Сага про автобусы. Начало
На волне немалого интереса к предыдущему посту на тему юбилея «автобусов» в РПЛ https://www.sports.ru/tribuna/blogs/csca1970/3207679.html сделаю более широкий обзор.
Начав более- менее осознанно смотреть футбол с ЧМ 1970 в Мексике, сильно впечатлился шикарной Бразилией с королем Пеле. А потом был ЧМ 1974, где Голландия Михелса показала всем тотальный футбол, ставший открытием. Но в финале прагматичный ФРГ укатал Круиффа и Ко. И уже тогда (в 13 лет) я начал понимать, что существует в футболе что-то, благодаря чему хуже играющая в футбол команда может победить. Когда ты сам в перерывах между телетрансляциями гоняешь мяч на школьном стадионе - неприятное открытие. Только по еженедельнику Футбол - Хоккей узнал я о таких футбольных историях, как «волжская защепка» и «катеначчо» А потом случилось 1-ое Динамо Киев Лобановского и «выездная модель». Не буду углубляться в описание всего этого - можно глянуть этот ролик https://youtu.be/Tg803fF9P3Q (или еще какой-нибудь из множества в Ютубе), рассказывающих о изобретении швейцарца Рапана или итало-аргентинца Эрреры (кто какую национальность тренера предпочитает: для сектантов из Ростова - это вообще главное).
Самое важное там - тактическое построение игроков. Оно отличалось от общепринятой тогда «дубль W» дополнительным игроком в линии защиты. Сам Рапан называл эту схему«дубль W для бедных». Запомним это определения для будущего, оно не раз еще пригодится. В ней получалось, что против 4 нападающих соперника имелось 5 защитников. Причем один из них играл глубже, там позже его начали называть «либеро».
«Флагман» катеначчо - Интер Эрреры в 1964/65 взял два Кубка чемпионов подряд, но в 1966 проиграл в конце концов финал Селтику. Хотя забив с пенальти на первых минутах он почти всю игру «убивал» футбол шотландцев. Но в конце игры более высокое мастерство Селтика (вот же были времена) позволило вырвать победу. Но термин «катеначчо» именно с тех матчей стал общеупотребимым, и начал шествие по планете. Такая игра привела к тотальному доминированию счета 1-0 /0-0 в результатах игр в континентальной Европе. Кроме Англии, где фанаты просто уничтожили бы тренера любой команды с такой игрой. И Голландии. Бывшая долго обычным пятном на футбольной карте страна в 1969г. в финале Кубка чемпионов явила миру новые принципы игры, сгубившие тогда катеначчо. Почему? Потому что защите пришлось защищаться не от 3/4 нападающих, а еще и от 3 полузащитников, а то и еще 2-3 защитников, умеющих завершать.Странное совпадение, но Ринус Михелс начал строить Аякс по модели тотального футбола в том же 1966.
Спираль истории футбола сделала очередной виток, и на рубеже XX и XXI веков тренеры в Италии и Португалии вернулись к построениям игры, когда защищающихся должно быть больше, чем атакующих. Самый крутой из них - португалец Моуриньо, уже 20 лет играющий в автобус независимо от силы своего клуба и соперника. Да-да, в этом году юбилей победы Особенного в ЛЧ с Порту (вообще конечно еще осталось полгода, но сезон был 2003/04). Но что было отлично с Порту, не принесло желанного трофея ЛЧ в Челси и Реале. Но вот в 2010 в Интере (том самом, что вывел в мир катеначчо Эрреры) карма наградила Жозе - Кубок ЛЧ взят. Но это - последний розыгрыш ЛЧ, когда автобусная тактика привела к победе.
Какие же главные черты современного катеначчо - автобуса?
численное превосходство обороняющихся над атакующим в последней трети поля перед своими воротами;
расположение всех игроков команды за линией мяча;
полное или преимущественное отсутствие прессинга соперника;
начало собственной атаки длинными забросами - пасами на выдвинутого единственного нападающего или в свободную зону половины поля соперника;
завершение собственных атак индивидуальной игрой форварда без привлечения более 1-го партнера;
сознательный отказ от владения мячом и позиционных атак.
Попробуем понять тогдашние принципы построения казанского клуба. В точном соответствии с принципом автобуса, сказанном его изобретателем:«для бедных»,- команда строится вокруг наиболее сильных игроков, играющих на центральной оси. А именно вратаря, центрального центрального защитника (при 3-ех ЦЗ), центрального полузащитника, атакующего полузащитника/оттянутого форварда и центрального нападающего. Другими словами, достаточно иметь 4-5 сильных игроков на центральной оси и нет необходимости тратить деньги на приобретение сильных игроков на вспомогательные позиции. Казалось бы - сплошные плюсы. если не учитывать одну закономерность, работающую в футболе всегда. А именно - когда в одном клубе/турнире играют игроки (или команды) разного класса, лучшие всегда деградируют к среднему, а слабые остаются на своем уровне. Это сразу произошло в команде в 2004 году, когда феерившие год назад Рони,Скотти, Сибайа, Кебе, Чижек сдали и клуб стал 10. И «понеслось». Каждый год закупались все более дорогие футболисты на основные позиции. Которые через сезон - два становились «средними по больнице». В итоге к моменту встречи с Барселоной в 2009 в Рубине числились в составе Навас, Ансальди, Нобоа, Ребров, Домингес, Карадениз, Семак, Рязанцев, Адамов, Кабзе, Сибайа и еще десятка 1,5 игроков. То, что начиналось как малобюджетный ответ на массовую закупку в ЦСКА Гинером в 2002/03 годах, вылилось в проект настолько дорогой. что оплачивавший весь этот банкет Татарстан не выдержал финансового бремени. Хотя агония длилась еще пару лет: были громкие продажи, деньги от которых исчезали, были громкие покупки. Но после еще одной шумной победы над испанским автобусом Атлетико в ЛЕ Бердыева уволили. В декабре 2013. Как раз бан от УЕФА по правилам финансового фэйр - плей подоспел. Какой итог для Рубина 12 лет руководства командой ТШ Бердыева? Да в общем не очень позитивные. Два чемпионства - сильно для периферийной команды, но если соизмерить с затратами... Алания скажем за пару сезонов при Газзаеве и «водочных деньгах» гегемона тогдашнего разок обыграла. ЦСКА, потратив в общей сложности гораздо меньше (особенно с учетом трансферов), за эти годы победил 4 раза. Академию толковую не создали. Молодых игроков для сборной не воспитали никого. Разве что Азмуна - но его только Канделаки игроком сборной РФ считала.
Однако FR, на который КББ никогда денег не жалел, делает свое дело: болельщики Рубина испарились как класс, а фанатов остальных клубов, что помнят только победу над Барсой, не очень и волновали злоключения клуба после ухода мэтра.
На этом пока заканчиваю. Обзор современных автобусов будет.