4 мин.

Опыт игрока и тренерство, Фариоли и Пирло: или коротко о том, что происходит в прекрасной «Ницце»

Вы, конечно, не смотрите в турнирную таблицу чемпионата Франции и эту привычку нельзя назвать дурной. Но в этой не самой популярной таблице можно обнаружить нового единоличного лидера. Это — Ницца.

Событие это связано с одним сквозным сюжетом нашего ТГ-канала и подкаста C&C — приключениями итальянского тренера-вундеркинда Франческо Фариоли. Лидерство Ниццы стало фактом после неудачи Монако в воскресенье. А сегодня команда, куда более знаменитая в историческом смысле, Сампдория с шумом вылетела из Кубка Италии. Это означает, что дни Андреа Пирло в Сампдории сочтены. Если не завтра, то уже к ближайшей паузе для сборных Пирло найдут замену. Сампдория выглядит очень плохо в турнире серии b, где она в силу драматического стечения обстоятельств теперь играет.

 

Как между собой связаны эти два обстоятельства? Они связаны вовсе не потому, что летом Сампдория, выбирая тренера, остановилась на Пирло, а не Фариоли (менеджмент выбирал буквально между этими двумя). Эти два события — лидерство Ниццы во Франции с Фариоли и неудачи Сампдории с Пирло — образуют арку главного сюжета нашего подкаста. А главный сюжет С&c — в отстаивании и утверждении умозрительного взгляда на футбол. Капуччино и Катеначчо про радость ума, а не глотки. Именно поэтому мы больше всего говорим о тренерах. Потому что они являются носителями того начала, которое нам так в футболе нравится.

Сразу же оговоримся, мы не хороним тренера Пирло, мы от всего сердца болеем за него, любя в нем, впрочем, его дар игрока, а про тренера-Пирло по-прежнему ничего не зная. В этой подмене — суть западни, в которую угодил Пирло. Выбраться из нее будет ему невероятно сложно. Сегодняшний его профессиональный тупик был предопределен начальной точкой его карьеры — назначением главным тренером Ювентуса. Бессмысленным, ни разу не оправданным и, как уже теперь можно сказать, жестоким по отношению к самому Пирло, который как любой человек, жадный до лести, не смог его отвергнуть.

О чем думали тогдашние боссы Юве, выдавая Пирло такой жирный аванс? Они считали, что имя Пирло обеспечит максимальное расположение игроков его идеям. Под идеями понимая ученические каракули в дипломной работе тренерского университета Коверчиано, где преимущество при аттестации, между прочим, получают игроки «с титулами». Каким образом, где и когда опыт игрока и его титулы переносились в тренерство? Переносились. Но куда чаще никак не переносились. Таким же образом можно было ожидать энтузиазм игроков в связи назначением тренером Ювентуса Илона Маска. Зашкаливал бы энтузиазм!

Тренерская история великого футболиста Андреа Пирло и Франческо Фариоли, который никогда не получал за игру в футбол деньги, но зато оказался футбольным тренером от Бога, о том, что бывшие знаменитые игроки на старте тренерской карьеры всегда получают поул-позишн. И это в наш век ничем не оправданно. Речь идет о предрассудке, если разобраться, старой крестьянской природы, согласно которому работами в поле не может руководить человек, который сам не был в поле.

Опыт игрока не может быть лишним в тренерстве. Но у него совсем мало веса. Как показывает пример Фариоли и в еще бОльшей степени Нагельсмана, без такого опыта можно многого добиться в этой профессии уже к 35 годам. А вот без навыков и дара социальной коммуникации на тренерской скамейке совсем делать нечего. Можно этот ряд продлевать до бесконечности — ЧТО в сегодняшнем контексте футбола перевешивает опыт игрока, даже самый блистательный

Таким образом, возвышение Франческо Фариоли — это еще один повод к полному изживанию этого противопоставления. В его основе нет ничего, чтобы поддерживало обсуждение значения игроцкого опыта в тренерской профессии. Как нет, скажем, сегодня в музыкальной среде по-настоящему проявленной дискуссии о необходимости исполнительского опыта для дирижеров. А, между тем, такая дискуссия, конечно, была даже еще 100 лет назад. И профессии дирижер 200 лет назад, в общем, не существовало. Камерными тогда еще оркестрами знаками и взглядом управляла, как правило, первая скрипка. С расширением состава оркестров возникла необходиомсть в дирижерах как единице оркестра. Как раз примерно 100 лет назад в главных консерваториях Европы уже возникли дирижерские отделения.

Футбол как культура гораздо моложе музыкального исполнительства. Только сейчас футбол подходит к тому, что когда-то состоялось в музыке, а до этого не казалось очевидным — полной эмансипации тренерской профессии от опыта футболиста. То есть мы входим в век подлинного тренерского диктата. И в такой подчиненности того, что происходит на поле замыслу, придуманному за его пределами, будут, разумеется, свои превратности. Рок-н-ролл родился в том числе из противопоставления, бунта против «композиторской» музыки — музыки оркестров и дирижеров. Но до рождения рок-н-ролла в футболе еще очень далеко. Тут бы, наконец, преодолеть бабкино ворчание: «Ты при Сталине не жил, что ты о нем знаешь!».

О чем этот пост. Только о том, что мы отстаиваем наше право и убежденность в том, что футбол можно видеть далеко, при этом ничего толком не умея сделать с мячом.

P.S. Фото для привлечения внимания к посту. Редкий пример селфи с селебритиз в момент пикового увлечения его искусством. Справа главный тренер оркестра musica eterna Теодор Курентзис, которому никто не задает вопрос: «А ты че, первый концерт Чайковского сам-то играл?»

 Телеграм-канал подкаста.