13 мин.

Медиафутболу 99 лет?

Сегодня в Петровском парке пройдет товарищеский матч московского «Динамо» с медийной командой 2Drots. Ожидается, что на поле выйдут Марцел Личка и Владимир Рыков, а на кого-то из динамовских звезд повесят камеры и микрофоны. Настроение вокруг матча уже подогревают интервью ассистента тренера Адесойе Ойеволе и легенды Олега Терехина. Кажется, что сейчас для привлечения новой аудитории на матчи клуба будут все средства хороши: от Крида и Медведевой до медиафутбола и разных А4.

Интеграция «бело-голубых» в медиафутбол началась еще в прошлом году, когда молодежка «Динамо», а потом и основной состав, «усиленный» Овечкиным, вышли на одно поле с «Амкалом». Именно так пишут сейчас в превью к матчу. На страницах «Википедии» пишут, что первые матчи «медиафутбола» были сыграны в СССР еще в 1970-х годах. Но на самом деле впервые динамовцы сыграли с «медиакомандой» 99 лет назад. И цель была схожая. Если после матча с «Амкалом» у динамовского клуба в соцсетях появилось 120 тысяч новых подписчиков, то в далеком 1924 году проблема была совсем другой: спрос на футбол и, в частности, на матчи «Динамо» был выше, чем могла вместить спортивная площадка клуба в Орлово-Давыдовском переулке. Поэтому она срочно нуждалась в развитии.

Шел второй год существования «Динамо». «В Москве тогда вообще стадионов не было, а были спортплощадки, - вспоминал пришедший в том же году из «Красной Пресни» Петр Мидлер. – Динамовцы также имели небольшую площадку в Орлово-Давыдовском переулке, которая просуществовала до 1928 года, когда общество «Динамо» разрослось и стало настолько мощным, что появилась возможность и средства на постройку нового большого стадиона «Динамо», который существует и по сей день. С самым теплым сердечным чувством я вспоминаю малюсенькую спортплощадку, где наш коллектив проводил все свое свободное время, наши тренировки и соревнования».

Накануне нового сезона кроме юного Петра Мидлера команду пополнили и опытные игроки – Дмитрий Маслов и Иван Артемьев. Последний сразу был выбран новым капитаном и играющим тренером команды. Время было тяжелое. Только недавно закончилась Гражданская война, советское руководство отказалось от политики «Военного коммунизма» и провозгласило НЭП. Многие футболисты находились в трудных условиях. Свободных средств для приобретения футбольной амуниции у них, попросту, не было. А Иван Артемьев был искусным сапожником. Зимними долгими вечерами он собственноручно создавал спортивную обувь для своих новых товарищей, покупая кожу и другие необходимые материалы на личные средства. Руководству команды пришелся по душе такой поступок капитана. Ему сразу же была заказана партия бутс для остальных игроков динамовского клуба. В то время у каждого крупного общества было до пяти клубных команд.

На фото: Детская больница «Святая Ольга»

Тогда же за детской больницей в Орлово-Давыдовском переулке недалеко от Рижского вокзала был обнаружен захламленный пустырь, по размеру пригодный для футбольных матчей. Совместными усилиями комсомольцы, молодежь и другие члены общества по вечерам после работы трудились над созданием нового футбольного поля. Но необходимы были материальные средства, на которые следовало приобрести ограждения, материал для скамеек, купить спортивное снаряжение.

Членские и вступительные взносы не могли обеспечить необходимую материально-техническую базы нового общества. Приходилось искать дополнительные источники финансирования организации. С этой целью были созданы кустарное производство спортивного инвентаря, открыт динамовский магазин охотничьего и спортивного оружия на Кузнецком мосту, устраивались платные концерты на арендованной в Сокольниках веранде, использовался зимний динамовский каток. Но всеобщую известной получил футбольным матч, получивший впоследствии название «матча века».

На фото: Команда «Динамо» 21 июня 1924 года. Снимок на память с командой «Юзовки», за три месяца до «матча века». Площадка «Динамо» в Орлово-Давыдовском переулке.

Летописец московского футбола Л. Горянов инициаторами матча называет Ивана Артемьева и Казимира Малахова. Казимир Малахов был близко знаком с многими динамовскими футболистами еще по игре за КФС в 1910-х годах. После революции он переходит в составе СКЗ, вместе с которым завоевывает первенство столицы. В тот же период Казимир Малахов защищает спортивные цвета столицы в матчах против команд Германии, Турции, Норвегии, Финляндии, но зимой 1924 года в хоккейном матче неожиданно получает тяжелую травму, по причине которой приходится приостановить свою спортивную карьеру. Именно тогда его основным поприщем и становится театр.

Окончив за год до этого ГИТИС, Казимир Малахов начинает свой профессиональный путь в искусстве. Еще в 1915 году он мальчишкой снимался на студии Ханжонкова в кинокартине «Ледяной дом», а теперь работает вместе с В. Топорковым, Г. Яроном в Театре революционной сатиры. «Славное это было время, голодное и романтичное, – вспоминал артист. – Не свет рампы освещал его, а зарево революции. Мы разъезжали по городу на трамвайной площадке (сами трамваи тогда стояли в депо) и пели, играли на площадях и улицах. Останавливалась такая импровизированная сцена где-нибудь на Страстной площади, и мы пели свои сатирические куплеты, разыгрывали скетчи…» Залечив травму, он вернется в футбол только через три года, будет еще несколько лет играть за «Трехгорку» и ОППВ (позже – ЦДКА). С большинством участников первого «медиаматча» Казимир Малахов был знаком лично. (Подробнее о Казимире Малахове читайте статью «Синяя блуза»: Главархив - об артисте оперетты Казимире Малахове»)

Статья о Казимире Малахове «50 лет в спорте, 40 лет – в искусстве» (Еженедельник «Футбол», 1964, №36)

Михаил Гаркави, объявляя выход Малахова, говорил: «Сейчас перед вами выступит лучший артист среди футболистов и лучший футболист т среди артистов». И те, кто видел Малахова на футбольном поле, соглашались с известным конферансье.

«На поле выходил высокий, отлично сложенный человек, у него были точно координированные движения и подкупающе изящная, я бы сказал, элегантная манера игры, мягкий, плассированный удар, носивший даже название «малаховского», - писал на страницах «Советского Спорта» через 50 лет Марьяновский. – Выступая в амплуа правого полузащитника, или, как тогда говорили, хавбека, он являл собой образец спортивного благородства, корректности, уважительности сопернику. Я не помню случая (а мне довелось видеть Малахова на поле около двадцати лет), чтобы судья наказал его за умышленную грубость или неспортивное поведение».

Через треть века динамовский летописец Владимир Кузьмич Верхолашин воспроизвел судьбоносный для динамовской площадки разговор:

«Но вот Казимир Малахов, игрок сборной футбольной команды Москвы, он же артист эстрады, предложил:

- А что, если вам организовать «особый благотворительный матч» с артистами? Ведь среди нашего брата столько любителей футбола. Да и в роль они так войдут, только держись!

- А вообще, ребята, мысль неплохая, - резюмировал Иван Тимофеевич Артемьев. – Давайте-ка сагитируем артиста оперетты Ярона. Кто-кто, а он большой почитатель футбола, да и авторитет его в артистическом мире высок, ко всему прочему он наш, динамовский поклонник».

Историк московского футбола Леонид Горянов главным инициатором матча все же считал Ивана Артемьева. После очередной тренировки он шел домой вместе с Константином Малаховым:

«Этот человек соединял в себе огромный талант футболиста и дар актера. Его эстрадные программы, песенки, фельетоны пользовались неизменной любовью москвичей.

– Слушай, Казимир, а из вашей братии больше никто не играет в футбол?

– Почему же… Умеют. Да еще такие артисты, что удивишься.

– Казя! А если нам с ними сыграть? «Динамо» – сборная «Рабис»

– Чудесная идея! Давай раскрутим ее…

И раскрутили», - пишет Леонид Горянов.

На фото: К. Л. Малахов и Е. Ленская в сцене спектакля «Павлик театрального коллектива «Синяя блуза». 1928 г.

Под стать Казимиру Малахову был и Иван Артемьев. «К моменту прихода в «Динамо» Артемьев являлся одним из сильнейших центральных полузащитников Москвы, – указывал Владимир Верхолашин. – Он был зорок, находчив, умел разгадывать замысел противника и вовремя ликвидировать угрозу. И ещё одно отличало Артемьева. Любил он спорт самозабвенно. И эта любовь к спорту сохранилась у него до сих пор… Для многих динамовцев Артемьев с первых дней в команде стал лучшим другом, наставником и воспитателем».

На фото: Иван Артемьев в составе МКС (будущий «Спартак») в 1922 г. (девятый слева), справа от него – Николай Старостин

За плечами Ивана Артемьева был опыт постройки первого стадиона для «Спартака» (тогда называвшегося еще «Московским клубом спорта»). В 1921 году Иван Тимофеевич привез из деревни в Москву корову и лошадь – свое с братом наследство. «Корову продали, вырученные деньги пошли в кассу штаба строительства. И лошадь – звали ее, как сейчас помню, Любашка – оказалась для строительства полезной, – рассказывал впоследствии Андрей Петрович Старостин. – В цирке Никитина (сейчас в этом здании Московский академический театр сатиры) выпросили напрокат медведя. Повесили ему на шею афишу: приглашаем всех на благотворительный бал с концертом и па-д'эспанью. Посадили мишку в телегу, и Любашка повезла его к проходной «Трехгорки» в самый пересменок. Билеты продали – был, как говорится, полный аншлаг. Уж каким бал получился, сейчас трудно судить. Важно, что стройка пополнила свои финансы». К сезону 1922 года стадион был построен. «Впрочем, стадион слишком громко сказано, – уточнял Андрей Петрович. – Маленький павильон, то есть деревянный домик, перенесенный на своих плечах по бревнышку через площадь, где он бесполезно стоял до этого, окруженная деревянным забором площадка с возделанным футбольным полем, с деревянными лавочками в три ряда вдоль боковых линий – вот и весь стадион». За это журналист «Советского Спорта» В. Судаков назвал Ивана Артемьева и его брата Петра «повивальными бабками» «Спартака».

Вполне можно поверить, что «матч века» был организован именно Иваном Артемьевым и Казимиром Малаховым. Хотя в динамовской официальной литературе идею матча связывали с руководителями коммерческого отдела общества С. Л. Лоевским и А. С. Писаревским. По прошествии века определить истину уже не представляется возможным. Главное, что на динамовском стадионе в Орлово-Давыдовском переулке при огромном стечении зрителей состоялась необычная встреча, которую теперь по праву можно считать первым медийным матчем в истории отечественного футбола, ведь против игроков Московского пролетарского спортивного общества «Динамо» вышли столичные артисты театра и эстрады, звезды и кумиры 1920-х.

На фото: Московские динамовцы на площадке «Динамо» в Орлово-Давыдовском переулке, 1924 г. Первый справа – Федор Чулков, третий – Иван Артемьев.

Город пестрел афишами: «Приходите на матч. Интересно, увлекательно, артистично». Площадка в Орлово-Давыдовском переулке собрала в тот день аншлаг. На трибунах сидели как футбольные болельщики, так и деятели искусства, ведь на футбольное поле вышли популярнейшие столичные артисты – будущий главный герой кинофильма «Волга-Волга» Игорь Ильинский (за три дня до матча на советские экраны вышел немой фильм с его участием «Аэлита»), всесоюзный Дед Мороз 1930-х годов Михаил Гаркави, основатель и главный режиссер театра оперетты Григорий Ярон и другие.

Игорь Ильинский
На фото: К. Л. Малахов (второй слева) в сцене из спектакля театрального коллектива «Синяя блуза». 1930

Необычный матч, состоявшийся 28 сентября, собрал на площадке более 5 тысяч зрителей. За сборную «Рабис» (профсоюз работников искусств) в том матче выступали талантливый конферансье и артист эстрады вратарь Михаил Гаркави, в защите Ф. Курихин из Театра сатиры, И. Коновалов из МХАТа, в полузащите Игорь Ильинский из Театра имени Мейерхольда, В. Вигилев из Камерного театра и Казимир Малахов, эстрадный артист и игрок сборной Москвы. В нападении выступали В. Латышевский из Театра революции, актер и режиссер Журнально-газетного объединения О. Шахет, Л. Леон, режиссер А. Арнольд из цирка и А. Крейн. Судил этот удивительный матч артист оперетты Григорий Ярон.

На фото: Григорий Ярон в роли Германа в оперетте "Роз-Мари", постановка 1928 г.

Голкипер «Динамо» Федор Чулков вспоминал: «Почитатели популярного конферансье Михаила Гаркави никак не могли представить, что он окажется прыгучим, цепким вратарем. Игорь Ильинский успешно выступал в роли нападающего. В то время он был в хорошей спортивной форме, с хоккейной клюшкой не расставался всю зиму. Впервые зрители познакомились с Григорием Яроном как с футбольным судьей». Впоследствии Гаркави стал яростным поклонником московского «Спартака». За «красно-белых» болел и другой участник «матча века» - Игорь Ильинский, игравший в юности за МКС. Уже в зрелом возрасте он однажды, сказавшись больным, вместо спектакля в Малом театре отправился на футбол, где его и застигла бдительная телекамера, показав на всю страну. Директор театра был в полуобмороке: «А если бы Иосиф Виссарионович приехал?!»

Их оппоненты были представлены сборной младших команд общества «Динамо». «Лакомая до зрелищ публика, довольно нэпманского вида, густо усеяла площадку. Но вместо всякого соревнования получилась скучная игра двух плохих команд, - писал по итогам матча корреспондент журнала «Известия физической культуры». – Артисты воочию убедились в том, что мало хотеть играть, нужно еще уметь».

Статья о матче «Артистическая – Динамо» из журнала «Известия физической культуры», 1924 №18–19

«Худенькие ножки с трудом носили по полю «артистические» животики; картина для физкультурника грустная. Мы уверены, что артисты, пожелавшие приобщиться к спорту, прежде чем выпускать больше афиши, займутся работой над собой и следующее выступление их явится показателем искренности и желаний». Корреспондент журнала «Известия физической культуры», являвшегося печатным органом Высшего совета физической культуры при ВЦИК СССР, был безжалостен к динамовским соперникам. Ведь они пока не вписывались в формирующееся по всей стране массовое физкультурное движение. По сравнению с большинством современных медиафутболистов, артисты театра и эстрады 1920-х действительно никакого отношения к футболу не имели. «Этот матч должен многим разъяснить секрет всякого соревнования, как результат большой работы над собой. От театральных подмостков до зеленого поля – дистанция огромного размера!», - заканчивал автор.  «И хотя в печати, - вспоминал Чулков, - нас сурово раскритиковали за этот матч, на полученные деньги мы сумели завершить строительство спортивной площадки».

На фото: Лидия Русланова и ее муж Михаил Гаркави

 «Матч был полон самых неожиданных драматических моментов, – писал Владимир Верхолашин. – Во втором тайме обессилевшие артисты с трудом передвигались по полю и почти всей командой ушли в защиту. Они оказались бессильны перевоплотиться в грозных противников – и, конечно, проиграли. Но, так или иначе, они сумели постоять за себя. Счёт 3:1 не так уж велик». Этот же счет впоследствии называл и вратарь динамовцев Федор Чулков. Но некоторые современники матча указывали, что в ворота динамовского голкипера влетело несколько голов, забитых артистами. Историк динамовского спорта Игорь Добронравов и Александр Савин указывали, что в сумме было забито двузначное количество голов – 7:3. Хотя уже упоминавшийся Леонид Горянов утверждал, что счет был 3:1, добавляя авторов голов: единственный мяч в ворота динамовцев забил Игорь Ильинский, а два гола из трех, пропущенных Михаилом Гаркави, влетели в ворота гостей после ударов Ивана Артемьева.

 После матча Михаил Гаркави зачитал экспромтном сочинённое им четверостишье:

– От страха мучила икота,

Когда меня, как барабан,

Со звоном втискивал в ворота

Футбольный Грозный Иоанн.

Несложно догадаться, что в образе Иоанна Грозного голкипер артистов Михаил Гаркави представил капитана и лидера соперника – Ивана Артемьева.

Серьезные разночтения в количестве голов в этом матче оставляют поле для дальнейших архивных и газетных поисков. Но главная цель была достигнута – были собраны средства для завершения строительства динамовского стадиона. Хотя Федор Чулков вспоминал, что даже после «матча века» «душевая у нас по-прежнему находилась в помещении морга больницы».