В 2012-м игрок «Баварии» сел в тюрьму за поджог своего дома. У Брено было психическое расстройство
В мае 2011-го Брено, который считался молодым бразильским талантом, второй раз за год получил травму колена. Тогда еще никто не догадывался, что в том году 21-летний игрок последний раз сыграл за «Баварию». А ведь в сезоне-2010/11 его впервые начали ставить в основной состав команды.
Однако вторая травма повлияла на психическое состояние игрока. Это привело к тому, что Брено лишился и дома, и возможности играть в европейском топ-клубе. И самое главное – свободы.
А ведь еще за четыре года до этого перед ним открывались большие перспективы.
Брено пришел в «Баварию» уже в 18 лет. Его переход критиковал председатель Бундестага: ему не нравились большие расходы на трансферы и зарплаты футболистов
Брено начал заниматься в академии «Сан-Паулу» с 10 лет, а в 2007-м пробился в основу клуба. В первом же сезоне во взрослом футболе он ярко заявил о себе: 39 матчей во всех турнирах, два гола.
Его мяч в ворота «Сантоса» в сентябре 2007-го – чистое футбольное искусство.
«Сан-Паулу» в том сезоне стал чемпионом Бразилии с отрывом в 15 очков от «Сантоса». Брено был признан лучшим защитником турнира, и им начали интересоваться европейские клубы.
В декабре 2007-го, когда Брено было 18 лет, к нему уже присматривались «Реал», «Милан», «Ювентус» и «Фиорентина». Но расторопнее всех оказалась «Бавария», которая заплатила за трансфер юного защитника 12 миллионов евро.
Однако этот переход в Германии приняли далеко не все. Тогдашний председатель Бундестага Норберт Ламмерт раскритиковал клуб за большие расходы на покупку футболистов и их зарплаты. «Меня раздражают систематические траты сверх меры в разных видах спорта, но особенно в футболе. Когда клуб может себе позволить купить бразильского подростка за полтора десятка миллионов евро и платить ему больше, чем среднестатистическая семья может заработать за годы упорного труда, то в стране что-то не так», – сокрушался Ламмерт.
В «Баварии» Брено не стал игроком основы, и через два года отправился в аренду в «Нюрнберг». Там он получил тяжелую травму, которая сказалась на его дальнейшей карьере
Уже после перехода в «Баварию» Брено начал вызываться в сборную Бразилии до 23 лет, с которой в 2008-м поехал на Олимпиаду в Пекин. На том турнире «селесао» заняли третье место. Брено играл в одной команде со звездами футбола: Рональдиньо, Марсело, Лукасом Лейвой, Тьяго Силвой, Рафиньей (своим будущим одноклубником), Рамиресом.
Однако в «Баварии» ему сразу закрепиться не удалось. За первые два года в составе мюнхенского клуба бразилец провел всего 15 матчей. В конце 2009-го стало понятно, что для получения игровой практики Брено нужно искать другой клуб. Хотя еще в июле того года тогдашний тренер «Баварии» Луи ван Гал уверял всех, что не собирается расставаться с защитником.
Тем не менее в январе 2010-го Брено отправился в аренду в «Нюрнберг». В том сезоне команда боролась за выживание, поэтому нуждалась в хорошем усилении.

Под руководством Дитера Хеккинга Брено сразу же стал основным защитником, но в итоге провел за «Нюрнберг» всего семь матчей. В марте 2010-го бразильца настигла первая серьезная травма – он порвал крестообразные связки правого колена. В победной игре против «Байера» (3:2) Брено был заменен на 33 минуте и в итоге пропустил восемь месяцев.
Осенью 2010-го бразилец вернулся в «Баварию» и после травмы ненадолго стал игроком основы. Его игру хвалили и тренер, и руководство клуба. Вот что о нем говорил председатель правления «Баварии» Карл-Хайнц Румменигге в ноябре 2010-го: «Брено – футболист, который очень подходит «Баварии». Уверен, что он будет играть все лучше и лучше».
А вот так о защитнике отзывался Луи ван Гал: «Я очень доволен им и надеюсь, что мы еще долго будем наслаждаться его игрой».
Однако в январе 2011-го Брено снова сел в запас. В интервью немецкому изданию Sport1 бразилец негодовал: «Больше я не получаю радости от игры. Очевидно, что у меня нет шансов выходить на поле в основном составе, и должен сказать, что это мне совсем не нравится».
В сентябре 2011-го дом Брено в Грюнвальде сгорел из-за пожара. В тот момент бразилец был один – он отравился угарным газом и попал в больницу
17 апреля 2011-го «Бавария» разгромила «Байер» в домашнем матче (5:1). Брено вышел на замену на 84-й минуте вместо Даниэля ван Бюйтена – это была чисто тактическая перестановка. В следующий раз бразилец появится на поле только через четыре года – и уже не в составе «Баварии».
Летом им начали интересоваться другие европейские клубы, в частности «Лацио». Однако «Бавария» отклонила это предложение.
20 сентября 2011-го в 0:21 поступил сигнал тревоги в пожарную часть Грюнвальда (пригород Мюнхена). Изначально пожарные посчитали, что где-то неподалеку просто горит мусор. Но позже стало ясно, что пострадал деревянный дом на опушке леса: в нем были разбиты окна, и искры летели через крышу. Это была вилла Брено.

По версии пожарной службы, огонь вспыхнул в подвале дома. В итоге бразилец успел выбраться, но при этом попал в больницу с отравлением угарным газом. Его жена и трое детей в этот момент находились у друзей.
Соседка футболиста Мадлен Винклер вспоминала: «Брено позвонил в дверь. Когда я посмотрела в дверной глазок, то увидела человека, оставлявшего очень странное впечатление. Он лепетал: «Мой дом сгорел, мой дом сгорел». Но я не открыла дверь, поскольку просто не узнала его».
После случившегося семья Брено на время поселилась в доме другого бразильского игрока «Баварии» – Рафиньи. Помимо этого, клуб предоставил игроку меблированную квартиру. Ущерб от пожара составил 1,5 млн евро.
Брено неоднократно страдал от депрессии, употреблял алкоголь и принимал снотворное. «Бавария» поддерживала игрока, но резкие высказывания и травмы побудили клуб разорвать с ним контракт. Футболист получил 3 года и 9 месяцев тюрьмы
Сразу после пожара полиция начала расследование. Через четыре дня Брено был задержан, поскольку стал подозреваемым. Футболист провел в тюрьме 12 дней, но в итоге был отпущен под залог.
Однако на этом расследование не закончилось. Было установлено, что Брено сам поджег свой дом. Издание Münchner Merkur писало, что за несколько дней до пожара бразилец проходил лечение в Институте психиатрии им. Макса Планка. Эту информацию подтвердили и в «Баварии», поскольку сам клуб посоветовал игроку обратиться за психиатрической помощью. Причиной этого стало беспокойство Брено по поводу своего будущего из-за частых травм колена. В результате он стал много пить.
Уже в ноябре 2013-го, когда Брено находился в тюрьме, его жена Рената рассказала, что Брено напился на обеде с друзьями. После того, как стало известно, что футболисту предстоит очередная операция на колене, он потерял контроль над собой. «Выпив около двух литров пива, бутылку вина и бутылку виски, он был очень пьян. Иногда он пил и испытывал галлюцинации», – вспоминала Рената.
Помимо этого, в ходе слушаний перед судом Брено заявил, что регулярно принимал снотворное из медицинского склада «Баварии». Однако спортивный директор мюнхенской команды Кристиан Нерлингер опроверг эту версию. Он уверял, что снотворных таблеток в клубе нет. Тем не менее главный физиотерапевт «Баварии» подтвердил, что такое лекарство имелось в медицинском отделе.
В связи с этим эксперт Хеннинг Сасс высказал мнение, что Брено мог находиться в состоянии ограниченной вменяемости во время пожара.

Руководство «Баварии» и тренерский штаб в это время всячески поддерживали Брено. В январе 2012-го бразилец даже поехал с клубом на сбор в Катар. При том, что изначально Окружной суд Мюнхена не разрешил отпустить футболиста.
Однако позже Брено стал совершать странные поступки. Сначала в своих соцсетях он в грубой форме раскритиковал клуб за то, что его не ставят тренироваться с основой. «Пусть не создается впечатление, что я говорю плохо о второй команде клуба. В ее составе я принимаю участие в товарищеских матчах. Но «Бавария» поступает со мной по-свински, если иметь в виду данный период моей жизни и переживания, связанные с ним», – негодовал бразилец.
Эти высказывания задели руководство «Баварии», которое потребовало извинений от игрока. В итоге Брено извинился, но потом он сделал на своей руке татуировки на португальском языке. Это не понравилось главному тренеру клуба Юппу Хайнкесу, который сказал: «У Брено были проблемы, однако он не был постельным больным. Тем не менее я считаю, что он выбрал неправильное время для своей татуировки».
Помимо всего прочего в феврале 2012-го бразилец в очередной раз травмировал колено. Все эти обстоятельства привели к тому, что «Бавария» решила не продлевать с ним контракт.
Суд над Брено состоялся в начале июля 2012-го. Выяснилось, что игрок умышленно поджег свой дом для того, чтобы получить денежную компенсацию от страховой компании. Ему грозило наказание до 15 лет заключения, но в итоге бразильцу дали срок 3 года и 9 месяцев.
В тюрьме Брено трудился в прачечной и катался на велосипеде. Через год он получил полуоткрытый режим и пять часов работал помощником тренера молодежки «Баварии»
После оглашения приговора многие вступились за Брено. В частности, победитель ЛЧ в составе «Баварии» Джоване Элбер, которой и порекомендовал клубу взять молодого бразильца, сокрушался: «Это просто катастрофа. Я надеялся, что Брено приговорят к выплате штрафа. <…> Хочу сказать, что Брено неплохой парень. Он никого не убивал. А тюремное заключение ему на пользу не пойдет. Он болен и нуждается в помощи».
Тогдашний президент «Баварии» Ули Хенесс сравнивал работу футболиста с архитектором: «Я не знаю, нужно ли проводить различие между архитектором, который всегда может вернуться к своей работе, и молодым футболистом, который, кроме игры в футбол, ничего не знает и не умеет. Когда человека навсегда лишают его работы, то, на мой взгляд, этому должна соответствовать тяжесть преступления. Вина же Брено для меня отнюдь не очевидна. Поэтому это решение для меня абсолютно непонятно».
Впрочем, были и те, кто поддерживал приговор футболисту. Например, спортивный директор «Нюрнберга» Мартин Бадер не согласился со сравнениями Хенесса и сказал: «Слава богу, немецкое судопроизводство не делает исключений для той или иной профессии. Брено сам провинился в преступлении и должен ответить по закону».
Для того, чтобы поддерживать форму, Брено катался на велосипеде. Кроме того, он работал в прачечной и тем самым получал деньги даже в тюрьме.

К слову, в финансовом плане семья бразильца значительно потеряла. Когда у Брено был контракт с «Баварией», он получал зарплату 100 000 евро. Во время тюремного срока доходы семьи снизились до 3 000 евро. Эти деньги они получали благодаря аренде дома в Бразилии и дополнительной финансовой помощи от «Сан-Паулу».
В ноябре 2013-го в интервью Esporte Espetacular Брено рассказал о своей жизни в тюрьме: «Я много плакал, когда получил первое письмо от своей супруги и увидел фотографии детей. Ушел в туалет, чтобы сосед по камере не увидел, как я плачу.
Когда я нахожусь в тюрьме, то стараюсь помолиться и быстрее лечь спать. Чем раньше я проснусь, тем быстрее могу выйти на улицу вновь».
Несколько раз адвокаты игрока пытались добиться пересмотра решения суда. Они утверждали, что при вынесении приговора не была учтена степень невменяемости Брено в момент пожара. Изначально срок бразильца был оставлен в силе, но в августе 2013-го он все же смог получить полуоткрытый тюремный режим. С этого момента Брено с 8:30 до 13:30 работал помощником тренера молодежки «Баварии», после чего возвращался в тюрьму.
В ноябре того же года Брено получил очередное смягчение приговора. На этот раз ему разрешили на выходных проводить время дома с семьей. Окончательно бразилец вышел на свободу в декабре 2014-го. Ему скостили срок на год за хорошее поведение.
После тюрьмы Брено вернулся в Бразилию и возобновил карьеру, но ему снова помешали травмы
Еще в конце 2012-го, когда Брено находился в заключении, «Сан-Паулу» подписал с игроком трехлетний контракт. Он вступал в силу после окончания тюремного срока. Так бразильский клуб надеялся на быстрое освобождение футболиста и решил подстраховаться.
После выхода игрока из тюрьмы он был депортирован из Германии. В течении трех лет ему было запрещено приезжать в страну. Уже в апреле 2017-го бразилец вспоминал о жизни в Германии: «При переходе в «Баварию» мои агенты говорили мне, что я буду иметь игровую практику, однако я нашел там скамейку запасных или же трибуну стадиона. Столкнулся с другой культурой и новым языком».
В результате Брено вновь стал играть за «Сан-Паулу», воспитанником которого он является. Однако очередные травмы не позволили ему закрепиться в родном клубе – за два года он провел лишь 13 матчей.
В ноябре 2015-го ходили слухи об интересе к Брено со стороны «Лацио». Однако его агент Алешандре Соареш все опроверг и заявил в интервью Calciomercato, что футболисту комфортно в Бразилии.

Значительно лучше у Брено сложилась карьера в другом бразильском клубе «Васко да Гама», куда в мае 2017-го он отправился в аренду. Там защитник в первом сезоне стал твердым игроком основы и провел 25 матчей – больше было только в 2007-м за «Сан-Паулу».
Но затем снова травмы, и в следующем году – всего 8 игр. После этого он два сезона лишь числился в составе «Васко да Гама», а в начале 2021-го завершил карьеру.
Очень грустный итог для футболиста, у которого были большие перспективы. Но травмы и неустойчивая психика слишком рано сломали Брено карьеру.
Фото:Imago-images; Imago images/Sven Simon; Alexander Hassenstein/Getty Images; Alexandra Beier/Getty Images; Johannes Simon/Getty Images; Getty Images















