Как доказывали вину Промеса: защищенный BlackBerry, групповой чат и ник Fantasma
Разбор Игоря Сергеева.
Распространенное в России мнение о деле Промеса: голландское правосудие не внушает доверия, вряд ли Квинси способен на такое преступление.
Владимир Быстров: «Удивляет то, что с 2020 года ведется дело и только сейчас выносят приговор. То есть четыре года понадобилось, чтобы признать человека виновным. Причем в контрабанде. Это настораживает. Я не думаю, что Квинси идиот и реально что‑то покупал у кого‑то, у каких‑то дилеров и переправлял. Для меня это бред какой‑то».
Евгений Ловчев: «Никакому европейскому суду у меня веры нет. Вижу, как сейчас ведут по отношению к России, никаким законом там и не пахнет, есть фактор беззакония по отношению к России просто потому, что там так решили».
Светлана Журова: «Мы не знаем, как все это проходило: политизировано или нет, либо вообще сфабриковано из‑за того, что он поехал играть в Россию. Мы же не были в суде во время процесса».
Действительно, а какие доказательства у прокуратуры? Ведь Промес категорически отрицает вину.
Для ответа на этот вопрос хорошо мы погрузились в материалы суда (есть в распоряжении редакции) и местных медиа, журналисты которых посещали заседания и конспектировали основные моменты. Мы изучили все и пересказываем ключевые детали.
Голландская полиция следила за Промесом с 2018-го
По данным Het Parool, крупное расследование контрабанды наркотиков через порт Антверпена началось еще в 2018 году под кодовым названием «Порто». Агенты-информаторы сообщили в криминально-разведывательный отдел Нидерландов (TCI), что к наркотрафику может быть причастен Квинси Промес. Игрок тогда выступал за «Севилью».
Из заседаний суда следует, что Промес получил статус подозреваемого, поэтому его телефон прослушивался, а в его личном автомобиле «Мерседес» AMG A35 установили жучок.
Именно из перехваченных переговоров выяснились детали другого дела: Промес нанес ножевое ранение кузену в ночь с 24 на 25 июля 2020 года. Так началось параллельное расследование, по результатам которого в июне 2023 года Промеса признали виновным и приговорили к 18 месяцам тюрьмы с компенсацией потерпевшему в 7,5 тысяч евро.
В декабре 2019 года в TCI узнали, что подозреваемый в криминальных переговорах использует защищенный телефон (криптофон) BlackBerry с шифратором Sky ECC. Промес как-то обмолвился в прослушиваемой машине, что помимо обычного телефона у него есть еще один – зашифрованный для «бизнеса», приносящего ему «больше, чем футбол».
Перехваченные и расшифрованные сообщения с этого устройства и стали основой для обвинительного приговора.
Но как сообщения могли расшифровать? На то ведь и защищенный телефон
Приложение для обмена зашифрованными сообщениями SKY ECC разработала канадская компания Sky Global.
Клиенты могли использовать приложение на обычных устройствах или приобрести уже модифицированные аппараты – чаще всего смартфоны BlackBerry с собственной операционной системой.
Телефоны гарантировали абсолютную анонимность, так как устройство и его SIM-карта не привязывались к учетной записи клиента и приобретались в условиях, гарантирующих невозможность отследить покупателя – через широкую сеть авторизированных торговых представителей по всему миру. То есть вполне официально.
На устройствах отключали камеры, микрофоны и GPS, блокировали все приложения, кроме SKY ECC, с помощью которого можно было отправлять и получать только зашифрованные текстовые сообщения и фотографии лишь пользователю такого же телефона. Если телефон терял сеть, сообщение сохранялось до 48 часов, а затем удалялось оператором автоматически. Также можно было моментально стереть все данные самостоятельно – с помощью тревожной кнопки.
Иногда такие устройства называют криптофонами (из-за использования криптографии с эллиптической кривой (ECC) при шифровании – создание и анализ протоколов, которые не позволяют третьим лицам читать личные сообщения).
Стоимость полугодичной аренды (да-да, именно аренды) аппарата колебалась от 800 до 2200 евро. На сайте компании до недавнего времени предлагали приз в размере 5 млн долларов тому, кто сможет взломать шифрование SKY ECC.
По удивительному совпадению, 25% всех активных пользователей платформы (18 тысяч юзеров) находились в Бельгии и Нидерландах, а половина из них зафиксирована непосредственно в районе порта Антверпена, который считается негласными воротами для доставки наркотиков в Европу.
Очевидно, такие устройства особенно востребованы в криминальном мире.
«Учитывая, что услуги, оказываемые организацией, кажутся почти исключительно криминальными по своему характеру, федеральная прокуратура в конце 2018 года приняла решение возбудить расследование против SKY ECC и против людей, которые предоставляют эти телефоны в доступ преступному сообществу», – говорил бельгийский прокурор в марте 2021-го.
Сообщалось, что бельгийским правоохранителям совместно с голландскими коллегами удалось подобрать ключ – за два года перехватили миллиард сообщений, из которых расшифровали половину. В этом помогли сотни изъятых у преступников криптофонов, а также распространение поддельных девайсов с фишинговым приложением под ложным названием SKY ECC через подставные каналы.
Итог: рейды с участием более 1600 полицейских на территории Бельгии и Нидерландов, 48 арестованных, 17 тонн изъятого кокаина, 15 единиц оружия и 1,2 млн евро наличными плюс восемь люксовых авто. Подчеркивали, что изъятые средства получены от незаконного оборота наркотиков.
«Нам удалось [взломать шифрование]. Мы отправим SKY ECC номер счета федеральной полиции», – иронизировал федеральный прокурор Бельгии Фредерик ван Леу.
В том же марте 2021-го Минюст США обвинил боссов Sky Global в пособничестве «транснациональному распространению наркотиков через продажу и обслуживание устройств зашифрованной связи», сайт компании заблокировали, BlackBerry отключила приложение.
Главное для нашего сюжета: голландские правоохранители несколько лет перехватывали и расшифровывали сообщения в системе SKY ECC.
Промеса связали с анонимным аккаунтом Fantasma. Который координировал поставку наркотиков
В конце января 2020-го в порту Антверпена бельгийская таможня обнаружила 712 кг кокаина, спрятанного в мешках с морской солью на контейнеровозе из Бразилии. Позже следствие установило, что партии было две – чуть ранее 650 кг контрабандистам удалось вывезти по пропуску одного из сотрудников порта.
Тогда же правоохранители перехватили зашифрованные сообщения, в которых якобы Квинси Промес (прокуроры уверены, что именно он прятался за никнеймом Fantasma) и его дядя Марилио (уже ранее осужденный за контрабанду кокаина) обсуждали детали – например, руководили нанятыми людьми (их называют «экстракторами») для извлечения кокаина.
Экстракторы присылали в групповой чат подробные отчеты: фото двери склада, трейлера с контейнером и его содержимым. Груз извлекли в тайном месте, контейнер снова опечатали фальшивой пломбой и вернули на территорию порта.
После того, как контрабандисты не нашли вторую часть груза, Fantasma написал в чате: «Дерьмо, чувак».
«Половина в безопасности, риски торговли», – ответил Марилио.
Спустя почти месяц Fantasma написал: «Моя предыдущая поставка наполовину провалилась, они пришли в двух контейнерах, один из них «заклинило», так что вся моя прибыль уменьшилась вдвое».
В чатах также обсуждались другие детали (вроде места, времени и денежных сумм), которые позволили следователям связать переписку с контрабандой наркотиков.
Но почему они решили, что Fantasma – это именно Квинси Промес?
По данным NOS, футболиста сдали другие участники группового чата. Кроме того, следствие сравнило геоданные телефона Промеса с локацией перехваченных зашифрованных сообщений – и увидело совпадения.
Для идентификации аккаунта полиция использовала IMSI-перехватчик (IMSI-catcher) – шпионское спецустройство, которое маскирует себя под базовую станцию сотовой сети и перехватывает IMSI (уникальный идентификатор SIM-карты смартфона). Через перехваченный IMSI узнали IMEI (это уже уникальный номер устройства) второго телефона, с которым и был связан аккаунт в мессенджере Sky.
Сотовые идентификаторы Cell-ID (вышки), наиболее часто используемые данным телефоном, расположены в непосредственной близости от места жительства Квинси (в период с 10 декабря 2019 года по 9 апреля 2020 года).
На основании геоданных IMEI выяснили, что пользователь этого устройства совершил шесть авиаперелетов (только один человек повторялся на всех этих рейсах), среди которых полеты из Амстердама на Пафос (4 января 2020-го) и обратно (12 января 2020-го). Занимательно, что это практически полностью совпадает с датами тренировочного сбора «Аякса» в Катаре, где Промес 11 января 2020-го успел провести товарищескую игру против «Брюгге» (и даже забил). Тогда получается, игрок оставлял телефон на Кипре, или у голландских полицейских просто нет данных по перелетам из Пафоса в Катар.
В перехваченных чатах упоминается «футболист из «Аякса».
Суд признал доказанным, что Промес использовал имя пользователя Fantasma в зашифрованных сообщениях. А это значит: руководил, координировал и финансировал дело. Перехваченные разговоры в чате свидетельствуют, что он вложил 75 тысяч евро в транспортные расходы на перевозку кокаина.
Подчеркивается, что Промес не взял на себя ответственность за то, что сделал, проигнорировав суд.
«Промес – это не Fantasma». Квинси отверг эти обвинения
«Промес – это не Fantasma», – заявили адвокаты футболиста в суде.
Они выступили с двумя несколько противоречивыми тезисами. С одной стороны, утверждали, что Промес вообще не имел отношения к аккаунту и чату, а с другой – обращали внимание, что следствие не доказало переписками уголовные преступления пользователя под ником Fantasma.
«Защита не может согласиться с вердиктом окружного суда Амстердама и будет подавать апелляцию от имени нашего клиента. Решение суда не является окончательным. Апелляционный суд Амстердама полностью пересмотрит уголовное дело нашего клиента, – уверены адвокаты Софи Хоф и Роберт Малевич. – Пока приговор не станет окончательным, мы не будем отвечать на вопросы по существу. Наконец, мы хотели бы подчеркнуть, что пока вердикт судьи не окончателен, каждый подозреваемый в Нидерландах должен считаться невиновным. Это касается и господина Промеса».
Когда рассмотрят апелляцию?
Апелляцию на приговор по делу о поножовщине рассматривали около восьми месяцев, а сейчас речь идет о более тяжелом преступлении.
Так что результатов стоит ждать не раньше лета.
Промес в международном розыске. Что это для него значит?
Могут ли Промеса выдать из ОАЭ или России? А забанить в РПЛ? Ответы на наивные вопросы
Фото: Stupnikov Alexander/spartak.com, Ddp/Keystone Press Agency/Global Look Press ; Gettyimages/Mark Renders ; instagram.com/qpromes
Если дело шло долго - по любому что-то пытались придумать, да и вообще все политизировано. Другое дело - состряпать на коленке импровизированный суд в отделении полиции и в темпе вальса вынести решение.
Особенно когда это читаешь в стране с 0,33% оправдательных приговоров в суде.