Почему футболки Кубка Франции такие уродливые?
В этом сезоне футбольные формы клубов, участвующих в Кубке Франции, снова украшены цветами спонсоров FFF, даже если это уродует их дизайн. Традиция, которая берет свое начало с 1970-х годов, и никто не ставит ее под сомнение.
Старшие помнят помнят майки Perrier и, конечно, долгое правление RTL. Молодежь выросла на Crédit Agricole и Betclic. Но PMU, SFR, Caisse d'Epargne и, конечно, Pitch des brioches Pasquier также долгое время украшали футболки команд на матчах Coupe de France.
И не зря: с 1970-х годов спонсоры Федерации футбола Франции украшают футболки во время кубковых матчей. Это относится как к любительским, так и к профессиональным клубам, даже если... это выглядит довольно уродливо.
«Да, возможно, эстетику можно было бы улучшить. Это сделано, скажем так, не очень хорошо, но есть реальные проблемы с видимостью этих брендов», - объясняет Магали Тезенас дю Монтсель, генеральный директор Sporsora.
Этот специалист по спортивному маркетингу добавляет: «Это может исказить формы любительских клубов и формы профессионалов, которые очищены, тщательно проработаны, а здесь на них влеплен огромный логотип, не подходящий для этой формы». Но груз традиций и экономическая целесообразность соревнований спасают этих старомодных спонсоров.
Шарм любительства
Первым из них был Perrier, с самого начала 1970-х годов, а затем уступил место RTL. Это объясняет, почему у многих клубов есть историческая винтажная форма с привычным логотипом известного радио. В период с 1975 по 2000 год RTL выиграла пятнадцать Кубков Франции в качестве спонсора футболок, что обеспечило радиостанции непревзойденную известность.
Появление футбольного бизнеса не только не положило конец этой практике, но и ускорило этот процесс, когда на арене появились новые бренды. Таким образом, в 2023 году, помимо упраздненного Кубка Лиги, Кубок Франции остается единственным футбольным соревнованием, которое налагает спонсоров на участвующие клубы.
«В футболе принято размещать спонсоров на светодиодных панелях, окружающих поле, как в Лиге чемпионов», - объясняет Магали Тезенас дю Монтсель. Она добавляет: «Однако это не уникальное явление в мире спорта. На Олимпийских играх мы часто видим, как федерации отказываются от своего поставщика оборудования, чтобы носить экипировку Национального олимпийского комитета. Спонсоры навязываются и в велоспорте.
Например, когда компания Citroën спонсировала команду AG2R, она могла допустить, чтобы один из ее гонщиков надел зеленую майку Skoda на Тур де Франс.
ПСЖ переходит на Adidas
В Кубке Франции «Ланс», поддерживаемый Auchan, оказывается с конкурентами от Intermarché на своей форме. Не говоря уже о всех клубах-партнерах букмекерских сайтов, которые видят Betclic на своих майках в Кубке. «Когда вы спонсируете клуб, вы знаете, что не застрахованы от подобной ситуации. Это принимается, в большинстве случаев», - говорит Магали Тезенас дю Монтсель.
Гари Трибу, другой эксперт по спортивному маркетингу, считает, что такое снисхождение в основном связано с низкими рейтингами Кубка Франции: «Для Winamax, появление Betclic на майке Ланса - это досадно, но не катастрофично. То, что действительно раздражает, - это когда ФФФ навязывает своего экипировщика».
Это объясняет, почему в 2000-х годах «ПСЖ» несколько раз играл в «Адидасе». «И это также может расстраивать спонсоров небольших любительских клубов, для которых эпическая победа может стать моментом славы», - говорит Гэри Трибу.
Однако, начиная с четвертого раунда, в этот мир уже не вмещаются местные завод и табачная лавка друга президента. «С этого момента футбольная форма становится обязательной по требованию ФФФ, хотя возможны исключения, на практике запрашиваемые только профессиональными клубами, которые, тем не менее, должны выставлять на своей форме федеральных спонсоров», объясняет Гари Трибу.
Почему? Потому что от этого зависит выживание экономической модели Кубка Франции, особенно когда права на трансляции телевизионных матчей уже несколько лет падают. «Практически, это то, что оплачивает премии для любительских клубов, даже если иногда из-за этого им приходится играть не в своих цветах», подводит итог Трибу.
Игроки, которых все зовут Pitch
Все равно, эта практика, как бы мы к ней ни относились, не собирается исчезнуть. «Это придает системе футбола более ясное сознание, которое немного выходит за пределы логики рентабельности для атмофсеры Кубка Франции, и футболок большого размера», считает Гари Трибу, «Это имеет приятный любительский оттенок, который подчеркивает, что футбол - не только бизнес футбола».
К сожалению, шутки про игроков, которых все зовут Pitch или Intermarché, не собираются уходить в прошлое.
Жаксылык Ернур