12 мин.

Скандал с участием «Легии» в Алкмаре

"Cywilizacyjnie lata 30. XX wieku". Szokujące kulisy kibica Legii z wyjazdu do Alkmaar. Dziennikarz informuje

Piłka Nożna – телеграмм канал о польском футболе на русском языке. Здесь Вы сможете узнать самые свежие новости из польского футбола, мысли автора о прошедших матчах, прогнозы на матчи Экстракласы и многое другое.

После еврокубкового матча между «АЗ» и «Легией» в четверг дошло до инцидента, который еще несколько дней обсуждался в Польше и Нидерландах и скорее всего будет иметь свое продолжение.

По окончании матча не все представители варшавского клуба смогли спокойно вернуться в автобус, чтобы поехать в отель. Конфликт больше напоминал противостояние между полицией и фанатами, но напротив правоохранительных органов стояли футболисты и руководство «Легии». Дело дошло до нарушения неприкосновенности в том числе президента варшавского клуба и ареста двух футболистов «Легии».

После окончания послематчевой пресс-конференции с участием Косты Руньяича охрана и полиция закрыли выход со стадиона к автобусу варшавян, при этом часть футболистов уже успела выйти со стадиона и села в автобус, но он был заблокирован сотрудниками полиции, а команда окружена полицейскими. Напряжение нарастало, некоторых футболистов спрашивали даже о том, с кем они разговаривают по телефону.

Это было лишь начало. Вскоре на Радована Панкова и Жосуэ были надеты наручники, а полиция угрожала штурмом клубного автобуса. Успокоить ситуацию пытался президент «Легии» Дариуш Мёдуски, но у него ничего не вышло. Более того, Мёдуски получил удар в лицо от полицейского, а часть тренерского штаба прочувствовали на себе удары дубинками.

Как итог - «Легия» отправилась в отель без двух футболистов. Панков и Жосуэ провели ночь с четверга на пятницу в одном из полицейских комиссариатов, вернувшись в Варшаву в пятницу.

Местные власти не желали видеть поляков в Алкмаре

Но началось все еще перед стартом матча. Стоит признать, что польские фанаты действительно имеют реноме не самых спокойных в мире, но действия местных властей, чтобы избежать конфликтов, вызывают вопросы.

Так, член правления «Легии» Ярослав Янковски рассказал: - День в Алкмаре начался с того, что полиция передала нам решение местных властей о запрете нахождения поляков в городе до 18:00 по местному времени. Такие действия недопустимы и напоминают расизм и ксенофобию. Наших болельщиков просто вывозили за пределы Алкмара, их забирали из отелей и ресторанов, а одна из работниц клуба полчаса защищалась перед полицией, чтобы ее не вывезли из города. Им хватало услышать польский язык, после чего полиция забирала людей в автомобили и отвозили в выбранное место.

Бурмистр Алкмара Аня Шоутен и не скрывала своего желание обеспечить безопасность такими спорными методами. На портале nhnieuws.pl за два дня до матча появилась новость со следующим заголовком «Алкмар запрещает польским болельщикам находится в центре города из-за матча с «АЗ».

Марцин Шимчак, один из редакторов портала legia.net ездил в Алкмар и поделился своей историей: - Лично я не столкнулся с таким отношением со стороны местных властей, в отличие от нашего фотооператора. Девушка ехала в Алкмар на поезде вместе с другими болельщиками «Легии». При попытки выйти из поезда их быстро окружили и проинформировали, что они нельзя появляться в городе, а следует отправиться в Гаагу. Если бы кто-то из них был замечен в центре города, сразу был бы арестован. Вот такие угрозы слышали наши болельщики. Те, кто добрался до Гааги, потом не могли въехать в Алкмар. Кошмар. Как можно в цивилизованном государстве указывать, кому куда следует ехать. Во имя чего? Такие истории я слышал от нескольких людей. Правоохранительные органы были негативно настроены к нам, на что влияли рассказы сверху. Обычные граждане были настроены к нам дружелюбно.

Нидерландская версия

Нидерландские СМИ выдвинули свою версию произошедшего. Тьерри Бун из «NOS Sport» заявил, что фанаты «Легии» первыми нарушили договоренности, достигнутые с местными властями:

- Стороны пытались договориться, но несмотря на это, в центре города появилось достаточно фанатов «Легии». Атмосфера становилась опасной, фанаты зажигали пиротехнику. После обеда ситуация ухудшилась, городские власти признали центральные районы местом повышенного риска, в связи с чем правоохранительные органы получили возможность для проведения обысков и осмотров. Затем все стало еще хуже.

По словам Тьерри Буна, дошло до столкновений между полицией и фанатами «Легии»:

- В Нидерландах все удивлены произошедшем. Местная полиция заявила, что столкнулась с насилием со стороны фанатов «Легии». Один из полицейских потерял сознание, а фанаты варшавян похитили у полицейских несколько дубинок и балончиков с перцовым газом. По нашей информации, польские фанаты атаковали также координатора по безопасности «АЗ», с ним возник конфликт также у двух футболистов польской команды.

Свое заявление выпустила и местная полиция. Выглядело оно достаточно абсурдно:

- Подозреваемые были арестованы за нападение. Полиция не может точно сказать, что произошло. Надеемся получить больше информации в пятницу утром.

Затем нидерландский «VoetbalZone» поделился информацией, что Жосуэ и Панков были арестованы за нападение на одного их охранников, которые, по словам СМИ, получил сотрясение мозга и перелом руки. С полученными травмами сотрудник охраны был доставлен в больницу.

Днём в пятницу со своим заявлением выступили и местные власти Алкмара, которые также обвинили в произошедшем поляков:

- Полиция, прокуратура, местные власти, а также «АЗ» серьезно осуждают вчерашнее поведение «Легии». Были нарушены все достигнутые договоренности, а поведение болельщиков и футболистов было несоответствующим. Все произошедшее будет тщательно расследовано.

- Готовясь к матчу, нидерландская полиция, варшавские службы и клуб договорились, каким способом болельщики «Легии» смогут посетить матч. Было оговорено, что они смогут обменять выданные в Польше ваучеры на билеты на стадионе «АДО Ден Хааг». Эти договоренности были бумажно подтверждены всеми сторонами.

- Наканане матча, во время совещания с UEFA стало понятно, что «Легия» не до конца выполнила все условия. Лишь небольшая часть болельщиков отправились в Гаагу, остальные же самостоятельно прибыли в Алкмар. После обеда бурмистр признал район около железнодорожного вокзала и стадиона территории повышенного риска, в том числе из-за обнаружения у фанатов «Легии» пиротехники.

- После окончания матча два футболиста «Легии» нанесли ранения работникам «АЗ», которым потребовалась медицинская помощь. Футболисты были задержаны и подозреваются в нападении. Стадион был закрыт, а автобус с футболистами задержан с целью гарантирования безопасности все, поскольку болельщики «Легии» в это же время покидали стадион. Многие футболисты и члены тренерского штаба не были согласны с этим решением и применили силу. В СМИ появлялись фотографии, на которых видно, что правоохранительные органы окружали автобус «Легии». Они это делали для безопасности и задержания двух подозреваемых игроков, которые на тот момент уже находились в автобусе.

- В польских СМИ появились версии событий, в которых жертвами агрессии представлены футболисты «Легии», но это неправда. Это футболисты применили силу. Полиция не могла арестовать человека без причины, тем более если речь идет о международном соревновании.

Краткое заявление сделал и глава полиции Северной Голландии Хамит Каракус:

- Подхожу к произошедшему очень серьезно. «Легия» оказалась ненадежным партнеров и не выполнила ранее достигнутых договоренностей. Было бы неплохо, если бы польские власти сосредоточились не на критике действий нашей полиции, а помогли расследовать произошедшее. Такой акт насилия в отношении полицейских недопустим. Решительно осуждаю произошедшее в Алкмаре.

Польская версия

В пятницу, когда самолет с командой только сел в варшавском аэропорту президент «Легии» Дариуш Мёдуски зашёл в переполненный зал для пресс-конференции, чтобы описать произошедшее после матча в Алкмаре:

- Матч должен был стать праздником для нас. Не пошел по сценарию, который ожидали. Мы заслуживали минимум ничьи. В матче нас никак не коснулась какая-либо агрессия. Болельщики отлично нас поддерживали. То что произошло спустя час после окончания матча - невообразимо. Напряжение постоянно нарастало. Я приехал в Алкмар после обеда. Все время слышал слова, что давление на поляков растет. Отношение властей Алкмара к нам было скандальным. Бурмистр города не хотела видеть поляков в городе, их забирали из ресторанов. Абсолютный скандал. Я многое уже видел в футбол, но никогда не ждал, что команда будет атакована охраной и полицией. Произошедшее - серьезный прецедент для мирового спорта. Мы этого так не оставим. Сделаем все, чтобы доказать свою правду и опровергнуть заявления нидерландских СМИ. Я был там и знаю правду. Нидерландцы рассказывают свою версию историю, но эта история неправдива. Сейчас, слава богу, все футболисты с нами. Вчера я хотел поехать вместе с ними, но меня жестко отпихнули. Никто не мог сказать мне, где находятся наши футболисты. Изначально нам сообщили, что Жосуэ и Радован Панков находятся в Амстердаме, а затем оказалось, что они находятся в Алкмаре. Болельщиков из Нидерландов приглашаем на будущие матчи «Легии», хотим показать, как выглядит по-настоящему безопасная атмосфера.

- Футболисты никого не атаковали. Агрессию проявляли нидерландцы. Мы были уже автобусе, хотели ехать в отель. Как вдруг узнали, если Радован Панков не покинет автобус и не проследует в комиссариат, полиция начнет штурм автобуса. Вокруг находилась полиция, вооруженная палками и щитами. Радован согласился поехать с полицией, чтобы выяснить все обстоятельства. Через минуту оказалось, что с Панковым должен ехать езе и Жосуэ. По моему мнению, нидерландцы понимают, что переборщили, поэтому сейчас пишут об агрессии с нашей стороны. Не было никакого нападения на полицию. Кто-то мог кого-то толкнуть, могли появиться эмоции, но на этом все. Не верю в том, что пишут в нидерландских СМИ.

- UEFA, кажется, не знала о произошедшем. Инцидент произошел спустя час после матча. Не было уже никого на стадионе. Нам говорили о том, что нас защищают от болельщиков, но на самом деле возле стадиона уже никого не было.

Dariusz Mioduski ostro reaguje na głosy z Holandii. Mówi o "fabrykacji" -  Przegląd Sportowy

- Нам необходимо доказывать свою правоту. Прекрасно понимаю, что мы не обладаем идеальной репутацией. Мы постоянно работаем с нашими болельщики. Атмосфера на домашних и гостевых матчах невероятна. Это серьезный удар по нашей работе. Не знаю другого случая, когда команда и тренерский штаб были бы атакованы охраной и полицией. Задача этих людей - защищать нас, помним об этом.

- Мы ощущали антипольское настроение местных властей. В прессе появилось заявление бурмистра города, которая прям говорила, что не желает видеть поляков в городе. Наши фанаты вынуждены были ехать в Гаагу. Это тоже самое, если бы мы отправляли болельщиков из Алкмара забирать билеты перед матчем в Радом. 

- Я пытался успокоить ситуацию. Я был одет в официальный костюм с символикой клуба, постоянно говорил, что являюсь президентом клуба и просил проявить сотрудников полиции и охранников уважение к нам, к штабу, к команде. Когда это не сработало, я сказал, что не оставлю это так, начал снимать происходящее на телефон, который у меня выбили из руки, хотел его забрать, но получил несколько ударов по лицу. Затем я пытался поехать вместе с Жосуэ и Панковым в комиссариат, но меня жестко отпихнули.

- Многие организации предлагали нам помощь в сложившейся ситуации. Мог бы долго назвать всех, кто пытался нам помочь. Благодарен за это. Юристы работают над сбором всех материалов. Любая возможность защиты футболистов и клуба будет использована. Действия охраны и полицией уже вызвали международный скандал. Нельзя дискриминировать польские институты и польских граждан.

- Команда была в шоке после произошедшего, футболисты переживают за своих одноклубников. Мне кажется, что произошедшее еще больше объединит нас. Слышали, что стали не первыми, кто встретился с таким «гостеприимством». Не знаю, что мы сделали не так. Все было нормально, но перед нами закрывали двери, не давали выйти со стадиона. Я разговаривал с Костой Руньяичем. Он также чувствовал нежелание местных властей видеть нас в городе. По мнению Руньяича, произошедшее еще больше объединит игроков.

- До данного момента у нас не было никакого контакта с Жосуэ и Радованом Панковым. Вся информация, которую нам давали полицейские, оказалась неправдой. Одни посылали нас к другим, другие к третьим, а где находились наши футболисты мы не понимали. Хотя это они были атакованы. Я говорю сейчас о применении физической силы, а не только об оскорблениях.

Кратко о произошедшем рассказал и пресс-секретарь «Легии» Бартош Заславски:

- После матча хотели как можно быстрее сесть в автобус. Мы выполнили все свои обязанности, но в определенный момент, около часа после окончания игры, когда паркинг уже был пустой, нас не допустили к автобусу. Команда была поделена на две группы. Несмотря на наши просьбы, охрана не хотела нас выпускать. Ждали, просили, но это ничего не дало. А дальше дошло до нарушения телесной неприкосновенности футболистов, штаба и членов правления. Не можем понять произошедшего. Мы провели уже много матчей, в команде достаточно опытных игроков, но еще никто из нас с таким отношением не сталкивался. Нет слов, чтобы описать произошедшее. Подчеркну еще раз - прошел час после окончания матча, на стадионе или вокруг него никого не было. UEFA о произошедшем узнало от нас, не от хозяев матча, а в день игры работникам клуба угрожали, что принудительно отправят их в Гаагу.

Последствия

Josue chce walczyć o mistrzostwo z Legią. Powiedział, co sądzi o krytyce -  Przegląd Sportowy

В пятницу Жосуэ и Панков вернулись в Варшаве. Стало известно, что португальцу так и не были предъявлены обвинения, а «Легии» не пришлось вносить какого-либо залога, чтобы освободить своих игроков. Спустя день капитан «Легии» сделал заявление:

- Мне сложно понять, что произошло в Алкмаре. Я играл в многих странах, во многих клубах. Никогда не сталкивался с таким отношением со стороны охраны и полиции. Их агрессия и провокация были невообразимы. Хотел бы поблагодарить работников клуба, президента и польских властей, которые сделали все, чтобы нам помочь. Сейчас я счастлив, что нахожусь рядом с женой и дочкой, которые тоже пережили непростые часы.

Отреагировали на произошедшее и польские власти. Заместитель министра иностранных дел Павел Яблоньски сообщил, что в субботу утром в министерство была вызвана посол Нидерландов в Польше Дафне Бергсма.

- Сочли необходимым выразить решительный протест против того, что произошло в городе Алкмар и в других городах Нидерландов. По данным проверенных источников, речь идет о систематической работе правоохранительных органов, направленной против польских граждан. Из-за использование польского языка людей задерживали и вынуждали покинуть Алкмар. Вероятно, такое решение было принято местными властями. У нас нет стопроцентной уверенности, что мы знаем всю правду, поэтому продолжает собирать информацию. - рассказал после встречи с послом Нидерландов Павел Яблоньски.

Бергсма выразила готовность оказать любую помощь польским властям, но от разговора со СМИ отказалась.

Фото: meczyki.pl, przegladsportowy.onet.pl.