5 мин.

Лучшие бомбардиры Европы прямо сейчас. Карта ударов, статистика голов и xG

Телеграм-канал автора

Для того чтобы делать визуализацию голов, пасов, ударов и других действий футболистов на шаблоне футбольного поля необходимо в первую очередь иметь доступ к event-данным. Для любителей футбола, не работающих в индустрии, самым распространенным способом получения таких данных является парсинг специализированных сайтов. Один из таких ресурсов - whoscored.com, который работает с данными Opta, входящей в компанию Stats Perform.

Ранее я писал об основных принципах парсинга и соответствующих инструментах применительно к данным c fbref.com. С event-данными я поступил соответствующим образом - нашел готовый парсер в интернете, адаптировал его под себя и прогрузил историю ТОП5 лиг за текущий и предыдущий сезоны себе на машину.

Полученные event-данные представляют собой координаты футболистов в момент совершения каждого действия на футбольном поле. Построенная на основе таких данных визуализация позволяет смотреть на привычные сухие агрегированные статистические показатели под более интересным углом. Ниже будет рассмотрен ряд примеров, которые я подготовил на основе собранных данных.

1. Рейтинг ТОП12 футболистов из ТОП5 лиг по количеству ударов за игру

Разберемся с тем, как читать график:

  • под фамилией игрока указан клуб, кол-во игр, кол-во 90-минутных интервалов (общее сыгранное время деленное на 90, важный показатель, тк он используется при нормировке всех анализируемых метрик и ранжировании футболистов), общее количество ударов

  • на самом графике изображены зоны поля из которых футболист наносил удары, цветом выделяется частота соответствующих ударов

  • красным полукругом выделяется зона с радиусом, равным среднему расстоянию ударов для соответствующего футболиста

  • белые кружочки с красными краями - забитые голы без учета пенальти

  • SPA - процент ударов, совершенных из пределов штрафной

  • S - среднее количество ударов за игру

  • SoT - процент ударов в створ (качество ударов)

  • npG - среднее количество голов без учета пенальти за игру

  • npxG - среднее количество ожидаемых голов без учета пенальти за игру

  • npxG/S - среднее количество ожидаемых голов без учета пенальти на каждый удар

Все футболисты отсортированы по первому показателю в ромбиках. В данном случае по ударам за игру.

Пару слов о графике.

Лидер рейтинга - Виктор Бонифасе. 38 ударов за почти полных 6 игр и 6.6 ударов за игру. Лучший бомбардир Байера с 6 голами (5 + 1) и на 4 месте в Бундеслиге. Из пределов штрафной нигериец наносит 82% ударов. В среднем за игру зарабатывает почти 1 ожидаемый гол и забивает почти 0.9 гола. Средняя опасность каждого удара составляет 0.15 npxG.

На втором месте Хвича. Ярко выделяется область левого угла штрафной площади, куда игрок Наполи часто смещается со своего фланга перед нанесением удара. Среднее расстояние, с которого наносятся удары - 17 метров. Это второй показатель с конца в данном рейтинге, с более дальних дистанций бьет только Жоване Кабрал из Салернитаны (20 метров).

На третем месте Мбаппе с 5 ударами за игру. Наблюдается ожидаемая яркая область в левой части штрафной, куда француз часто проникаете на дриблинге уходя со своего левого фланга. Чуть больше 1 гола в среднем за игру.

Печальная статистика Решфорда и Родриго, которые нанесли почти по 30 ударов в новом европейском сезоне и забили только по 1 голу.

2. Рейтинг ТОП12 футболистов из ТОП5 лиг по количеству голов за игру

В первой тройке сразу 2 представителя Бундеслиги. Гирасси Серу из Штутгарта - забил 10 голов, с учетом сыгранного времени получается порядка 1.7 голов за игру, при этом по xG имеет показатели в 2 раза ниже. Т.е. его реализация значительно превосходит среднюю эффективность завершения из соответствующих позиций, которая оценивается моделью. Это отчасти можно объяснить тем, что 3 из 10 мячей были забиты из за пределов штрафной (данные удары имеют очень низкую вероятность гола из за расстояния до ворот), в данном рейтинге из-за штрафной забивал только Мбаппе и то, только 1 раз.

Йонас Винд из Вольфсбурга занимает третье место. Почти 90% ударов наносятся им из пределов штрафной площади, причем хорошо видно, что основная часть ударов как и голов сосредоточена в непосредственной близости с вратарской площадью. Средняя дистанция ударов в данном рейтинге лучше только у Мораты, для которого она составляет 9.3 метра. Также стоит отметить высокое значение удельной опасности одного удара у Йонаса - 0.26 xG на один удар. Он является лидером по данному показателю. Датчанин имеет низкую статистику по ударам - меньше 3 за матч, но при этом совершает их из наиболее опасных позиций с точки зрения модельной оценки вероятности потенциального гола.

Лаутаро Мартинес благодаря своему покеру за полчаса в матче с Салернитаной попал на вторую строчку рейтинга лучших бомбардиров.

Отдельно интересно посмотреть на результаты Сане. Сразу несколько голов скучены в узкой области из которой часто наносятся удары. Нужно смотреть непосредственно видео, чтобы понять, есть ли какая-то закономерность в предголевых действиях Баварии в рамках билдапа или же немец эпизодически оказывался на этой позиции в каждой из соответствующих атак.

3. Рейтинг ТОП12 футболистов из ТОП5 лиг по созданным ожидаемым голам за матч (npxG)

На первом месте также как и в рейтинге наиболее часто бьющих футболистов - Виктор Бонифасе.

Холанд оказывается на второй позиции с 0.92 xG за игру в среднем. Вместе с Моратой они являются единственными футболистами, которые 100% ударов совершают из пределов штрафной площади. Большая часть ударов приходит из центральной части штрафной. Датчанин демонстрирует сбалансированные показатели по забитым и ожидаемым голам (примерно 1 за игру).

В представленном рейтинге интересно качественно сравнить среднее количество забитых и ожидаемых голов за игру. Из 12 футболистов у 8 показатели более менее сходятся. Исключения:

  • Гирасси Серу, Альваро Мората и Йонас Винд демонстрируют высокую эффективность реализации («оверперформят»). В среднем они забивают в 2 раза больше голов нежели зарабатывают xG

  • Николас Джексон наоборот, показывает очень низкую реализацию на данном этапе, забивает в 4 раза меньше, чем получает модельных оценок xG

P.s. за основу для визуализации взял наработки с этого ресурса https://www.sonofacorner.com/liga-mxs-top-shooters/