Барри Смит: «Игроки не любят много говорить на льду»
В концовке декабря о футболе вспоминаешь с трудом. И легко понять, почему Радио «Зенит» с такой страстью переключилось на хоккей: мы транслируем домашние матчи, в гости к нам приходят хоккеисты, а в понедельник получился вообще хоккейный день. 22 декабря ХК СКА исполнилось 62 года: в утреннее шоу «Подъем с переворотом» пришли генеральный директор ХК СКА Вадим Фисько и генеральный менеджер Андрей Точицкий, а вечером – в «Тренерский штаб» – на радио заглянул главный тренер Барри Смит. Расшифровку последней передачи мы и приводим в нашем блоге.
– Прежде всего разрешите Вас поздравить с днем рождения хоккейного клуба СКА. Принято ли в НХЛ отмечать каким-либо образом день рождения клуба? Во всяком случае, в тех клубах, в которых вы работали?
– На самом деле я впервые присутствую на таком событии. В «Детройте», в «Монреале» и в других командах нечто подобное было, но такого, чтобы отмечался день рождения клуба, мне видеть не доводилось. После сегодняшней тренировки у нас была пресс-конференция, где мы обсуждали день рождения клуба. Я удивился тому, что для того чтобы начать хоккейный сезон, было выбранно столь позднее время – конец декабря.
– Как нам стало известно от генерального директора клуба Вадима Фисько, который был в нашем сегодняшнем утреннем эфире, были проведены специальные исследования, и выяснилось, что в 1946 году, 22 декабря, первый официальный матч сыграла команда, которая впоследствии стала хоккейным клубом СКА.
– Возможно, в то время играли на открытом льду, на улице, чтобы начинать в такое время хоккейный чемпионат.
– Да, действительно, в 46-м году в хоккей играли на открытом льду, и спустя почти 20 лет появился дворец спорта «Юбилейный». Это была первая закрытая арена. До этого все происходило на открытом льду, и армейцы играли там, где сейчас играет «Зенит», на стадионе «Петровский», который тогда именовался стадионом имени Ленина. Но это история, а у вас недавно завершен сбор в Италии. Как он проходил, удовлетворены ли вы его итогами?
– На самом деле жаль, что он уже закончился, потому что это было отличное время. Город Кортина д`Ампеццо был просто прекрасен, и люди были к нам даже более чем просто гостеприимны. Семья Айвона Занатты была просто потрясающа. Если говорить о хоккее, то у нас была возможность поработать на земле, на льду. Качество льда было отличное. С этих сборов мы вернулись с двумя большими победами. Первая победа – это результат самих тренировок, а вторая – это такой социальный аспект, так как, наверное, в первый раз команда приехала на сбор с семьями и все провели время вместе.
– Кому принадлежит идея поехать туда с семьями?
– На самом деле, когда мы ездили этим летом на турнир в Австрию, у Вадима Фисько была возможность посетить этот итальянский город. А Айвон Занатта организовал эту возможность. Они посмотрели на город, на те возможности, которые там есть со спортивной точки зрения. И мы благодарны «Газпрому» за возможность привезти туда семьи, детей.
Звонок болельщика (Александр): Сейчас команда играет хорошо, ровно, стабильно, показывает неплохие результаты. Все ли вас устраивает или вы планируете приобрести каких-то новых игроков?
– До 21 января нам нужно постараться как можно сильнее укрепить состав и постараться стать лучшей командой. До этого времени у нас будут очень сложные игры, которые дадут нам возможность оценить своих игроков. Каких-то больших общих изменений не будет, потому что мы довольны той командой, которая сейчас есть, но какие-то личные небольшие изменения могут произойти.
– Какая линия, с вашей точки зрения, может быть усилена?
– Не хотелось бы выносить сор из избы, но мы думаем над этим.
– Сушинский, Жиру и Эш вошли в стартовые пятерки на «Матч всех звезд». Тренировать сборную Ягра, насколько известно, будете Вы, Барри?
– Да, и я с нетерпением этого жду.
– Это почетная миссия?
– Каждый раз, когда признания добивается кто-то из нашей команды, на уровне всей Лиги, это всегда большая честь. Я думаю, в команде СКА еще больше игроков, которые могли бы поучаствовать, жаль, нам не удастся взять в команду звезд еще кого-нибудь.
- А вы не можете как тренер взять кого-нибудь еще из СКА?
– Я не знаю, как будет проходить интернет-голосование, кроме того, я не очень в курсе, как я смог бы в этом поучаствовать. Но, будь моя воля, я бы выбрал из своей команды нескольких легионеров.
Звонок болельщика (Ренат): Барри, бывает ли такое, что во время неудачных матчей СКА, когда у команды не все получается, что вам самому хочется выскочить на лед и показать, как выполняется тот или иной элемент?
– Мне поздновато выходить на лед, я уже давно не играл. Да и что я могу показать ребятам, которые обладают таким потрясающим мастерством? Мы стараемся, чтобы все работали на самом высоком уровне и, возможно, самую лучшую игру мы еще не сыграли.
Звонок болельщика (Александр): Как бы выглядела наша сегодняшняя команда, если бы она играла в данный момент в НХЛ?
– На самом деле уровень очень близок, и разница в основном в размере хоккейной коробки. Наша команда в состоянии играть с любой заокеанской командой из низа турнирной таблицы НХЛ. Особенно в большой коробке.
- Общаетесь ли вы с Диком Адвокатом?
– Мне доводилось завтракать с Диком Адвокатом и его сотрудниками, когда он останавливался в отеле «Кемпински». Сотрудники «Зенита» приходят на наши игры. И после игр у нас были возможности поговорить. Мне нравится общаться с работниками «Зенита», это хорошие люди.
- Как будете праздновать Рождество?
– Тут все будет по-иному, поскольку у нас 25 числа тренировка, а играем мы 24-го и 26-го. Поэтому во второй половине дня я буду звонить по телефону и желать своей семье и друзьям счастливого Рождества.
Звонок болельщика (Игорь): Много бывает несправедливых и невынужденных удалений хоккеистов. Что Вы можете сказать по этому поводу? Не пора ли наказывать таких судей рублем?
– Работа судьи очень тяжела. Помимо главного судьи на площадке есть еще и линейные судьи, которые также могут назначать удаления. Наверное, можно было бы сделать так, чтобы они отвечали за свои действия. Если, допустим, у судьи была очень плохая игра, то лига должна иметь возможность вынести ему предупреждение либо понизить его уровень на плей-офф, может быть, дисквалифицировать его на игру. Ответственность нести необходимо, поскольку иногда они не понимают, насколько их решения важны в игре. Что касается линейных судей, то они могут неправильно трактовать положение вне игры, зоны вбрасывания. Все это влияет на игру.
– Мне кажется, что судейский вопрос – это чисто русская тема. Думаю, в НХЛ судейская работа не столь часто обсуждается, как здесь.
– На самом деле в Америке этот вопрос тоже часто обсуждается, потому что каждая игра обсуждается в головном офисе в Торонто. Там есть группа, которая просматривает каждую игру. Эти люди оценивают работу как главных, так и линейных судей. И лучшие из них проходят весь путь, до финала. Те же, кто не настолько хороши, даже не доходят до плей-офф. Поэтому с финансовой точки зрения это может быть выгодно для судей. Чем лучше судишь, тем больше зарабатываешь. Так и должно быть.
– В прошлом сезоне за СКА играл армейский воспитанник Вячеслав Солодухин. Достаточно успешно он сейчас играет за команду ВМФ, 33 игры – 32 очка. Будет ли у него шанс в этом сезоне появиться в составе СКА?
– У нас в Петербурге сложилась замечательная ситуация, потому что в высшей лиге играет ВМФ. Теперь у нас есть игроки, подобные Солодухину, которые могут играть 20 минут каждый вечер. Играть в большинстве и в меньшинстве. В то время как если бы он играл за нашу команду, он бы был в четвертом звене. Таким образом ему бы пришлось очень много игр вообще не играть. В этом сезоне есть возможность того, что мы увидим в составе СКА Вячеслава Солодухина, а в следующем у него будут вообще большие шансы. У нас есть игрок, который поехал с нами в Италию и хорошо там поработал. Это Щербина.
Звонок болельщика (Владимир): Вы тренировали в Америке на маленьких площадках, здесь она большая. Есть ли существенная разница в тренировках на той или иной площадке?
– Идея, которая лежит в основе тренировки, одна и та же. Игроки ,конечно же, любят тренироваться таким же образом, каким они играют, поэтому мы даем им возможность отработать ситуации, с которыми они могут встретиться в игре. С тем же темпом и настолько же интенсивно. Тренируясь таким образом, хоккеисты гораздо лучше справляются с игрой. Игроки не любят много разговоров на льду. А у некоторых игроков, с которыми я работал в НХЛ, были проблемы с дефицитом внимания. Если они не были в движении, то вообще ничего не понимали. А это были мои лучшие игроки.
– КХЛ хочет в следующем сезоне уменьшить хоккейные площадки. Это хорошо или плохо?
– Об этом я не слышал, но зато ходили разговоры, что КХЛ может начать делать площадки по типу финских, которые меньше, чем те, на которых мы сейчас играем, но больше, чем энхаэловская коробка. Я бы отдал предпочтение финской коробке, которая шире, чем энхаэловская, но не настолько широкая, как олимпийская, и углы немного меньше. Все это приведет к большему количеству физического контакта. Больше игры в давление и больше единоборств.
– При увеличении количества единоборств судейский фактор приобретает еще большее значение.
– Тут речь идет о том, что удаления могут быть правильными и неправильными. Тем не менее важно решить, чего вы хотите – больше силового хоккея или больше хорошего катания, как, например, в Швеции.
– Вчера завершились игры Кубка Первого канала. В сборной играли два хоккеиста СКА. Следили ли Вы за этим соревнованием?
– Следил, правда, игру со шведами посмотреть не удалось.
– Сушинский был признан лучшим хоккеистом, а Горовиков играл в так называемом «злом звене», как написала одна из газет, с Сапрыкиным и Радуловым. Вы не видите его в такой роли в СКА?
– В игре Константина есть несколько граней. Он аргессивно работает в нападении, но далеко не всегда это демонстрирует. Также он прекрасно отрабатывает в защите. А Максим знает только один способ игры: на 110 процентов вперед.
– Когда будет играть Каспарайтис?
– В течение ближайших двух-трех дней он начнет тренироваться. Через пять-шесть дней он начнет играть.
– Это единственный травмированный в команде?
– У Каспарайтиса была операция в Мюнхене. Все прошло хорошо, и мы надеемся, что все будет хорошо вплоть до конца сезона.
– Не екнуло ли у вас сердце, когда Сушинский угодил в финскую калитку и получил травму в игре за сборную?
– Этого я не видел, поскольку в этот момент у нас проходила тренировка в Италии. Но наш доктор рассказал мне об этом эпизоде. И самой хорошей новостью было в тот день сообщение, что травмы нет. Потом, к нашему удивлению, он вышел на следующую игру и забросил шайбу.