Дерби А23. История соперничества «Брайтона» и «Кристал Пэлас»
Многие музыкальные группы сочиняли оды своим родным городам, воспевая дифирамбы местным улицам и паркам. The Beatles исполняли песни про Пенни-Лейн и Земляничные поляны; The Kinks пригласили нас полюбоваться закатом при Ватерлоо; в то время как Джерри Рафферти взял свой саксофон на Бейкер-стрит. Каждая песня отдавалась воспоминаниями о великих днях и блаженном детстве.
Однако, если вспомнить Дэвида Боуи и его воспоминания о давно минувших днях, можно с уверенностью сказать, что ему не доставляли удовольствия подобные темы. Когда его спросили о том, как бы он описал что-то унылое, он смог вспомнить только одно место: «Оно олицетворяло все, чего я не хотел в своей жизни, все, от чего я хотел убежать. Самое уничижительное, что я могу сказать: «Боже, это гребаный Кройдон».
Возможно, это немного резко, но еще в 1970-х и 1980-х годах Кройдон действительно имел репутацию бетонного чудовища, чему способствовал запрет на строительство небоскребов в Лондоне в 1960-х годах, после чего застройщикам пришлось искать место для заливки бетона. И поэтому местный мир архитектуры столкнулся с такими произведениями, как Центр Уитгифта. Многие жители помнят, как в школьном возрасте после занятий проводили здесь время с друзьями, - и это самое яркое воспоминание о Кройдоне.
Но существовал и путь бегства из пригорода Лондона. В солнечный день можно было запаковаться всей семьей в Ford Cortina и отправиться на юг по шоссе A23 через живописный Сассекс-Даунс, пока не кончится земля и вы не окажетесь в Брайтоне. Местные прозвали эту дорогу «Брайтон-роуд».
Часто школьники целыми классами выбирались в этот приморский городок, насладиться прелестями пирса, перебрать газированных напитков, а затем пожалеть об этом на многочисленных аттракционах на ярмарочной площади. Место прекрасной викторианской архитектуры, мороженого и карамельных палочек. Иначе как от Инь до Ян жизнь типичного жителя Кройдона не описать.
Кройдон и Брайтон разделены 62 километрами; даже на поезде поездка займёт почти час. Эти два места едва ли находятся по соседству, и на самом деле не должно быть причин обращать внимание друг на друга каким-либо существенным образом.
У «Кристал Пэлас», к примеру, есть клубы, расположенные географически намного ближе, противостояние с которыми было бы более очевидно. Рядом базируются «Уимблдон», «Чарльтон» и «Миллуолл», не говоря уже о многочисленных возможных других лондонских дерби. «Брайтон», конечно, немного более изолирован. Вторым клубом города является «Уайтхок», играющий лишь в седьмом дивизионе, но даже противостояние с «Портсмутом», представляющим еще одно место на южном побережье, было бы более логичным.
Болельщики «Пэлас» и «Брайтона» с радостью скажут вам, что это не дерби в истинном понимании, но соперничеством оно определенно является. Чтобы понять, почему существует такая странная «вражда», нужно обратиться к… «Тоттенхэму» 1960-х годов.
У «шпор» в то время была классная команда, которая выиграла Кубок Англии в 1967 году, обыграв «Челси» со счетом 2:1. В тот день за «Тоттенхэм» играли два полузащитника, Алан Маллери и Терри Венейблс. Они, мягко говоря, не были лучшими друзьями, поэтому, когда «повесили бутсы на гвоздь» и начали карьеру менеджера, любые будущие встречи между ними вызывали определенный накал страстей. Пройдет совсем немного времени, прежде чем они встретятся лицом к лицу в качестве соперников.
На протяжении многих лет «Пэлас» и «Брайтон» даже не выступали в одном дивизионе. Все изменилось в сезоне 1974/75, когда они встретились в третьем эшелоне. «Брайтон» только что пережил быстрый подъём под руководством Брайана Клафа, который, перейдя в свой «Проклятый Юнайтед» - «Лидс», расстался с давним партнером Питером Тейлором, отдав последнему бразды правления.
Тем временем в «Пэлас» главным был колоритный и безбашенный Малкольм Эллисон – человек, к которому слова «смирение» и «застенчивость» определенно неприменимы. Именно Эллисон подводит нас к теме клубных прозвищ. До 1973 года «Кристал Пэлас» был известен как «стекольщики» в честь знаменитого стеклянного дворца. Но Эллисон посчитал, что это недостаточно «сексуально», и окинув взглядом величайшие команды Европы – позаимствовал у «Бенфики» «орлов».
Брайтонцы были известны как «дельфины», за это название проголосовали местные жители, но, когда команды встретились в 1976 году, группа фанатов «Брайтона» на скандирование «орлы» отвечала своим «Вперёд, чайки» - ссылаясь на местный приморский пейзаж. Это скандирование получило такую популярность, что вскоре стало официальным прозвищем и даже привело к грандиозной распродаже товаров с изображением дельфинов.
Итак, теперь противостояние «орлы против чаек» существовало как нечто само собой разумеющееся. Но наличие рифмующихся птиц в качестве талисманов вряд ли создает соперничество. Игра, в которой родились «чайки», была прекращена из-за того, что фанаты «Пэлас» бросали на поле дымовые шашки и свето-шумовые гранаты.
Предпосылками к подобному поведению стали встречи предыдущих лет. В 1974 году матч на брайтонском стадионе «Голдстоун Граунд» посетили больше зрителей, чем обычно. После игры случилась пьяная драка фанатов, что привело к арестам – это была первая искорка. В следующем сезоне обе команды боролись за повышение в классе, что, очевидно, несколько усилило напряженность, а в игре на «Селхерст Парк» «Пэлас» выиграли на глазах у самой многочисленной публики за последние два года.
В 1976 году обе команды в конечном итоге упустили свой шанс на промоушн, и в обеих впоследствии произошла смена руководства. «Пэлас» и «Брайтон» назначили бывших партнёров по «Тоттенхэму» Венейблса и Маллери. Повышение во второй дивизион стал приоритетом для обоих клубов.
Между бывшими партнёрами кипело соперничество со времён «Тоттенхэма» и напряжение на тренерском посту только нарастало. Первая встреча состоялась на «Голдстоун Граунд», игру снова трижды прерывали дымовыми шашками. Словно для того, чтобы подлить масла в огонь, «чайки» и «орлы» сыграли вничью в первом раунде Кубка Англии.
Обзор первого матча между «Брайтоном» и «Кристал Пэлас»
Переигровка также не принесла победы ни одному из клубов. По регламенту была запланирована третья игра, которая дважды откладывалась из–за погодных условий, прежде чем, наконец, состоялась на «Стэмфорд Бридж» в начале декабря. «Орлы» быстро вышли вперед, за чем последовал не засчитанный гол «Брайтона». А на 78-й минуте случился эпизод, который окончательно испортил отношения между клубами. Судья Рон Чаллис назначил пенальти в ворота «Пэлас». Брайан Хортон реализовал 11-метровый, но, к своему удивлению, был вынужден перебивать удар. Арбитр решил, что игрок «Брайтона» до удара вбежал в штрафную площадку. Игрок протестовал, указывая судье на то, что его толкал игрок «Пэлас». Вторая попытка оказалась неудачной, и «Брайтон» в итоге вылетел из кубка.
Алан Маллери взорвался гневом и вынужден был покидать поле в сопровождении полиции. Поджигали и фаны «Пэлас». Наконец, коуч «Брайтона» швырнул горсть монет, бросил V-образный жест трибунам и прокричал «Это всё, чего стоит «Кристал Пэлас»!». Однако, сам Маллери выдвигает другу версию событий. По его словам, он на самом деле бросил 30 пенсов на трибуны и показал жест, но адресован он был не в сторону клуба, а в адрес парня, который вылил ему на голову стакан горячего кофе.
Коуча оштрафовали на 100 фунтов, а жест до сих пор почитается поклонниками «Брайтона».
Сезон завершился на высоте для обеих команд. Синхронный промоушен означал продолжение бушующего соперничества. И оба коллектива снова были в ударе: в сезоне 1978/79 и «Пэлас», и «Брайтон» опять вышли в лидеры, но на этот раз по-крупному. Лондонский клуб вырвал титул у «чаек» в последнем туре. В то время казалось, что их судьбы переплелись.
С тех пор произошло много интересных событий. В 1982 году Алан Маллери занял пост главного в «Кристал Пэлас» – такой шаг руководства не одобрили болельщики «орлов». Маллери проиграл два матча «Брайтону», что отчасти послужило поводом для его последующего увольнения. В 1985 году 30-летний ирландец Джерри Райан, проведший за «Брайтон» 7 сезонов, вынужден был завершить карьеру после того, как защитник «Пэлас» Генри Хьютон в подкате сломал ему ногу в трёх местах.
В пасхальный понедельник 1989 года состоялась одна из самых знаменитых встреч между «Брайтоном» и «Пэлас». В этот день главной звездой на поле оказался рефери Келвин Мортон. Поединок начался с мяча Иана Райта, поразившего ворота Джона Кили. Спустя 4 минуты за грубое нарушение удаление схлопотал Майк Трассон, оставив «чаек» в меньшинстве. А потом произошли те события, которые запечатлились в памяти фанатов обоих клубов. Сначала защитник «Брайтона» Ларри Мей нарушил правила на Марке Брайте за что судья без колебаний назначил пенальти, успешно реализованный самим Брайтом. Однако, уже две минуты спустя Келвин Мортон назначил второй 11-метровый в ворота гостей за фол на МакГолдрике. За удар вновь взялся Брайт, но вторая попытка была успешно отражена Джоном Кили, который перевёл мяч на угловой. «Брайтон» мог выдохнуть, справившись с натиском соперника, если бы в очередной атаке арбитр вновь не назначил пенальти. Трибуны скандировали имя Иана Райта, но тот смазал удар, переведя мяч в стойку. Счёт 2:0, удаление, три пенальти за три минуты: один забитый и два пропущенных – это только в первом тайме!
Комментатор в перерыве заметил, что арбитр, похоже, больше всех надеется на то, что вторая половина пройдёт в спокойном русле. Однако, не успел начаться второй тайм как Мортон назначил четвёртый пенальти. «Брайтон» получил шанс вернуться в игру, и успешно воспользовался им благодаря Алану Кербишли – 2:1. Но спустя 10 минут судья назначил пятый пенальти. Снова в ворота гостей. Удар доверили Джону Пембертону – правому защитнику, который никогда раньше не забивал с точки за «орлов». Вероятно, решение было не самым удачным. Убедились в этом все, когда мяч пролетел над перекладиной.
Расширенный обзор матча. События с пенальти начинаются с 26:50
Пять пенальти за 27 минут! Остальная часть игры прошла относительно без происшествий, учитывая всю предшествующую драму. В результате «Пэлас» одержал важную победу со счетом 2:1, и оставил болельщикам приятные воспоминания.
По итогам сезона «орлы» получили повышение, в то время как «Брайтон» остался во втором эшелоне.
В течение следующего 21 года соперничество угасало, поскольку «Брайтон» испытывал игровые и финансовые трудности. За это время команды провели друг с другом всего четыре встречи. В такие периоды болельщики внезапно понимают, что, как бы сильно они ни недолюбливали друг друга, отсутствие активного взаимодействия еще хуже. Поклонники «Пэлас» говорят, что они с «Брайтоном» как два брата, которые ненавидят друг друга, но в то же время не могут друг без друга. Связь нужна чтобы понять, насколько велик футбол и как сильно они любят свои команды. Супергерою нужен злодей, а злодею нужен супергерой.
Только в сезоне 2012/13 соперничество вспыхнуло с новой силой. Команды встретились в полуфинале плей-офф Чемпионшипа. «Брайтон» финишировал четвертым, на третьем месте «Пэлас». После непримечательной нулевой ничьи на поле в Лондоне, во втором матче произошло странное событие, получившее название «Пу-гейт». Я бы перевёл это как «Исход де**ма» - лучше, по субъективному мнению автора, эту ситуацию не описать.
Когда игроки «Пэлас» вошли в свою раздевалку перед матчем, изнутри их встретил отвратительный запах. К их ужасу, исходил он от человеческих экскрементов, размазанных по полу туалета. Сразу же возникло подозрение в том, что источником хулиганской выходки был кто-то имеющий отношение к «Брайтону». Дубль Уилфреда Заа помог обыграть «чаек» и отомстить за содеянное. Коуч «Брайтона» Густаво Пойет поступок не оценил и гневно отреагировал на ситуацию. Решив, что содеянное дополнительно мотивировало соперника потребовал объяснений от персонала стадиона.
В сообщении говорилось: «По какой-то причине, которая до сих пор мне не ясна, кто-то в течение дня имел доступ в раздевалку гостей и сделал нечто ужасное, пытаясь оскорбить всех, кто связан с «Пэлас». Если говорить корректно, то кто-то какал вне туалетов, над туалетами и вокруг них».
Однако, в медийной шумихе над «Исходом де**ма» растворилась другая версия произошедшего. Есть мнение, что настоящая причина на самом деле была связана с водителем автобуса «орлов». В тот день он потерял контроль над функциями своего кишечника, когда мчался к «фарфоровому креслу». Так это или нет, никто не может сказать. Но получился прекрасный способ раззадорить дремлющее соперничество.
Вновь практически каждый матч между «орлами» и «чайками» сопровождается накалом страстей, результативными развязками на последних минутах, стычками на поле и за его пределами. А также яркими персонажами и новыми героями противостояния. Один из таких – Гленн Мюррей. В истории дерби он занял место рядом с упомянутыми ранее Венейблсом, Маллери, Джерри Райаном и Малкольмом Эллисоном.
Мюррей провёл больше 200 матчей за «Брайтон» и мог бы стать полноправной легендой клуба, если бы не подпортил себе репутацию прямым переходом в «Пэлас» в 2011 году, за который также провёл больше 100 поединков и забил несколько мячей в ворота «чаек». Совпадение, или закономерность, но в конце 2013 года Гленн Мюррей получил тяжелую травму колена в поединке…с «Брайтоном», а в 2016 году снова вернулся в курортный город.
Итак, противостояние «Пэлас» против «Брайтона» возникло в середине 70-х. В отличие от других дерби, оно развивалось благодаря личностям менеджеров, и оба клуба часто вместе боролись за повышение в классе. Хотя 70-е были самым рок-н-рольным периодом, и сегодня соперничество между клубами не утратило былого лоска.
Вероятно, фанаты нового поколения не знают истории происхождения этой вражды, и им, возможно, все равно – для них повышенный градус в этих матчах что-то само собой разумеющееся: кошки гоняются за мышами, собаки за кошками, а «Пэлас» не любит «Брайтон». И пусть матч, возможно, не имеет статуса как игры «Арсенала» с «Тоттенхэмом» или «Астон Вилла» - «Бирмингем», для болельщиков это важнейший матч чемпионата в сезоне.
Источники: Crystal Palace FC | These Football Times | Flickr/Roger Perriss | Flickr/pepandtim | Travel Awaits | Getty Images | Man2Man | RednBlue Army | 90Min | Historical Lineups
Жалко, дерби назвали по одноименному шоссе, а не по происходившим событиям) АПЛ полна интриг/пересечений, вот уж действительно