4 мин.

История возникновения футбольных шарфов

С 1974 по 2002 год Жак Видаль, глава текстильной компании Vidal-Defour, расположенной недалеко от Сент-Этьена, наводнил Францию шарфами цветов величайших команд. Сейчас ему за восемьдесят, и этот человек, который никогда не был «увлечен футболом», тем не менее внес большой вклад в популяризацию самого футбольного аксессуара, который до сих пор висит на шее у болельщиков на каждом стадионе.

ИНТЕРВЬЮ ТИБО БАРЛЕ - 26 ЯНВАРЯ 2024 Г.

Как вам пришла в голову идея создать шарфы, посвященные футбольным фанатам?

В то время я управлял семейным текстильным бизнесом Vidal-Defour (Видаль-Дефур), расположенным в Сен-Дидье-ан-Веле, недалеко от Сент-Этьена. Мы экспортировали 40% нашей продукции за границу. Поэтому раз в год я отправлялся в страны, которые покупали нашу продукцию. В 1974 году, во время поездки в Англию, я столкнулся на улице с болельщиками в футбольных шарфах. На них не было никаких логотипов. Это были просто самодельные шарфы, которые ткали их бабушки или местные ткачихи. Там были только цвета команды. В Vidal-Defour у нас были жаккардовые станки, которые позволяли нам делать шарфы для дизайнеров с любым рисунком или узором. И хотя я никогда не был футбольным фанатом, я увидел возможность создавать индивидуальные шарфы для болельщиков.

Болельщики "Нанта" во время финального матча Кубка Франции 2023 между "Нантом" и "Тулузой" на стадионе "Стад де Франс" 29 апреля 2023 года в Париже, Франция. (Фото: Hugo Pfeiffer/Icon Sport)

Находясь в Верхней Луаре, вы сразу же обратились к болельщикам «Сент-Этьена»?

Да, я пошел в клуб болельщиков Associées (Ассосие). В то время у них не было никакой атрибутики для разных команд. Так что им понравилась идея. Но они хотели купить только 200 штук, что было невыгодно, потому что создание первой партии обошлось в 5 000 франков. В итоге они купили 500 шарфов. Это были первые, которые мы продали. На них был логотип «Сент-Этьена» с зигзагообразным узором из ломаных линий и надписью «Allez les Verts» (Вперед Зеленые). Это было начало эпической истории клуба. Помню фотографию, появившуюся в газете некоторое время спустя, на которой вся команда в наших шарфах стоит на трапе самолета перед матчем в Сплите. Их подарил им Жорж Эльбек, председатель Les Associés. После этого каждый хотел иметь такой шарф, и нам стали звонить болельщики из других городов.

Болельщики "Сент-Этьена" во время матча Лиги Европы УЕФА, группа I, между "Сент-Этьен" и "Александрия" 24 октября 2019 года в Сент-Этьене, Франция. (Фото: Anthony Dibon/Icon Sport)

Кто был вашим следующим клиентом?

После «Сент-Этьена» мне позвонили из Марселя. Перед встречей с Жаком Пелиссье, президентом Центрального клуба болельщиков «ОМ», я помню, как отправился покупать множество открыток с видами города, чтобы предложить несколько идей по оформлению. Мы сохранили мотив «зигзага», но добавили «La Bonne Mère» («Хорошая Мать» или «Бонн Мер» - это прозвище, данное базилике Нотр-Дам-де-ла-Гард в Марселе) и другие сильные элементы города. Сначала он взял 500, потом их число быстро выросло до 1000, 2000... Постепенно мы начали работать с фанатами всех основных клубов Лиги 1. Не хватало только «Монако». Поэтому я отправил шарфы всех команд принцу и попросил его разработать дизайн для «Монако». Через несколько недель я договорился о встрече. Но им нужны были шарфы для Цирка Монте-Карло (смеется). Мы сделали их. А шарфы для футбольного клуба появились позже.

«Создание первой партии уже стоило 5 000 франков!»

Жак Видаль

Сколько шарфов вы производили на пике своей производительности?

На пике мы производили около 500 000 шарфов в год. В какой-то момент клубы сами занялись мерчендайзингом. Тогда заказы увеличились. Например, в начале 1990-х годов, когда «ОМ» добился успеха в Европе, клуб заказал у меня три разных модели, каждая из которых была выпущена тиражом 15 000 штук. Через полгода директор позвонил мне и сказал, что у них еще остались. В течение шести лет «ПСЖ» также покупал у меня большое количество шарфов. В итоге они сочли их слишком дорогими и стали покупать их в других местах. Но вскоре они вернулись, потому что качество действительно было не на уровне...

Болельщики "Марселя" во время финального матча Кубка Франции по футболу между "Бордо" и "Марселем" на Парк де Пренс, Париж, Франция, 10 июня 1987 года. (Фото: Gadoffre A / Onze / Icon Sport)

Когда начался спад в этом бизнесе?

В 1990-е годы. Постепенно, несмотря на снижение качества, клубы перешли в Италию, затем на Маврикий и, наконец, в Китай. С 48 сотрудников мы сократились до 12. Продажи действительно начали падать. В течение нескольких лет я терял позиции и в другом своем бизнесе - экспорте текстильной продукции. Более того, некоторые ведущие модельеры не хотели с нами работать, потому что мы были слишком похожи на футбольный бренд. Но как бы там ни было, идея создания этих шарфов позволила мне сохранить свой бизнес гораздо дольше, чем я планировал, и спокойно дожить до пенсии. Без этого мне, вероятно, пришлось бы остановиться раньше». В 2002 году, в возрасте 63 лет, я искал кого-нибудь, кто мог бы занять мое место, но никто не хотел заниматься этим бизнесом. Поэтому я закрыл магазин.

Интервью Тибо Барле