболее реальный путь к спасению. И Suning Group уже ищет кандидатов.
Главным претендентом на «Интер» был правнук бывшего мэра Хельсинки – но у него появились проблемы с Интерполом
Вопрос о продаже «Интера» открыт давно. Еще в сентябре 2022 года Стивен Чжан выдал консалтинговой компании Goldman&Sachs мандат на поиск покупателя. Такие посредники ускоряют процесс и следят, чтобы сделка прошла безошибочно. Предварительно Чжан поставил задачу продать «Интер» за 1,2 млрд евро. Есть версия, что подсмотрел, за сколько Red Bird Capital купила «Милан», и назвал ту же сумму.
Но за два года китайские владельцы так и не получили официальных предложений. Были слухи. Во-первых, об интересе из США – дальше инсайдов не пошло. Во-вторых, на клуб посматривали представители Государственного инвестиционного фонда Саудовской Аравии, но:
а) им нравится и «Милан»;
б) хотят быть соинвесторами, а не полноценными управленцами.
В-третьих, «Интер» очень хотел приобрести (во всяком случае – публично об этом говорил) финский бизнесмен Томас Циллиакус. Уже больше года в соцсетях он пишет, как «Интер» накроет благодать под его руководством.
Циллиакус – правнук бывшего мэра Хельсинки и один из самых богатейших людей Финляндии. Он работал директором по корпоративным связям Nokia и был менеджером финского «ХИК» (в юности пытался запустить игровую карьеру и ездил в академию «Флуминенсе», не заиграл, но задумался об управленческом амплуа в футболе). Дальше – собственный бизнес. Его состояние точно неизвестно, но однажды он сказал (не применительно к футболу): «Могу ли я расширить свое влияние, перехватив международный актив за пару миллиардов долларов? Да, вполне. Это будет не так просто, но я смогу спокойно жить и вкладываться в развитие проекта».
Насколько это правда – неизвестно. Циллиакус как-то заявлял и об интересе к «Манчестер Юнайтед». Но недавние события максимально отдалили финна от Милана. Он и еще три менеджера попали в красный список Интерпола (проще говоря, в розыск) из-за финансовых махинаций в Сингапуре. Циллиакус, будучи руководителем инвестиционной холдиноговой компании YuuZoo Corporation, стал ответственным за предоставление ложных отчетностей. Похожие обвинения прозвучали в адрес финансового директора компании Майкла Паркера и двух независимых директоров – Энтони Уильямса и Ози Аманата. Они не вернулись в Сингапур после начала судебных разбирательств, после чего попали в розыск Интерпола. Теперь Циллиакус скрывается. И больше не думает об «Интере».
Подписывайтесь на телеграм-канал автора об итальянском футболе
Фото: Gettyimages.ru/Alessandro Sabattini, Marco Luzzani, Mattia Ozbot, Emilio Andreoli
— А потом?
— А потом привыкните.
©
Так-то, да, общий стадион - выгодная штука. Клубы, вон, скоро газон там поменяют совместно. Но уже, судя по словам боссов, есть внутренняя усталость от соседства. Настолько, что на том собрании акционеров, на котором был одобрен годовой отчет, руководители «Интера» публично представили проект нового стадиона. Он будет построен в 2027-м.
Может быть не "консалтинговой компании Goldman&Sachs", а "инвестиционному банку Goldman Sachs"? Проверьте первоисточник.