6 мин.

«В «Спартаке» должны премию выписать тому, кто предложил купить Мовсисяна»

«Рубин» – «Зенит»

Третье кряду поражение питерского клуба, на этот раз от «Рубина» (0:1), дало повод говорить об игровом кризисе сине-бело-голубых. Обозреватель «Спорт день за днем» Кирилл Легков в своем блоге рисует безрадостную картину, сложившуюся при Лучано Спаллетти в «Зените» впервые.

«Больше всего поражает какая-то хроническая беспечность, благодушие, вальяжность, сквозящие едва ли не в каждом движении и... бесконечная усталость от всего большинства игроков.

<…> Или эта вот игра накоротке в центре поля. Это какой-то «Спартак» 1980-х. Долгий розыгрыш мяча, мельтешение, неспешные перемещения игроков на свободное пространство. Во что вообще играет «Зенит»? Где скорости? Где движение? Где страсть? Где самолюбие, в конце концов?

<…> Это кризис жанра, если кратко. Тренер не может предложить ничего нового, а игроки безумно устали от старого. Верхи не могут, низы не хотят. Так ли трактуется революционная ситуация? И есть ли она в «Зените»?

Так ведь и до банальной гнусности может дойти. Сольют, как Адвоката, – и все», – не исключает автор.

Обозреватель «Чемпионат.com» Олег Лысенко называет одной из причин кризиса «Зенита» не только травмы ведущих защитников и ненадежную игру новичков – Луиша Нету и Милана Родича, но и прошлогоднюю трансферную кампанию, а также акцентирует внимание на реакции тренера на происходящее.

«100 миллионов» никак не попадут в струю. Спаллетти добросовестно пытается внедрить Витцеля и Халка в игровой рисунок – и в этом поиске вольно или невольно разрушает то, что собственными же руками настроил за предыдущие годы. Тренер стал заложником мегатрансферов. Как ни крути, самые дорогие «активы» команды на лавке запасных будут смотреться странно – в первую очередь в глазах начальства. Хочешь не хочешь, надо ставить в состав и искать обоим применение. Хотя в чем 40-миллионный Витцель превосходит 650-тысячного (да-да!) Натхо, для меня, допустим, загадка.

О совместимости на одном поле Халка и Кержакова споры идут не один день и, боюсь, не один день еще будут продолжаться. Стать для бразильца идеальным партнером у Александра никак не получается. Возможно, для этого просто нужно быть Фалькао.

Но больше всего удивляет реакция тренера на происходящее. По ходу матча в Грозном камера несколько раз брала крупные планы Спаллетти. На его лице застыла… апатия. Не досада, не злость – безразличие! Лучано производил впечатление бесконечно уставшего человека, совершенно равнодушного к игре даже собственной команды, не говоря уже о чужой. А футболисты – они все видят, флюиды, исходящие с тренерской лавки, даже на бегу улавливают. Если тренер с первой минуты ведет себя так безучастно, чего же требовать от его команды?

Возможно, он действительно истощился за эти три года: не физически – морально. Дал команде – этой конкретной команде – все, что мог, и уперся головой в незримый потолок, потолок своих и ее возможностей. Так ли это на самом деле, знает один человек – сам Спаллетти. Но он пока предпочитает говорить о другом. Например, об усталости после Базеля – как будто его соперник в прошлый четверг прохлаждался на курорте», – повествует Лысенко.

«Спартак» – «Терек»

Обозреватель «Спорт-Экспресса» Александр Горбунов фокусирует взгляд на ярком дебюте в стане красно-белых нападающего Юры Мовсисяна, который в матче с грозненцами (3:1) оформил хет-трик.

«В «Спартаке», полагаю, должны премию выписать человеку, который при обсуждении вопроса о покупке нового форварда первым произнес фамилию армянского нападающего.

Сейчас говорят, что вариант с переходом Мовсисяна лежал на поверхности. Быть может, и так. Только вот ведущие российские клубы не очень-то рвались эту поверхность освоить. «Спартак» оказался единственным, а может быть, самым настойчивым. И не прогадал.

Адаптированный к российскому чемпионату мощный забивной нападающий, наследник – через многие поколения – великого футболиста «Спартака» Симоняна, в момент влюбил в себя спартаковских болельщиков, требовательность которых общеизвестна. Мовсисян, заслуживший после матча определение «Юра Победоносец», устроил в «Лужниках» презентацию, демонстрируя публике, как может забивать. Хотите, как Герд Мюллер, разобравшись с соперником на небольшом пятачке? Пожалуйста! Издали? Не вопрос. Ах, вы еще не видели разящего удара в дальний угол после скоростного флангового прохода? Нет проблем!» – отмечает автор.

Раскрыть феномен Мовсисяна попытался обозреватель «Советского спорта» Юрий Цыбанев.

«В чем же футбольный смак армянского американца? Да в том, что у него голова ясная! На поле его попросту не затрагивают сомнения и неуверенность. Быстро решил – решительно исполнил, и все дела. Не растрачивая себя на суету и пустопорожнюю беготню. Футбольная красота по-американски.

Следя за феноменом Мовсисяна, я даже подумал: да не там мы ищем себе ментальное подкрепление, шныряя по южноамериканскому, африканскому, а теперь и европейскому рынку. Футболу бы нашему – прививку штатской спортивной закваски.

<…> Да простят Симонян Никита Павлович, Мирзоян Александр Багратович и другие заслуженные армяне Российской Федерации, но потрясающая эта Юрина предприимчивость, настаиваю, родом из американского спортивного воспитания. Мой опытный консультант по части футбольных подтекстов психоаналитик Галина Завьялова (знающая по практической работе систему американских мотиваций) пояснила: «Там со школы спорт ассоциируется исключительно с удовольствием, с позитивом. Там вся система построена на поощрении и похвале: ты молодец, ты сильный, ты можешь! И потому в мозгу доминирует зона удовольствия и уверенности. А в таком случае спортсмену требуется в пять раз меньше энергии!»

Вот так-то. А наши родимые по большей части обуреваемы задними мыслями. Дескать, а вдруг не получится? И надежнее будет от мяча отпихнуться… Да и в разного рода наемных наших иностранцах тоже, как замечено, блуждают посторонние мыслишки – о погодах здешних малокомфортных или о развлечениях изощренных, на которые нынешняя Россия так богата.

Побольше бы нам Мовсисянов внедрить, что ли. Глядишь, и придадут футболу нашему дефицитные решимость и целеустремленность. Всю-то систему штатскую перенять не потянем пока что», – полагает Цыбанев.

Обозреватель Sportbox.ru Константин Столбовский между тем размышляет о том, стоит ли делать далеко идущие выводы после неуверенной игры вратаря красно-белых Сергея Песьякова.

«На Песьякова не давили обстоятельства и трибуны, его команда постоянно вела в счете, оборона «Спартака» не пожарила — не найти ни одной причины, по которой вратаря (и молодым-то его уже не назвать — 24 года человеку) можно было бы оправдать.

Принятое еще, судя по всему, в декабре-2012 Карпиным стратегическое решение наигрывать в раме именно Песьякова, усадив на лавку опытного украинца Диканя, — привет лимиту. Пожертвовать вратарской позицией в этой ситуации, конечно, можно, но тогда ломаются наигранные схемы. Трудно и представить, кто из спартаковского легиона может стать лишним. Сухи и Боккетти в центральной зоне обороны на данный момент неприкасаемы, это однозначно. Да и дублеров с российскими паспортами у них нет. В опорной зоне из россиян может сыграть Брызгалов, но он довольно давно в лазарете, ему до основного состава — как до Африки пешком. Значит, тоже без вариантов. Ари на правом фланге в полном порядке (лучший после Мовсисяна игрок матча против «Терека»), альтернатива ему — вечно неубедительный Билялетдинов. Левофланговый Хурадо исполняет в схемах Карпина системообразующие функции, а у Яковлева, которого на сборах наигрывали именно слева, несколько иная роль, другой акцент: он больше завершитель, чем созидатель. Про Мовсисяна не стоит и говорить. Российская альтернатива самому Песьякову — опытный Ребров, у которого в 2012-м был отличный отрезок. Но в каком состоянии он находится, известно только тренерам и футболистам «Спартака».

Такие рисуются наброски по итогам в целом очень хорошего для красно-белых дня. Вот и думай теперь, «Спартак», — ломать или верить», – предлагает автор.