4 мин.

У «Гамбурга» есть собственное кладбище для болельщиков клуба. Оно находится в 100 метрах от стадиона

У многих футбольных клубов есть своя фишка. Например, в 2018 году символом «Ростова» стал ковёр, который болельщики команды пронесли на стадион. А на домашней арене «Бенфики» перед каждым матчем над полем летает орёл.

Но, кажется, «Гамбург» пошёл ещё дальше. «Динозавры» стали первым европейским клубом, который открыл кладбище для своих покойных болельщиков около стадиона. Шикарный ход, не правда ли?

Что это за кладбище?

Кладбище было открыто в сентябре 2008 года по инициативе садовника Альтонского кладбища в Гамбурге Ларса Редера. Он стал замечать, что некоторые болельщики «Гамбурга» писали завещания о том, чтобы их похоронили рядом со стадионом. Редер передал эту идею руководству клуба, которое выкупило небольшую часть кладбища для 500 захоронений. Оно расположено в 100 метрах от домашнего стадиона «Гамбурга» «Фолькспаркштадион» за западной трибуной.

Болельщики «Гамбурга», видимо, находились под впечатлениями от английских традиций. На Туманном Альбионе разрешено развеять пепел болельщиков над стадионом их любимой команды. Но в Германии подобное запрещено, поэтому руководство «Гамбурга» приняло решение открыть специальное кладбище для болельщиков.

Удивляет необычное оформление этого кладбища. Вход в него выполнен в виде футбольных ворот, а сама территория оформлена как футбольное поле с соответствующей разметкой. Кроме того, газон на кладбище пересажен прямо со стадиона.

Первое захоронение там состоялось 22 сентября 2008 года, когда в последний путь проводили давнюю болельщицу «Гамбурга» Аннелизу Ляйнерт. Она болела за клуб с 1978 года и практически не пропускала ни одной игры команды.

Некоторые представители клуба начали бронировать себе места на кладбище заранее, сразу после его открытия. Например, тогдашний член наблюдательного совета «Гамбурга» Хорст Эберляйн в возрасте 79 лет забронировал два места: для себя и своей супруги. Кроме того, в сентябре 2007 года, за год до открытия кладбища, 15 болельщиков «Гамбурга» также зарезервировали себе места.

Похоронены на таком кладбище могут быть и протестанты, и католики, и неверующие. Ограничение лишь одно: покоится там могут только самые преданные болельщики, которые много лет отдали клубу.

Надо сказать, что такая преданность клубу обходится болельщикам недёшево. Есть два вида захоронения: можно заказать специальный бело-голубой гроб с логотипом клуба либо кремацию в урне, которая также выполнена в клубных цветах. На момент открытия кладбища гроб стоил 2350 евро (в пересчёте по сегодняшнему российскому курсу примерно 230 145 рублей), урна – 350 евро (примерно 34 277 российских рублей).

Впрочем, по прошествии многих лет кладбище так и не получило большого признания. Спустя более десяти лет после его открытия на нём было занято не более 20 могил.

А где ещё применяется такая практика?

В Европе «Гамбург» стал первым клубом, который построил кладбище для своих фанатов. До этого такой необычной практикой пользовался лишь аргентинский «Бока Хуниорс».

Помимо «Гамбурга» такой фишкой пользуются ещё несколько европейских клубов:

·     «Барселона». На домашнем стадионе «Барсы» «Камп Ноу» располагался колумбарий для праха болельщиков и бывших футболистов клуба. Стоимость размещения праха - 3 тысячи евро на 50 лет, либо 6 тысяч на 99 лет. Вместимость колумбария – примерно 20 тысяч урн.

·     «Эвертон». Самые преданные болельщики «ирисок» похоронены прямо за кромкой поля домашнего стадиона клуба «Гудисон парк», а таблички с датами рождения и смерти расположены по всему периметру поля.

·     «Аякс». «Аяксиды» используют ту же традицию, что и в Англии – прах усопшего развеивается над полем. На старом стадионе клуба «Де Мер» остались тренерские скамейки, на них во время церемонии располагаются родственники покойного.

·     «Сент-Джонстон». У этого шотландского клуба та же практика – развеивание праха над футбольным полем. При этом разрешено проводить не более шести церемоний в день.

***

В сентябре 2008 года, сразу после открытия кладбища в Гамбурге, президент Всероссийского объединения болельщиков Александр Шпрыгин в интервью газете «Московский комсомолец» заявил: «Место захоронения — место скорби. И там должен царить покой, а не раздаваться крики многотысячной толпы. Я категорически против того, чтобы стадионы превращали в кладбища. У нас и так Красную площадь, само название которой говорит о том, что на этом месте издавна проводили праздники, уже превратили в место захоронений. Быть может, у немцев и англичан другой менталитет, но России это не подходит».

А что, было бы интересно в будущем увидеть кладбище для болельщиков рядом с условной «Газпром Ареной». Ведь это же круто, если и после смерти они могли бы быть рядом с любимой командой.

Автор: Кирилл Романов