«Размен Марио на Кругового – в пользу ЦСКА». Интервью Ивана Облякова
Дорский поговорил с одним из главных универсалов РПЛ.
Иван Обляков – уже пять с половиной лет в ЦСКА, больше него из действующих футболистов за клуб сыграли только Игорь Акинфеев, Кирилл Набабкин и Федор Чалов. Большую часть карьеры в ЦСКА Обляков был незаметным героем – в том числе из-за частой смены позиций. Весной 2023-го Обляков по-настоящему разорвал: море результативных и обостряющих действий на месте инсайда, серебро в РПЛ и первый трофей в карьере – Кубок России. Казалось, после ярчайшей весны ЦСКА закрепится в статусе главного конкурента «Зенита», но первая половина нового сезона получилась скомканной – лишь восьмое место. Александр Дорский поговорил с Обляковым о причинах места в середине таблицы, главных качествах Ивана на каждой позиции, а также ключевых событиях в жизни ЦСКА в последние полгода: переходах Данила Кругового и Марио Фернандеса.
***
– ЦСКА завершил первую часть сезона на восьмом месте. Почему?
– Восьмое место – очень плохо, но, наверное, лучше ориентироваться на отставание по очкам. От третьего места – четыре очка, в середине сезона это дает более объективную оценку. В прошлом году перед зимней паузой мы проигрывали «Спартаку» семь очков, так что все реально.
О восьмом месте все говорят, поэтому мысли «Как-то все не так» проскакивают. Но на самом деле многое объяснимо. У нас был самый маленький перерыв между сезонами: от Суперфинала Кубка до Суперкубка прошел всего месяц.
Было несколько травм, в том числе у меня. Перед Суперфиналом Кубка почувствовал, что колено опухает, но нужно было сыграть. Поэтому у меня фактически не было отпуска: восстанавливался после травмы, пропустил почти два месяца. Мойзес, например, тоже вошел в сезон без подготовки.
– При этом вы одержали три победы в четырех турах.
– Подготовка сказывается на дистанции. На зимних сборах мы отрабатываем многие вещи – летом этого не было. Плюс ушли Зайнутдинов, Медина и Карраскаль. Ни в коем случае не говорю, что Хелвен, Файзуллаев и Давила хуже, нет, но им нужно было адаптироваться, а нам – привыкнуть к их стилю игры.
Серьезных проблем у ЦСКА я не вижу, но мы много очков потеряли в конце матчей. Наверное, чуть-чуть не хватало концентрации. Набегался в прессинге – в последние двадцать минут не хватает сил на принятие правильных решений с мячом.
Я люблю играть 90 минут, но при отсутствии большой ротации чуть-чуть может теряться качество в таком графике.
– Менее надежная игра в обороне – следствие отсутствия нормальной предсезонки и большой ротации?
– Да, но выделил бы еще одну причину. В Суперкубке травмировался Дивеев, лидер нашей обороны. Когда Игорь на поле, чувствуешь себя увереннее, понимаешь: если что-то пойдет не так, он подстрахует.
– Что тебя удивляет в таблице, кроме места ЦСКА?
– «Зенит» при Семаке всегда выигрывал первую часть сезона – в один год мы близко подобрались, но все равно немного не хватило. Поэтому ответ очевиден: лидерство «Краснодара».
В первом круге (1:0) «Краснодар» больше владел инициативой, у них были хорошие моменты, чтобы отыграться. Во втором (0:1) мы играли лучше, вообще не помню остроты у наших ворот. Так что, наверное, по двум матчам все более-менее справедливо.
– О чем подумал, когда увидел, что мяч летит к Кривцову?
– Я закрывал кого-то в штрафной, был сосредоточен на этом игроке, поэтому не видел момент передачи Сперцяна. Обернулся – мяч уже подлетает к Кривцову. Внутри все рухнуло.
Это как раз один из примеров потери концентрации в конце матчей. Обратные примеры – например, «Крылья» (2:2, после первого тайма Самара вела со счетом 2:0) – тоже есть, но пока негативных больше. И они сильнее влияют на психологию команды.
Надеюсь, после нормальной подготовки мы это исправим.
Детально обсуждаем позиции Облякова: лучшее и худшее в каждой, в чем скрытые преимущества универсализма
– Главная ассоциация с тобой – мегауниверсализм (в ЦСКА играл правым и левым латералем, опорником и инсайдом). Не устал от переводов с позиции на позицию?
– Да нет, все нормально. Я не тот, кто будет выражать сильное недовольство. Может, на старте было не совсем комфортно менять позиции, особенно когда отправляли на левый фланг, но ничего страшного.
Наоборот, вижу плюсы: ближайший соперник может не знать, как я буду действовать, если в прошлой игре я выходил на другой позиции. Также, наверное, когда выхожу в центре, я лучше понимаю, где располагаются инсайды и латерали, и не глядя могу отдать им передачу в касание.
– Плюсы – отлично, но разве в этой ситуации нет минусов? Например, прошлой весной ты показал: если тебя не дергать с места инсайда, будешь очень результативен.
– Весна 2023-го – пока лучший отрезок в карьере. Появилась дикая уверенность в своих силах, благодаря ей получал огромное удовольствие от игры. Вообще не помню таких ощущений во взрослом футболе – может, только во дворе, когда все куражились.
Уверенность порождает правильную расслабленность. Иногда ее не хватает, чтобы качественно сделать последний пас или пробить. Но, мне кажется, уже в конце прошлого сезона эта уверенность немного пропала, хотя мы побеждали и даже выиграли Кубок.
– Помнишь момент, когда подумал: «О, это как в детстве»?
– Игра с «Химками» (3:0), когда забил и отдал. В начале мы немного завязли в их обороне, было много брака в завершающей стадии, но все равно было полное ощущение, что скоро забьем. Один забили – и начали куражиться.
В таких матчах, даже когда не получается одно-два действия, настраиваешься, что дальше все будет хорошо – и реально веришь в это. Иногда эта чуйка пропадает – становишься меньше уверен в себе, поэтому принимаешь неправильные решения.
– Как над этим работать?
– С возрастом понял: что бы ни сказал тренерский штаб, все зависит от тебя. Если тренер скажет: «Все получится» – а у тебя внутри что-то сидит, не сможешь хорошо сыграть.
Мне кажется, по ходу карьеры в этом я прогрессирую. Думаю, у меня больше нет больших провалов на дистанции, все более-менее стабильно. Почувствовал это в прошлом сезоне, в первой его части я тоже играл нормально.
– Главные отличия в игре центрального полузащитника и инсайда в 3-4-3?
– Опорник проделывает большой объем беговой работы, но на месте инсайда ты должен быть интенсивнее. В прессинге нужно быстро бежать и за спину нужно быстро бежать – отсюда и темп. В центре поля больше однотонной работы.
– Твои лучшие и худшие качества на месте латераля?
– Чувствую, что там мне не хватает скорости. Плюс – при приеме мяча знаешь, что из-за спины никто не выскочит, ближайший соперник – прямо перед тобой.
– Главный плюс и главный минус центрального полузащитника?
– В середине много времени проводишь с мячом – с этим обычно проблем нет. При этом в центре поля слишком много игроков, поэтому нужно очень быстро принимать решение.
– Инсайд?
– Чаще оказываешься у чужой штрафной, поэтому больше возможностей отдать или забить. Если правильно открываешься между линиями, одной передачей можешь создать момент. Но я не слишком габаритный игрок – с центральными защитниками бороться непросто.
– В РПЛ кто-то может сравниться с тобой по уровню универсализма?
– По лиге тяжело сказать, в ЦСКА – Макс Мухин, который выходил и опорным, и инсайдом, и правым центральным защитником. Мне кажется, это хороший пример плюсов и минусов переводов на новую позицию: как инсайд Мухин сразу заиграл, потому что в атаке можно ошибаться, а в центре обороны ему понадобилась пара игр для адаптации.
– Результативная игра Гайича слева не удивила?
– Нет. Мне было бы удобнее играть правым латералем: мяч сразу после передачи под сильной ногой, сразу можешь сыграть в стенку с ближним партнером, забросить вперед, если находишься под прессингом. Сопернику неудобнее: ведешь мяч дальней ногой от него, ставишь корпус и спокойно сохраняешь мяч.
– Минусов совсем нет?
– Неудобно делать обводящий кросс между защитниками и вратарем с нерабочей ноги, когда тебя вжимают во фланг. Скорее всего, такая передача не пройдет, потому что мало игроков одинаково классно владеют обеими ногами. Поэтому приходится убирать мяч под себя – так теряешь время.
Чалов – лучший партнер в карьере Облякова
– Чалов называл тебя лучшим партнером в карьере. Кто лучший для тебя?
– Тоже Федя. Он знает, что я буду делать, а я – что он. Конечно, бывают ситуации, когда и мы не понимаем друг друга, но без этого никуда – у нас же не один мозг на двоих.
Мы знакомы с юношеской сборной, уже там неплохо общались. В ЦСКА еще сильнее сблизились, но на поле все развивалось постепенно.
– Для тебя есть разница, на какой позиции выходит Чалов?
– Да нет. Если мы оба играем инсайдов, меня все равно тянет немного глубже, чтобы принять пас и отдать последнюю передачу, а Федю – вперед, он открывается под нее. То же самое происходит, когда Чалов играет центрального нападающего.
– Общаетесь с Федей по поводу его будущего?
– Не детально. Знаю, что сейчас у него идут переговоры с ЦСКА, но и знаю, что он хочет в Европу. Конечно, мне хотелось бы играть с ним как можно дольше, но переход в европейский клуб – безусловный шаг и желание Феди.
– В ЦСКА вы с Федей были частью сумасшедшей молодой команды осенью 2018-го (две победы над «Реалом» в Лиге чемпионов, 2:0 с «Зенитом» в РПЛ, третье место перед зимним перерывом). Почему все оказалось таким скоротечным?
– Молодые пацаны горели Лигой чемпионов, «Реалом». Мы же никогда не играли на таком уровне, это придавало сил. Несмотря на четвертое место в группе, в целом мы играли неплохо – и эта уверенность переносилась на РПЛ.
Лига чемпионов закончилась – и сказалась наша неопытность.
– То есть те полгода – про эмоции, а не про класс?
– Какой-то уровень у нас был – все-таки без него мы не попали бы в ЦСКА. Но, конечно, эмоций было больше. Например, у меня болел голеностоп перед матчем Лиги чемпионов. Гончаренко сказал: «Ты услышишь гимн – и все пройдет». Так и случилось.
Считает, что размен Марио на Кругового – в пользу ЦСКА
– Скоро в ЦСКА перейдет еще один твой давний знакомый – Круговой. Когда узнал об этом?
– Наверное, как и все. Чуть ранее увидел в телеграме новость, что переход близко, но не хотел сразу беспокоить Кругового, поэтому написал ему через три дня: «Чего, когда к нам на сборы?» Он подумал, что я узнал детали, но это всего лишь были слухи тогда.
Конечно, я обрадовался. Видел, что многие удивились – все-таки это чемпион, родной город.
– Круговой, Марио Фернандес, Медина. Самый удивительный переход?
– Медина. Не верил, что возможен переход из ЦСКА в «Спартак».
– В чью пользу размен Кругового на Марио?
– Ты как думаешь?
– Мне кажется, ЦСКА.
– Я уверен в этом. Марио – почти 34, Кругу будет 26. Я знаю его качества: это топ-игрок.
– О чем подумал, когда увидел забег Марио после гола Дугласа?
– Это странно. Возможно, он объясняет это эмоциями, но для любого, кто поддерживает ЦСКА, это неприемлемо.
***
– В начале разговора ты упомянул отставание от «Динамо». Реальная цель ЦСКА – третье место?
– Очевидно, выиграть чемпионат будет невероятно тяжело. Если это случится, думаю, каждый из нас будет счастлив так, как еще никогда не был. Поэтому цель-минимум – третье место, а там как пойдет.
Но если у нас получится поймать волну, как прошлой весной, и третье место – не предел. Снова выиграть Кубок – почему нет? Большинство из нас впервые выиграли трофей – и эти эмоции хочется получать снова и снова.
– Победа в Кубке – пока самая сильная эмоция в карьере?
– Да, я никогда не переживал так, как во время серии пенальти. Когда Игорь отбил решающий пенальти, мы побежали к нему, что-то кричали, но детально я ничего не помню.
Очень кружилась голова. Хочу, чтобы мы это испытали и в этом году.
Телеграм-канал Дорского
Назовете 20 самых дорогих трансферов в истории ЦСКА? Одного парня точно не вспомните
Как прокачать клуб до уровня РПЛ? Интервью бывшего спортдиректора «Балтики»
Фото: РИА Новости/Александр Гальперин, Владимир Астапкович, Александр Вильф, Алексей Филиппов, Григорий Сысоев; pfc-cska.com
Игра у команды периодически очень интересная. Если травмированные вернуться, то и глубина состава появится. Поэтому и 3-е место в чемпионате, и успех в кубке - реальные цели. Краснодар обыграть в 1-м круге смогли, Зенит в самой концовке от поражения ушел, то есть в личной дуэли ЦСКА может обыграть любого.
Абсолютно средний игрок, единственная яркая черта которого, это рывок с места. Всё! и это в 25 лет у человека. Его уход вообще никак не скажется на игру команды, потому что он не делал ничего важного, через него не строилась игра.
Как будто какая то команда узнав что в составе Зенита будет играть Круг сразу думали: таааак, нам нужно будет укрепить правый фланг, там же Круговой. Зверь.
Поставьте того же Эраковича, правшу, на левый фланг и хуже точно не будет.
Я понимаю ушел бы Дуглас. У него действительно приличный набор умений. Но когда игрок ротации уходит.. столько неоправданных разговоров.
А все потому что есть лимит! и игроки прекрасно понимают, что с их посредственными данными всё равно будет спрос. Особенно, на левого защитника.