Отношения Nike и «Барселоны» переживают не лучшие времена. Клуб считает, что его обманывают
Ухудшение отношений между «Барселоной» и ее техническим спонсором Nike случилось еще при Жозепе Бартомеу, хотя экс-президент клуба в итоге подписал в 2018 году новое соглашение. Однако этот контракт стал источником конфликтов, которые заставили каталонцев задуматься о смене бренда одежды.
Одним из таких последних конфликтов стала продажа так называемых «реплик» футболок. Их нельзя назвать подделкой, поскольку их производство и продажа легальны. Это игровые комплекты, на которых изображено лого «Барсы», но нет бренда Nike. На том месте, где должен быть фирменный логотип производителя, красуется надпись «BARÇA». Такие майки можно найти в неофициальных киосках и магазинах как в Барселоне, так и в других городах Испании и Португалии.
Nike получает процент от этих копий, «Барселона» же − ничего. Почему так? В документе, который подписали в 2018 году, Nike называет различные виды продукции, за которые «Барса» не получает роялти (один процент от продаж). Речь идет об изделиях одежды как уличной, так и спортивной, которые не указаны подробно в контракте, но частью которого, по мнению Nike, являются комплекты.
Компания, которая продает эти товары, − это Prendas Deportivas Roger’s SL, общество из Вилассар-де-Дальт, которое также производит и продает футбольные мячи для других клубов, таких как «Мадрид» или «ПСЖ». Роджерс выставляет счета на сумму от 17 до 23 миллионов евро в год и, согласно отчету «Барсы», перечисляет около 2 миллионов в год компании Nike.
Из-за этого конфликта «Барса» подала иск против Nike, который был временно приостановлен, пока Жоан Лапорта согласовывал новые условия контракта. В основе соглашения лежит контракт 2006 года объемом около 120 страниц, к которому внесли дополнения. Последнее из них, краткосрочное (документ о намерениях) от 2018 года на 7 страницах и еще 4 приложения, где указаны объемы, сроки, пункты, бонусы, премии, безнадежные долги и блокировки. Одной из блокировок, кстати, является запрет на ведение переговоров с другими брендами (все они указаны) в течение всего срока действия контракта.
Если сложить все переменные, то цифры получались такие: 24 млн фиксированных роялти за продажи продукции плюс 52 млн за спонсорство. За последние несколько лет было несколько продлений контракта, особенно в связи с кризисом пандемии коронавируса. Лапорта договорился о фиксированной сумме спонсорской помощи в 42 млн евро, которая превратится в 52 млн евро, если «Барса» выиграет три Лиги чемпионов до 2026 года. Тогда Nike должен решить, стоит ли в одностороннем порядке продлевать связь с «блауграной» до 2028 года. На данный момент «Барса» уже может похвастаться одним титулом − тем, который выиграла женская команда в 2022 году. Из двух, которые еще предстоит выиграть, как минимум один должен достаться мужской команде.