3 мин.

Всего 6 лет за 1362 кг кокаина – в Нидерландах такие мягкие законы? Разбор срока Промеса

Игорь Сергеев – о приговоре Квинси Промеса, который получил 6 лет тюрьмы за участие в контрабанде 1362 кг кокаина. 

Начнем с того, что полная толерантность Нидерландов к наркотикам – миф. Но то, что там четко их подразделяют по степени вреда, а также наказывают за трафик мягче, чем в других странах – факт. 

Согласно Опиумному закону (Opiumwet), наркотики с низким риском вреда и/или привыкания считаются легкими, а с высоким риском вреда и/или привыкания – тяжелыми. Кокаин, за контрабанду которого осудили Промеса, относится ко второй категории.

Политика страны такая: очень терпимое отношение к продаже легких наркотиков и в то же время жесткое подавление оборота и употребления тяжелых. 

При этом контрабанда (импорт и экспорт) любых наркотических средств запрещена. Но наказания отличаются в зависимости от типа вещества: за контрабанду легких – до 4 лет со штрафом до 82 тысяч евро, тяжелых –  до 12 лет с таким же штрафом. 

Квинси как раз проходил по статье контрабанда (две партии кокаина общим весом 1362 кг перехватили в порту Антверпена) и не мог получить больше 12 лет. 

В итоге полузащитнику «Спартака» дали половину возможного максимального срока – 6 лет. 

Очевидно, что на такой приговор повлияли разные обстоятельства. 

Во-первых, Промес был не единственным хозяином груза, по данным следствия, а лишь соинвестором (вложил 200 тысяч евро в расчете заработать 6 млн). 

Во-вторых, нет отягчающих обстоятельств вроде рецидива. Также понятно, что финансирование незаконного трафика (Промесу приписывают именно это) наказывается менее сурово, чем непосредственная транспортировка через границу. 

В-третьих, сообщник футболиста по имени Марилио еще в январе заявлял, что планирует признать свою вину, не «впутывая Промеса». Совсем не впутать не удалось.

Возможно, поэтому сами прокуроры просили не максималку – только 9 лет. 

Наверное, шестилетний срок за контрабанду почти полутора тонн кокаина на сумму более 80 млн евро можно считать мягким наказанием.

Но давайте сравним. Тому же Марилио, который «все взял на себя», у которого это еще и рецидив (в 2019 году судим за контрабанду кокаина) и которому добавили еще статью за отмывание денег, дали те же шесть лет тюремного заключения.

Так что приговор Промесу в голландских условиях вряд ли можно считать мягким. Правда, Квинси повезло – в стране обсуждается ужесточение наказания. Если закон примут, верхнюю планку поднимут до 16 лет тюрьмы. 

«В последнее время наказания за тяжкие преступления, связанные с наркотиками, практически не изменились. Между тем, Нидерланды превратились в крупного производителя синтетических наркотиков и транзитную страну для торговцев. Это влияет на международную преступность и оказывает давление на нашу национальную безопасность. Речь о преступниках, для которых вымогательство, запугивание и убийство являются частью бизнес-модели. Тяжелые наркотики связаны с большими деньгами, и преступные банды сделают все, чтобы продолжить свою незаконную торговлю. Ужесточив максимальное наказание за тяжелые наркотики, мы направим сильный сигнал о нетерпимости и решительных действиях», – сказала в ноябре министр юстиции и безопасности Нидерландов Дилан Йешилгез-Зегериус.

За пределами Нидерландов приговор и правда выглядит мягко. Например, в России за контрабанду кокаина в особо крупном размере (более 1,5 кг) можно получить от 15 лет до пожизненного, а в США за пятикилограммовый трафик от 10 лет до пожизненного.

Телеграм-канал автора

Фото: Stupnikov Alexander/spartak.com/Global Look Press; instagram.com/qpromes