10 мин.

«Коваль на поле – все на Никольскую». Ироничное интервью Александра Коваленко

Выбрал «Зенит» после звонка Семака.

Александр Коваленко – один из главных юных талантов РПЛ последних лет. Он ворвался в лигу в 18 лет весной 2022-го, хотя никогда не играл даже в первом дивизионе, быстро завоевал место в старте «Крыльев» и внезапно перешел в «Сочи». 

Полноценного трансфера не случилось: годичная аренда в «Крылья» – и превращение в большой трансферный лот следующим летом. За Коваленко бились два топа: «Локомотив», в котором собрался целый выпуск академии «Чертаново» (Коваленко оттуда), и «Зенит», которому не хватает талантов с паспортом РФ.  

Коваленко выбрал «Зенит», но первые полгода в Петербурге – сплошное расстройство. В РПЛ Александр ни разу не вышел в старте, а за пять выходов на замену не наскреб и 50 минут. 

Одновременно Коваленко окружает интрига по выбору сборной: он не заигран за основную сборную России в официальных матчах и еще может перейти в Армению. 

Александр Дорский поговорил с Коваленко о причинах трансферного выбора, тяжелой адаптации в топ-клубе и отношении к троллингу по этому поводу.

***

– Ты уже полгода в «Зените». Как их оценишь?

– Может, кто-то уже забыл, но в «Крыльях» я не сразу заиграл в старте, поэтому понимал, что то же самое будет и в «Зените». Когда решался на переход, слышал, что уходит Кузяев, что может уйти Вендел. В итоге Вендел не ушел, так что мне пришлось посидеть побольше.

Конечно, игрового времени не хватает, но в целом все нормально. В коллективе точно освоился. Эти полгода – не повод расстраиваться. Если я сейчас буду ныть, точно ничего не получится. 

– О чем подумал, когда Вендел все-таки вернулся в «Зенит»?

– Вообще не думал о конкуренции, просто поражался, какой Вендел сильный. Просто зверь. Для меня это сильнейший игрок РПЛ. 

– За счет чего?

– Все видели, как «Зенит» выходил из обороны без него и что начало получаться, как только он заиграл. И это вообще без тренировок – никогда такого не видел. 

– Безусловно, возвращение Вендела – важнейший момент для твоего игрового времени. Но твой бывший тренер Игорь Осинькин рассказывал, что ты перешел в «Зенит» с лишним весом.

– Да, я был не в форме. 

Последние пару месяцев прошлого сезона не играл из-за травмы. Подвернул голеностоп – думал, ерунда, а в итоге он до сих пор до конца не прошел.

Признаю, что за это время чуток поднабрал. Понимал, что в «Зените» будет тяжело, но реальность оказалась намного хуже. На первых тренировках я умирал, в товарищеских матчах ничего не получалось.

– Почему травма получилась настолько серьезной?

– Возможно, потому, что сразу после ее получения продолжил играть за «Крылья». Во-первых, казалось, что все не так плохо. Во-вторых, «Крылья» попали в тяжелую ситуацию, очень хотелось помочь команде. Это желание усиливалось, так как понимал, что летом уйду. Не хотелось оставлять о себе плохие воспоминания. 

Два месяца я не делал ни спринты, ни рывки. Скрывать нечего: я был в катастрофическом состоянии. Как понял, для таких, как я, пример – Вендел. Рассказывали, что он очень тяжело начинал в «Зените», в том числе на тренировках, а сейчас – машина.  

– То есть ты не предъявлял претензии к себе?

– Нет. Понимаю, что относился максимально профессионально. 

– А лишний вес?

– У меня часто с ним проблемы. Люблю покушать, родители очень вкусно готовят. 

Год назад в «Крыльях» приехал на сборы максимально толстым – почувствовал, как тяжело, тренеры очень переживали, что полетят колени. Надеюсь, больше такого у меня не будет, но в отпуске все равно набираю, даже если занимаюсь. 

– Этой зимой специально готовился к сборам?

– Да, чтобы избежать того, что было летом. Постоянно бегал, в Москве играл в манеже. Сейчас чувствую себя на семерку по десятибалльной шкале. 

Семак звонил Коваленко перед трансфером – Галактионов не набирал

– Летом ты выбирал только между «Зенитом» и «Локомотивом»?

– Да, было два предложения.

– В мае ты ходил в «Коммент.Шоу» и на вопрос о клубе, который тебе симпатичен, показал жест паровоза.  

– На тот момент я вел переговоры только с «Локомотивом», поэтому был уверен, что перейду туда. Потом появился «Зенит» – и все изменилось. 

– Ты сказал про один из факторов в пользу «Зенита» – отъезд Кузяева и возможный уход Вендела. Что еще?

– Мне звонил Семак: «Переходи на перспективу». 

– Тебя, одного из лучших молодых игроков лиги, это устроило?

– Конечно. Почему Семак мне должен был давать какие-то гарантии? Он честно рассказал про Кузяева и Вендела, объяснил, что видит и в двойке, и в тройке центральных полузащитников. Мне этого было вполне достаточно. 

– Тебе такие же слова про перспективу мог сказать и Галактионов.

– Возможно, но он мне не звонил. 

– По ходу первой части сезона общался с Семаком один на один?

– Сам не подходил, не люблю это. Если тренер тебя не ставит, значит, видит, что ты не готов. 

– За полгода у тебя ни разу не возникла мысль «Блин, что-то все не туда пошло?»

– Естественно, была. Давай объективно: я провалил первую часть сезона. Не работал два месяца до нее, пропустил первый сбор в «Зените», когда все набирали форму, не попадал в игру. 

Нужно было перетерпеть. Через два-три месяца все стало налаживаться. Наверное, начиная с кубковой игры против «Ахмата», когда отыграл чуть больше часа. 

Был ли Коваленко близок к уходу из «Зенита»? Почему назвал Тимура Гурцкая клоуном?

– Ты был близок к уходу из «Зенита» в аренду?

– Ни разу. Когда Тимур Гурцкая записал кружок в телеграме, что я перейду в «Крылья», мы ехали на матч. Меня это взбесило: еду в автобусе, настраиваюсь на матч в наушниках, а тут все начинают писать и звонить.  

– Что отвечал? 

– Да почти никому не отвечал, потому что ничего не слышал об уходе. Написал агенту, он сказал успокоиться. У меня не получилось, думал: «Нафига это делать?»

– Вкидывать сообщение о трансфере в день матча? 

– Конечно. 

И так расстроился, так еще и весь матч провел на скамейке. Вышел в микст-зону – и выдал эту шляпу («Да что вы слушаете этого клоуна?» – Sports.ru).

– Почему именно «клоун»? 

– Ха-ха, не знаю. Первое, что пришло в голову.  

Если честно, я несильно слежу за медиа, читаю только новостную ленту ВК. После этой ситуации поузнавал, кто такой Гурцкая, понял, что уважаемый дядька. На эмоциях я повел себя неправильно – прошу прощения. 

Коваленко признает, что нужно добавлять в отборе – и внезапно выделяет опорника «Крыльев». Кто в Самаре действовал в зенитовском темпе?

– Чего тебе явно не хватает, чтобы чаще играть за «Зенит»?

– Всего, но если конкретизировать, – отбора. За него меня ругал Осинькин. Наверное, больше всего за то, что не очень часто вступаю в единоборства. 

– В «Зените» есть игрок типажа, которого не было в «Крыльях», – Барриос. Чему можно у него научиться?

– Почему такого игрока не было в «Крыльях»? А Якуба?

– Все-таки он слишком мало играет из-за травм. 

– Да, но Якуба – настоящая собака, всех перекусит, выгрызет каждый мяч. Ему не везет с травмами, но это самый сильный игрок в отборе, которого я видел. Если бы не здоровье, Якуба играл бы в европейском клубе. 

– Якуба сильнее Барриоса?

– Не буду так сравнивать, лучше просто скажу про Якубу. Он мощный, с ним тяжело бороться, при этом очень резкий, координированный, быстро ставит ногу – оп, и мяч у него. У Барриоса другие качества: всегда на полусогнутых ножках, очень быстро ими передвигает.  

Так что это два топовых оборонительных игрока. Обратите внимание на Якубу. 

– Главное отличие тренировок «Зенита» и «Крыльев»? 

– Темп. Скорость бега, скорость движения мяча, скорость принятия решений – в «Зените» все на топовом уровне. В «Крыльях» в таком темпе, наверное, действовал только Глушенков. Макс – вообще легенда. Мяч у него под левой – смотри на девятку, сейчас Глушенков долбанет туда. 

Мне кажется, Глушенкову надо уезжать. Для меня он лучший российский футболист в лиге. Да, Макс может отмахнуться, получить нелепую желтую карточку, но это ему не мешает. Если бы у него не было таких эмоций, скорее всего, он был бы менее качественным игроком.

Коваленко спокойно относится к шуткам об игровом времени – и блестяще подкалывает сам (в том числе себя)

– Главный подкол о твоем игровом времени в «Зените»?

– Было прикольно, когда ребята писали, что у меня фоток в карусели больше, чем матчей. Но это нормально – я и сам смеюсь. Например, когда наконец-то вышел в старте «Зенита», подписал фото: «Коваль на поле – все на Никольскую».

– Больше подколов от бывших чертановцев или от нынешних партнеров?

– Да ото всех. Но что мне предъявят российские игроки «Зенита», ха-ха?

– Шутка смешная, ситуация – не очень. Ты не думаешь, что твои полгода в «Зените» отпугнут других молодых игроков от перехода?

– Возможно, но это же всего полгода. И я все равно в «Зените», тренируюсь с топовыми игроками. Сюда два раза не зовут. 

Я ни на кого не ориентировался бы. Думал бы – и думал – только о себе.  

– Что тебе дали тренировки с бразильцами?

– Мне очень нравится, как Вендел протаскивает мяч из обороны. Он может получить его у своей штрафной и на одном рывке дотащить до чужой. В принципе, у меня была похожая роль в «Крыльях», но я делал это не на такой скорости и не на одном рывке, была нужна мини-пауза.

– Что нужно сделать, чтобы тащить мяч как Вендел? 

– Больше работать в зале, кардионагрузки. Плюс бразильцы часто смотрят в одну сторону, а отдают в другую. Этому тоже нужно учиться.  

***

– В «Крыльях» ты общался с представителями Федерации футбола Армении? Сохраняете контакт?

– Да, сдружился с одним человеком, поэтому можем общаться не только на футбольные темы. Но иногда он закидывает: «Ну что, ты там как?»

– И как ты?

– Ситуация максимально сложная. У меня армянская семья, я там часто бываю. Но родился-то в России, здесь прошел футбольные школы. Какое бы решение ни принял, кто-то останется недоволен, я это понимаю. 

– Лучший момент за полгода?

– Выход на двадцать минут против «Сочи». Звучит смешно, но я кайфанул, как в детстве во дворе. Одно действие получается, второе – и все, уже больше получаешь удовольствие, а не думаешь о результате. 

– Как должны пройти следующие полгода, чтобы в конце мая ты сказал: «Это был неплохой сезон»? 

– Понятно, что «Зенит» должен стать чемпионом. А я – сыграть хотя бы пару матчей в старте в РПЛ. 

– Этого не мало? 

– Я уверен: если сыграю пару матчей в старте, дальше попрет.

Телеграм-канал Дорского

У «Зенита» почти не осталось сильных россиян. Впереди перестройка

«Размен Марио на Кругового – в пользу ЦСКА». Интервью Ивана Облякова 

Фото: Maksim Konstantinov/Global Look Press