Незаменимые помощники стадиона – стюарды. Личный опыт
В первой части мы рассказали о том, кто такие стюарды, как появилась эта профессия. Сегодня мы расскажем вам о своем опыте работы на стадионе.
Диана
Как только мне исполнилось 18 лет, я пошла работать стюардом на стадион «Локомотив» (сейчас «РЖД Арена»). Кроме «Локомотива», мы также работали в «Олимпийском» и в «Лужниках». Я была студенткой, поэтому меня устраивало, что почти все мероприятия в выходные или вечером. Некоторые сокурсницы, узнав, что я работаю на футболе, смотрели огромными глазами и спрашивали, что не боюсь ли я, ведь фанаты убивают людей. За все годы моей и болельщицкой, и стюардской карьеры лично при мне никого не убили!
Смело могу сказать, что это было лучшее время! Мне удалось поработать не только на футбольных матчах Локо и Спартака, который играл один сезон в Черкизове перед переездом в Тушино, но и на других крупных спортивных мероприятиях: Чемпионат мира по Регби-7, Чемпионат России и Чемпионат мира по легкой атлетике, Кубок Кремля по теннису. Олимпийский подарил возможность стать частью крутых концертов: Премия Муз-ТВ, Джастин Тимберлейк, Армин ван Бюрен, Thirty seconds to Mars и многие другие. Вспоминая об этих событиях в текущих реалиях, кажется, что всё это было в другой Вселенной.
Эта работа определенно помогает улучшить коммуникативные навыки. Меня эта работа также научила говорить твердое «Нет», потому что я всегда испытывала с этим проблемы. В целом, здесь приходилось бороться с эмоциями, корректно ставить людей на место, даже если они годились тебе в родители.
Могу сказать, что с музыкальными фанатами порой было тяжелее, чем с футбольными. Практически все концерты не начинаются вовремя, но виноват в этом кто угодно, кроме исполнителя и его команды. Как правило, под горячую руку всегда попадаются стюарды. Но стюард не ответит почему Джаред Лето вышел на полтора часа позже (после концерта сказали, что он забыл костюм в отеле). Я вообще не была на концертах до работы стюардом, может поэтому с футбольными фанатами мне было проще. Самые жесткие концерты - Легенды Ретро-ФМ и Дискотека Авторадио. Там очень специфический контингент, большинство приходили подвыпившими, в Олимпийском продолжали «банкет». Все, разумеется, считают, что они правы. На все твои возражения и аргументы каждый второй начинает говорить, что он работает в ФСБ и завтра же уволит тебя. Но «Ты знаешь вообще, кто я?» - это в крови у большинства русских. Но какая разница, кто ты, если ты дебоширишь и идешь не на свой сектор?!
Я отработала год на Локомотиве. Там я познакомилась с большим количеством ребят, с которыми по сей день мы поддерживаем контакт. Там же я нашла лучшую подругу. Как и в любом большом коллективе не обходилось без романтических связей. Там образовалась много пар и даже семей. У многих уже детишки ходят в школу. Также я заняла 3 место в конкурсе «Стюард года», получив памятную статуэтку и благодарность от ФК «Локомотив».
В конце 2019 года я готовилась к окончанию университета и не имела постоянной работы. И решила в качестве подработки пойти в «Event Safety». Во времена работы на Локомотиве это могли расценить как предательство - компании конкурировали между собой. Мне на руку был имеющийся опыт. Но в 2013 ещё не было программы обучения и удостоверений, поэтому пришлось пройти всё официально.
С этой компанией я отработала много хоккейных матчей, а также новогодние ёлки (у стюардов это самые прибыльные мероприятия, потому что представления идут с конца декабря и до окончания зимних каникул, по несколько штук в день, студенты могут заработать хорошие деньги, если работать каждый день). Тогда же я впервые работала на осмотре. Это может быть утомительно, но это очень интересно! К тебе подходит человек, например, ты говоришь, что мужчины идут на осмотр к мужчинам, а это оказывается девушка. Женщины наивно прячут алкоголь под поясом брюк и в капюшоне. Одна девушка уверяла меня, что у неё во фляжке не алкоголь, а Егермайстер. Конечно, это святая вода, но только не по регламенту КХЛ. Вообще, работа стюардом - это кладезь веселых историй, которых хватит на несколько статей!
Проработала я здесь чуть меньше полугода, затем началась пандемия. Периодически Кирилл (второй автор блога) звал меня работать на «Спартак», но я отнекивалась, хотя деньги никогда не бывают лишними. И вот в 2023 году это свершилось. Я пошла закрывать стюардский гельштат, замыкать круг рабочих стадионов.
Летом я искала работу. В июле проходила собеседование в коммерческий отдел ПФК ЦСКА, но мне отказали. Буквально через неделю после этого Кирилл написал, что не хочу ли я всё же подработать, так как сейчас каникулы, многие в разъездах, им не хватает людей, а я всё равно ничего не делаю. Я согласилась. Мы посмеялись, что Спартак оказался больше мне рад, чем ЦСКА. Кстати, рабочий опыт показал, что спартаковские болельщики - самые любвеобильные и щедрые на комплименты! Если девушке надо поднять самооценку, то достаточно оказаться там, где много мясных.
Никогда не думала, что скажу это, но на «Спартаке» мне нравится. Никаких угрызений совести, что я болею за ЦСКА, а работаю на вражеском стадионе - нет. Скажем так, это чисто бизнес. Мы работаем по договору ГПХ, зарплату платят на карточку раз в месяц. Перед матчем дают круассанчик с ветчиной и бутылку воды, зимой разносят чай в течение рабочего времени. Здесь знают, как и чем мотивировать людей. Несколько раз на матчи делали повышенную ставку. Обычно у работодателя приходится выпрашивать денег побольше, а здесь рады платить. Удобно, что все закреплены за определенной зоной. В «Event Safety» на трибуну чаще попадали те, кого знали старшие, а остальные отправлялись мерзнуть на осмотр. Здесь я работаю на гостевом секторе. Разумеется, болельщиков приходит не так много, так как у большинства бойкот, а у каких-то клубов и так никогда особо много людей не приезжало. Но веселые истории всё равно случаются почти каждый матч. Порой, может даже не столько веселые, сколько удивительные, потому что всегда что-то поражает и вызывает недоумение в поведении людей.
Надолго ли я на Спартаке? Не знаю, покажет время. Работа не особо напряжная, правда в холода лениво вылезать из дома. Но пока силы и желание есть, то точно готова поработать здесь. Да и лишний доход, пусть и небольшой, никогда не помешает. Особенно, когда собираешься брать ипотеку 😄
Кирилл
В сентябре этого года будет 10 лет как я являюсь Стюардом, если быть точнее, то Контролером-распорядителем. Если совсем точно, то нахожусь в структуре стюардинга.
Моя история появления в этой сфере началась несколько случайно, но довольно интересно. В 2014 году я был волонтером на Олимпийских играх в Сочи. Я работал в качестве тимлида (руководитель группы волонтеров) на трибуне. За это время я получил опыт управления небольшой группой и осознал, что я вообще не понимаю, как работать со старшим поколением. Немного научился узнавать людей «в форме», которые одеты в гражданское. И ещё всякие разные мелочи.
Позже я узнал, что на строящемся стадионе «Открытие Арена» (сейчас уже «Лукойл Арена») создается своя служба стюардов, которые будут обеспечивать безопасность во время матчей ФК «Спартак». Я не особо ходил на футбол по разным причинам, но решил подать заявку и начать там работать. Прошел все собеседования, обучения и по некой случайности получил позицию «Старший стюард».
Небольшое отступление, как вообще выглядит структура нашей службы.
Стюард – сотрудник, который непосредственно взаимодействует с людьми на той или иной позиции: на осмотре, на проверке билетов, на трибуне. Именно эти люди стараются обеспечить вас хорошими эмоциями и помогают в различных ситуациях.
Старший стюард – сотрудник, который руководит небольшой группой стюардов (число может разниться от 5 до 20). Он уже помогает вам разрешить сложные или нестандартные ситуации. Как правило, общается с вами, если вы просите позвать старшего.
Супервайзер – сотрудник, ответственный за большую зону на арене. В его подчинении команда из старших и их стюардов. Знает обо всем в рамках своей зоны и немного больше. Приходит на помощь и ведет финальное общение с вами, когда ситуация уже слишком необычная. Поверьте, если он вам говорит, что что-то нельзя пронести, повесить или что-то еще сделать, то он уже связался со всеми, с кем можно и нужно, и идет к вам с финальным решением. Либо предложит вам альтернативу, если она возможна.
Вернемся к работе. На момент устройства я был (и остаюсь) человеком, который любит футбол, я учился менеджменту, у меня есть какой-то опыт управления людьми. И вот я еду на обучение старших. Точнее, это больше ознакомительная встреча, на которой я узнал кто мои коллеги, какая зона ответственности, кто руководитель. Был август, примерно 20 число, я узнаю, что буду работать на трибуне с гостевыми болельщиками. Вспоминая сейчас свои эмоции, могу сказать, что это был страх вперемешку с адреналином. Я тот, кто толком не работал с людьми, а получаю в ответственность зону с фанатами!
Мы познакомились с командой и из всех нас с болельщиками работал только 1 человек. Хотя правильнее сказать, что он знал, кто такие фанаты, остальные не особо понимали, но у меня почему-то была уверенность, что все будет хорошо.
30 августа прошло тестовое мероприятие - для понимания, как и что будет 5 сентября, когда будет официальное открытие. Все прошло прекрасно! Мы, уверенные, что и дальше все будет круто, разошлись по домам. Однако, в день открытия стадиона, на гостевом секторе, был АД. Мне до сих пор стыдно перед людьми, которые, наверняка, остались недовольны. Именно в тот момент, мой мозг узнал, как можно слушать одним ухом одного человека, другим ухом рацию, глазами смотреть на человека и куда-то еще. Хотя, кажется, тогда я был просто без сил после этого матча, но мне понравилось, и я остался.
Дальше начались разные матчи и, конечно же, первое дерби в моей карьере. После дерби нас спросили: «Вы там живы?», мы ответили: «Да!», хотя тогда были скандалы, ругань фанатов со стюардами, и прекрасное пиро-шоу, последствия которого мы тушили сами, потому что пожарные не успевали. Затем кордон полиции, который забирал всех поджигателей в отделение. Если вам кажется, что вас на стадионе не видят, то вы глубоко заблуждаетесь. Кажется, после дерби меня уже перестало пугать все, что потенциально может произойти на стадионе.
Да, так я думал, пока не был переведен на VIP-трибуну. Я попал туда спустя 3 года, под Кубок Конфедераций. В тот момент я снова понял, что не умею работать с людьми. Знаете, когда ты работаешь с фанатами, то у тебя манера поведения, речь одни, а когда ты работаешь с более спокойной публикой, то всё меняется. Плюс я снова понял, что сложно работать с новой командой, где уже есть свои особенности. Для меня это был некий вызов. Оценку себе я ставить не буду, но, кажется, я научился там чему-то новому.
Но опыт работы на таких международных мероприятиях, как Кубок Конфедераций и Чемпионат мира, невероятный! Когда ты работаешь в структуре огромного механизма, который должен провести все идеально. Когда после всех матчей, FIFA ставит оценку «5» за организацию всех игр и ставит в пример всем остальным организациям в мире, то ты понимаешь, что все это было не зря. Ах да, еще, конечно, было много всяких историй, но это не для печати.
Вообще, для многих Чемпионат Мира стал некой окончательной точкой работы в качестве стюарда, но я остался и продолжил работать, потому что мне это нравится. Хотя вскоре и начались непростые времена: карантин, бойкот фанатов.
Спустя 5 лет работы, мне предложили позицию Супервайзера на гостевом секторе - возвращение в место, где все началось, но при новых вводных. Интересный вызов, на который я согласился и который продолжается до сих пор.
За 10 лет работы я видел разных людей: активных фанатов, милых «кузьмичей», родителей с детьми, знаменитостей. Зная структуру изнутри, могу сказать следующее: «Стюарды рады всем!» Поверьте, мы всегда умиляемся семьям, когда видим, как родители ведут своих детей на стадион, а те переживают за команду, порой до слез; как чудесные пожилые люди ходят поддержать команду, иногда делятся с тобой историями из своего фанатского прошлого; как активные фанаты гонят своих парней вперед, а затем все они благодарят команду за хорошую игру. Или, наоборот, высказывают всё, что накипело.
Мы расстраиваемся, когда вы хотите нарушить правила стадиона, пройти по чужому Fan-ID, пронести что-то запрещенное, когда вы начинаете оскорблять соперника или хотите вывесить запрещенный баннер, и невероятно грустим, когда вы что-то забываете на стадионе.
Мы ждем вас на стадионе и стараемся сделать всё, чтобы вам было комфортно и безопасно поддерживать свою любимую команду.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
К сожалению, множество неурядиц, неудобств и осложений после матчей завязаны именно на использовании людей без опыта в самых сложных секторах. Разумеется опыт приобретается именно "в полях", это бесспорно, но рядом с любыми молодыми и потерянными сотрудниками, на который рушится шквал обоснованного, но абсолютно несправедливого гнева фанатов, опаздывающих на мероприятие из-за организационного хаоса, должен стоять опытный ментор, который в сложный момент заберет часть удара на себя.
Очень много раз сталкивался на хоккее и футболе с ситуациями, когда произошел технический сбой терминала для считывания билетов, вышли из строя металлоискатели или рамы, замкнуло свет на пару секунд и выбило из строя освещение под трибуной - и все это зачастую падает на молодого парня или девушку, не готовых к подобному, что еще сильнее гневит людей, не способных к сожалению к сопереживанию или терпению...
Понимаю, сколь специфичен кадровый потенциал подобного рода деятельности, тут очень сложно как-либо осуждать и так отлично работающие структуры, обеспечивающие молодежь подобного рода предложениями и мотивациями, и в любом случае таким ребятам хочется говорить спасибо за потраченные нервы. Работа напрямую с людьми - это всегда огромный труд....
И спасибо за материал!
Согласна, что, к сожалению, не все ответственно подходят к выполнению своих обязанностей, из-за чего происходят различные неудобства. Но мы все стараемся улучшать свои знания, навыки, своевременно даем с руководством друг другу обратную связь.
От себя могу сказать, что всегда обращаю внимание на работу стюардов в других городах и странах. Видимо, небольшая проф.деформация :)