6 мин.

Трансфер Мохамеда Салаха в Саудовскую Аравию кажется неизбежным

В комедийной программе BBC «На этот раз» с Аланом Партриджем есть сцена, когда Стив Куган заманивает Монти Дона, любимого британского телевизионного садовника, в вестибюль отеля, чтобы выпить.

Партридж хочет доказать, что «садовод с волнистыми волосами» на самом деле немного мошенник, который готов принять деньги за рекламные инструменты в одной из своих садовых программ.

Поначалу попытка не удается, и в разочаровании Партридж предлагает все больше и больше. В конце концов, он достигает £1 млрд., что побуждает Дона сломаться.

«Попался!» — самодовольно заявляет Партридж, показывая, что у каждого есть своя цена: даже у одного из хороших парней BBC.

Лето в футболе было таким же. Есть множество примеров игроков, которые получили предложения из Саудовской Аравии — страны, которая, в отличие от Партриджа, на ранних этапах сотрудничества не проявляет особого интереса. Однако через пару раундов все меняется, и их цели, как и у Дона, свелись к широко раскрытым глазам: «Извини, сколько ты там сказал, Алан?»

Мохамед Салах никогда бы не подумал о профессиональном будущем в Саудовской Аравии, если бы сумма контракта не была такой до крайности нелепой, и кажется неизбежным, что он в конечном итоге последует туда.

Что еще почитать: Мохамед Салах для «Ливерпуля» больше, чем просто голы – он машина для голевых передач

Тогда он ничем не будет отличаться от всех, кто готов прорекламировать перед нами продукт, только в этом случае он будет финансироваться государством в погоне за доверием, а не садовым мастерком.

Было бы интересно узнать об истинных масштабах давления, с которым Салах столкнулся за последние несколько месяцев, потому что саудовские деньги доступны только из-за побуждений политических классов страны. Эти фигуры, одни из самых влиятельных в арабском мире, помогают трансформировать футбольный ландшафт.

Так много внимания было уделено влиянию на Запад, но, ближе к источнику, старый порядок подвергается испытанию. В августе спортивный ведущий из Саудовской Аравии Валид Аль-Фарадж вызвал ажиотаж, заявив, что соперничество между «Аль-Насром» и «Аль-Хилялем» сейчас является самым сильным на Ближнем Востоке.

«Аль-Ахли» и «Замалек» обладали подобным статусом, но интерес к каирскому дерби, по словам Аль-Фараджа, не распространялся за пределы Египта, потому что ему «не хватало значительной международной аудитории».

Болельщики «Аль-Ахли» в дерби с «Замалеком» (Мохамед Хоссам / AFP via Getty Images)

Аль-Фарадж указал на 40 вещателей по всему миру, подписавшихся на демонстрацию матчей лиги Саудовской Аравии в качестве доказательства своих аргументов.

Учитывая, что Египет когда-то был локомотивом региона почти во всех возможных отношениях, по словам Аль-Фараджа, всем потребуется время, чтобы «адаптироваться к предстоящему этапу».

Комментарии Аль-Фараджа побудили Ахмеда Диаба, президента египетской Премьер-лиги, назвать противостояние между «Аль-Ахли» и «Замалеком» «настоящим дерби».

За этим последовал более широкий самоанализ в Египте, где Мидо, бывший нападающий «Тоттенхэм Хотспур» и «Мидлсбро», говорил от имени многих, когда предположил, что египетский футбол «устал» из-за состояния стадионов, телевизионного освещения и команд. «И большинство игроков ходят к одному парикмахеру», — пожаловался он.

Это было до того, как «Аль-Иттихад» предложил £150 млн. ($188 млн.) за Салаха, отклоненные «Ливерпулем», и саудовские правители, конечно, не забывали о важности привлечения самого известного игрока Египта в саудовскую Про-лигу и придания веса восприятию того, что Египет остается позади.

Египтяне были бы заинтригованы таким развитием событий, но приведет ли это к тому, что более 100 миллионов болельщиков, по оценкам Саудовской Аравии, будут смотреть матчи в рамках одной из тех вещательных сделок, о которых говорит Аль-Фарадж?

Хотя Салах популярен в Египте, он никогда не доминировал на внутренней футбольной сцене, потому что в его карьере не было ни «Аль-Ахли», ни «Замалека».

(Озан Косе / AFP via Getty Images)

Переезд в Саудовскую Аравию, действительно, не обходится без осложнений для Салаха, футболиста, который всю свою карьеру пытался сохранить чувство независимости.

Нелегко быть самым узнаваемым спортивным деятелем в стране, где правление менялось от авторитарного до революционного и обратно.

Герой и предшественник Салаха как икона египетской игры, Мохамед Абутрика, остается в изгнании, будучи включенным в список террористов по подозрению в связях с запрещенной организацией «Братья-мусульмане».

Абутрика публично поддержал успешную президентскую кампанию 2012 года Мохамеда Мурси, члена «Братьев-мусульман». Когда Мурси в 2013 году был свергнут, считалось, что саудовское финансирование поддержало египетскую армию.

Что еще почитать: Почта «Ливерпуля», часть вторая

С тех пор страны стали стратегическими партнерами, поддерживаемыми общими интересами и определенным восприятием угрозы. Саудовская Аравия ценит большую военную силу Египта, которая помогает защищать Красное море, и Египет рассматривает Саудовскую Аравию как своего самого важного экономического благодетеля и как место для их рабочей силы.

В настоящее время в Саудовской Аравии проживает самая большая египетская община экспатриантов в мире, на полуострове проживает до 2,5 миллионов иностранных рабочих. Эта миграция увеличилась с тех пор, как Саудовская Аравия начала оказывать существенную финансовую поддержку, чтобы удержать египетскую экономику на плаву после свержения Абдель Фаттаха ас-Мурси.

Отношения были проверены сменой правителя в Эр-Рияде, когда наследный принц Мухаммед ибн Салман решил не продолжать безусловную финансовую помощь, которая ранее была предоставлена Каиру.

Мухаммед ибн Салман контролирует изменение политики в отношении Египта (Людовик Марин / AFP via Getty Images)

С тех пор Саудовская Аравия потребовала что-то взамен за свою поддержку. В 2016 году администрация Сиси объявила о передаче Саудовской Аравии двух островов в Красном море, что вызвало значительное недовольство египетского населения.

Министр финансов Саудовской Аравии максимально четко обозначил эту смену мышления. «Раньше мы предоставляли прямые гранты и депозиты без каких-либо условий, — сказал Мохаммед Аль-Джадаан. — Мы меняем это. Мы работаем с многосторонними институтами, чтобы на самом деле сказать: "Нам нужны реформы"».

Это побудило двух видных саудовских комментаторов, близких к монархии, критиковать Египет в социальных сетях, рассказывая о его «провале» со времен революции 1952 года, а также о доминирующей роли военных в экономике.

В ответ Абдель Разек Тауфик, главный редактор египетской государственной газеты Al Gomhuria, написал редакционную статью, в которой утверждал, что «босоногие» и недавно разбогатевшие страны не имеют права оскорблять Египет.

«Подлые, негодяи и нувориши не имеют права оскорблять своих хозяев», — писал он, опираясь на уничижительные стереотипы и претензии на историческое превосходство.

Любой футболист, зарплату которому платит государство, становится инструментом этого государства. Переехав в Саудовскую Аравию, Салах войдет в мир, которого он пытался избежать на протяжении всей своей карьеры. До сих пор его карьера была продиктована исключительно его формой на футбольном поле, его публичным имиджем, тщательно подобранным с помощью выборочных выступлений в СМИ и надежно бесспорной продукции в социальных сетях. Присоединение к Саудовской Про-лиге сделало бы его будущее зависимым от отношений и дипломатии, находящихся далеко вне его контроля.

В конечном счете, он мог бы мгновенно прекратить разговоры о своем будущем на прошлой неделе. Месяц назад его агент Рами Аббас отверг идею переезда в Саудовскую Аравию; На этот раз такого вмешательства не было.

Пока у Саудовской Аравии нет своего «момента попадания», но они обязательно попытаются это сделать еще раз.

Вместо этого, пока все это распутывалось, Салах провел часть своего свободного времени в Лондоне, бродя по музеям и фотографируя себя на фоне египетских артефактов.

Возможно, это напомнило ему о том, как все было просто раньше, и, возможно, заставило задуматься о том, куда все движется.

Автор: Саймон Хьюз (источник)

Фото обложки: Мэтт Макналти / Getty Images

Хотите поддержать автора донатом? Это можно сделать в комментариях к посту!

Приглашаю в свой телеграм-канал — переводы статей о футболе и порой просто новости и пр.