9 мин.

Как оценить свой уровень игры? Отвечаю на вопрос, используя метод академии «Аякса»

Довольно распространённый вопрос, который мучает многих молодых футболистов. Особенно он актуален для ребят 15-17 лет, которые не играют в ТОП-академиях СНГ, а начинали свой футбольный путь где-то на задворках вселенной (в провинции).

Сегодня расскажу про метод, который был создан и используется по сей день академией футбольного клуба «Аякс» из Нидерландов. Называется он TIPS.

Прежде, чем мы начнём, хочу отметить, что вам потребуется посторонняя помощь для более объективной оценки. Ещё лучше, если это будет профессиональный футболист в прошлом, а в идеале – тренер.

Начнём!

TIPS – это, Т – технические навыки, I – игровой интеллект (мышление футболиста), P – психологический бэкграунд и S – скоростные качества.

Далее, расскажу более подробно про каждый раздел + выдам критерии оценки для T и I по которым будет составляться отчёт.

Т – технические навыки, это оценка возможностей игрока управлять и держать под контролем мяч.

Что оценивается?

Длинный и короткий пас

5 – Все передачи точные, удобные для приема партнером, неудобные для перехвата соперником.

4 – Большинство передач точные, удобные для приема партнером, затруднительные для перехвата соперником.

3 – Около половины передач точные, чаще всего удобны для приема партнером, перехват соперником вероятен.

2 – Большинство передач неточные, не всегда удобны для приема партнером, часто перехватываются соперником.

1 – Все передачи неточные, неудобные для приема партнером, чаще всего в ноги соперника.

Приём мяча

5 – Остановка мяча в одно касание, без отскока.

4 – Остановка мяча в одно касание, с небольшим отскоком.

3 – Остановка мяча в одно-два касания, с небольшим отскоком.

2 – Остановка мяча в два касания, с отскоком.

1 – Остановка мяча в несколько касаний, с сильным отскоком.

Контроль мяча

5 – При ведении игрок не отпускает мяч от себя далеко, легко меняет направление движения с мячом.

4 – При ведении игрок недалеко отпускает от себя мяч, может менять направление движения.

3 – При ведении игрок немного отпускает мяч, при ведении с трудом меняет направление движения.

2 – При ведении игрок отпускает мяч, при смене движения теряет контроль над мячом.

1 – При ведении отпускает мяч далеко от себя, не может менять направление движения.

Отбор мяча 1х1

5 – Отбор мяча «чистый», без нарушения правил, с полным овладением и последующим контролем над мячом.

4 – Чаще всего отбор «чистый», с овладением мячом или выбиванием его в нейтральную зону.

3 – Мяч выбивается, без овладения и последующим контролем над ним.

2 – Чаще всего безуспешные попытки отбора игроком, либо нарушение правил.

1 – Все попытки отбора заканчиваются безуспешно, либо нарушением правил.

Обыгрыш 1х1

5 – Обводка без замедления темпа движения, с сохранением направления движения.

4 – Обводка с замедлением темпа движения, с сохранением направления.

3 – Обводка со значительным замедлением и изменением направления, периодические потери мяча при попытке отбора.

2 – Частые потери мяча при попытке обыграть оппонента.

1 – Постоянные потери мяча при попытке обыграть оппонента.

I – игровой интеллект (мышление игрока), оценивается скорость и качество принятия игровых решений в различных игровых ситуациях.

Что оценивается?

Игра в зоне атаки

5 – во время атаки своей команды игрок: не владея мячом всегда оказывается в свободных зонах для паса, владея мячом всегда находит кратчайший путь к воротам соперника.

4 – во время атаки своей команды игрок: не владея мячом чаще всего оказывается в свободных зонах для паса, владея мячом, как правило, находит кратчайший путь к воротам соперника.

3 – во время атаки своей команды игрок: не владея мячом редко оказывается в свободных зонах для паса, владея мячом не ищет кратчайший путь к воротам соперника (уходит с мячом в зоны, наименее перспективные для развития атаки, например к угловым флажкам, или разворачивается к своим воротам).

2 – во время атаки своей команды игрок: не владея мячом не ищет свободных зон для паса, владея мячом не ищет путь к воротам соперника.

1 – во время атаки своей команды игрок не принимает участия в ее развитии, владея мячом, не осуществляет движения с ним.

Игра в зоне обороны

5 – во время обороны своих ворот игрок активно вступает в отбор, плотно опекает своих оппонентов.

4 – во время обороны своих ворот, чаще всего, активен в отборе, опекает своих оппонентов.

3 – во время обороны своих ворот, участвует в отборе, находится ближе к своим воротам, чем оппонент.

2 – во время обороны своих ворот, пассивен в отборе, находится ближе к чужим воротам, чем оппонент.

1 – во время обороны своих ворот, не участвует в отборе, не опекает оппонентов.

Переход «оборона-атака»

5 – При отборе мяча партнёром по команде, игрок мгновенно открывается под его передачу. Если игрок сам осуществил отбор, он мгновенно ищет партнера для передачи.

4 – При отборе мяча партнёром по команде, игрок не сразу открывается под его передачу спустя. Если игрок сам осуществил отбор, он ищет партнера для передачи не сразу.

3 – При отборе мяча партнёром по команде, игрок долго или не всегда открывается под его передачу. Если игрок сам осуществил отбор, он долго либо редко продолжает ее через партнера.

2- При отборе мяча партнёром по команде, игрок не открывается под его передачу. Если игрок сам осуществил отбор, он не ищет партнера.

1 – При отборе мяча партнёром по команде, игрок не реагирует на изменение в игре и не меняет направления своего движения. Если игрок сам осуществил отбор, он категорически игнорирует партнеров.

Переход «атака-оборона»

5 – При потере мяча партнером, сразу вступает в отбор, при потере мяча самим игроком, мгновенно возвращается к своим воротам.

4 – При потере мяча партнером, вступает в отбор не сразу, при потере мячом самим игроком, начинает возвращаться назад только через несколько секунд.

3 – При потере мяча партнером, вступает в отбор пассивно, при потере мяча самим игроком, долго возвращается назад.

2 – При потере мяча партнером, не вступает в отбор, при потере мяча самим игроком, остается на месте.

1 – При потере мяча партнером, игнорирует изменение в развитии игры, при потере мяча самим игроком, не возвращается назад.

Видение поля

5 – Все игровое время проводит с поднятой головой, постоянно держит в поле зрения партнеров и соперников.

4 – Большую часть времени играет с поднятой головой, чаще всего держит в поле зрения партнеров и соперников.

3 – Приблизительно половину игрового времени проводит с поднятой головой.

2 – Большую часть времени проводит с опущенной головой, чаще не видит партнёров и соперников.

1 – Все игровое время проводит с опущенной головой, не видит партнёров и соперников.

Скорость принятия решений

5 – Игровые решения принимаются максимально быстро, получив мяч, футболист уже знает, как им распорядиться.

4 – Игровые решения принимаются быстро, сразу после получения мяча игрок знает, как им распорядиться.

3 – Игровые решения принимаются со средней скоростью, получив мяч, игрок не сразу понимает, как распорядиться мячом.

2 – Игровые решения принимаются медленно, получив мяч, игрок думает над своим следующим действием.

1 – Игровые решения принимаются очень медленно, получив мяч, игрок не знает, что с ним делать.

Р – психологический бэкграунд и S – скоростные качества.

Что оценивается?

Командный дух: коммуникабельность игрока, способность находить общий язык с партнёрами, поддержка партнеров по команде.

Дисциплина: умение слушать и исполнять указания тренера.

Активность: степень участия и заинтересованности ребенка в игровом процессе, заинтересованность в происходящем.

Дух победителя: заинтересованность в достижении положительного результата, умение адекватно реагировать на неудачи в игре.

Агрессия: речь о «здоровой» спортивной злости, повышенной заинтересованности в достижении индивидуального и командного успеха.

Самоотверженность: понимание личной ответственности за результат, способность выполнять свою командную роль.

Стартовая скорость: насколько резко и быстро игрок начинает движение.

Дистанционная скорость: способность выдерживать высокий темп бега.

Баланс: ровное горизонтальное движение при беге, перемещение вперед.

Координация при беге: умение сохранять равновесие, устойчивость на высокой скорости.

Бег с оппонентом: способность сохранять высокий темп бега в тот момент, когда рядом бежит соперник.

Прыжок: оценивается высота и дальности прыжка.

Обратите внимание!

Понимание игры (I) и техническая подготовка (T) – это те компоненты игры, которые напрямую зависят от тренировочных занятий. Характер (P) и скоростные качества (S) во многом являются врожденными качествами, однако и они подвержены совершенствованию и развитию во время тренировочного процесса.

Данный метод оценки может использоваться для оценки футболистов-любителей.

Обязательно оценка должна проводиться не менее 4 раз, чтобы составить полный портрет данных по игроку. Так же оценка может проводиться только в товарищеских и официальных играх!

Подписывайтесь на мой телеграм-канал