9 мин.

Я хочу выиграть чемпионат Европы

– Лучиано Спаллетти, спустя полгода после того, как вы возглавили национальную команду и добились сложной квалификации на чемпионат Европы, уже можете составить первый баланс. Ваши ожидания оправдываются?

Да, с точки зрения предстоящей работы. Мы завоевали квалификацию, заслуживая её. Мы были последовательны в своем выборе и играли в атакующий футбол, никогда не отказываясь от него. Но мы должны быть лучше в том, чтобы поддерживать активную игру на протяжении всего матча - пока нам это не удаётся.

– Вы поняли, почему?

Было много разных трудностей, и преодолеть их все с легкостью было непросто. Такое происходило там, где мы столкнулись с такими сильными командами, как Англия и Украина. Некоторые вне поля: на трёх предигровых сборах у меня дважды забирали игроков.

– Был ли случай со ставками самым сложным моментом?

Определенно да - это вызвало тяжёлую реакцию со стороны коллектива. Хотя я не могу понять, почему они решили прийти и допросить игроков на выезде, а не дома, в более приватное и менее травматичное для них время. У них отобрали мобильные телефоны и планшеты, на которых сегодня держится вся личная жизнь ребят. Они испытали чувство неуверенности и уязвимости. Однако хорошо, что все это произошло, потому что это позволило им и тем, кто не попал под следствие, вернуться на путь истинный и осознать ошибки и риски, которые человек совершает и несёт. Когда вы становитесь зависимым, вы теряете путь к счастью, которое состоит из связей, отношений, здоровых вещей.

– В таких случаях, как азартные игры, слова имеют большой вес, и их нелегко найти. Тренеры сборной часто призывают отвечать на вопросы вне поля, например, о войне перед встречей с Украиной, чтобы затронуть этические и социальные вопросы.

Это один из аспектов моей роли, который поглощает больше всего энергии. Я обязан постоянно быть в курсе того, что происходит в мире, и передавать правильные представления и мысли. Это большая ответственность. Достаточно оступиться, чтобы оказаться на скамье подсудимых в социальных сетях.

– Но вам повезло, что вы столкнулись с этой ролью на пике своей человеческой и профессиональной зрелости.

Действительно, это пик и в моей карьере, и на моем пути как мужчины. Я очень спокойный и чертовски хороший человек, несмотря на эпизоды в прошлом, которые заставляли некоторых людей думать иначе. Конечно, возраст сгладил некоторые углы моего характера, но в профессиональной сфере я всегда был предельно корректен. И для этого мне иногда приходилось занимать позиции, которые не нравились общественному мнению, болельщикам или тем, кто судит со стороны. Но в раздевалке мое поведение всегда было правильным и важным для достижения командных результатов. Я хочу надеяться, что мне доверили роль тренера не только из-за моих тренерских навыков, но и потому, что как человек я могу хорошо представлять сборную самой красивой страны в мире.

– Вы часто говорите о работе, ценностях, прилежании, профессионализме, уважении к своей и чужой роли.

Потому что вы начинаете с этого. Это основа, на которую потом нужно добавить талант. Знамя, ценности, гордость, ответственность - это не те слова, которые я использую наугад, хотя кто-то наверняка так думал ... Некоторые игроки, наверное, считали, что Спаллетти только лает, а потом не имеет зубов, но они ошибались, и теперь есть вещи, которые необходимо прояснить. Отныне Playstation оставляйте дома и больше не приносите. Я придумал для них небольшую игру, чтобы отвлечь их на ночь. Они приходят ко мне, и я даю им домашнее задание на вечер, если дневного было недостаточно. Потому что в сборной ты постоянно находишься на прицеле, сконцентрирован, не валяешь дурака. Я повторяю лозунг All Blacks: «Здесь нет мудаков».

– Довольно четкое послание ...

Мне нужно собрать сильную сборную, я не собираюсь ни на что соглашаться. Я хочу выиграть чемпионат Европы, а затем - чемпионат Мира. Тогда мы тоже можем выйти сразу. Речи, которые я произношу перед командой, те же самые, которых ждут все итальянцы: мы едем в Германию, чтобы победить, а не чтобы участвовать. Этого требует наша история. Для этого мне нужно, чтобы эти игроки стали лучше, чем они есть. У меня нет времени тренировать их: мне нужно что-то, что проникнет в них и зажжет в них огонь, заставит их открыть глаза, даст им уверенность в том, что они могут это сделать.

– Фактор скорее психологический, чем тактический?

Именно в этом и заключается разница. Команда должна получить уверенность и мотивацию, а не оправдания и алиби. У нас есть всё, чтобы конкурировать с лучшими.

– А пресловутое отставание от других европейских грандов?

Я знаю, что Англия, Франция, Испания и Германия сильны, но мы способны играть на их уровне. Побеждают не те, кто хорошо играют только 20 минут, а те, кто созидают на поле все 90. И те, кто находятся постоянно внутри игры, даже если выходят со скамейки запасных или находятся на трибунах. Психическая энергия не должна расходоваться на управление теми, кто чем-то недоволен. Они отнимают энергию у подготовки к матчу, а мы не можем себе этого позволить. Поэтому мы должны выбирать инициативных, надежных ребят с мотивацией. Те, кто не обладает такими качествами, могут сидеть дома, они нам не нужны. Я хочу иметь здоровую группу и оставить след в футболе за эти три года, а потом можно и завязать.

– То есть вы хотите сказать, что после сборной вы закончите с тренерской деятельностью?

Может быть я сменю амплуа, потому что после сборной Италии мне будет сложно снова быть тренером.

– Кроме Playstation, игроки должны оставлять дома что-нибудь еще? Разрешены ли мобильные телефоны в раздевалке?

С мобильными телефонами мне приходится мириться, но их нельзя держать на массажном столе и во время процедур. Я упомянул видеоигры, потому что есть вещи, которые мне НЕ нравятся, и «не», пожалуйста, пишите заглавными буквами. Я хочу возродить встречи и собрания прошлых лет - старые обычаи и атмосферу. Простые, здоровые вещи. И Буффон поможет мне в этом. Если модерн - это игра в Playstation до четырех утра, когда на следующий день уже матч, то такая современность никуда не годится. Мы живем в мире, в котором мало стимулов для тяжелой работы, для того, чтобы попотеть: современные дети предпочитают выложить в Instagram фотографию с новой прической, а не опустить голову и крутить педали. Это не те ценности, которые должна транслировать моя Италия. Вы приходите в сборную со сверкающими глазами и бьющимся сердцем, и вы стоите там, как стая волков, идущих в одном строю, чтобы поддержать своего товарища впереди и никого не оставить сзади. Итальянцы требуют от сборной твердости и ответственности, единства и отваги. Вы приходите в сборную, чтобы выиграть чемпионат Европы, а не победить в Call of Duty (видеоигра, прим. ред.).

– Кьеза, Дзаниоло, Скамакка, Распадори, Локателли, Бонавентура, похоже, испытывают трудности. Беспокоитесь о снижении их результативности в клубах?

Я слежу за их трудностями, но в сборной меняются задачи и игра. В любом случае я должен быть готов к переменам и находить альтернативные решения: я хочу попробовать схему 3-4-2-1, чтобы попытаться сделать некоторых игроков более эффективными. Сохранять всегда атакующую направленность, не возвращаясь постоянно к пяти игрокам сзади, не владеющих мячом, создавать баланс, который позволит нам всегда вести открытую игру.

– Но также есть много молодых игроков, которые хотят стать частью группы ...

Буонджорно очень силен, Белланова - природная сила, Калафиори уже готов, Фаббиан - приятный сюрприз, Гаэтано уже играет, Фолоруншо - зверь, а дальше Камбьязо, Балданци, Лукка, Карнесекки, Ди Грегорио, Проведель... Возможно в составе уже сейчас появятся новые ростки. В списке сейчас 23 человека, но я возьму еще четырёх или шесть на предварительный сбор.

– От сборной до Кубков: как вы оцениваете прогресс итальянских команд?

Отлично. У нас есть тренеры высочайшего уровня, великие игроки - посмотрите на результаты прошлого сезона, когда мы дошли до финала во всех соревнованиях. Мы можем повторить это и в этом году.

– Может ли «Интер» выиграть Лигу чемпионов?

Да, потому что у него есть все: игра, баланс, компактность, зрелость, единство цели. Все помогают друг другу, вы не видите плохого отношения, жестов раздражения после потерь или ошибок. Они - команда. Они хорошо тренируются, и в полузащите они очень сильны.

– Не жалеете ли вы о том, что Фраттези получает мало времени на поле?

Да, но на чемпионате Европы он будет более свежим. Он тот, кто всегда хорошо вливается в состав.

– Итальянский футбол развивается, но чемпионат последних двух сезонов, с его «Наполи» и «Интером», не имеет наследственности: это аномалия?

Больше, чем аномалия, я бы сказал о самом низком общем знаменателе между двумя командами: абсолютное единство между игроками в случае с «Интером». Каждый разделяет общую и индивидуальную радость ... С соперниками, которые могли бы конкурировать с «Интером», возможно, произошли вещи, которые как раз я и не хотел бы видеть в сборной: игроки, которые удерживают внимание только 20', а не все 90', и не относят себя к коллективу.

– Насколько вам было жаль видеть, как болельщики «Наполи» страдают в этом году?

Я расскажу вам один эпизод, который отражает все. Я пошел на матч «Милан» - «Наполи», сидел у бара в лаунж-зоне: маленький мальчик, который был фанатом «Наполи» и сидел в 7-8 метрах от меня, начал на меня пялиться. Когда его отец разрешил ему, он подбежал ко мне и вцепился в мои ноги: он плакал. Я взял его на руки, а он все еще всхлипывал. Я хотел попросить у папы его номер телефона. Если он читает это или кто-то знает его, я бы с удовольствием снова поговорил с этим маленьким мальчиком, он тронул мое сердце.

– Де Лаурентис недавно сказал, что из-за вас он потерял 100 миллионов, что он не должен был вас отпускать, что, возможно, у него уже было соглашение с FIGC ...

Кто из Де Лаурентисов это говорил? Их 4-5, и я не имею в виду ещё детей ... Есть благодарный, есть меланхоличный, есть обиженный, есть и ретроград.  Я желаю им успеха на чемпионате мира для клубов, который гарантирует огромные доходы. К нынешнему рейтингу «Наполи» я тоже приложил руку.

– Сюрприз чемпионата?

В «Болонье» я вижу многое от моего «Наполи», они играют в европейский футбол. Перегрузка вокруг мяча и постоянный обмен позициями при сохранении командного баланса. «Аталанта» уже не удивляет: они прошли свой путь, это зрелая, крепкая команда. А еще у них есть Копмейнерс.

– За какой командой вы всегда любите наблюдать?

«Милан». Наверное среди больших команд они самые хамелеонские, их игры всегда разные. Они умеют делать все понемногу, Пиоли всегда удается собрать конкурентоспособную команду высокого уровня, максимально используя качества всего состава.

– Де Росси сказал: Я сын Спаллетти ...

Это было очень приятно, и я благодарю его. Впечатление, которое он производит на меня на скамейке запасных, таково: помимо того, что он тренер, он сохранил харизму капитана, которым он был, лидера, который тратит себя ради команды. Его игроки чувствуют это и платят ему своей игрой. Кроме того, он привнес в «Рому» изменения в менталитет и игру. Это было непросто за столь короткое время.