Первый венгр «Ливерпуля»: его купили вместо Кантона и признали одним из худших игроков в истории АПЛ
История Иштвана Козмы.
Осенью 1991-го, после игры с «Осером» в Кубке УЕФА, безопасник «Ливерпуля» Терри Литллвуд постучался к главному тренеру Грэму Сунессу и сообщил:
– С тобой хочет поговорить твой хороший друг.
– Кто? – уточнил Сунесс.
Услышав имя, Грэм удивился – он играл против этого человека в Серии А и не больно-то с ним дружил, но не впустить не мог. Это был Мишель Платини, главный тренер сборной Франции.
– У меня есть для тебя игрок, – сказал при встрече будущий президент УЕФА. – Во Франции с ним настоящая проблема, но он талантлив и подходит для твоего клуба.
– Слушай, я тут тушу пожары, – ответил Сунесс. – Навожу порядок в раздевалке: пытаюсь выставить несколько непослушных игроков. Последнее, что мне нужно – еще один конфликтный игрок.
В итоге вместо «Ливерпуля» Эрик Кантона поехал на просмотр в «Шеффилд Уэнсдей», но не ужился с тренером Терри Фрэнсисом и перешел в «Лидс», с которым через несколько месяцев выиграл чемпионат Англии. Сунесс же вместо Кантона взял полузащитника «Данфермлина» Иштвана Козму.
В Шотландии Козма получал тысячу фунтов в неделю и делал хет-трик за 13 минут
Тремя годами ранее Козма и Кантона почти одновременно влились в «Бордо». Иштван – после матчей с жирондинцами за «Уйпешт» в Кубке УЕФА, а Эрик – после удаления и броска майкой в судью на благотворительном матче «Марсель» – «Торпедо», устроенном для помощи жертвам землетрясения в Армении.
Владелец «Марселя» Бернар Тапи грозился отправить Кантона в психушку, но ограничился арендой в «Бордо». Скорый уход оттуда тренера Эме Жаке не помешал Эрику забить 6 мячей за полгода, а Иштван вообще не заиграл во Франции и за £550 000 перешел в «Данфермлин», надолго став самым дорогим игроком клуба.
От тренера Джима Лейшмана Козма получил вдохновляющий оклад – £1000 в неделю – и прозвище Стиви Уандер (Иштван – венгерская версия имени Стивен). Козма почти не знал английский, но, по словам Лейшмана, говорил ногами и в одном из первых матчей – с «Сент-Мирреном» – сделал хет-трик за 13 минут.
Посещаемость новичка шотландской Лиги мигом выросла, а клуб в ноябре 1989-го мелькнул на первом месте. Потом, правда, выпал из топ-4 и расстался с тренером, что привело к маршу 3000 разгневанных фанатов. Зато Козма к лету 1990-го стал настолько уважаем, что сыграл в матче столетия шотландского футбола.
Чемпионом же страны и в том, и в предыдущем сезоне стала команда Сунесса. Через два года после победы с «Ливерпулем» в Кубке чемпионов-1984 Грэм стал играющим тренером «Рейнджерс». Он воспользовался еврокубковым баном Англии, купил звезд вроде Терри Бутчера и вернул Глазго на вершину.
В апреле 1991-го Сунесс возглавил «Ливерпуль» и запустил обратный процесс – повез в Англию игроков шотландской лиги. Но получилось уже не так эффектно.
Козма три раза вышел в старте в АПЛ, и «Ливерпуль» не забил ни одного мяча
Во второй половине восьмидесятых «Ливерпуль» занимал то первое, то второе место, но в разгар сезона-1990/91 главный тренер Кенни Далглиш неожиданно ушел – из-за конфликта с новым боссом клуба Ноэлом Уайтом и переживаний из-за трагедии на «Хиллсборо».
Сменивший Далглиша Сунесс счел состав слишком старым и лихо его реформировал: настолько, что продал – «Эвертону»! – одного из лучших бомбардиров клуба Питера Бердсли, который был стар разве что по паспорту (тридцатник) и даже через пять лет здорово играл за «Ньюкасл».
Даже после обновления «Ливерпуль» до конца первого круга-1991/92 шел в топ-3, но в середине сезона Сунесс затеял новую перестройку, в рамках которой и купил 27-летнего Козму. В последние полгода тот подсдулся, и «Данфермлин» получил за него лишь половину того, что заплатил «Бордо».
Грэм сразу отправил новичка на правый фланг атаки, но получил 0:3 от «Норвича», 0:1 от «Кристал Пэлас» и 0:0 с «Саутгемптоном». Больше Козма в стартовом составе «Ливерпуля» не появлялся, а клуб после десяти сезонов в топ-2 финишировал шестым.
Утешила, правда, победа в Кубке Англии, но там Иштван появился только в 1/8 финала. После его выхода в овертайме игры с «Ипсвичем» Ян Мельбю сравнял счет, а Стив Макманаман забил победный мяч – в атаке, начатой Козмой.
Осенью 1992-го Козма спас «Ливерпуль» от позора в матче с командой третьего дивизиона
«Зачем Сунесс подписал Козму – одна из главных загадок того времени, – признал исследователь истории «Ливерпуля» Дэвид Уомсли. – Известно лишь, что ранее Грэм дважды пытался купить Иштвана в «Рейнджерс» – впечатленный легкостью, с которой венгр справлялся с суматохой шотландского футбола.
В «Данфермлине» Козма считался мастером стандартов. Также ожидалось, что он добавит игре «Ливерпуля» скорости, технического мастерства, видения поля и атлетизма. Возможно, он обладал всеми этими талантами, но посетители «Энфилда» их не увидели.
Козма запомнился только тем, что вдохновил «Ливерпуль» на камбэк в матче Кубка лиги с «Честерфилдом».
Еще как вдохновил! Команда Сунесса провалила старт сезона-1992/93 и к концу сентября шла в АПЛ 17-й, но в Кубке Лиге позорилась еще сильнее – после первого тайма проигрывала на «Энфилде» новичку третьего дивизиона 0:2.
В перерыве Сунесс выпустил Козму – одного из двух запасных – вместо полузащитника Фила Шарнока, и спустя три минуты «Честерфилд» забил третий. Вскоре Козма ловко распорядился мячом на правом фланге, и после его двухходовки с Марком Уолтерсом израильтянин Ронни Розенталь сделал счет 1:3.
Дальше «Ливерпуль» снова пропустил и дважды забил, а за пять минут до конца Козма ложным замахом смутил защитника Клиффа Карра и метко подал на капитана Марка Райта – 4:4.
Два ассиста в игре с «Честерфилдом» – единственные результативные действия Козмы за 391 минуту в «Ливерпуле».
«Когда я играл с «Рейнджерс» против его «Данфермлина», Козма всегда создавал нам проблемы, – вспоминал Сунесс. – Я заплатил за него всего £250 000 (по другим данным £300 000 – Sports.ru) и считал риски этого трансфера невысокими, но он не адаптировался к темпу английского футбола. Признаю, неудачное вложение».
После удачного дриблинга Козма останавливался и терял мяч
«Легко пригвоздить Грэма Сунесса к позорному столбу за покупку малоизвестного плеймейкера из «Данфермлина», – писал журналист The Independent Айвен Понтинг, – Козма всего три раза вышел в стартовом составе, так что менеджер сработал далеко не безупречно.
Но его, пожалуй, можно извинить за то, что впечатлился прекрасными навыками Иштвана, который превосходил в технике большинство британцев. Козма напоминал о великой венгерской сборной пятидесятых – получая мяч, гипнотизировал соперников и очаровывал болельщиков.
Беда в том, что Козма совершенно не мог применить это редкое мастерство в мясорубке английского футбола. Случалось, он ошеломлял противника хитрым дриблингом, но дальше не пасовал, а останавливался, будто восхищаясь своим трюком. В такие моменты его почти всегда лишали мяча.
Увы, по прошествии месяцев он так толком и не освоился, а его страсть к работе казалась сомнительной. В итоге он не провел достаточно игр для продления рабочей визы и вернулся в Венгрию».
Издание FourFourTwo назвало Козму символом декаданса «Ливерпуля» начала девяностых и отправило на 28-е место в списке худших игроков в истории АПЛ.
Покинув Англию, Иштван стал чемпионом Кипра и Венгрии, а в конце девяностых играл за венгерскую «Татабанью» с Жолтом Собослаи. Сыновей Иштван и Жолт назвали одинаково.
Годы спустя родившийся в Данфермлине Доминик Козма стал бронзовым призером чемпионата мира по плаванью, а Доминик Собослаи – третьим среди самых дорогих трансферов в истории «Ливерпуля».
«Не скрою, я удивился, когда узнал об интересе «Ливерпуля», – вспоминал Иштван Козма. – Переход в такой клуб – мечта любого футболиста, но для меня она стала реальностью.
Я играл там совсем немного, но наслаждался каждым мгновением. Правда, не удалось забить, но и возможностей было меньше, чем в Шотландии. Мне, например, не доверяли штрафные, ведь в команде были Джон Барнс, Ян Мельбю и Ронни Уилан.
Ситуация Собослаи отличается от моей. Он переходит из немецкого топ-клуба и играет в стиле, подходящем для его нового тренера. Так что я не боюсь за Доминика. Я горжусь тем, что «Ливерпуль» снова подписал венгерского игрока – причем за большую сумму. Я буду самым большим фанатом Собослаи».
Вратарь «Ливерпуля», который прыгнул не туда – история Ежи Дудека
«Хватай деньги и беги. Клуб идет ко дну». Первая футбольная поп-звезда Робби Фаулер
28. Козма
27. Марселино (Ньюкасл)
26. Леон Корт (Сток)
25. Жильберто (Тоттенхэм)
24. Коррадо Грабби (Блэкбёрн)
23. Гжегож Расяк (Тоттенхэм)
22. Костас Митроглу (Фулхэм)
21. Брюно Шейру (Ливерпуль)
20. Томас Бролин (Лидс)
19. Рики ван Вольфсфинкель (Норвич)
18. Альберт Луке (Ньюкасл)
17. Жан-Ален Бумсонг (Ньюкасл)
16. Марко Бугерс (Вэст Хэм)
15. Антонио Нуньес (Ливерпуль)
14. Клод Дэвис (Шеффилд Юн.)
13. Шон Данди (Ливерпуль)
12. Эрик Джемба-Джемба (МЮ)
11. Андреа Силенци (Ноттингем)
10. Бошко Балабан (Астон Вилла)
09. Игорь Степанов (Арсенал)
08. Уинстон Богард (Челси)
07. Бебе (МЮ)
06. Джуниор Льюис (Лестер)
05. Жози Алтидор (Халл)
04. Милтон Нуньес (Сандерленд)
03. Массимо Таиби (МЮ)
02. Савио (Вэст Хэм)
...
Ну и 01. - великий и ужасный "тот самый племянник Веа" Али Диа (Саутгемптон)