Бергамо – таинственный город, у которого есть своя футбольная «богиня»
«Ювентус» сыграет на своем поле против «Аталанты» в рамках 28-го тура чемпионата Италии. Матч пройдет 10 марта. Перед предстоящей игрой предлагаю вам рассказ о замечательном древнем городе Бергамо и команде, которая небезуспешно представляет его в Серии А .
Бергамо – город под охраной средневековых львов
Бергамо – город в Италии, в области Ломбардия, административный центр одноименной провинции. Расположен примерно на 50 км восточнее Милана по дороге на Брешиа и Венецию, в предгорьях Альп, в долине реки По. Это очень красивый город со старинными достопримечательностями, архитектурой и интересной историей. Покровителем города почитается святой мученик Александр Бергамский, празднование 26 августа.
Город Бергамо разделен на две части: «Верхний Город», расположенный на холме и окруженный стеной, и «Нижний Город», объединенные со временем предместья (пригороды). Верхний Город - это средневековый город, окруженный могучими бастионами, построенный в XVI веке, во время господства Венеции. Он сохранился почти в неизменном виде. Здесь же сосредоточены главные достопримечательности. Нижний город пересекает река Морла. Он образовался в процессе развития некоторых деревень, расположенных вдоль основных путей сообщения, и является полной противоположностью Верхнего города - широкие улицы, современные здания. Соединяет их современный фуникулер.
Город раскинулся на предгорной холмистой территории. Благодаря близости гор климат довольно комфортный, хотя летом бывает довольно жарко. Больше всего осадков выпадает весной. Зимой возможны осадки в виде снега.
История
Основателями античного города Бергомум считаются кельты-ценоманы. Своё имя город получил по имени Бергимуса — бога местного населения. Основателем города считается Cidno — легендарный предок жителей Лигурии.
С 49 г. до н. э. город находился под властью Рима. В лучшие годы римский город насчитывал до 10 000 обитателей. В V веке его разрушили гунны во главе с Аттилой. После падения Римской Империи Бергамо неоднократно был разграблен. В конце 6 века сюда пришли Лангобарды ( древнегерманское племя, которое собственно и дало название данной области - Ломбардия). Под их управлением город стал процветать, пока в 774 году его не завоевали франки и не отдали под власть епископов.
Власть церкви просуществовала до 1098 года. Далее Бергамо стал свободным городом, но после нескольких войн с Брешией был присоединен к Ломбардии. Начиная с XIII века, в рамках борьбы между гвельфами и гибеллинами, Бергамо попадает под влияние Милана.
В 1428 году Бергамо входит в состав доменов Венецианской Республики. Венецианцы реконструируют Старый город, возводя могучие крепостные стены. Домен Венето продолжается вплоть до эпохи Наполеона, когда после короткого периода Республики, Цизальпинской Республики и Королевства Италии, Бергамо попадает в сферу влияния Австро-Венгрии. Именно австрийцы стали проводить индустриализацию города. В 1860 году Бергамо вошел в состав объединенной Италии, в составе которой находится до настоящего времени.
Современный Бергамо – важный экономический, промышленный и туристический центр Ломбардии и Северной Италии.
Достопримечательности
Бергамо – город, богатый достопримечательностями: старинные соборы, башни, исторические площади и здания. В основном, все достопримечательности сосредоточены в Верхнем городе.
Базилика Санта-Мария-Маджоре
Базилика Санта-Мария-Маджоре (Basilica di Santa Maria Maggiore) - одна из главных достопримечательностей «Верхнего города» Бергамо, великолепная базилика второй половины 12 века, в которой сочетаются архитектурные стили романо-лангобардского периода.
Существует очень глубокая и старинная связь между городом и его Базиликой Санта-Мария Маджоре, которая вытекает из отдельных эпизодов истории ее постройки. В начале XII века страшная эпидемия чумы поразила Европу, сея повсюду смерть и опустошение. Жители Бергамо решили искать защиты у Мадонны и поклялись взамен на спасение построить в честь нее церковь в качестве благодарности. И так как бергамцы - люди слова, в 1137 они исполнили свой обет и построили на Площади Дуомо в Верхнем Бергамо Базилику Санта-Мария Маджоре.
С тех пор храм дошел до наших дней в практически неизменном виде, что в северной Италии большая редкость – местные правители очень любили перестраивать здания и целые города на свой вкус. Правда, в XV веке Бартоломео Коллеони снес одну из апсид храма и пристроил вместо нее свою усыпальницу (Капеллу Коллеони), но в целом силуэт и отделка храма остались прежними.
Внутренний интерьер церкви, в отличие от внешней отделки, был практически полностью изменен в XVII веке. Стены и колонны украшены гобеленами фламандских мастеров эпохи Возрождения, а купол расписал знаменитый венецианец Джованни Баттиста Тьеполо.
Интересная особенность базилики – отсутствие центрального входа и фасада, который заменяла общая с соседствующим епископским дворцом стена. И на самом деле, все четыре входа в церковь – боковые. Южный и северный входы охраняют два красных и два белых мраморных льва, расположившихся у основания колонн протиров (небольшие портики, установленные для защиты от дождя и снега портал сооружения). Композиции относятся к 14 веку и принадлежат авторству Джованни да Кампионе.
Северный вход смотрит на площадь Дуомо и украшен красными львами; южная стена, напротив, обращена на площадь Розате и прозвана Дверью белых львов. Разный цвет львов получен за счет использования двух типов мрамора: веронский мрамор для красных и мрамор из Кандолья для белых.
Не случаен также и выбор места постройки базилики. Всегда это место считалось святым, еще в романскую эпоху здесь находился языческий храм, построенный в честь богини Клеменца и позже разрушенный, а в VIII веке здесь же была пристроена предшественница базилики Санта-Мария Маджоре, церковь Девы Марии.
В базилике похоронен итальянский композитор и знаменитый уроженец Бергамо – Гаэтано Доницетти. А рядом с базиликой стоит древний маленький романский храм X века постройки, сложенный из грубого камня.
Капелла Коллеони
Это, без сомнения, наиболее величественное строение в Бергамо.
Фасад капеллы украшен красным и белым мрамором в стиле итальянского Возрождения. Внутреннее убранство поражает концентрацией произведений искусства: позолоченная статуя полководца Бартоломео Коллеони на коне, саркофаги полностью вырезанные из мрамора, гробница дочери Медеи, резные деревянные скамьи.Чтобы описать все великолепие этой небольшой капеллы нужны десятки и десятки страниц. Есть любопытная примета, связанная с Капеллой Коллеони: говорят, если в полночь дотронуться до фамильного герба на железной решетке входа в капеллу, то это принесет удачу.
Позолоченная статуя полководца Бартоломео Коллеони на коне
Бартоломео Коллеони был одним из самых знаменитых полководцев наемной армии в Италии. Бесстрашный солдат, он провел свою жизнь в войнах по всей Италии, в основном на службе у Венецианской Республики. Его жизнь связана двойным узлом с Бергамо: здесь он родился, сюда он вернулся в расцвете своей карьеры и здесь он решил быть погребенным. Бергамцы очень чтят и гордятся своим знаменитым земляком и бережно хранят следы его присутствия здесь: от многочисленных замков и крепостей, старой канализационной сети, построенной им, и до великолепной капеллы, в которой он покоится с миром.
Множество легенд ходит о его могуществе. Одна из них рассказывает историю постройки капеллы. Говорят, что каноники базили Санта-Мария-Маджоре были не в восторге от идеи Коллеони построить рядом собственную гробницу и не давали разрешения на строительство. Бартоломео Коллеони решил эту проблему в стиле средневековой дипломатии наемного военного: он посылает своих солдат разрушить старую ризницу базилики. Правдива эта история или нет, нам, в любом случае, остался великолепный архитектурный шедевр, который стал одним из символов Бергамо.
Дуомо Бергамо
Дуомо возвышается на одноименной площади в центре Верхнего города. Это место было местом культа уже с V века н.э., о чем свидетельствуют слои грунта. Внутри собора вы найдете множество ценностей, как, например, картины Джованни Баттиста Морони и Андреа Превитали, «Мученичество святого Иоанна епископа» Джованни Баттиста Тьеполо, палу Карло Череза, произведения из инкрустированного дерева и мрамора Андреа Фантони.
Тиара Папы Иоанна XXIII
Но самый ценный объект, который можно здесь увидеть - это, конечно же, тиара Папы Иоанна XXIII, сегодня почитаемого как святого, родом из местечка Сотто-иль-Монте в провинции Бергамо. Тиара представляет собой сверкающий головной убор из золота, усыпанный жемчугом, рубинами, алмазами и изумрудами, созданный литейщиком Аттилио Нани.
На главном алтаре храма установлена урна с покровами святого Александра мученика, покровителя Бергамо, в честь которого и построен этот собор.
Рассказывают, что христианство попало в Бергамо с заключенными Римской империи, восточными христианами, приговоренными работать на железных шахтах в долине Валле-Сериана. Будучи отпущенными, они примыкали к культу святого Винченцо из Сарагосы и строили церкви, одна из которых была возведена на месте современного Дуомо Бергамо. Эта первая постройка, относящаяся к VIII веку, простояла до середины XV века, когда известный флорентийский архитектор Филарете построил новую структуру в форме латинского креста.
Но в Бергамо на тот момент уже был кафедральный собор, построенный в честь святого Александра Бергамского. И так добрую половину средневекового периода две внушительные церкви соперничали, пока в 1561 году старая постройка не была разрушена венецианцами для постройки крепостных стен, которые и сегодня окружают Верхний город. С тех пор и до сего дня кафедральный собор святого Винченцо принял имя святого Александра и стал единственным городским Дуомо.
Башня Гомбито
Башня Гомбито - еще одна достопримечательность «Верхнего города», высокая квадратная каменная башня. Башня была построена в XII веке достигает на сегодняшний день высоты в 52 метра (в оригинале она была высотой 64 метра). Башня в основном сохранила свой первоначальный вид, характерный для оборонительных строений Средних веков.
В XVI веке на первом этаже башни располагались две лавки по обоим сторонам здания. С тех пор она сохраняла свой торговый характер вплоть до последнего десятилетия 20 века. Первоначально башня выполняла оборонительные функции, поэтому в ней так мало отверстий и щелей.
Название «Гомбито» происходит от местонахождения башни, которая возвышается в точке компитум, на месте пересечения осей Кардо и Декумано римского города (соответствующие улицам Сан-Лоренцо/Марио Лупо и улице Гомбито).
Площадь Пьяцца Веккья
Площадь Пьяцца Веккья на протяжении веков была местом концентрации политической силы Бергамо, а сегодня это место, где встречаются и проводят свободное время. На площадь выходят своими фасадами великолепные и величественные здания, выстроенные в абсолютной гармонии согласно законам геометрии. Даже известный архитектор Ле Корбюзье говорил, что «нельзя больше тронуть и камешек, иначе это будет преступлением».
Первыми на площади мы видим городскую ратушу Палаццо делла Раджоне, построенную в конце XII века, что делает ее на сегодня самым старым зданием городских властей в Ломбардии, и башню Торре Чивика, которую называют еще Кампаноне. В центре площади расположился изящный небольшой фонтан Контарини (на фото выше), подаренный городу в 1780 году венецианских дожем Альвизе Контарини. На противоположной стороне от ратуши стоит белый дворец Палаццо Нуово – Новый дворец, который был резиденцией городских властей до 1873 года, а сегодня здесь разместилась библиотека им. Анджело Май, в которой хранится итальянское книжное наследие, в том числе инкунабулы (первые печатные книги), книги XVI века, эстампы, манускрипты и другие бесценные реликвии, что делает ее одной из самых важных библиотек Италии.
Построенная на том же самом месте, где возвышался древнеримский форум, площадь Пьяцца Веккья становится центром средневекового города. До ее постройки центральная городская площадь ограничивалась небольшим пяточком возле Дуомо – Пьяцца Дуомо, - место, где оглашались указы, велась торговля и заключались сделки, о чем свидетельствуют железные рейки, установленные сбоку базилики Санта-Мария-Маджоре.
Эти рейки являлись эталоном для мер длины в средние века, когда каждый город создавал свои единицы измерения длины, веса и объема, которые становились легитимными, только если были доступны широкой публике и гарантировались властями. Поэтому городские власти выставляли эталоны единиц измерения в общественных местах (в основном там, где велась торговля). Рейки, забитые в стену базилики Санта-Мария-Маджоре представляли собой единицы измерения, которые были в ходу в Бергамо.
Пьяцца Веккья обрела свой нынешний вид после постройки ратуши Палаццо делла Раджоне в конце XII века, которая отделила современную площадь от площади возле Дуомо. Частные дома, которые некогда здесь стояли, были постепенно снесены, начиная с XIV века. После того, как площадь приобрела актуальные размеры, самое важное изменение она претерпела в конце венецианского правления с появлением на Пьяцца Веккья прекрасного фонтана Контарини, построенного как для украшения главной площади города, так и в практических целях – даже сегодня можно споконо пить воду, вытекающую из пастей сфинксов. В конце XIX века фонтан был заменен статуей Джузеппе Гарибальди, но, в 1922 году фонтан был возвращен на место в своей первоначальной форме.
Палаццо делла Раджоне
Прогуливаясь под колоннадой старой резиденции городского совета вы сможете насладиться красотой средневековой архитектуры, которая наилучшим образом могла соединять функциональность и утонченное чувство прекрасного. На протяжении своей долгой жизни ратуша не раз подвергалась разрушениям и реконструкциям, а также меняла свое назначение, вплоть до того, что становилась библиотекой и театром Сегодня, по прошествии 800 лет после ее постройки, ратуша стала объектом культуры и истории города, принимая в своих стенах выставки и украшая старинную площадь Пьяцца Веккья.
Дворец Палаццо делла Раджоне - Palazzo della Ragione был задуман как один из первых городских дворцов (ратуш) в Италии, и был построен почти тысячу лет назад для организации городских собраний и советов.
Актуальное название, тем не менее, происходит от использования этого здания в качестве суда венецианцами в период правления Венецианской Республики. Здесь судьи рассматривали тяжбы между горожанами и решали, используя «разум» (итал. - la ragione), кто по закону был «прав» (итал. «ragione» - правота). Это был очень элегантный и красивый суд, судя по сохранившимся на внутренних стенах фресках.
Но сюрпризы ожидают посетителей и снаружи здания, под колоннадой, образующей террасу под дворцом. Здесь вы найдете гномон, так называемую стрелку солнечных часов, построенных более 200 лет назад (в 1798 году), которые и сегодня с помощью солнечного луча, падающего на высеченный в мраморном полу меридиан, с точностью показывают время полдня и дату!
Башня Торре Чивика
Башня Торре Чивика (Torre Civica) - еще одна интересная достопримечательность Бергамо, мощная средневековая квадратная башня, расположенная на площади Пьяцца Веккья. Башня была построена в период между XI и XII веками, и первоначально, она использовалась как дом-башня в собственности семьи Суарди. Это была эпоха, в которой каждая состоятельная семья, проживающая в городе, возводила башни. При этом чем более высоким было здание башни, тем больше престижа имела семья. Именно по этой причине Бергамо стали называть «городом ста башен». Позже башня стала резиденцией градоначальника, на ней установили колокол.
Изначально высота Торре Чивика составляла 37 метров, но в процессе постоянных работ по расширению уже в эпоху Средневековья высота достигла 56 метров. Что сделало башню самой высокой в Бергамо. С вершины Торре Чивика можно насладиться панорамой города и живописными окрестностями.
Палаццо нуово
Палаццо нуово – Новый дворец располагается в конце улицы Коллеони и закрывает сторону площади Пьяцца Веккья противоположную Палаццо делла Раджоне подобно театральным кулисам.
Возведение этого дворца продолжалось целых три века: строительство началось в 1604 году и закончилось лишь в 1928 году. И все время, с начала его постройки, здание было местом заседания Коммуны Бергамо.
В 1928 году в здании поселилась одна из наиболее крупных итальянских библиотек – городская библиотека им. Анджело Май,в хранилищах которой есть старинные пергаменты, первые печатные книги, музыки и многие другие бесценные сокровища.
Внутри, в центре Салона Фурьетти, посвященном кардиналу Фурьетти, с книг которого и начала существовать библиотека, вы можете полюбоваться на два чудесных глобуса работы Винченцо Мария Корнелли, космографа Венецианской республики. Глобусы относятся к 1688 и 1692 годам, имеют окружность почти 3,5 метра и сделаны из 50 иллюстрированных листов.
Ремесло, Индрустия, Река Брембо, Агрикультура, Работа – все это сюжеты статуй, установленных снаружи здания, над огромными окнами Библиотеки.
Войдя внутрь дворца, вы попадете в атриум, который поразит вас своей торжественностью и элегантностью, которые отличают весь интерьер: в частности, взгляд сразу падает на Колонну Камоцци, пюпитр в форме дерева с гербами Бергамо и Брешии и бюст Бартоломео Коллеони, самого известного итальянского кондотьера XV века.
Из атриума вы попадете в Салон Фурьетти, который изначально был местом собрания Наивысшего Совета (Maggior Consiglio), органа, который управлял городом. В центре каждой из сторон вы можете заметить двусторонний ало-золотой герб Коммуны Бергамо.
Венецианские стены
Нельзя представить себе Бергамо без его легендарных Венецианских стен. Маршрут длиной более 6 км, место для романтических прогулок, театр волшебных закатов - это внушительное укрепление вот уже четыре века охраняет красоты Верхнего города.
Невероятная художественная и культурная ценность Венецианских стен подтверждена также и получением звания объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Строительство началось в 1561 году Венецианской республикой с целью создания мощного оборонительного укрепления, способного защитить от атак врагов, но судьба была благосклонной к городу и его жителям, и Бергамо никогда не пришлось быть под осадой.
Таким образом, результат великой стройки XVI века дошел до наших дней в целости и полной сохранности. В самой стене было оборудовано 14 бастионов, 2 обзорные площадки, 100 бойниц и 4 ворот, а также целый запутанный подземный город с потайными выходами, галереями и туннелями.
За крепостные стены можно было попасть по четырем входам: Сан-Джакомо, Сан-Агастино, Сан-Алессандро и Сан-Лоренсо.
Ворота Сан-Джакомо
Ворота Порта Сан-Джакомо представляли в прошлом въезд в Верхний город для приезжающих из Милана. Это единственный портал в город, хорошо видный с проспекта Витторио Эмануеле, артерия, которая пересекает Бергамо Басса с юга на север. Белый мрамор, из которого построена арка, привезен из Джандоббио, из близлежащей долины Валь-Каваллина и выделяет ее на фоне серой крепостной стены. Именно по этим причинам это место наиболее часто фотографируемое в Бергамо, а также является превосходным белым экраном для разноцветных световых проекций по случаю специальных событий (например, итальянский триколор во время национальных праздников). Облокатившись на балюстраду вы сможете насладиться видом на укрепление венецианцев с одной стороны, и прекрасной панорамой на Нижний Бергамо и равнину вплоть до Аппенин!
Этот портал венчает фронтон, поддерживаемый полуколоннами в классическом стиле. Как и на остальных городских воротах, здесь красуется Лев святого Марка, символ господства Венеции. Вид этого портала не всегда был таким, каким вы видете его сегодня: старые подъемные деревянные ворота, которые закрывали вход в город в случае опасности, были демонтированы в конце XVIII века по приказу венецианского дожа Альвизе Контарини. На их месте была построена мощеная камнем дорога, по которой можно пройтись и сегодня.
Красота ворот Порта Сан-Джакомо заключается в их виадуке перед входом и белизне и сиянии мрамора, из которого они были построены. Этот мрамор добывается с самых античных времен в карьере Дзандоббио в провинции Бергамо. Этот же камень был использован для постройки других важных зданий, как Палаццо Нуово - Новый дворец (сегодня здесь располагается библиотека Анджело Май) и фонтан Контарини на площади Пьяцца Веккья. Ворота являются одним из четырех входов в Верхний город. Ворота Сан-Джакомо вплоть до середины 19 века закрывались в 10 вечера, ровно после того как колокол на башне Торре Чивика бил 100 ударов.
Караваджо (санктуарий Санта-Мария дель Фонте)
Караваджо (санктуарий Санта-Мария дель Фонте) расположился недалеко от Бергамо. Датируемый XV веком и перестроенный в XVII-XVIII веках по проекту архитектора Пеллегрино Тибальди, сегодня санктуарий является местом паломничества огромного количества верующих, особенно 26 мая, в день чудесного явления Девы Марии.
Внутри собора хранятся произведения Ювара, Кавенаги, Мориджия и Каведони. Каждый год сюда приезжает более 2 млн. пилигримов, которые стремятся попасть в грандиозное здание санктуария, воздвигнутого в 1432 году на месте, где одна молодая женщина увидела Мадонну; в тот же миг, на месте явления начал бить источник. В центре внимания верующих также находится и Святой Источник - Sacro Fonte, который проходит прямо под большим алтарем. Родник питает водой также и два фонтана, окруженные портиками, на площади перед входом.
Интересные факты. Бергамо родина Арлекино
Бергамо традиционно считается родиной самого популярного персонажа народного итальянского театра масок дель арте. В небольшой деревушке Онета недалеко от Бергамо даже есть дом в котором, как считается, служил своим господам Арлекин или Арлекино( он же Труффальдино)
Жилище XV века принадлежало одной местной благородной семье Гратароли, которая разбогатела в Венеции. Предполагается, что один из их слуг был прототипом персонажа Арлекино. Над входной лестницей вы увидите фреску, которая представляет очень волосатого человека одетого в шкуры, размахивающего палкой. Там же на табличке написано предупреждение: «Кто не приглашен, не заходи в мой дом, а если придет бездельник, я побью его палкой». Арлекин представитель слуг долины Валле-Брембана, которых считали ненадежными оппортунистами и которые выполняли в Венеции простые и тяжелые работы, стараясь всегда найти уловки, чтобы их не выполнять. Кажется, что фреска в доме Гратароли изображает именно этого дерзкого и насмешливого персонажа.
Сцена из комедии дель Арте, сыгранная во Франции перед знатной аудиторией в 1571 или 1572 году(Музей Байе).
Позже этот персонаж перекочевал в уличные представления. Название маски восходит к имени предводителя бесов Эллекена из этрусских легенд. Первоначально Арлекин — веселый неунывающий простофиля из Бергамо, который, в отличие от хитрого расчетливого Бригеллы попадает впросак и своими выходками запутывает интригу, состоящую из перипетий борьбы стариков Панталоне (венецианский купец), Доктора (болонский юрист), Капитана (военный) и Тартальи (неаполитанский нотариус) с молодыми влюбленными и их слугами — дзанни. Так в театральном представлении находил выражение конфликт старого и нового укладов жизни.
Традиционный костюм Арлекина стилизован под костюм крестьянина из Бергамо (блуза с кушаком), на блузе и панталонах заплатки (указывали на бедность), носил шапочку с заячьим хвостиком (символ трусливой природы) . К 1570-м были созданы основные маски, в том числе маска Арлекина. Разные труппы выступали в Италии, во Франции, Испании, Англии, распространяя типажи своих героев, сюжеты и виртуозную технику исполнения в другие страны, оказав влияние на творчество Гольдони, Гоцци, Лесажа, Мариво, Мольера, Бомарше и др. Герои комедии дель арте стали меняться. К середине 17 в. актер Д. Бьяконелли изменил характер и костюм Арлекина, превратив его в изящного, злоязычного интригана, счастливого любовника, соперника неудачливого Пьеро. Пестрые лохмотья заплат на костюме превратились в обтягивающее трико из правильных ромбов и треугольников красного, зеленого и желтого цветов, шапочка в элегантную треуголку.
Арлекин. Иллюстрация к пьесе Мариво (1878)
В 18 в. актер Т. Вивентини внес в трактовку роли патетический элемент, заставив зрителей смеяться и плакать одновременно. Маска Арлекина получила большую известность в творчестве актера Т. Мартинелли. Во Франции на рубеже 18-19 вв. возникли арлекинады. Арлекин из слуги превратился в центральное действующее лицо. Дальнейшее развитие образа протекало вне рамок комедии дель арте, прекратившей существование в середине 18 в. Маска Арлекина сыграла роль в становлении амплуа клоуна Августа (Рыжего в русском варианте, вторая половина 19 в. ) — традиционного персонажа клоунских антре. Август, простак-слуга противостоял господину — Белому клоуну (амплуа Белого выросло из маски Пьеро) .
Потеряв социальную остроту, маска Арлекина зажила самодостаточной жизнью и в 19 в. превратилась в предмет стилизации, пик которой пришелся на рубеже 19-20 вв., эпоху модерна.
Арлекин перерос канонические границы своей маски и своего времени и превратился в своеобразный феномен европейского театра.
Переходим к футболу.
Аталанта – «королева провинциалов»
«Атала́нта» (итал. Atalanta Bergamasca Calcio) — итальянский профессиональный футбольный клуб из города Бергамо, Ломбардия. Основан в 1907 году. Домашние матчи клуб проводит на стадионе «Гевисс» на 21 747 мест.
Самым значимым достижением «Аталанты» является победа в Кубке Италии 1963 года, ещё трижды (в 1987 и 1996, 2019 годах) она была финалистом. Клуб трижды подряд становился бронзовым призёром Серии А (по итогам сезонов 2018/19, 2019/20 и 2020/21). В настоящее время пост главного тренера клуба занимает Джан Пьеро Гасперини; капитан клуба — Рафаэл Толой.
Эмблема
Эмблема «Atalanta Bergamasca Calcio SpA»
На эмблеме «Аталанты» изображена стилизованная голова девушки . Это одноимённая героиня из греческой мифологии, а именно - по одной из версий Аталанта Беотийская, которая была настолько красива, быстра и ловка, что вызвала зависть у самой Афродиты. Каждому из искателей своей руки она предлагала состязаться в беге, причём он, безоружный, должен был бежать впереди, она же с копьём следовала за ним; если она его не настигала, то признавала своим женихом, в противном случае его ожидала неминуемая смерть. Много юношей пало от её руки, пока Гиппомен не перехитрил её с помощью Афродиты. Богиня дала ему золотые яблоки, которые он во время бега ронял поодиночке: поднимая их, Аталанта отстала, и Гиппомен первым достиг цели. Так же на эмблема отображен год основания клуба 1907 и цвета команды черные и синие полоски.
Цвета
Первые комплекты формы, принятые «Аталантой» после ее основания, имели тонкие черно-белые вертикальные полосы. Это были цвета «Аталанты» до 1920 года, когда клуб объединился с местным соперником «Бергамаской» (у которого были сине-белые формы). После слияния общий белый цвет был исключен, оставив черный и синий (нерадзурри) стали официальными цветами недавно сформированной Аталанты Бергамаска Кальчо. В первые годы после слияния в форме клуба были черные и синие четверти. Несколько лет спустя «Аталанта» приняла классические черно-синие вертикальные полосы.
Прозвища
Прозвищем клуба из Бергамо давно является слово «богиня», то бишь - La Dea. В свою очередь, Аталанта, в честь которой назван клуб, в этом самом мифе предстала вовсе не богиней. С этой точки зрения название клуба корректным назвать нельзя, но оно прочно закрепилось за командой.
Другое прозвище команды связано с некогда существовавшим в Бергамо клубом «Джоване Оробика», который был весьма популярен; большинство болельщиков которой стали впоследствии поддерживать пришедшую на смену «Аталанту». В результате «Аталанта» в среде болельщиков и получила прозвище «оробичи» («Orobici»).
Еще одно прозвище «Аталанта» получила уже за свои футбольные заслуги. Клуб является одной из самых успешных провинциальных команд, и в результате гордо носит прозвище «король провинциалов».
Истоки
Первым футбольным клубом города Бергамо стал «Бергамо», клуб был основан в 1903 году швейцарскими иммигрантами.
17 октября 1907 года группа учеников Liceo Classico Paolo Sarpi (престижная государственная средняя школа в Бергамо) в составе Эудженио Урьо, Джулио и Ферруччо Амати, Алессандро Форлини и Джованни Роберти решила образовать новое спортивное общество. Чтобы назвать его, ребята решили покопаться в древней мифологии, и им очень приглянулась история про Аталанту. Это была смелая, красивая и самое главное «самая быстрая из смертных» героиня мифов, и ее имя было утверждено в качестве названия.
Итальянская федерация футбола не принимала новый клуб в свои члены вплоть до 1914 года, а в 1919 году объявила, что разрешит только одному клубу из Бергамо участвовать в высшей национальной лиге (тогда называвшейся Prima Categoria).
Поскольку «Аталанта» и «Бергамаска» (поглотившее в 1913 году «Бергамо») были соперниками и не пришли к соглашению, решение о допуске в Первую категорию решалось в матче плей-офф, и «Аталанта» выиграла этот матч со счетом 2–0.
В феврале 1920 года спортивное общество «Аталанта» и спортивно-фехтовальное общество «Бергамаска», объединились в новый клуб Atalanta Bergamasca di Ginnastica e Scherma 1907 (сокращенно Atalanta Bergamasca Calcio),а датой основания стали считать 1907 год. Был принят компромиссный чёрно-синий вариант цветов клуба. Президентом был назначен Энрико Луксинджер (один из группы швейцарских предпринимателей-основателей знаменитого «Бергамо»).
Первой игровой площадкой клуба стала арена на улице Maglio del Lotto, но уже в 1919 году общество переехало на новое поле «Клементина», которое было переименовано в «Стадио Аталанта». Там нерадзурри оставались вплоть до 1928 года. Первый официальный матч «Аталанты» состоялся на стадионе «Брумана», где бергамаски разгромили «Местре» со счетом 4:1.
В 1928 году специально для клуба был построен новый стадион, названный в честь одного из героев фашистсткого режима Марио Бруманы, позже переименованный в «Атлети Адзурри д’Италия» . В 1929 году после реструктуризации чемпионата Италии и перехода на современный формат ,«Аталанта» по результатам выступления прошлого сезона попала в только что образованную Серию B. В сезоне 1932—1933 из-за проблем с финансированием «Аталанта» едва не снялась с чемпионата. Лишь благодаря продаже в «Амброзиану-Интер» голкипера Карло Черезоли клубу удалось доиграть турнир.
Выход в Серию А
Первый раз попасть в Серию А удалось в 1937 году, однако по результатам этого года «Аталанта» вернулась обратно в Серию B, но при этом сумела заработать 120 000 лир на продаже в «Рому» своего лучшего полузащитника Джузеппе Бономи. Впоследствии клуб часто зарабатывал на продаже своих лидеров в ведущие команды страны.
Возвращение в элиту состоялось в 1940 году. «Аталанта» прочно закрепилась в Серии А на целых шестнадцать лет и приобрела прозвище «королева провинциалов»,как самая неуступчивая и успешная команда, не относящаяся к грандам. В 1948 году бергамаски под руководством Иво Фиорентини смогли занять рекордную для себя пятую строчку в чемпионате.
В 1952 году «Аталанта» отметилась очередной громкой продажей: шведский форвард Хассе Йеппсон был продан в «Наполи» за 105 млн лир, для чего потребовалось даже участие мэра города.
В 1955 году матч «Аталанта» — «Триестина» был показан по телевидению впервые в истории бергамского клуба.
Три года спустя команда боролась за выживание, но была принудительно отправлена в Серию B за участие в договорных матчах, в 1960 году бергамаски были реабилитированы, но к тому времени они уже и так вернулись в Серию А.
Победа в Кубке Италии и дебют в Европе
2 июня 1963 года «Аталанта» завоевала первый трофей в своей истории, обыграв в финале Кубка Италии «Торино» со счётом 3:1. Финальный матч проводился на нейтральном поле в Милане. По всем предматчевым прогнозам в фавориты записывали туринскую команду, но болельщики бергамасков верили, что их команде удастся постоять за себя, ведь это был невероятный случай, фактически матч всей жизни. На Сан Сиро собралось более тридцати тысяч зрителей, которые стали свидетелями трех безответных мячей в ворота туринских быков, а главным героем матча стал воспитанник Примаверы Аталанты Анджело Доменгини оформивший хет-трик. Впоследствии этот талантливый футболист был продан миланскому Интеру, где смог проявить себя на самых высоких уровнях.
Чемпионат Италии же команда завершила на восьмом месте, что стало тоже неплохим успехом. Кроме того, победа в Кубке Италии позволила «Аталанте» представить Италию на международном уровне. Бергамаски сыграли в Кубке Делле Альпи, где уступили в финале Ювентусу, а также в следующем сезоне состоялся дебют в Кубке обладателей кубков, где в первом раунде в дополнительное время «Аталанта» уступила будущему победителю — лиссабонскому «Спортингу».
Взлеты и падения
По итогам сезона 1968/69 «Аталанта» покидает Серию А. Из-за плохого экономического состояния приходится продавать ведущих игроков, которых не всегда просто удается заменить. Именно так и приходилось существовать «Аталанте» в этих жестких футбольных законах, но что всегда отличала эту провинциальную команду, это способность, несмотря на все трудности, всё же выходить в Серию А.
Сезон 1970/71 стал годом восстановления былых кондиций. Команда играла в Серии В, а на пост президента клуба приходит страстный и харизматичный лидер – Акиле Бортолотти, который в итоге пробудет в «Аталанте» более двадцати лет.
В свой первый год в клубе Акиле Бортолотти сразу берет дела в свои руки. Он приглашает на пост главного тренера Джулио Корсини, что успешно помогло встряхнуть команду, результатом чего стал уверенный выход в Серию А. В том сезоне в составе «богини» блистали такие игроки, как Леончини, Анцолин, Дольди, Вавассори, а также молодой Аделио Моро. С выходом в элиту «Аталанте» удается укрепиться полузащитником Оттавио Бьянки и нападающим Эмилиано Мондонико, которые в последствие вернулись в команду в роли тренеров.
Тем временем в сезоне 1972/73 за первую команду «Аталанты» в возрасте 19 лет дебютирует легендарный Гаэтано Ширеа, который занял место Савойи на позиции либеро. Вскоре парень перешел в «Ювентус», где стал игроком величайшего масштаба.
Молодой Гаэтано Ширеа, один из самых известных футболистов, выпущенных молодёжной системой «Аталанты».
В 1973 году «Аталанта» вновь отправляется обратно в Серию В, на этот раз на четыре года. Только в 1977 году команда завоевывает право играть в элите Итальянского футбола, но не надолго.
В 1979 году начинается самое «глубокое» падение в истории клуба: за 5 лет «Аталанта» проходит путь от Серии А до Серии C и обратно. Стремительному возвращению из подвала итальнского футбола способствовало приглашение известных тренеров Оттавио Бьянки и Недо Сонетти и очередная смена президента: в 1980 году Акилле Бортолотти передал полномочия своему сыну Чезаре.
В 1984 г «Аталанта» возвращается в Серию А. Команда приобретает шведского полузащитника Гленна-Петера Стромберга, который на долгие годы становится лидером и конструктором атак бергамасков. В это же время в Бергамо заблистал один из воспитанников футбольной школы – Роберто Донадони, который станет звездой мировой величины, играя за «Милан» и национальную сборную Италии.
В сезоне-1986/87 бергамаски вновь покинули Серию А, однако отлично сыграли в Кубке Италии. Лишь «Наполи» во главе с блистательным Диего Армандо Марадоной в ранге чемпионов Италии смог остановить дружину из Бергамо на пути к финалу. Для наставника «Аталанты» Недо Сонетти этот матч стал последним у руля клуба.
Новым тренером клуба назначается бывший игрок команды Эмилиано Мондонико. А нерадзурри получили право принять участие в Кубке Кубков, при этом выступая в Серии В. Второе участие в Кубке обладателей кубков становится для «Аталанты» крайне удачным: участник Серии B доходит до полуфинала, где в двух матчах вновь проигрывает будущему победителю — бельгийскому «Мехелену».По результатам того сезона команда возвращается Серию А
После возврашения в элиту и такого отличного международного достижения FC Atalanta делает всё возможное, чтобы укрепиться на будущее. Таким образом, перед сезоном 1988/89 были приобретены Ренцо Контратто из Фиорентины, Клаудио Вертова из Эмполи, Фабрицио Феррон из Самбенедеттезе, а также Винченцо Эспозито и Роберт Притц. К ним добавили Пашулло, Мадонну и бразильца Эвайра. Отличная игра и ошеломительные результаты воодушевляют тиффози, «Аталанта» же занимает шестое место, и получает путёвку в Кубок УЕФА, где в 1/32 финала проигрывает московскому «Спартаку». Это поражение стоило Мондонико тренерского кресла.
Нападающий Эвайр становится настоящим любимцем публики. В следующем чемпионате «Аталанта» пытается повторить свое достижение, хоть и пришлось продать трех лучших хавбеков Фортунато, Притца и Эспозито, зато на их место были куплены другие отличные игроки – Бордин, Бортолацци, а также скоростной аргентинский форвард Клаудио Пауль Каниджа. Эвайр получает тяжелое повреждение, но за игрой Каниджи оно осталось не так заметно, ведь аргентинец становится новым идолом всех ультрас «Аталанты».
В сезоне-89/90 бергамаски становятся седьмыми. Радость от второго подряд выхода в еврокубки омрачила гибель 7 июня 1990 года в автокатастрофе президента клуба Чезаре Бортолотти, после которой президентство вернулось к его отцу Акилле. Осенью «Атланта» вновь принимала участие в Кубке УЕФА и в четвертьфинале уступила соотечественникам из «Интера».
В декабре 1992 года умирает почетный президент Аталанты Акиле Бортолотти спустя два года после смерти сына.
Вместе с ним канула в лету целая эпоха.
Курс на омоложение
В сезоне-92/93 восьмое место с клубом завоевал малоизвестный тогда тренер Марчелло Липпи. Перспективного тренера в следующем сезоне забирает к себе «Наполи», а чёрно-синие после неудачного выступления вновь оказываются в Серии B.
В 1994 году контрольный пакет акций «Аталанты» приобретает предприниматель Иван Руджери. Он возвращает в клуб тренера Эмилиано Мондонико, который берёт курс на омоложение состава. В команду привлекаются талантливые нападающие Кристиан Вьери и Филиппо Индзаги, проданные позже в «Ювентус». В 1996 году в финале Кубка Италии «Аталанта» терпит поражение от «Фиорентины». В чемпионате команда с трудом борется за выживание и в 1998 году отправляется по привычному маршруту рангом ниже.
Вернуть клуб в элиту смог через 2 года тренер Джованни Вавассори. В Серии А «Аталанта» навела много шороха, расправляясь с грандами, и долгое время шла в зоне Лиги Чемпионов, но под конец сезона скатилась на 7-ю строчку. В межсезонье руководство выделило большие деньги на усиление команды. За рекордные для клуба 30 млрд лир был куплен форвард «Милана» Джанни Командини, там же были приобретены защитник Луиджи Сала и форвард Лука Саудати. Из «Манчестер Юнайтед» пришёл вратарь Массимо Таиби. Несмотря на множество предложений, в команде остался Кристиано Дони. Но серьёзных результатов финансовые вложения не принесли: в 2002 году бергамаски стали девятыми, а через год вылетели, уступив «Реджине» в матче за место в Серии А. Как водится, в Серии B «Аталанта» не задержалась, но возвращение в высший свет успешным не получилось: команда заняла последнее место.
Смену поколений было поручено провести новому тренеру Стефано Колантуоно. Серьёзно омолодив состав, он с блеском решил задачу выхода в Серию А, выиграв чемпионат второго эшелона. Перспективная молодёжь не затерялась и в когорте сильнейших, заняв в год столетия клуба 8-е место. Талантливый тренер был тут же переманен в «Палермо».
Новым наставником стал Луиджи Дель Нери, под руководством которого «Кьево» наводил страх на признанных фаворитов чемпионата. Дель Нери продолжил политику своего предшественника и в 2008 году клуб занял уверенное 9-е место, а год спустя — 11-е. В 2009 году специалист объявил о том, что покинет «Аталанту» по окончании сезона, и руководство озаботилось поисками нового главного тренера.
5 июня главным тренером вместо ушедшего в «Сампдорию» Дель Нери был назначен Анджело Грегуччи. Спустя четыре первых тура он был отправлен в отставку за неудовлетворительные результаты — 4 поражения с общим счётом 1:7.
21 сентября новым наставником стал Антонио Конте. Однако под руководством Конте дела «Аталанты» пошли не слишком удачно, и спустя несколько месяцев наставник был так же уволен. Исполняющим обязанности главного тренера был назначен Вальтер Боначина, который до этого тренировал молодёжную команду клуба. Но и он не смог поднять команду, и в итоге сезон бергамаски заканчивали с Бортоло Мутти в качестве главного тренера. Спастись команда не смогла, и заняв 18 место в Серии А, вылетела в Серию В.
Новый сезон 2010/11 команда начала во главе со Стефано Колантуоно. «Аталанта» с первых же туров захватила лидерство в турнирной таблице и триумфально вернулась в Серию А, став чемпионом в Серии В. Однако радость нерадзурри длилась недолго, ведь из-за скандала, связанного с договорными матчами, с клуба в новом сезоне сняли 6 очков перед началом чемпионата. Многие специалисты предрекали «Аталанте» вылет по итогам сезона из-за столь существенного минуса в таблице, но команда провела очень сильный чемпионат и финишировала в итоге на 12-й строчке в турнирной таблице, а арендованный у «Удинезе» Херман Денис стал одним из лучших бомбардиров лиги, записав на свой счёт 16 голов. На протяжении следующих сезонов команде удалось закрепиться в Серии А.
Новые рекорды с Гасперини
Новый подъём клуба начался после того, как пост главного тренера летом 2016 года занял Джан Пьеро Гасперини. В первом же сезоне под его руководством команда из Бергамо заняла рекордное для себя четвёртое место и квалифицировались в Лигу Европы, а через два года впервые стала призёром Серии А, заняв по итогам сезона 2018/2019 3-е место. Благодаря этому результату клуб впервые в своей истории вышел в групповой этап Лиги чемпионов УЕФА . Кроме того, команда дошла до финала Кубка Италии, но со счётом 0:2 уступила «Лацио».
В сезоне-19/20 «Аталанта» хоть и проиграла свои первые три матча Лиги чемпионов , но продолжила квалификацию в 1/8 финала. Затем «Аталанта» победила испанский клуб «Валенсия» в обоих матчах 1/8 финала, достигнув четвертьфинал, где его выбьет чемпион Франции Пари Сен-Жермен . Клуб также повторил свое третье место в Серии А и во второй раз подряд вышел в Лигу чемпионов, побив несколько клубных рекордов.
«ПСЖ» одерживает волевую победу над «Аталантой» в 1/4 финала Лиги чемпионов, сезон 2019/20
В сезоне 2020–21 «Аталанта» во второй раз дошла до 1/8 финала Лиги чемпионов после выездной победы над «Аяксом» , а позже обеспечила себе квалификацию Лиги чемпионов и третье место в Серии А в третий раз подряд.
В 2022 году «Аталанта» немного сбавила обороты и финишировала восьмой в Серии А, тем самым не сумев пройти квалификацию на европейские соревнования. Однако уже в следующем сезоне команда занимает пятое место в Серии А и получает квалификацию в Лигу Европы.
4 августа 2023 года «Аталанта» создала резервную команду в Серии С, став вторым итальянским клубом после туринского «Ювентуса», сделавшим это.
Положение команд перед матчем
Безусловно, украшением 28 тура станет встреча в Турине. «Ювентус» примет на своем поле «Аталанту».
«Ювентус»
На данный момент туринцы идут на 2-й строчке в таблице Серии А Клуб набрал 57 очков в 27 играх. Отставание от лидирующего «Интера» составляет уже 15 баллов.
«Ювентус» не выдержал давления чемпионской гонкой и во втором круге национального первенства откровенно посыпался. Только 5 очков из 18 возможных удалось набрать «старой синьоре» за последнее время.
Защита туринцев проваливается на регулярной основе, и «Юве» пропускал даже от команд, которые сражаются за выживание –по два гола от «Фрозиноне» и «Вероны», по одному от «Удинезе», «Эмполи» и «Салернитаны».
В предыдущих шести турах «Ювентус» победил только один раз. Команда находится явно не в лучшей форме.
В минувшем туре Серии А команда Аллегри в гостях проиграла «Наполи» (1:2). У туринского клуба единственный гол забил Федерико Кьеза.
Слабые результаты именитого гранда Италии указывают на то, что мечты о Скудетто придется отложить, как минимум до следующего сезона.
У «Юве» имеются проблемы с составом, может быть отсюда и такие результаты. В этом матче не будет даже Душана Влаховича – главного бомбардира команды.
«Аталанта»
Аталанта» борется за попадание в еврокубки на следующий сезон. Цель клуба — финишировать в топ-4.
Но пока «Аталанта» находится на 6-м месте в таблице Серии А. По итогам 27 туров набрано 46 очков.
Клуб из Бергамо на этой неделе провел отличный выезд в Лиссабон, но победить «Спортинг» (1:1) в 1/8 финала Лиги Европы не удалось. Команды играли в неоптимальных сочетаниях, а Гасперини дал отдохнуть и оставил на скамейке запасных лидера полузащиты – Марио Пашалича.
В составе «Аталанты» выделялся Алексей Миранчук. Через россиянина много шло быстрых атак, и он отдал в результате голевую передачу, но везение в тот вечер было явно на стороне хозяев поля.
В чемпионате страны «Богиня» в последних матчах проиграла дважды подряд – «Интеру» (0:4) и удивившей всех в этом сезоне «Болонье» со счетом 1:2. До этих неудач бергамаски выдали мощный отрезок в Серии А – 6 побед и 2 ничьи.Так что «Ювентусу» победить легко не будет однозначно.
Однако, не смотря на все трудности, верим в победу «Юве» в этом матче .Forza Juve!!!