15 мин.

«Восхищаюсь Индзаги, но где в «Рубине» Барелла и Лаутаро?» Интервью Рашида Рахимова

Как построить железную оборону за полгода.

«Рубин» Рашида Рахимова – приятное открытие первой части РПЛ. После обескураживающего старта сезона (два очка в четырех турах, разгромы от «Спартака» и «Ростова») команде предрекали тяжелую борьбу за выживание, а тренеру – скорую отставку.

На зимний перерыв «Рубин» ушел седьмым, по дополнительным показателям обогнав даже ЦСКА. Новички, подъехавшие в конце трансферного окна, моментально заиграли в старте, а Рахимов поменял схему и выстроил железную оборону (шесть сухих матчей подряд). 

Александр Дорский выяснил у Рахимова детали чудесного преображения и новые ориентиры «Рубина».

Детали трансферов «Рубина»: Рахимов увидел Иву в сборной Армении, с Даку встречался до перехода, о Ранджеловиче вспомнил из-за Чумича

– После окончания первой части сезона вы сказали, что «Рубин» прыгнул выше головы. Очевидно, никто не ожидал, что «Рубин» будет в первой восьмерке, но что конкретно вы имели в виду?

– После выхода в РПЛ на контракте с «Рубином» оказалось 36 футболистов. Нужно было понять, сколько из них смогут потянуть новый уровень. Это был важнейший вопрос, потому что на самоотдаче и эмоциональном фоне после победы в Первой лиге мы могли бы вытянуть несколько туров, но явно не всю дистанцию.

В клубе единогласно решили, что нужно усиление – не тянуло большинство из списка 36.

– Сколько?

– Посмотри, сколько игроков ушло из «Рубина» летом. Около 20.

Мне был нужен 21 футболист, соответствующий уровню РПЛ, для поддержания внутренней конкуренции, а также четыре-пять молодых пацанов, которые росли бы на этом фоне.

У нас было всего полтора месяца до старта нового чемпионата, работали в цейтноте. Даже после подписания Вуячича, Даку и Иву понимали, что нам не хватает качества ни в старте, ни на скамейке. К счастью, под конец трансферного окна нам удалось подписать Чумича, Ваду, Ранджеловича и Дрезгича и стабилизировать игру.

Я думал: «Если до зимы наберем 19-21 очко, будет неплохо, но будут нужны новые приобретения». В итоге набрали 28, одержали пять гостевых побед – меня это удивило, это и есть прыжок выше головы. Плюс уровень организации игры: Чумич, Вада, Даку и Ранджелович не слишком любят обороняться, но они вписались в наши требования.

– После переходов Чумича, Вады и Ранджеловича вы перешли с 5-3-2 на 5-4-1 – кажется, еще один важный фактор прогресса.

– Согласен. Вада и Чумич – вингеры, в 5-3-2 не было места для обоих, в том числе поэтому перешли на новую схему. Мы поняли, что «Рубину» уже не нужно прессинговать так высоко, как это было на старте сезона: Ваде, Чумичу и Даку необходимо пространство, чтобы убегать. Но если у тебя впереди такие игроки, значит, в середине поля нужен большой объем. Отсюда перевод в центр Ранджеловича, которого по «Уралу» мы помним вингером.

Насколько быстро вписались почти все новички – тоже удивление. У нас не было больших средств для подписания звезд, которые играли бы в основном за счет интеллекта. Нашим новичкам требовалось время для адаптации к требованиям, лиге, но они потратили на это всего две-три недели.

– Это везение?

– Хотелось бы верить, что это результат качественной работы. Если игрок – эгоист, тренер и партнеры должны под него подстраиваться. Все новички «Рубина» – другие.

Например, перед трансфером я встречался с Даку, чтобы понять его характер. После первой встречи понял, что он тот, кто нам нужен: игра на команду, адекватное восприятие критики. Я не смотрел на то, что Даку играл в чемпионате Словении, а ориентировался на качества: с таким ростом он очень быстрый и техничный. Было понятно, что физически он у нас добавит – из-за более сложного тренировочного процесса.

Вуячич был третьим кандидатом на место центрального защитника. Первые два – более молодые ребята, но мы их финансово не потянули. У Вуячича большой опыт, в том числе еврокубковый, он играл и в паре, и в тройке центральных защитников, в сборной Черногории один из лидеров, несмотря на то, что рядом с ним играет Савич.

Иву увидел в мартовском матче за сборную Армении против Турции (1:2). Конечно, когда видишь состав Армении, удивляешься и думаешь: кто это? В этой игре он мне очень понравился. После Уэльса (4:2) точно определился, что Иву нужен «Рубину». В тот момент Иву вел переговоры с турецким клубом, но нам удалось убедить владельца «Урарту» Джевана Челоянца продать Иву в «Рубин».

Чумич – еще один игрок, который шел не под первым номером в нашем шорт-листе. Меня впечатлил другой балканский игрок, мы вели с ним переговоры, но, к сожалению, у него были проблемы с мамой, поэтому он не доехал до «Рубина». Так возник Чумич: умеет обыгрывать один-в-один, имеет опыт в зарубежных чемпионатах. Часть прав на него принадлежала «Олимпиакосу» – тут вспомнили про Ранджеловича. Получилось взять обоих.

Вада был близок к переходу в клуб Серии Б, но мы с ним созвонились по видео, поговорили на испанском. Его заинтересовало в том числе то, что первый матч за европейский клуб он сыграл против «Рубина» – за «Бордо» в Лиге Европы.

– Но один новичок совсем не играет в РПЛ – Дрезгич.

– У него отличные качества: первый пас, ведение единоборств. Но ему всего 20 лет, он вырос в деревне – было понятно, что он не заиграет в «Рубине» сразу. Это наш капитал. Дрезгич играет за молодежную сборную Сербии – это знак качества. Так что нужно потерпеть.

Жесткость Рахимова: в «Уфе» была чрезмерной, в «Рубине» нужно быть мягче с Вадой

– Вы говорили игрокам «Рубина», что они вас удивили?

– Я не говорил: «Не ожидал от вас такого». Я знал, что ребята могут, но не ожидал, что все произойдет так быстро.

В моей карьере были игроки, которые обижались на мои слова. Я вызывал такого игрока: «Кричу на тебя, потому что вижу, что ты можешь стать лучше. Если не буду кричать, будет намного хуже – значит, я в тебе уже ничего не вижу». Пока я вижу, что что-то есть, требую.

– Игроков «Уфы» ваша требовательность не совсем устраивала, плюс вы рассказывали, как Раванелли в «Ахмате» едва ли не плакал после ваших слов.

– Это все по работе. Если у игрока есть проблемы по жизни, он в любой момент может прийти ко мне и поговорить.

Да, после одной из тренировок был момент, когда я так наехал на Раванелли, что он чуть не заплакал. После этого дал ему день паузы. Потом поговорили – я понял, что с ним нужно чуть помягче. Но игрокам нужно показывать, что они могут играть, но пока не используют все лучшие качества.

– Вы говорили, что в «Уфе» ваша жесткость иногда была чрезмерной.

– Да. Если игроки ее не приняли, значит, была чрезмерной.

– Это неготовность игроков к такой жесткости или ваша неготовность быть гибче?

– Это всегда двустороннее движение. Значит, мне нужно было выбрать немножко другие слова, а игрокам по-другому к ним отнестись.

Мне хотелось, чтобы игроки «Уфы» чувствовали ответственность за положение команды. Я не хотел быть внизу таблицы – значит, должен был думать, как все исправить. Я четыре-пять раз приходил в команды, которые находились в тяжелом состоянии, знаю, как их выводить из этого. Нужно показать, что я умею тренировать, но нужно и показать, что требования необходимо выполнять, чтобы выползти со дна. Например, в «Адмире» выгонял игроков с тренировок, штрафовал, отправлял во вторую команду – и ничего.

В «Рубине» у игроков есть характер. Ты видел наши тренировки – я достаточно жестко требую. То, что мы сделали осенью, – мало, впереди другая часть сезона, все будут готовы по-другому.

– В «Рубине» есть свой Раванелли?

– Возможно, Вада. На сборах мы тасуем составы, Вада думает, что он во втором. Объясняем ему, что все игроки – одна команда. С Даку разговариваем жестче всех – понимаем, что это необходимо.

Почему на старте сезона «Рубин» так высоко прессинговал и как Рахимов пережил слухи об отставке

– День перед матчем с «Крыльями» (2:1). Тимур Гурцкая записывает кружок в телеграме и сообщает о вашей скорой отставке. Вы сразу его увидели?

– Я знал, кто об этом сказал Гурцкая.

В принципе, эти люди не скрывали своего отношения ко мне, им я был не нужен в «Рубине». Но таких слов я никогда не слышал от президента клуба.

Более того, благодаря поддержке Рустама Минниханова и решениям Марата Сафиуллина (президент «Рубина» – Sports.ru) мы провели хорошую трансферную кампанию и добились определенных результатов. Очень им благодарен, они делают все для «Рубина».

– Осенью вы не раз повторяли, что знаете, от кого шла та информация, но говорили: «Имен называть не буду». Зачем рассказывать об атаке, но скрывать имена?

– Ты же хочешь имена.

– Хочу.

– Но я их не скажу. Стоит закрыть эту тему, не считаю нужным говорить об этих людях. Я много раз проходил через такое, но караван идет дальше. Для меня важны люди, которым небезразличны интересы «Рубина».

– На старте сезона «Рубин» упустил победы с «Локо» и «Оренбургом» в конце матчей. «Спартак» и «Ростов» добивали вас тоже ближе к финальному свистку. С чем это было связано?

– Отсутствие скамейки. Мы не могли держать уровень игры на протяжении 90 минут. Выдавали максимум в течение 45-60 минут, а дальше, когда «Рубину», например, нужно было придержать мяч, не хватало людей. Пропускали второй, и на бровке я думал: «Сложно отыграться». В конце первой части сезона уступали «Динамо» 0:1 – и тогда ощущение, что можем отыграться, не уходило.

– Вы говорили, что после появления Чумича и Вады «Рубину» уже было не нужно прессинговать так же, как на старте сезона. Но почему вы вообще встречали соперников так высоко, имея сзади не очень быстрых центральных защитников?

– Да, это был риск, который мы осознавали. Я посчитал, что мы нивелируем это, если будем правильно прессинговать. Было важно контролировать длинные передачи – наши центральные защитники обладают хорошим ростом, поэтому особых проблем вверху не должно было возникнуть. Проблемы возникали, если соперник преодолевал наш прессинг, игроки на скорости получали передачи между линиями.

Мне кажется, во многих моментах прессинг работал, на старте сезона нам забивали после первой же ошибки «Рубина». Из-за этого терялась уверенность.

Сейчас мы отрабатываем высокую оборону, потому что будут матчи, когда «Рубину» будет нужно сыграть так.

– То есть у вас не было ощущения, что высокая оборона – ошибка?

– Нет. По игре «Рубин» был неплох, по результату – да, не очень.

Рахимов восхищается «Интером» и признает проблемы «Рубина» в позиционной атаке

– «Рубин» не пропускал шесть матчей подряд. Это реальная оценка качества обороны, стечение обстоятельств, везение?

– Безусловно, где-то нам повезло. Но главное – хорошая организация. Команды, которые максимально быстро переходят к ней, добиваются лучших результатов. У «Ливерпуля», «Сити» и «Реала» реакция на переход к организации занимает минимальное количество времени.

– Что такое организация игры?

– Баланс всех фаз игры. Сегодня у «Рубина» его нет: две фазы мы делаем неплохо, но позиционная атака с обратным переходом пока не работает. Отсюда и отсутствие стабильной игры. Если мы их подтянем, выйдем на другой уровень.

– После старта сухой серии она стала дополнительной мотивацией на новые игры?

– Она стала не мотивацией, а уверенностью для игроков. Мне нужно было убрать давление, потому что кто-то мог держать в голове только серию: «Уберите эти мысли, думайте об организации. Если с ней будет порядок, все придет».

Никто не застрахован от ошибок, мы могли пропустить, но было важно сохранять общий уровень игры. Когда-то любая серия заканчивается, но не должно заканчиваться умение быть организованной командой.

– Дюпин не очень здорово начал сезон.

– У него бывают неудачные отрезки, но он очень быстро забывает об ошибках, не держит их в голове. В начале сезона много говорили, что он не выручает и пропускает необязательные голы, поэтому мне пришлось с ним разговаривать: «Не переживай, твои матчи придут. Ничего не бойся, в «Рубине» все в тебя верят». Все равно же все всё читают и смотрят.

Со стартом сухой серии у нас появилась традиция: я захожу в раздевалку и треплю Дюпина по голове.

– Выстраивая оборону «Рубина», вы ориентировались на какой-нибудь европейский клуб?

– Сейчас я восхищаюсь «Интером». Я ездил на трехнедельную стажировку в «Лацио» Индзаги. Мне кажется, он делает похожие вещи [как в «Лацио»], но «Интер» выглядит совсем по-другому, таких результатов в «Лацио» Индзаги не показывал (в «Лацио» – 4-е место в Серии А и два Кубка Италии, в «Интере» – 2-е и 3-е в чемпионате, два Кубка Италии и финал Лиги чемпионов – Sports.ru).

На мой взгляд, такие результаты связаны с качеством игроков: в «Лацио» не было, например, Бареллы и Лаутаро. Но это взгляд со стороны – было бы интересно послушать на эту тему Индзаги.

Первый ориентир в любой схеме – мяч. Второй – партнер: кому отдаешь пас, кого страхуешь в зависимости от того, у кого мяч. Базовые принципы подглядеть можно, но копировать кого-то нельзя. Где в «Рубине» Барелла? А где Лаутаро?

Еще один момент, который говорит, что кого-то копировать нельзя – менталитет. Например, в Бундеслиге, в Испании много работают над тактикой. Что произойдет, если в России работать над ней каждый день? Уже в конце первой недели весь состав заноет. И это нормально, это вопрос менталитета.

В России, если что-то не получается, игрок спросит: «Зачем мы это делаем?» В Германии такой вопрос не возникнет.

– Что плохого в этом вопросе? Это же стремление понять смысл упражнения.

– Игрок спрашивает: «Зачем мы это делаем?» – а не «Почему у нас не получается?» И это происходит уже после упражнения, а его смысл доносится перед выполнением.

Это наша ментальность: если что-то не идет, мы отмажемся вопросом «Зачем это вообще нужно?»

– Вы говорили, что после прихода новичков «Рубин» потерял в мобильности в центре поля.

– Ее уровня не хватало. Мы ушли от трех центральных полузащитников к двум, а объем как-то надо было закрывать. Когда подписывали Ранджеловича, возникла мысль попробовать его в центре – за матч он пробегает по 12-13 километров. Лазар рассказал, что никогда не играл в центре, но я ему объяснил: «У тебя суперголова, в ней все есть. Ты быстро схватишь все моменты».

В атаке мы стараемся не фиксировать позиции. Ранджелович может и открываться во фланг, и оказываться рядом с Даку. Главное – заполняемость зон, атакующие игроки не могут находиться в одной, потому что так соперник воспользуется свободным пространством при нашей потере мяча.

– После перехода на 5-4-1 место в старте потерял Фамейе. Осенью казалось, что он потух.

– Все с ним нормально. Конечно, он хочет играть, и Фамейе не дает повода усомниться: даже если его выпустить на пять минут, он отдаст все.

Если у Джо появится возможность перейти в другой клуб, скрепя сердце мы его отпустим, потому что я не хочу губить чью-то карьеру. Но он нужен «Рубину» (разговор состоялся до появления информации о скором переходе Фамейе в «Балтику» на правах аренды – Sports.ru).

– Вы говорили, что у «Рубина» возникают проблемы при ускорении игры в атаке. В чем именно?

– Когда игрок ускоряется, отдает быстрый пас, ему нужно не потерять темп. Что происходит в такой ситуации? Необходимость быстрее думать. Отсюда увеличивается процент брака.

Пока с этим есть сложности. Например, на тренировках при выходе 4-в-2 игрок с мячом может отдать передачу партнеру, которого закрывает защитник, а не тому, кто свободен. Игрок с мячом просто не успел сориентироваться. Поэтому на тренировках мы уменьшаем количество касаний, заставляем быстрее принимать решения в каждом упражнении.

***

– Вы несколько раз говорили, что «Рубин» не отпустит Даку до конца сезона.

– Да. У клуба первый год после возвращения в РПЛ – нам нужно обрести стабильность. Мы не только не отпустим Даку – нам нужно усилиться так, чтобы ничего не потерять летом, даже если мы кого-то отпустим.

– Вы не боитесь, что вторая часть сезона получится не такой классной для Даку, в сборной Албании на Евро он не будет стартовым нападающим – и потеряет в цене?

– Если о таком думать… Наоборот, мы должны думать, что еще можно выжать из Даку. От проблем никто не застрахован, все может случиться, но мы не должны этого бояться. Зачем сразу вбивать себе в голове сомнения?

– «Рубин» оторвался от зоны вылета. Какие цели нужно ставить на вторую часть сезона?

– Я бы не говорил о целях.

После выхода в РПЛ мы говорили, что главная задача – сохранить место в лиге, а если получится – подняться повыше. Во второй половине осени мы вышли на определенный уровень игры – теперь его нужно как минимум не потерять, а лучше – сделать еще один шаг вперед. Это задача, а не цель.

Пока все идет неплохо. Но это еще не конец сезона.

Телеграм-канал Дорского

«Коваль на поле – все на Никольскую». Ироничное интервью Александра Коваленко

Фото: РИА Новости/Григорий Сысоев, Максим Богодвид, Александр Вильф; ФК «Рубин» Казань