Валерий Гергиев: «Уверен, что кто-то придет в «Зенит» на место Аршавина»
Вот уже 3 месяца творческий коллектив Радио «Зенит» помимо своей непосредственной FM-деятельности выдает на гора официальную клубную программу к домашним матчам с названием «ProЗенит» (да, главный редактор «PROспорта» Гридасов должен нас предать анафеме). Мы подошли к делу ответственно и даже подготовили программку к матчу с «Сатурном», в которую вошло фантастическое интервью с Валерием Гергиевым, владыкой дирижерской палочки и большим болельщиком «Зенита». Поскольку программку эту мало кто в глаза видел, а интервью – жалко, выкладываем его для истории здесь.
– Вы выросли в Орджоникидзе, тем не менее болеете за «Зенит». Как так сложилось?
– Мне нравится, когда команда хорошо играет, а «Зенит» играет сейчас все лучше и лучше. Я был в прошлом году на матче с «Баварией», например, и мог наблюдать не только отличную игру на поле, но и то, как поддерживают команду болельщики. А делают это они не хуже, чем в лучших английских или испанских клубах. Я часто бываю на играх, в том числе и в Европе, и хочу сказать, что наши болельщики ничуть не уступают европейским.
– А вы еще и музыкально оцениваете то, что происходит на стадионе?
– Да, иногда то, что ты слышишь, намного интереснее того, что ты видишь. Например, я был на финале Лиги чемпионов в Москве и думаю, что лучшим игроком «Манчестер Юнайтед» был не Криштиану Роналду, а именно хор болельщиков. И именно болельщики «Манчестера» в результате победили «Челси». Хотя многие из нас болели тогда именно за «Челси», я считаю, что во втором тайме «аристократы» играли лучше. В первом тайме – да, «Манчестер» сразу захватил преимущество. Но повторюсь, самое сильное впечатление от финала Лиги чемпионов у меня осталось именно от поддержки болельщиков.
– А вот болельщики на «Петровском» очень переживают из-за того, что у нас не крытый стадион и пение нельзя синхронизировать. И они долго репетируют, но все равно им кажется, что спеть Верди так, как понравилось бы, например, вам, очень тяжело.
– Вы знаете, у нас очень хороший хор в Мариинском театре, но я могу привести в пример болельщиков «Зенита» и обязательно буду это делать, если исполняемое произведение потребует от хора яростной энергии, которую демонстрируют как раз петербургские болельщики. Например, на полуфинальном матче с «Баварией» ребята фантастически поддерживали команду, заводили ее. И футболисты должны быть благодарны своим болельщикам.
– Ну, игра с «Баварией» действительно считается в этом плане эталонной. Ведь тогда активно болел не только вираж, но и весь стадион. И у меня даже было ощущение, что губернатор в правительственной ложе тоже свистит.
– А я вот как раз сидел тогда рядом с Валентиной Ивановной и Алексеем Миллером.
– Вы свистели все вместе?
– Ну, прямо скажем, болели как могли. Правда, я сидел с бывшим премьер-министром Баварии, и он не разделял наших чувств. Но что делать: спорт есть спорт. Надо сказать, что Дик Адвокат очень много сделал для команды. Вообще оба голландских тренера – и Адвокаат, и Хиддинк – добились блестящих успехов в нашей стране. Сейчас надо сохранить то, что уже было достигнуто, даже несмотря на уход Андрея Аршавина. Я уверен, что кто-нибудь обязательно придет на его место в «Зенит» и станет, как мы говорим, первой скрипкой в команде.
– Если продолжать эти аналогии между мирами музыки и спорта, дирижер – это, по сути, главный тренер. Есть коллектив, опять же, случаются конфликты между людьми, есть необходимость добиваться результата. В чем сходство, в чем отличие?
– Сходств много. Главное из них состоит в работе с людьми. Ты должен быть лидером, уметь настроить коллектив. У нас я еще и играющий тренер, потому что, когда начинается концерт, я вместе со всеми выхожу на сцену и выступаю перед публикой. И хочу сказать, это огромная радость выступать в Петербурге. Кстати, мы, так же как и футболисты, много выступаем за рубежом, даем много концертов в Европе.
– Это ваши европейские кубки.
– Да. В Петербурге есть театр, который можно причислить к таким ведущим командам, как Нью-Йоркский, Лондонский, Парижский, Миланский, Венский труппы. Мы построили новый концертный зал, сейчас строим новую сцену, и у нас вскоре будет уже три площадки для выступлений. Это выводит нас в элитный дивизион, где играют, может быть, пять-шесть команд. Думаю, нас можно сравнить с мадридским «Реалом», который уже лет пятьдесят-шестьдесят не хочет и не собирается покидать элиту футбола. Задача Мариинского театра – именно так представлять Петербург и Россию в мире. Конечно, наши суперзвезды – это главная составляющая нашего успеха. А главные звезды Мариинского театра – это хор, оркестр, оперная и балетная труппы. И конечно, есть яркие индивидуальности. Вы сами знаете, что Анна Нетребко сейчас едва ли не самая знаменитая оперная певица в мире. Хорошо, что она так любит Петербург и Мариинский театр.
– У нее длинный контракт.
– Я думаю, что дело не в контракте, а в человеческих отношениях, в том числе и со мной. Мы дружим и с ее папой, и с ней. Перезваниваемся часто. Главное, чтобы дружеские отношения не мешали высоким достижениям в работе. Вот, я думаю, то, что главный тренер должен в первую очередь создавать в команде, – атмосферу человеческого доверия.
– К разговору о первых скрипках. Насколько тяжело, когда в коллективе есть ярко выраженный лидер со своим мнением, с умением и возможностью отстаивать свою точку зрения?
– Мне кажется, иногда я сам должен быть ярко выраженным лидером, особенно если это симфонический концерт или сложный спектакль, когда он делается в расчете на одну яркую звезду, сопрано или тенора. А у нас есть ярчайшие исполнители – это и Володя Галузин, и Анна Нетребко, и Диана Вишнева. Сейчас растет очень хорошая балерина Виктория Терешкина. И мы делаем ставку именно на таких исполнителей. Публика должна получить огромное наслаждение, должна быть восхищена тем, что она видит и слышит на сцене. И ответственность, которая лежит на мне, переходит в таких случаях совершенно естественно на солистов или группу солистов. Мы знаем, что нам непозволительно выступать на среднем уровне. А самые строгие судьи у нас внутри театра, мы чувствуем, когда дело идет не очень хорошо. Тогда и настроение у нас соответствующее.
– Расскажите о своих взаимоотношениях с «Аланией» и о своей дружбе с Валерием Георгиевичем.
– Во-первых, я был на играх «Спартака» из Орджоникидзе еще тогда, когда они играли в высшей лиге Советского Союза. Я был совсем мальчишкой, но мы зверски болели за ребят. Команда была задорной и очень здорово играла с киевским «Динамо» и ЦСКА. А это были гранды, особенно киевляне. Было несколько запоминающихся побед и игроки, которые здорово смотрелись и в клубе, и в сборной СССР. Тогда, конечно, была очень сильная лига, очень мощная. Если говорить об «Алании», то для сравнительно небольшого города Владикавказа это было едва ли не главным переживанием. Мы дружим с Газзаевым давно. У меня вообще много друзей среди знаменитых тренеров. В том числе и Фабио Капелло...
– Я как раз хотел сказать, что однажды в 2006 году мне позвонили из Маринки – тогда еще было непонятно, кто займет пост главного тренера «Зенита», – и сказали: «Федя, в первом ряду здесь сидит Фабио Капелло. Правильно ли я понимаю, что это следующий тренер команды?»
– Последний раз Фабио был у меня в Москве на дне рождения: я его пригласил – он прилетел. Мы часто видимся в Лондоне: он приходит на наши концерты, мы общаемся. Он очень серьезный специалист, и думаю, вполне реально ждать от сборной Англии хороших результатов на мировой арене.
– Сейчас все боятся сглазить и ждут, что, может, наконец-то у сборной Англии что-нибудь получится.
– Если у кого-то должно что-то получиться, то это скорее у Капелло, чем у других. Потому что свои тренеры не приносили англичанам громких побед уже много лет. Хотя я помню ту сборную Англии 1966 года. Я был, кажется, во втором классе. Тогда они играли с немцами, была очень напряженная игра. А наши проиграли в полуфинале команде ФРГ. Это был один из лучших чемпионатов для советского футбола, хотя проигрыш в полуфинале считался тогда неудачей. Вы можете себе это представить сейчас?
– Да, страшно представить. Я вырос в совсем других условиях. Вы по радио слушали те трансляции в 66-м году?
– Нет, уже по телевидению показывали, в черно-белом варианте. Затем мексиканский чемпионат 1970 года, вот буквально как сейчас вижу: передо мной игроки забегали в небольшом черно-белом ящичке. Смотрели все вместе, в комнатку набивалось по 20–30 человек. Мы также болели и за советских хоккеистов в 1972 году, когда они впервые поехали в Канаду – попробовать, что такое канадские профессионалы. Оказалось, что мы их можем бить. Это всё большие воспоминания не только моего детства и студенческой юности, но и вообще моей жизни, потому что я не знал тогда, что буду общаться со спортсменами едва ли не столь же регулярно, как общаюсь с музыкантами, артистами, певцами. Тогда это было чем-то важным, я этого ждал, весь день проходил в напряжении, что вот-вот – и начнется.
– Были ли у вас любимые футболисты в «Зените» последних лет? Кого бы вы могли выделить?
– Мне очень понравилось, как в прошлом году играли Погребняк и Тимощук. Это очень серьезные футболисты. Домингес, мне кажется, тоже стал хорошим приобретением.
– Вы один из немногих сторонников Домингеса. Его сейчас как раз принято ругать.
– Ну, я же говорю про результаты последних лет. Он сыграл несколько важных игр хорошо, а это главное. Если ты в главном матче подвел, а до этого по пути к вершине шел удачно и сорвался, то результат, как известно, будет считаться катастрофой. Поэтому очень важно в решающих матчах играть на сто процентов. Я вот отметил Погребняка и Тимощука, но и Малафеев играет здорово, да и вообще команда в целом предстала мощным коллективом, потому что нельзя думать только о том, пойдет или не пойдет игра у одного из лидеров команды, все-таки один футболист при всем желании не может заменить команду.
– В связи с этим вопрос последних двух лет: что будет с «Зенитом» без Аршавина?
– Будет все нормально и у Аршавина, и у «Зенита». Это идеальный вариант для нас всех. Нельзя ругать игрока, который выступает за хороший клуб, а затем переходит в другой. Это обычная история. Вот, к примеру, Роналдиньо совсем недавно великолепно играл в «Барселоне», а сейчас уже выступает за «Милан». Кто-то говорил, что его золотая пора уже позади, но я думаю, что он еще вполне способен удивить. И именно в главных играх.
– Есть ли у вас любимые команды в Европе?
– Когда я бываю в Англии, часто удается посмотреть матчи живьем. Многократно видел «Арсенал», «Челси», «Манчестер Юнайтед», другие клубы. В Голландии удавалось наблюдать за «Фейенордом» и «Аяксом». Мой друг владеет марсельским «Олимпиком», поэтому часто бывал на «Велодроме».
– Вам, наверное, было особенно тяжело, когда «Зенит» играл с «Марселем»?
– Нет, я болел за «Зенит», и он это знал. Мне кажется, он сам понимал, что выиграет тот, кто будет лучше готов. Мой друг – человек благородный и спокойно относится к поражениям своей команды, если он чувствует, что ей противостоял действительно сильный коллектив. Например, если это «Барселона». А «Барселона» сейчас играет фантастически хорошо. Как и испанская сборная. Мне хотелось верить, что наши все же смогут выиграть у них на чемпионате Европы, но они и так сделали невозможное. Вот на игре с голландцами мы болели очень здорово. В Петербурге тогда как раз проходил крупный и очень важный для нас творческий вечер, который практически прервался с началом игры с голландцами. Вы не поверите, я был вместе с Алексеем Кудриным, он был почетным гостем нашего вечера, была и Анна Нетребко, и мы все вместе болели за наших и думали, что, если игра не пойдет, мы будем уделять больше внимания гостям со всего мира, которых было порядка 250 человек. Но мы забыли про всех, и все с большим удовольствием смотрели футбол. К нам, кстати, присоединились даже несколько американцев, которые вообще плохо представляют, что такое наш футбол: у них свой футбол. Но всем передалось это чувство невероятного азарта и напряжения. И когда мы выиграли, тот вечер стал одним из самых запоминающихся вечеров за многие годы. Потом уже с испанцами играть было трудно и физически, и морально – два раза подряд зарядиться на игру со столь разными командами. А ведь казалось, что голландцы были даже сильнее. Но испанцы показали на удивление раскованную, пластичную игру. У них потрясающий тренер. И я уже потом был на финальной игре. Я, к слову, давно знаком с королем Испании. Он мне позвонил утром в день игры и спросил, буду ли я на матче. Я сказал, что уже в Вене с коллективом и мы очень рассчитывали на то, что российская команда будет в финале и запланировали спектакли в Венском оперном театре. В финале наша сборная не играла, но мы были рады, что футболисты ушли с гордо поднятой головой, с бронзовыми медалями. Это большой шаг вперед, и сейчас самое главное, чтобы эта тенденция, это развитие нашего футбола продолжилось.
а вообще представить себе что чел-к запросто с королем испании общается
и с Капелло - класс вообщем такие люди и есть цвет страны
пусть я в класс. музыке вообще не разбираюсь
зы сколько зависти у нек-х бол-ков
ззы мне тоже завидно что он имеет возможность посещать футбол по всей европе - ну тут даже рядовым бол-км зенита можно завидовать
ты меня с кем-то путаешь, бомш
Аналогично подумал, когда про его любовь, к сильным командам прочитал))