12 мин.

Уходящая натура. Джейми Каррагер

«В составе, возможно, есть и более классные игроки, но никто не посмеет сказать, что я не выкладываюсь на 100%» – узнаваемый автопортрет кисти нашего героя. Можно, оказывается, не обладая выдающимся футбольным талантом, стать в один ряд с великими. А с другой стороны, играть в каждом матче на все сто или даже сто десять – разве не редчайшее дарование?

Борьба на футбольных полях Англии и Европы была стихией Джейми Каррагера. Возможно, потому что сражаться пришлось буквально с первых дней жизни. Впрочем, ему достались гены настоящего бойца. Матери Джейми во время беременности сообщили, что ребенок будет инвалидом и не сможет ходить. Мужественная женщина решила рожать, несмотря ни на что. Самый страшный прогноз не подтвердился, но Карра родился с другим дефектом – гастрошизисом, то есть с кишечником наружу. Сразу после рождения младенцу сделали операцию, и первые несколько недель он провел в больнице, борясь за собственную жизнь. Поэтому на животе у Карры пугающего вида шрамы и нет пупка.

Он с детства болел за «Эвертон», но все 17 лет взрослой карьеры посвятил исключительно «Ливерпулю» и был причастен ко всему самому хорошему, что случилось с командой за последние пару десятков лет. Футбольные боги наградили его одиннадцатью трофеями, в числе которых два Кубка Англии, три Кубка Лиги, Кубок УЕФА и Лига чемпионов. Но еще более ценно признание фанатов – неоспоримый статус Легенды и песня на мотив «Желтой подводной лодки»: мы мечтаем, чтобы в команде было одиннадцать Каррагеров.

Его решение повесить бутсы на гвоздь означает, что закончена очередная глава в клубной истории, целая эпоха ушла в вечность, и пора перевернуть страницу. Потому что успело вырасти поколение болельщиков «Ливерпуля» (в первую очередь те, кому сейчас в районе тридцати), которые не могут представить себе команду без Каррагера. Он дебютировал в премьер-лиге (в стартовом составе) в январе 1997-го, «Ливерпуль» на «Энфилде» взял верх над «Астон Виллой» 3:0, а игравший в центре полузащиты Карра забил гол. Это был один из первых матчей «Ливерпуля» в АПЛ, который показывали в России по Рен-ТВ.

Дебют казался многообещающим, но в дальнейшем он забивал только по большим праздникам и не всегда в те ворота. Неважно – Каррагер запомнился не этим.

Что нужно помнить

Стамбул

Рафаэль Бенитес перевел Джейми с края обороны в центр, и там, на предпоследнем рубеже рядом с Сами Хююпя, он чувствовал себя на своем месте, отыграв в сезоне-2004/05 56 матчей. Это была, пожалуй, вершина в карьере Каррагера, он волшебно прибавил к последним раундам Лиги чемпионов, а апогея достиг в финале. Физическая готовность, умение выбирать позицию плюс знаменитая самоотверженность принесли ему звание одного из лучших центрбеков Англии. Игра Карры была одной из главных составляющих лигочемпионского триумфа. Образцово-показательный матч в Турине, эпический полуфинал с «Челси»: «Мне почудилось, что Каррагер клонировал себя, он был везде», – признавался впоследствии нападающий лондонцев Эйдур Гудьонсен. В финале защитник выдал не традиционные 110, а все 200%. Карра участвовал в комбинации, приведшей к назначению пенальти в ворота «Милана», с которого Алонсо сравнял счет, завершив самый замечательный шестиминутный камбэк в истории еврокубковых финалов. В экстра-тайме Каррагер стелился в подкатах, успевал на перехваты, хотя они обходились ему ценой мучительных судорог. Перед серией одиннадцатиметровых он учил Дудека, как их отбивать – и преуспел, черт возьми. А когда голкипер «Ливерпуля» справился с тем ударом Шевченко, первым прилетел праздновать.

Фаны «красных» назвали Карру лучшим игроком сезона-2004/05.

Кубковый требл-2001

Предшественник Бенитеса Жерар Улье высоко ценил трудолюбие и старательность Каррагера, который по счастью в силу возраста не ассоциировался у него с разгильдяйским поколением Spice Boys. До поры Карре мешала относительная универсальность, он не имел постоянной позиции – Улье затыкал им дыры в обороне и полузащите. Сезон-1999/00 Джейми играл в основном на правом фланге обороны, и не всегда успешно. Однако на следующий год «красные» купили туда Маркуса Баббеля, а Карру Улье перебросил налево. Рокировка оказалась удачной: «Ливерпуль» выиграл Кубок Англии, Кубок Лиги и Кубок УЕФА (плюс Коммьюнити Шилд и Суперкубок Европы в начале следующего сезона). А Каррагер вошел в летописи как участник одной из самых эффективных линий обороны в истории клуба (Баббель, Хююпя, Аншо, Каррагер). Вершиной четверки был, пожалуй, полуфинал Кубка УЕФА против «Барселоны» (c Пепе Рейной в воротах каталонцев), где Карре со товарищи удалось остановить Клюйверта, Овермарса и компанию.

Рекорды

Сыграв 1 мая 2007 года второй полуфинальный поединок в ЛЧ с «Челси», Каррагер установил новый рекорд клуба – 90 матчей в еврокубках, превзойдя достижение Иана Каллагана. Нынешний показатель Джейми выглядит обреченным на вечность – 150 проведенных матчей в еврокубках. Каррагер держит второе место по количеству выступлений за клуб (737) и и уступает лишь тому же Каллагану. Из сегодняшнего состава небольшой шанс обойти Карру есть лишь у Стивена Джеррарда (630 матчей).

Преданность

Фаны «Ливерпуля» всегда с удовольствием вспоминают этот эпизод. Незадолго до стамбульского финала у Карры брали развернутое интервью на канале Sky Sport, и журналист в частности поинтересовался, не рассматривает ли защитник переход в «большой» клуб. «Большой? Как это? В каком смысле? – отреагировал бывший болельщик «Эвертона». – Это какой же клуб больше, чем «Ливерпуль»? Нет, не рассматриваю. Я уже завоевал здесь несколько трофеев и собираюсь выиграть еще».

Летом 2007-го Карра объявил о завершении карьеры в сборной Англии, дабы сосредоточиться на интересах клуба. Конечно, ему не нравилась роль второго плана в национальной команде, но акцент был поставлен правильно. «Лайверберд взял верх над «тремя львами» в споре за мою лояльность. Я не говорю, хорошо это или плохо, просто так произошло», – писал он в автобиографии.

23 Foundation

В 2009 году Джейми Каррагер основал благотворительный фонд, цель которого – помочь детям Мерсисайда осуществить свои мечты. На практике 23 Foundation старается поддерживать их в разных ситуациях, будь то реализация спортивного таланта или лечение тяжелой болезни. В фонд направляются средства от проведения благотворительных матчей (например, организованная Каррой мемориальная игра между «Эвертоном» и «Ливерпулем» в 2010) и других мероприятий (вроде гала-ужина со знаменитостями), продажи футболок и прочей атрибутики.

О чем можно забыть

Два автогола в игре с «Манчестер Юнайтед» (1999)

Промозглой осенью 1999-го «Ливерпуль» обидно уступил заклятому врагу на «Энфилде» со счетом 2:3: четыре из пяти голов забили хозяева, из них два Каррагер в свои ворота. Да, собственные ворота Карра поражал даже чаще, чем чужие (восемь раз и пять соответственно). Но лучше помнить о том, сколько голов он предотвратил – это цифра другого порядка.

Эпизод с монетой

В январе 2002-го во время кубкового матча против «Арсенала» с трибуны «Хайбери» в Каррагера бросили монету. Джоуи Бартон, например, в наши дни реагирует на такие выходки с юмором, но Карра был не в настроении – он кинул ее обратно, за что был немедленно выдворен с поля. Защитник отделался извинениями, стандартной дисквалификацией и формальным приводом в полицию. Поскольку сразу несколько болельщиков «Арсенала» признали себя пострадавшими в инциденте, в Ливерпуле еще несколько лет ходила шутка, что Карра настолько крут, что может уложить одной монетой полтрибуны.

Возвращение в сборную

В мае 2010-го Карра поддался уговорам вернуться в сборную Англии, переживавшую эпидемию травм среди защитников. Поездка на чемпионат мира в Южную Африку не принесла ему особой славы. Каррагер провел два стартовых матча, в каждом из которых получил по желтой карточке и был автоматически дисквалифицирован на третью игру в группе. На стадии плей-офф Фабио Капелло предпочел обойтись без него. Вскоре Карра снова объявил о завершении карьеры в сборной, на этот раз бесповоротно. И здесь не обошлось без забавного эпизода. Впоследствии Карра рассказывал, что привез своим детям из ЮАР пару вувузел: «Пусть все, кто ходят на «Энфилд», видят, что я громче всяких вувузел». Кто бы сомневался, Джейми.

Слова

«Карра в команде – главный шутник и душа любой вечеринки. Если мы выиграли и отмечаем, он первым хватается за микрофон и старается расшевелить каждого. Любому клубу нужен такой, как Карра. Командный дух за деньги не купишь, а с ним атмосфера в раздевалке всегда великолепная». (Крис Киркленд)

«Хотя в нашей линии обороны собрались немец, швейцарец и финн, между собой мы прекрасно общаемся на английском. Единственная проблема – ни один из нас не понимает Джейми Каррагера». (Стефан Аншо)

«Научись понимать Карру, тогда понимать остальных не составит труда». (Рафаэль Бенитес новоприбывшему в «Ливерпуль» Фернандо Морьентесу)

«Каррагер – защитник в десять раз лучше, чем был я. Он совершенно другой – великий защитник, я таким не был. Против «Челси» он играл невероятно здорово. Я сидел, затаив дыхание, и смотрел, как раз за разом он успевал перехватывать мяч, блокировать и накрывать соперника. Думаю, что если сравнивать его с легендами «Ливерпуля» (а у нас их немало), Каррагер должен оказаться в ряду самых главных». (Алан Хансен, май 2005)

«В линии обороны «Милана» собраны великие игроки, возможно, лучшие в Европе. В «Ливерпуле» таких нет, но некоторые, безусловно, вызывают огромное уважение, особенно Каррагер. Он является третьим лучшим защитником премьер-лиги и продолжает это подтверждать». (Паоло Мальдини, май 2005).

«Перед пенальти Карра подбежал ко мне и давай орать как сумасшедший (как всегда, в общем). Он кричал: «Ежи, Ежи, вспомни Брюса (Гроббелара). Он творил сумасшедшие вещи, чтобы остановить их, и ты должен делать то же самое»». (Ежи Дудек о напутствии Каррагера в стамбульском финале).

«Лучший защитник, с которым я когда-либо играл в «Ливерпуле», и худший финишер, которого я когда-либо видел». (Стивен Джеррард)

«Джейми Каррагер в раздевалке настоящий босс. Он очень сердитый, всем раздает указания и много орет. Джейми все всегда видит и слышит и заранее нас об этом предупреждает». (Альваро Арбелоа)

«Для меня Джейми – один из лучших защитников в Европе. Он сфокусирован на игре, готов постоянно совершенствоваться. И поэтому, очевидно, с каждым сезоном он еще прибавляет. Всегда внимательно слушает, на тренировках упорно работает, очень старается. Он напоминает мне охотничью собаку. Он один из тех, кого никто не хочет видеть в соперниках. У него сильный характер. Он много кричит, показывает и рассказывает молодым игрокам, что делать на поле. Все это хорошо для командного духа. Последние два сезона он действительно является нашим ключевым игроком». (Рафаэль Бенитес, март 2007)

Автопортрет

«Я бы ничего не стал менять в своей карьере. Люблю каждую ее минуту, хотя из-за давления это постоянный стресс. Например, в прошлое воскресенье была вечеринка по поводу дня рождения моей жены, но я знал, что не получу никакого удовольствия, если раньше мы не обыграем «Вест Бром».

«Так же было и в прошлом сезоне, когда я открывал кафе. Думал, будет отличное мероприятие, где я выпью пару бокалов и немного пообщаюсь. Но все, о чем я мог в тот момент думать, это о неважных делах на поле. Сначала была ничья с «Тоттенхэмом», а я сыграл не лучшим образом, в другом матче – против «Халла» – забил автогол. Честное слово, это полностью испортило мне вечер».

«Я люблю говорить о футболе, учиться у других людей. Если бы я мог взять интервью мечты, моим собеседником был бы Фергюсон. Что бы я его спросил? Как он ищет решения в разных ситуациях, как на них реагирует? Как он со всем этим разбирается, заставляет всё вокруг работать? Но первым делом я бы сказал ему, что это не «Манчестер Юнайтед» скинул «Ливерпуль» с того чертового насеста, как он думает. Нонсенс какой-то – нет, это сделал Грэм Сунесс».

«Хотя мне будет не хватать игры, часть меня ждет – не дождется избавиться от груза ответственности. Футболист может наслаждаться жизнью только когда у него порядок с игрой. Тогда у него есть все – деньги, популярность, статус знаменитости. Но если с игрой проблемы, это влияет на всю вашу жизнь, включая ту, что за пределами спорта. То есть пока ты не на пике и ничего не выиграл, никакого удовольствия от такой жизни нет. Не поймите меня неправильно – футбольная карьера все равно стоит того, конечно, стоит!»

«Говоря о футбольной семье в «Ливерпуле», люди автоматом подразумевают «Энфилд», для меня же символ семьи – Мелвуд (тренировочная база). Сюда я прихожу каждый день, здесь я начинал, когда мне было девять. «Энфилд» – это глазурь на торте, там мы появляется раз в одну-две недели. А Мелвуд – особенное место. Это люди на воротах, девушки в столовой, Энн на ресепшне – она единственная, кто ходит сюда дольше, чем я».

«Как бы играла «команда Каррагеров»? В основном 0:0».

«Когда я первый раз попал в команду, примером для меня был Джон Барнс – капитан и великий игрок, один из самых-самых, что когда-либо выступали за клуб. А потом меня больше всего вдохновлял Стивен Джеррард, хотя он меня моложе. Вообще неважно, кто моложе, кто старше. Я вижу, как он играет, что он делает для команды, как выигрывает для нас трофеи – он здорово пополнил мою медальную коллекцию».

«Я всегда хотел играть за «Ливерпуль» и чувствую, мне очень повезло с карьерой. Я думаю, это классно, когда футболист всю жизнь выступает в одной команде. Если играешь за топ-клуб, который выигрывает трофеи, то зачем куда-то уходить? У меня не было причин думать об этом, и честно говоря, никто не предпринимал серьезных попыток купить меня».

«Что касается прощального матча, то предупреждаю – плакать я не буду. Я не эмоциональный тип, это не про меня».

Видео

Стоп-кадр

Каррагер против Дрогба

Фото: Fotobank/Getty Images/Bob Thomas, Shaun Botterill, Chris Brunskill; REUTERS/Toby Melville, Phil Noble