20 лучших игроков в истории английской премьер-лиги. Часть II
20 лучших игроков в истории английской премьер-лиги. места 20-11
Так и не найдя убедительного способа разделить Виейра и Кина, да и не особо стараясь это сделать, оставляем их вместе в уверенности, что теперь они не подерутся, хотя когда-то выжигали все футбольные поля, включая подтрибунный туннель.
Виейра пришел в «Арсенал» вместе с Венгером и ушел вместе с его последним трофеем, став символом лучшего периода в истории клуба. Огромный хавбек умел все: отбирать мячи, пугать не умеющих пугаться, разгонять и направлять атаки и временами их завершать. 279 матчей в премьер-лиге за 9 лет, десяток трофеев, 29 голов, 72 желтых и 8 красных — Виейра, пожалуй, не умел только быть равнодушным. Подхватив повязку у Тони Адамса, Виейра стал капитаном команды непобедимых и ушел из «Арсенала» непобежденным, последним своим касанием в форме «канониров» выиграв для клуба Кубок Англии. С тех пор командам Венгера много чего не хватало для новых успехов, но если понадобится выбирать, мучительных раздумий не будет: командам Венгера с тех пор не хватало Патрика Виейра.
В 1992-м из «Челси» ушел Винни Джонс, в 1996-м в «Челси» пришел Джанфранко Дзола. Они не могли пересечься, даже если бы оказались вместе: они из разных миров. И именно так в те годы менялась премьер-лига: в ней начали появляться волшебники. Маленький итальянец стал одним из первых. Шикарная техника и выдающийся удар с обеих ног: даже лучшие британские защитники тех лет служили ему тренировочными столбиками.
Исполнив пару десятков голевых шедевров, выиграв кучу кубков и индивидуальных наград, Дзола ушел из «Челси» летом 2003-го. Через неделю клуб купил Роман Абрамович. Они не могли пересечься, даже если бы оказались вместе. Они из разных миров.
К «Челси» Терри-Лэмпарда-Дрогба можно относиться как угодно, но разве можно отрицать, что это одна из важнейших команд в 21-летней истории премьер-лиги? Как вышло из нашего опроса, главный герой этой команды – Фрэнк Лэмпард, и тут как-то тоже не поспоришь: 608 матчей, 203 гола в премьер-лиге, первое место в списке лучших снайперов за всю историю. В прошлом сезоне «синие» всеми способами намекали, что Лэмпард команде больше не нужен – в ответ хавбек выдал самую результативную кампанию за три года, чем вынудил «синих» предложить новый контракт (а нас – добавить пару позиций к его рейтингу). В октябре Фрэнку исполняется 35, но держа в уме возвращение Моуринью и некоторую нехватку кадров в полузащите «Челси», предположим, что у него будет достаточно шансов приумножить собственное величие.
Он из когорты великих неприкасаемых, но из них чуть ли не единственный, кто не выигрывал чемпионат. А в остальном карьера удалась – никто другой не может похвастаться тем, что забивал в финалах четырех турниров: Кубка Лиги, Кубка Англии, Кубка УЕФА и Лиги чемпионов. Джеррард – универсал, который освоил все позиции в полузащите, и был великолепен в роли второго нападающего (в памятной связке с Торресом). Неизменны лишь клубные цвета и высокий уровень игры – семь раз по итогам сезона его включали в символическую команду лучших. После чуда в Стамбуле фаны «Ливерпуля» отводят Стиви Джи роль супергероя и до сих пор верят, что капитан проведет корабль через очередной шторм, как он делал это последние десять с лишним лет. Символ «Ливерпуля» 21 века, Джеррард будет олицетворять клуб и дальше, недаром на днях он продлил контракт.
Рыжий принц не был совершенным игроком: всякий вспомнит его сельскохозяйственные подкаты, вылившиеся в сто с чем-то предупреждений и десять удалений, многие – смешную привычку хватать мяч рукой, когда ему не хватало роста в той или иной воздушной дуэли. Но, как верно заметил некто Зинедин Зидан, в свои лучшие годы Скоулз был близок к совершенству настолько, насколько это в принципе возможно. Все, кто наблюдал за Скоулзом из сезона в сезон, из игры в игру, не забудут те из них, где его не всегда оправданная агрессивность в отборе внезапно заводила целую команду и весь стадион, а его целеустремленность в воздухе оставляла не у дел центральных защитников на голову выше Пола. “Он выдающийся игрок, который умеет все. Будь он испанцем, его бы ценили гораздо больше”, – сказал однажды некто Хави. Но, конечно, Пол Скоулз не мог родиться испанцем – только в Англии у него, идеального центрального полузащитника и скучного скромняги семьянина, была возможность получать удовольствие от жизни и футбола, пока вся страна решала, как совместить в основе национальной сборной Лэмпарда (см. №9) и Джеррарда (см. №8).
«Этот парень умеет именно то, чего не мог Бекхэм – ускользать от защитников и совершать невообразимое», – писала The Guardian после дебютного матча Роналду в английской премьер-лиге, в котором португалец делал на левом фланге «Болтона» все, что хотел. Завоевание Англии произошло не сразу – Роналду понадобилось три сезона, чтобы стать одним из лучших игроков мира, форвардом, который умеет вообще все – бить головой, бить штрафные, завершать атаки, обводить. Откровенно говоря, в премьер-лиге у Криштиану было всего два по-настоящему выдающихся сезона (особенно 2007-08), но в этот период не было вообще никаких сомнений, кто в Англии лучше всех играет в футбол.
Переход Кантона из “Лидса” в “Манчестер Юнайтед” – момент, ключевой не только для самого успешного футбольного клуба в английской истории, но и для премьер-лиги в целом. Именно став последним элементом чемпионского пазла Фергюсона, Король Эрик затеял тектонический сдвиг, за несколько лет придавший игре для миллионов экстра-измерение элитного зрелища. Все дело не только в изумительной броскости, с которой Кантона делал примерно все, что он делал: забивал, пасовал, праздновал голы, общался с прессой и решал разногласия с болельщиками. Дело еще и в том, что занимался он этим не в родной Франции, где его едва не списали в утиль как врага общества с интеллектом “Скотины” Эдмундо, а в Англии, всегда умевшей беспримерно раздувать своим заслуги перед мировым футболом. И, разумеется, в том, что Кантона при всем при этом еще и побеждал – во всех до единого сезонах, в которых полноценно участвовал, – и ушел тоже победителем: в расцвете сил, настежь распахнув двери перед Бекхэмом, Роналду, Балотелли и прочими героями обложек недалекого будущего.
Видеть Райана Гиггза не на первом месте подобного рейтинга сколь непривычно, столь и логично – в конце концов, и своего первого титула лучшего игрока премьер-лиги валлийский волшебник дождался на 36-м (!) году жизни. Строго говоря, и свои 23 (!) сезона в майке “Ман Юнайтед” Гиггз провел, с удивительной регулярностью уступая лавры звезды №1 то Кантона, то Кину, то Скоулзу, то Бекхэму, то ван Нистелрою, то Руни. Но делиться лучами славы в случае Гиггза – это ни в коем случае не держаться в тени: еще более фантастической оставалась на протяжении всех этих лет его способность выходить на первые роли тогда, когда это требовалось команде. А уж прикладными талантами, необходимыми для того, чтобы вносить свой вклад в каждый из 34 (!) завоеванных им командных титулов, Гиггз не был обделен ни будучи кудлатым тинейджером, ни сейчас, когда он вступает в свой 24-й и предположительно последний сезон – на правах играющего тренера и с благородной сединой на висках.
Очень скоро возле «Эмирейтс» появится статуя Денниса Бергкампа, которая станет своего рода одой красоте и интеллекту – двум не самым очевидным свойствам английского футбола, что одиннадцать сезонов подчеркивала игра голландского форварда. Бергкамп пришел в клуб раньше Арсена Венгера, но именно он стал символом золотого времени венгеровского «Арсенала», и именно он забил гол, признанный самым красивым в клубной истории – гол, придумать который мог лишь исключительный футболист, а еще и исполнить – только гений. «Бергкамп – идеальный партнер, любой нападающий может о таком только мечтать», – сказал как-то раз про него Тьерри Анри, а он-то, поверьте, разбирался.
Человек-рекорд – на заре карьеры побил достижение Джимми Гривза, став самым молодым футболистом с хет-триком в высшем дивизионе, а в прощальном сезоне вышел в главные голеадоры «Ньюкасла» всех времен. Но самый значимый рекорд Алана – 260 голов в премьер-лиге, и кажется, что на нашем веку переписать историю никому не удастся. В «Саутгемптоне» Ширер больше подносил снаряды, а снайперский инстинкт проснулся в нем после перехода в «Блэкберн», с которым он выиграл своей единственный трофей – чемпионский титул 1994/95. Помните эту победно вскинутую вверх правую руку? Более 30 раз за сезон – и это только в премьер-лиге. Три года подряд. Потом был блестящий Евро-96 – последний раз, когда на сборную Англии было приятно смотреть – и звание лучшего бомбардира турнира. Считается, что в любимом «Ньюкасле» он после травмы был уже не тот, хотя Ширер забил еще полторы сотни в чемпионате. И хотя больше так ничего и не выиграл, за феноменальную результативность болельщики провозгласили Алана игроком десятилетия в АПЛ(1992/93 – 2001/02).
Когда Арсен Венгер дал за Анри в 1999-м 11 миллионов фунтов, многим показалось, что французский тренер переоценил футболиста, неудачно отыгравшего единственный сезон на фланге «Ювентуса». Как выяснилось, «Арсен знает»: вернув Тьерри позицию центрфорварда и заново научив его забивать голы (так выразился сам Анри), Венгер раскрыл талант самого результативного игрока в истории «Арсенала». Два чемпионских титула, две награды лучшему футболисту премьер-лиги, четыре победы в гонке снайперов, а еще особенная, ни с чем не сравнимая грациозность и легкость в обращении с мячом, а еще скорость и непредсказуемость действий, благодаря которым Тьерри ускользал от защитников так же изящно, как ушел от всех преследователей в этом рейтинге.
Фото: REUTERS/Athit Perawongmetha, Matthew Peters/John Peters/Man Utd/Andreas Rentz/Bongarts/Stu Forster /Allsport/Claudio Villa/Ian Walton
Где корниленко, который феерил в "Блэкпуле"?
Игра Бергкампа и Анри - искусство. Игра Гиггза - ремесленичество
Другое дело остальные игроки первой пятерки: Ширер бомбардир нации, лидер, один из лучших центрфорвардов планеты на стыке веков. Эталонная 9-ка короче.
А Бергкамп, Кантона или Анри ето гении, люди целованные свыше. То что они творили - искусство.
Про гиггза ни то ни другое сказать нельзя, он совсем не лидер, и тем более абсолютно не гений вообще, ни в каком месте.