Промес в международном розыске. Что это для него значит?
Квинси Промеса объявили в международный розыск, об этом РИА Новости сообщили со ссылкой на прокуратуру Амстердама.
Новый виток в развитии дела связан с приговором на шесть лет по обвинению в контрабанде наркотиков: 1362 килограмма кокаина. Игрока «Спартака» приговорили заочно, он намерен подавать апелляцию.
РИА Новости со ссылкой на пресс-секретаря прокуратуры Амстердама Франклина Ваттимена сообщает, что Промес уже разыскивают по линии Интерпола.
«Осужденный футболист объявлен в международный розыск. Прокуратура пыталась доставить его в Нидерланды и приняла для этого меры. Однако это пока не привело к его экстрадиции», – заявил пресс-секретарь прокуратуры Амстердама Франклин Ваттимена.
Мы снова заглянули в публичные списки: Промеса нет ни в листе разыскиваемых голландцев на сайте местной полиции, ни в актуальной базе розыска Интерпола. Вероятно, это бюрократический момент – раз голландская прокуратура уже озвучила свои намерения розыска игрока по линии международного взаимодействия правоохранительных органов. Как отметил пресс-секретарь прокуратуры, Нидерланды не могут на это повлиять, поскольку зависят от других стран. Это действительно так.
Здесь снова рассмотрим два сценария: если Промес сейчас в ОАЭ – на сборах, или если уже нет – в России или любой другой стране, у которой нет двустороннего соглашения об экстрадиции с Нидерландами.
Если Промес в ОАЭ – уровень угрозы «красный». Почти «бордовый»
Между Нидерландами и ОАЭ действует соглашение об экстрадиции: каждая сторона по запросу обязуется выдать другой любого человека, которого разыскивают по уголовному делу или уже приговорили к лишению свободы на срок не менее одного года.
Исключение: Эмираты вправе отказать в выдаче своих граждан. А также преследуемого, например, по «гуманитарным соображениям с учетом возраста или состояния здоровья». Или если выдача может нанести ущерб суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим важным интересам ОАЭ. Но это вряд ли случаи Квинси.
Тревожные факты для футболиста: сейчас в Эмиратах постоянно проводятся совместные операции местных правоохранителей с ФБР и Европолом (штаб-квартира в Гааге). Особенно связанные с наркотрафиком. На семейную поножовщину, за которую Квинси ранее осудили на полтора года, власти Эмиратов могли посмотреть сквозь пальцы (да и запроса от голландцев не было), наркотики – совсем другое дело.
Так год назад Европол совместно с правоохранителями ОАЭ разоблачил международный наркокартель, который контролировал около трети торговли кокаином в Европе. Операция «Свет пустыни» привела к аресту 49 человек и конфискации 30 тонн кокаина по всему миру. Шесть топ-менеджеров империи, включая двух голландцев, арестовали прямо в Дубае.
Вывод: если правоохранители ОАЭ получили голландский запрос – они имеют полное право задержать и поместить Квинси под стражу, а только потом будет решаться вопрос об экстрадиции (это процедура не быстрая и очень бюрократическая).
Если Промес уже в России – уровень угрозы «хамелеон»
Между Россией и Нидерландами нет соглашения об экстрадиции, но работает общая международная конвенция. Россия по запросу может выдать иностранному государству гражданина для уголовного преследования или исполнения приговора. Решение принимает генеральная прокуратура.
Есть целый перечень официальных оснований для отказа в выдаче. Например, преследование за вероисповедание или политические убеждения, но основное – наличие гражданства РФ. Уместно вспомнить: год назад «Спартак» пытался сделать Промесу российский паспорт, но не получилось. Неизвестно, получится ли теперь – розыск за совершение преступления, как в России, так и в любой другой стране – основание для отказа в получении гражданства.
Сейчас на вопрос экстрадиции влияют две вещи (которые на самом деле взаимосвязаны).
Во-первых, если будет запрос – генпрокуратура его конечно рассмотрит, но обязательства в выдаче нет (вспоминаем формулировку «может выдать» из Уголовно-процессуального кодекса). Но экстрадиция предполагает принцип взаимности: Россия может выдать гражданина иностранному государству, когда может ожидать, что в аналогичной ситуации такое государство поступит аналогично.
Еще в апреле прошлого года генпрокурор Игорь Краснов сообщил, что «российская прокуратура продолжит выполнять свои международные обязательства, несмотря на политизированный подход западных коллег и отказ в выдаче России преступников».
По данным «Российской Газеты», с января по апрель 2023-го компетентными органами иностранных государств отказано в исполнении 15 запросов о правовой помощи России, из них 12 – по политическим мотивам (десять от Швейцарии плюс по одному – Латвия и Лихтенштейн). Кроме того, поступило 19 отказов в выдаче лиц «для уголовного преследования или исполнения приговора», из них восемь – по политическим мотивам (дважды от Италии и Польши, по одному разу отказали Австрия, Болгария, Германия и Румыния).
Сообщалось, что среди беглецов, в выдаче которых отказано по политическим мотивам, есть обвиняемые в убийстве, бандитизме, похищении человека, разбойном нападении, мошенничестве и наркоторговле.
Среди этих стран нет Нидерландов (за оставшуюся часть года статистика могла сильно измениться), но выдача кого-то стране Евросоюза сейчас точно будет рассматриваться при соблюдении принципа «взаимности».
Во-вторых, уже очевидно, что вопрос выдачи Квинси Промеса будет решаться на самом высоком уровне с учетом общественной реакции. Обвинение в контрабанде 1,37 тонны тяжелых наркотиков (напомним, что в России за это можно получить пожизненное) мало чем можно оправдать. Уже высказались ряд депутатов, а также спортивных лидеров общественного мнения.
В любом случае уровень давления на Промеса и «Спартак» в ближайшее время будет только нарастать.
Можно ли переждать, обязана ли Россия выдать, что должны делать РФС и «Спартак»?
И главное – по другим основным вопросам, которые возникают после приговора. Полный разбор читайте здесь.
● Просто пересидеть, чтобы истек срок давности, не получится. Потому что приговор уже вынесен. Воспользоваться сроком давности можно было бы, если с преступления бы прошло больше 12 лет, а за это время не начали бы следствия. События дела – из 2020-го.
● Промес не сможет поехать ни в одну страну Евросоюза. И в некоторые другие страны мира тоже, полный список тут. Высока вероятность, что его задержат и экстрадируют в Нидерланды, между членами ЕС это можно будет сделать по упрощенной процедуре.
● РФС, ФИФА и УЕФА никак не могут повлиять на контракт Промеса со «Спартаком». Расторжение может быть только инициативой клуба, потому что в спортивных регламентах не прописано наказание за уголовный срок.
***
По информации «РБ Спорт», Промес планирует вечером быть на командном ужине «Спартака» в ОАЭ – несмотря на информацию о международном розыске.
Всего 6 лет за 1362 кг кокаина – в Нидерландах такие мягкие законы? Подробный разбор срока Промеса
Фото: РИА Новости/Виталий Невар, Григорий Сысоев, Алексей Филиппов
Больше тонны крепких наркотиков это десятки жизней молодых ребят, таких же как мой покойный двоюродный брат. Участие в торговле наркотиков это равносильно убийству
европейский бандит из базы Интерпола НЕ МОЖЕТ въехать в Россию - его сразу же арестуют чтобы ты знал