«Фиорентина» в зоне вылета, отставание растет, Ваноли – новый тренер. Что происходит?
0 побед в Серии А.
«Фиорентина» – главный провал сезона.

Это рассказ про самый страшный кризис в Серии А.
Пиоли неудачно вернулся в любимый клуб, а потом торговался с ним
Для полного погружения в ситуацию важно знать историю.
Почти все самые счастливые моменты в карьере Стефано Пиоли случились в «Фиорентине». Да, как игрок он выигрывал трофеи исключительно с «Ювентусом». Но после короткой поездки в «Верону» Стефано оказался в «Фиоре», за которую провел почти 200 матчей. Завершал карьеру Пиоли уже в итальянском подземелье вдали от Флоренции, хотя потом говорил:
«Я бы мог остаться в клубе, но мне хотелось больше игрового времени. Жаль, сейчас [интервью от 2000 года] я бы поступил по-другому. Но я начинаю тренерскую карьеру и надеюсь, что однажды вернусь во Флоренцию».
Возвращение состоялось спустя 18 лет, в 2017-м. К тому моменту Пиоли-тренер уже сделал имя благодаря амбициозным проектам («Лацио» и «Болонья») и прогорел в проблемном «Интере». Камбэк в «Фиорентину» – свежий воздух и для клуба, и для самого алленаторе. В первом сезоне он повторил результат Пауло Соузы (восьмое место). Во втором – не преодолел регресс и ушел до конца сезона.
Несмотря на это, вояж во Флоренцию оставил больше приятных воспоминаний. «У меня не получилось реализовать все задуманное, – делился мнением тренер. – Но я ощутил тепло, давно ставшее родным. «Фиорентина» – прекрасный клуб. Я прошу прощения у болельщиков, чьи ожидания не оправдал. Футбол – очень цикличный вид спорта. Я буду рад вернуться сюда однажды и завершить незаконченные дела».

Второе возвращение состоялось спустя шесть лет. Этим летом Пиоли вновь приехал во Флоренцию в статусе чемпиона Италии, у которого не совсем получилось в Саудовской Аравии. «Фиорентина» выглядел симпатичной командой благодаря проекту, построенному амбициозным Раффаэле Палладино. В прошлом сезоне «Фиора» приятно удивляла (шестая строчка) и даже мечтала о попадании ЛЧ в следующем году. Казалось, Пиоли достаточно лишь подкрутить настройки.
Но многое пошло не так.
Во-первых, сломались результаты. Не берем Лигу конференций, там было все терпимо (17-е место из 36, надо попасть в топ-24), но слишком слабая оппозиция. Правда, и здесь в итоге команда посыпалась, но уже после Пиоли: после двух побед (над «Сигмой Омолуц» и «Рапидом») случились два поражения («Майнца» и «АЕК»).
В Серии А за 10 матчей с Пиоли «Фиорентина» не победила ни разу, составив компанию одной «Вероне»: набрала всего четыре очка, неудачно играла с явными аутсайдерами (ничья с «Пизой», поражение от «Лечче») и показала худший старт в истории клуба. Перед ноябрьским международным перерывом «Фиорентина» оказалась последней.
Во-вторых, Пиоли терял раздевалку. Здесь – недопонимания с Лукой Раньери, у него Стефано забрал капитанскую повязку и передал Робину Госенсу. Присутствовало общее напряжение в коллективе: La Gazzetta dello Sport писала, что не всем нравились методы работы Пиоли – у игроков возникали вопросы по некоторым решениям.
В-третьих, было очень много игровых проблем. Некоторые эксперты приходили к общему мнению, что Пиоли слишком много экспериментировал (вроде перехода с любимой расстановки с тремя центральными защитниками на 4-4-2 против «Наполи»). Но все это не приносило результата по важнейшей причине – «Фиорентина» проседала физически и не контролировала важные участки во многих матчах.

К началу ноября медиа разрывались из-за слухов о скорейшем увольнении. Вроде бы все двигалось к логичному завершению, но и тут произошло представление.
Стефано не захотел уходить сам. После поражения от «Лечче» он в очередной раз встретился с руководством и объявил: если «Фиорентина» хочет работать с новым тренером, то ей придется уволить старого; по-другому он не уйдет. Естественно, так Пиоли требовал компенсацию за расторжение контракта. По слухам, она достигала отметки в 3 млн евро, и это изначально не устраивало боссов команды. Они предлагали компенсацию, равную половине годовой зарплаты (1,5 млн), но это не устраивало уже самого Пиоли.
Спустя пару дней руководство «Фиорентины» все же уволило тренера.
Важнейшее событие до увольнения Пиоли – расставание со спортдиром. Он раздражал многих
За несколько дней до увольнения Пиоли в «Фиорентине» случилось еще одно очень важное событие – клуб попрощался со спортивным директором Даниэле Праде. Он с 2019 года занимал должность, и последний год в клубе был для него явно неудачным.
Праде публично воевал с Раффаэле Палладино: в медиа часто и жестко критиковал решения бывшего тренера «Фиорентины», цеплял за замены и работу с травмированными футболистами. Уход Палладино потряс некоторых руководителей «Фиоры», хотя казалось очевидным, что все катится к ультиматуму: или Праде, или тренер. Палладино пытался связаться с владельцами и прояснить ситуацию, но Даниэле сработал оперативнее и убрал неудобного тренера.
Окончательной победой для Праде стал карт-бланш на рынке, выданный руководством. «Мы осознаем давление на нас, – говорил Праде. – Мы знаем, что болельщики хотят видеть любимый клуб в Лиге чемпионов. И мы работаем над этим: достаточно оценить нашу работу во время трансферного окна, чтобы понять, насколько «Фиорентина» амбициозна».
Пока клуб занимался поиском замены (= сложными переговорами с «Аль-Насром» о Пиоли), Праде работал над усилением состава. В Италии были слухи, что спортдир работал на рынке, не дожидаясь одобрения от нового главного тренера и фактически закупая игроков по собственным соображениям. В итоге Праде заплатил за всех футболистов, включая выплаты по предыдущим договоренностям, 90 млн евро.

Невероятные траты для «Фиорентины», но они не улучшили результаты и не укрепили игру. Некоторые новички толком не заиграли. Например, в конце августа во Флоренцию за 25 млн евро перебралась главная ударная сила «Кальяри» – Роберто Пикколи (10 мячей в 37 матчах прошлого сезона Серии А). Пикколи не только не стал основным нападающим команды, но и забил лишь один – да и тот после увольнения Пиоли.
В конфликте с Палладино Праде не стеснялся критиковать тренера, а с Пиоли вел себя осторожнее и, наоборот, брал вину на себя. В конце октября он говорил:
«Мы не ожидали такого положения: всего три очка после семи матчей. Это не соответствует нашему характеру. Это моя вина. Тифози протестуют против команды во Флоренции, и это все из-за меня, ведь владельцы выделили более 90 млн на развитие. Если кто-то и может вытащить нас из беды, так это Стефано Пиоли. Если кого-то и следует уволить, так это меня. Остальным нужно сохранять спокойствие: в «Фиорентине» собрана отличная команда».
Пиоли потерял место в «Фиорентине» 4 ноября. Праде – за три дня до этого. И, кажется, после увольнения спортивного директора болельщики вздохнули с облегчением. За шесть лет работы в клубе у него накопилось много ошибок.
● Суммарно «Фиорентина» потратила почти полмиллиарда евро (427,6 млн) на трансферы. За это время она ни разу не завершила сезон в топ-5. А самое высокое место – шестое – случилось как раз в прошлом сезоне, когда Праде закусывался с Палладино.

● Очень-очень много ляпов на рынке. Апофеоз – летнее трансферное окно в 2020 году, когда Праде два месяца обещал тренерскому штабу, что Федерико Кьеза останется в команде. В итоге тот уехал в «Ювентус» в последний день трансферного окна. Спустя пару месяцев Праде заплатил 4,5 млн евро «Спартаку» за Александра Кокорина.
Из последних приколов – Праде навязал Палладино Николо Дзаньоло, хотя тренер не хотел видеть игрока в составе. В итоге у Дзаньоло феноменальные 0+0 по гол+пас за 462 минуты в «Фиорентине».
● За это время с командой работали шесть главных тренеров. Сюда входят Джузеппе Якини (приходил разруливать дела дважды) и Чезаре Пранделли, который со времен первого появления в «Фиорентине» по определенным причинам растерял прежний блеск. С Пранделли получилось грустно: он покинул команду из-за депрессии спустя четыре месяца после назначения.
«Мир, частью которого я был всю свою жизнь, вероятно, больше не подходит мне, – говорил в прощальном письме для болельщиков Пранделли. – Я больше не вижу себя в нем. Конечно, я изменился, но и мир движется быстрее, чем я думал. Поэтому, считаю, мне пора перестать заниматься делами, остановиться на какое-то время и снова открыть свое истинное «я».
Вероятно, это огромная волна депрессии, возникшая в душе Чезаре после смерти жены.
● 0 трофеев. Единственная отдушина – два попадания в финалы Лиги конференций, закончившиеся двумя поражениями «Фиорентины».
Место Праде в клубе занял Роберто Горетти: он год работал техническим директором «Фиорентины», а теперь пошел на повышение.
Преемник Пиоли – Паоло Ваноли. Почему он?
Бывший тренер «Спартака» Паоло Ваноли был не единственным вариантом. Как только появились слухи об увольнении Пиоли, медиа писали о возвращении Рафы Палладино, вероятном назначении Роберто Д’Аверсы и даже переговорах с Алессандро Нестой. Д’Аверса и Неста казались странными вариантами – без серьезных кейсов в крепких клубах. К тому же они проигрывали Палладино: в текущей «Фиорентине» сохранился состав, работавший с ним в прошлом сезоне. Чем не гарант успеха?
Но «Фиора» доверилась Ваноли, и в этом решении есть определенная логика.
«Мы были в восторге от того, с какой уверенностью Ваноли подходит к ситуации подобно той, в которой мы оказались сегодня, – говорил генеральный директор «Фиорентины» Алессандро Феррари. – Паоло отнесся к ней с энтузиазмом и полнейшей решимостью. У него большой опыт: как личный, так и в качестве ассистента. Он знает Флоренцию и кое-чего здесь добился. Когда я познакомился с Ваноли, у нас состоялось трехчасовое интервью, в ходе которого он говорил откровенно и четко. Мы считаем, что Паоло – подходящий человек».

Но что Ваноли может дать «Фиорентине»? Базово – спокойствие. Сейчас в команде – пожар, который нужно потушить в кратчайшие сроки, чтобы исправить ситуацию. Такой опыт у Пиоли есть. Год назад, когда Иван Юрич уходил из «Торино», медиа писали, что именно новый тренер разбавил напряженную атмосферу и вдохнул мотивацию. К тому же в Италии у Ваноли сложилась репутация грамотного «ученика Конте», способного показывать результат под давлением. Именно в такой ситуации сейчас находится «Фиорентина».
Вторая причина, по которой Ваноли подходит «Фио», – игровой стиль. Команда заточена под схему с тремя центральными защитниками, которую так любит Паоло. По ней он работал и в «Венеции» (оба года в Серии В с редкими переходами на другую расстановку), и некоторую часть сезона в «Торино». Ваноли получил команду, готовую к его требованиями и задумкам.
Третья причина, почему именно Ваноли стал главным тренером «Фиорентины», – финансы. После неустойки для Пиоли клуб нуждался в бюджетном варианте. Теоретически под это требование подходил и Д’Аверса, и Неста. Но Ваноли – свой для «Фиорентины», ведь в начале нулевых он провел более полсотни матчей в фиолетовой майке и выиграл Кубок Италии.
«Он вселил в нас огромную уверенность, – говорил спортдир Горетти. – Паоло сказал, что знает улицы Флоренции, и это оказало большое влияние, потому что подчеркивает связь с городом. Паоло отметил, что «Фиорентина» – это и есть Флоренция, а Флоренция – это «Курва Фьезоле». Если тифози поддерживают тебя, то ты способен с этим клубом на невероятные вещи».
Ваноли начал в «Фиорентине» с двух ничьих (2:2 против «Дженоа» и 1:1 с «Ювентусом») и поражения от «Аталанты» (0:2). Впереди – долгий путь, но инсайдеры говорят, что новый тренер уже старается менять все в лучшую сторону. Паоло наладил связь с сотрудниками базы и полноценно вник во все рабочие и управленческие процессы «Фиорентины», чтобы понять, кто и за что отвечает.
Разборки из-за стадиона – еще одна тяжесть для «Фиорентины»
Список стадионов и городов Италии, которые примут Евро-2032, еще не определен, и Флоренция борется за это право. Мэр города Сара Фунаро говорит, что до июня 2026-го ее администрация представит все планы вокруг реконструкции «Артемио Франки». Для того, чтобы быть ближе к истине, 20 декабря она встретится с комиссией УЕФА. На той же встрече будут и представители «Фиорентины», но в качестве слушателей, а не прямых участников переговоров.
Calcio Finanza передает: «Фиорентина» инвестирует некоторые суммы в реконструкцию «Артемио Франки», но фактически не принимает участие ни в каких обсуждениях. Планы разрабатываются и придумываются мэрией, а Фунаро подписывает бумаги без обсуждения с клубом. «Фиорентина» не понимает и не принимает такой подход, потому что является единственным пользователем этой арены.

«Мы теряем от пяти млн евро в год только на билетах, – говорит генменеджер Феррари. – Если добавить убытки от баров и ресторанов, мерча, спонсорских соглашений, чего-то еще, то получится еще три-четыре миллиона. Мы потеряли много времени из-за несогласованности. Если проект будет подписан к декабрю, то «Фиорентина» войдет во второй этап проекта. Но пока у нас нет информации, поэтому риск того, что клуб останется за бортом, очень велик».
Прямо сейчас срываются все намеченные сроки. Фанатская трибуна, на месте которой красуются экскаваторы во время матчей, на пугающе ранней стадии реконструкции. Вообще-то ее планировали сдать к августу 2026 году, но теперь дедлайн отодвинут. Срок был символичным, поскольку накладывался на празднование столетия, но теперь об этой задумке можно забыть. Мэрия запланировала переустановку металлических конструкций, покрывающих фанатский сектор – это потребовало больше времени из-за дополнительной закупки материалов, дополнительных эксплуатационных сложностей, изменениям механики строительства и возникновению других непредвиденных обстоятельств.
Предварительно завершение первого этапа работ перенесено на начало 2027 года. В это время мэр Фунаро просит тифози сохранить терпение и обещает, что отпразднует юбилей клуба так, что у всех останутся только положительные воспоминания.
В октябре, когда мэрия объявила об изменениях сроков строительства, «Фиорентина» публично выразила недовольство и пообещала пересмотреть участие в проекте. Более того, «Фиора» напомнила о планах Рокко Коммиссо если не построить новый стадион, то взять на себя обязательства по реконструкции старого «Артемио Франки» еще в 2019 году. Тогда мэрия отказала Коммиссо в этой возможности.
По данным Corriere Fiorentina, босс «Фиорентины» узнал об этих новостях, когда был в США и восстанавливался там от болезни. Первой реакцией Коммиссо был крик: «Что они вообще задумали?» Он потребовал от руководителей на месте разобраться с ситуацией и узнать, насколько реально покинуть стадион на некоторое время, чтобы не замедлить работы по реконструкции. Болельщики в шоке: они критикуют мэрию города и спрашивают, почему чиновники не позволили взять контроль над ремонтом «Артемио Франки» еще несколько лет назад.
Ответ на эти вопросы никто не даст. Как никто не дал Коммиссо разрешение на строительство новой арены в конце десятых. «Фиорентина» просто наблюдает за всем процессом и нервничает. Правда, во всем хаосе есть и некоторый позитив: 20 ноября мэрия Флоренции представила проект по реконструкции «Артемио Франки». Чиновники вместе с представителями «Фиоры» и компании-застройщика Arup посетили штаб-квартиру УЕФА в Ньоне, где и показали документ. Проект представляет первоначальный план по глобальной реконструкции «Артемио Франки» для соответствия всем необходимым критериям УЕФА.
Это лишь один шаг на непростом пути по решению непростой проблемы. Но это очень важный шаг, поскольку мэрия Флоренция и «Фиорентина» действительно хотят видеть обновленный стадион у себя в городе.
Хорошо бы еще спасти сезон.
Главное об итальянском футболе – в телеграм-канале автора

Фото: Gettyimages.ru/Marco Luzzani, Gabriele Maltinti






Которая не попала на два чемпионата мира подряд. То, что в Италии гигантские проблемы в футболе, которых нет в других топ-5 лигах, это очевидно. И в еврокубках показатель это не хорошие результаты во второсортных и третьесортных ЛЕ и ЛК, а то, что итальянский клуб последний раз брал ЛЧ в 2010.