20 лет с окончания первого автобусного чемпионата России. Антифутбол победил
Летом "все прогрессивная общественность" российского футбола отметила 15 лет с даты последнего успешного выступления сборной на большом турнире - первенстве Европы. Что характерно - и с даты следующего приличного результата - на домашнем ЧМ, тоже отметили 5 - летний юбилей. Но каким же разным был футбол сборных Хиддинка и Черчесова. Команда голландца играла в футбол, команда Черчесова "вымучивала" результат. Но триумфаторам Евро 2008 (Испании) Хиддинк "влетел" с разгромным счетом, а ту же Испанию Черчесов прошел. Да, не победил, но "прошел".Последняя официальная игра сборной России - с Хорватией, которой Черчесов тоже не проиграл на ЧМ 2018. Итог - порядка 20% владения, вполне себе «автобус» от «самого прогрессивного» тренера РПЛ и поражение с автоголом защитника.
Деградация стиля и результатов настолько впечатляющая, что без понимания причин этого не обойтись. Очевидно, что искать их надо только во внутреннем турнире, а не в редких играх сборной. И тут сразу возникает другая юбилейная дата - 20 лет с даты окончания первенства России 2003г. И связана она в первую очередь с «бронзовым» новичком того сезона - Рубином и фигурой его тренера - Бердыевым. В том сезоне как говорят сейчас «в тренде» были борьба ЦСКА за 1-е чемпионство при Гинере, надежда КБ - торсиды на возрождение Спартака без Романцева, медальные планы Зенита с Аршавиным, Кержаковым, Быстровым. Но как показала история - самым важным оказалось 3 место казанцев и триумф игровой модели среднеазиатского тренера.Основные принципы игры и построения той команды - сознательный отказ от игровой инициативы (процент владения мячом - меньше 40), начало атак - через выносы защитников, развитие и завершение атак - через свободные зоны увлекшегося атаками соперника за счет индивидуальных качеств легионерами, в основном латиноамериканскими . Другими словами - «автобус» в сегодняшнем понимании этой тактики. Прошло с того первенства меньше пяти лет - и Бердыев с Рубином триумфально «воцарился на престоле» РПЛ с 2 -мя титулами подряд. И произошло это в год того самого триумфа сборной Хиддинка -в 2008. Интересное совпадение, не правда ли? Оно и предопределило вектор развития РПЛ - все хозяева и руководители взяли на вооружение подходы Бердыева. Они не позволяют чего-то добиться «в долгую» в серьезных турнирах вроде ЕК, где рано или поздно попадешь на команду, умеющую вскрыть автобус Но вполне конкурентны внутри РФ - действительно классных команд не хватает для опускания команды - автобуса в низы таблицы.
Писать можно еще много: - про финансовую выгоду построения команды, умеющей только вынести мяч на одинокого Рони/Домингеса; - торжество принципа «счет на табло», высказанного когда-то Лобановским чтобы отвязаться от Микулика в интервью Совспорту еще в советские времена, но на полном серьезе считающееся «мудростью»; -своеобразном подходе российских судей к игре «автобусов», состоящее в принципе «если не болеем ни за одну команду, то поможем слабейшему».
Главное, на что хотелось обратить внимание - итоги развития автобусной тактики в РПЛ. Это катастрофическое падение посещаемости игр даже самых популярных команд, которое видно даже без учета влияния FanID. Мне, как болельщику ЦСКА, тяжело принять, что одни и те же по вывеске игры клуба прошлой осенью собирали 10 -12 тысяч зрителей, а этой - 4-8. При том, что тренер тот же, из состава потеряли только одного Карраскаля - но игра... Если «счет на табло» тренера устраивает - «автобус автобусом». А про привлечение к болению молодежи - вообще молчу. Игра сборной - прямое следствие автобусной лиги: даже тренер, исповедующий в клубе контроль мяча, прессинг и совсем не автобусные 4-3-3, в решающей игре сознательно или из-за психологии игроков скатывается к защите низким блоком и безадресным выносам из обороны.
Просто посмотрите на лидеров РПЛ. Краснодар, всегда считавший атакующий стиль приоритетом, начал практиковать автобус - и идет так высоко, как не был никогда. Динамо, с приходом Лички попытавшийся играть в атаку, переходит на игру в быстрые атаки, и приближается вплотную к Зениту. КС отказывается от контроля мяча в пользу быстрых атак - из аутсайдера превращается в одного из лидеров. Только Зенит из команд, пытающихся играть 1-ым номером, более-менее успешен. Но у него финансовые возможности таковы, что он может строить состав не опираясь на 1 - 2 дорогих легионеров из ЛА, а собирая целую россыпь сильных футболистов. С другой стороны, какие места занимают в РПЛ команды, использующие хотя бы прессинг-модели, не говоря уже об играющих в позиционное нападение. По интегральному показателю прессинга - PPDA, лучшие - Спартак, Ростов и Балтика, следующие за ними - Факел и Урал. И где они в таблице? Вывод из всего написанного один - РПЛ уверенно превратилась в «мечту Бердыева» - лигу автобусов. И побеждает в нем пока - главный автобус РПЛ.
А Курбан Бекиич занялся в этом году ФНЛ - и Махачкала лидирует, уступив в очных матчах всем доминаторам - Химкам, Акрону, Торпедо, но разобравшись с середняками и аутсайдерами.
ЦСКА-Динамо 2:3 это было игрой двух автобусов?
или Локо Зенит 1:3?
или ЦСКА-Локо 4:1?
или Динамо-Рубин 1:0 с кучей моментов у обеих команд?
или Ахмат-Спартак 2:1?
кто был автобусом в игре Цска -Ростов?
Прессингующие аутсайдеры Балтика и Факел или середняки Урал и Ростов это тоже признак "лиги автобусов"? да с чего вдруг?
И как раз с точки зрения зрелищности быстрые контратаки куда смотрибельнее катания мяча в 30 метрах от штрафной.
Жаль только, что оформление не дает читать с удовольствием. Сложно понять, почему антифутбол победил, как РПЛ была "наказана" за это. Темы бы в подзаголовок и жирным выделить.
Ну и почаще делите абзацы, тем более, когда используете мало изображений. Полотно текста читать очень сложно)
Калачёвым и Паршивлюком ты меня сразил просто наповал. Я даже не буду спрашивать на одной ли позиции они играли в Ростове. Просто приведу две даты: 26.05.2019 и 10.05.2019.
Первая это дата последней игры за Ростов Калачёва, вторая - Паршивлюка. Надо мысль дальше продолжать или она и так понятна?