«Зенит» — снова претендент на титул. Как новая схема Семака превратила Кассьеру в монстра и вытянула «СБГ» на 2 место?
Новый сезон начинался для «Зенита» безрадостно. Вендел мыслями витал в Рио-де-Жанейро, Клаудиньо уже присматривался к красно-чёрной футболке «Фламенго», а Малком в отличии от своих земляков быстро оформил переход и улетел пить матэ с Неймаром. На кадровых проблемах кризис не закончился: «сине-бело-голубые» крайне блекло стартовали, дав «Краснодару» уйти в отрыв. Но Сергей Семак сотворил самую большую перестройку за всё своё пребывание в «Зените» и вернулся на верх турнирной таблицы — как же тренерский штаб перевернул игру питерцев?
Семак вернулся к конспектам весны-2022. Тогда из-за кадровых проблем мы видели самый необычный «Зенит» последних лет.
Казалось бы, весна 2022-ого была совсем недавно, но как же инопланетно выглядит состав того «Зенита». Юри Альберто ещё поэтично ассоциировали с Розановым, а не с мешком обменянных из «Коринтианса» бразильских детей, Данил Круговой выдавал отрезок на уровне Юрия Жиркова, а Далер Кузяев пробовал себя в роли правого защитника из-за травмы Караваева ещё до того, как стал лидером провинциального, зато французского «Гавра». Но давайте к тактике.
Вместо Деяна Ловрена и Ярослава Ракицкого Семак получил Нуралы Алипа и Арсена Адамова, так что тренерскому штабу пришлось не хило извиваться, чтобы удержать первую строчку. Решением стала 3-5-2/3-4-3 с Дугласом Сантосом в роли центрального защитника. Спустя полтора года Сергей Богданович вернётся к идее игры с 3 центральными защитниками — триггером станет замаячивший на горизонте Марио Фернандес.
«Зенит» подготовил почву для перестройки летом. Фернандес, Эракович и даже Изидор были нужны для новой формации.
Скандальный переход бразильского россиянина стал отправной точкой для экспериментов Семака. Тренерский штаб давно хотел попробовать Вячеслава Караваева в роли ПЦЗ (как Сантоса в 2022 году), а возрастной, но всё ещё скилловый Марио мог бы стать идеальным латералем для новой команды.
На подписании Фернандеса обновление состава не закончилось. В июле трансфер Страхиньи Эраковича при живых Роберте Ренане и Родригао казался щелчком по носу «Спартака» и победой газа над «красно-белым братством», но также серб стал важнейшим игроком в новой системе Семака. Эракович может совмещать роли центрального и крайнего защитника (подобно Бену Уайту в «Арсенале»), так что стал основополагающим игроком для гибридной схемы «СБГ».
Уход Малкома дал Семаку раскрыть Матео Кассьеру. Колумбиец стал лучшим бомбардиром РПЛ с отрывом.
В своё время игра «Зенита» строилась вокруг связки Дзюба-Азмун, но Иван Сергеев и Матео Кассьера пришли в другую эпоху. Трио Малком-Вендел-Клаудиньо стало стержнем «сине-бело-голубых», а форварды оказались лишь дополнением к бразильским фантазистам. Сергеев раскрылся в роли таргетмена, а Кассьера из-за страйкерской импотенции в прошлом сезоне мог похвастаться только ролью форварда подыгрыша.
Уход Малкома в какой-то степени развязал руки тренерскому штабу. Семак вернулся к любимой формации с двумя центрфорвардами. Матео Кассьера стал намного чаще оказываться в ударной позиции (0.54 xG на матч вместо 0.28 в прошлом сезоне — рост почти в два раза), и, почувствовав вкус крови, вернулся к сочинскому уровню реализации.
Даже трансфер Уилсона Изидора ложится в новую организацию игры в атаке. Француз был суперсабом в «Локомотиве» и мог бы отлично ротировать Сергеева и Кассьеру. Правда, в нынешней форме Изидор проигрывает конкуренцию даже Александру Ерохину.
Перестройка прошла не без проблем. Плохая форма Ренана и травма Марио поставили изменения под вопрос.
Переход Фернандеса наделал много шума и побудил тренерский штаб попробовать новую формацию, но сам Марио запомнился только впечатляющей пробежкой по бровке в матче с ЦСКА. А затем вовсе надолго выбыл из-за травмы.
Логичным исходом был бы выход справа Алексея Сутормина — прямого сменщика Фернандеса, которого удержали летом несмотря на интерес ЦСКА, да и сам игрок за 4 года в Санкт-Петербург показал себя стабильным работягой, на которого можно положиться. Но Сутормин продолжает сидеть на лавке (про его перспективы была хорошая статья у СБГ Аналитики), а Семак пошёл на рискованную гибридную схему с Густаво Мантуаном на правом фланге.
Я не просто так сравнил Эраковича с Уайтом выше — Бен начинал играть в «Арсенале» правого центрального защитника, но чем чаще Букайо Сака подключался к атакам, тем больше Уайт эволюционировал в крайка. Так случилось и с сербским универсалом «Зенита» — из-за замены Фернандеса на Мантуана Эраковичу пришлось чаще прикрывать фланг. И Страхинья со страховкой бразильца справляется очень неплохо, хотя сам Густаво смотрится блекло, и роль инсайда в прошлом сезоне шла Мантуану больше.
Решением проблемы Густаво может стать возвращение Караваева на фланг — Семак даже использовал такой вариант в последнем матче Кубка. Тем более в центре обороны есть и Роберт Ренан, и Родригао, и Страхинья Эракович. Правда, из-за нестабильной формы Роберта Слава остаётся важным игроком в тройки ЦЗ.
Вообще плохая форма Ренана — настоящая головная боль ТШ. Он безусловный большой талант в игре на мяче, но его ошибки в обороне не может скрыть даже переход на трио центральных защитников. Пока команду спасает неожиданно расцветший Нуралы Алип (ещё бы, с таким эмоциональным бустом от успехов сборной), а сам Роберт остаётся пространством для работы тренерского штаба.
«Зенит» не был таким интересным для нейтрального зрителя с первого сезона Сергея Семака. Так что потенциальная заруба с «Краснодаром» может стать лучшей чемпионской гонкой со времён «Ростова» Курбана Бердыева и ЦСКА Леонида Слуцкого.
Андрей Дьяченко для Мяч Production
Уважаемые читатели! Если у вас есть желание поддержать наш проект, то вы можете оставить комментарий с донатом под этой статьей. Спасибо:)
А без терминов "таргетмен", "страйкерская импотенция" и прочих этого же замеса, полагаю, можно было автору и обойтись.