«Есть ощущение, что решение вопроса с основным вратарем уже затянулось»
Сборная России накануне Евро-2012
Сопоставляя нынешнюю национальную команду со сборной России образца Евро-2008, обозреватель «Советского спорта» Юрий Цыбанев приходит к выводу, что в команде-2012 более органичный подбор игроков.
«У средней линии плотнее сцепка, она наделена единым чувством ритма, говорит на одном футбольном языке. Дзагоев, а возможно, и Измайлов ощущают присущий нынешней команде нерв лучше, чем это удавалось Билялетдинову или выходившему вместо него, в том числе на знаменитый четвертьфинал с Голландией, Саенко. Кержаков, в свою очередь, больше притерт к маневрам полузащиты, чем тогдашний Павлюченко. И, пожалуй, в бронзовой комбинации средней линии не было игрока, который имел наглость, подобно нынешнему Широкову, исполнять фрагментарно второго нападающего, настолько резко и до упора выдвигающегося вперед.
Одним словом, в сегодняшней команде больше взаимопонимания. Зато у прежней сильнее был развит игровой импульс. Колодин, возможно, не добавлял обороне надежности, но здорово добавлял динамичности общему рисунку – и проворной игрой на опережение, и острым длинным пасом, равным по продуктивности нынешнему широковскому. Вообще игра на опережение, прессинг, а попросту говоря – неугомонность, и стали тем арсеналом, который дезавуировал исполнительскую оснащенность соперников.
Сборная-2012 убедительнее команды-2008 в компактности и, что называется, четкости подстроек. Но в той, если брать весь тактический масштаб, было больше жизни и претензии на всеохватность. Аналитики успели верно подметить основной предмет уязвимости у команды Адвоката – недостаточную расторопность при потере мяча и возникающий как следствие разрыв между средней линией и обороной.
Значит, чуть только совокупный наш маневр при контроле мяча потеряет слаженность и вектор – рискуем угодить под атакующий шторм. Что и произошло в начале второго тайма с итальянцами – когда наша игра потеряла стройность. И тут же команда сделалась податливой, если не растерянной.
Следовательно, сборной на всю ее кампанию потребуются не просто свежесть функции и ясность игрового разума – а свежесть-ясность максимальная», – заключает автор, одобряя решение тренерского штаба проводить одноразовые тренировки.
Пока Дик Адвокат, испытав приятную головную боль, не спешит объявлять имя основного голкипера сборной, обозреватель Sportbox.ru Андрей Колесников позволяет себе усомниться, что высокая конкуренция в воротах – обязательно благо.
«Предположим, первым номером будет выбран Малафеев. Как на это внутренне отреагирует Акинфеев, который последний раз сидел на лавке в восемнадцать лет, неизвестно. Неизвестно и то, насколько комфортно при таком дублере будет ощущать себя сам Малафеев, – просто потому, что подобного распределения ролей в этой паре никогда не было. Если же первым номером становится Акинфеев, все занимают привычные места. И, что немаловажно, с очевидным выигрышем качества: настолько сильного второго номера во вратарской бригаде сборной не было очень давно.
Впрочем, это лишь взгляд со стороны. У тренеров, знающих ситуацию изнутри, могут, разумеется, найтись иные, более весомые резоны. Но каким бы ни оказался в итоге их выбор, одно его условие кажется обязательным: чем раньше, тем лучше. Есть ощущение, что решение вопроса уже затянулось, и немалую часть драгоценной душевной энергии, которую им сейчас необходимо аккумулировать, вратари уже расплескали попусту.
И еще. Тому, кто будет выбран, надо обеспечить абсолютное доверие. Команда твердо должна знать, кто на турнире номер один. И если ему, не дай бог, случится ошибиться, дергать его не стоит. По крайней мере сами футболисты считают именно так. <…> Пора поберечь нервные клетки вратарей. Пора вносить ясность», – указывает Колесников.
Корреспондент «Московских новостей» Андрей Вдовин между тем замеряет уровень мотивации сборной.
«Совершенно непонятно, какая мотивация у сегодняшней команды Адвоката. Что может заставить ее не потерять концентрацию в проходной группе, а потом совершить сверхусилие в четвертьфинале и повторить результат Евро-2008. Речь не о премиальных — в самом удачном случае они будут сравнимы лишь с месячным доходом среднего футболиста сборной России. Четыре года назад российские футболисты мечтали о европейском признании и об английских или испанских клубах. Сейчас кто-то уже вернулся из Европы, кто-то из лидеров вряд ли может рассчитывать на серьезное предложение в силу возраста, а для большинства игроков нет шансов заработать за границей больше, чем на родине.
Значит остается только внутренняя мотивация. Остается воспоминание о тех эмоциях, что были пережиты четыре года назад на «Санкт-Якоб Парк». И желание испытать их вновь», – полагает автор.
Описать подлинный образ национальной команды взялся обозреватель «Новой газеты» Алексей Поликовский.
«Эту сборную создал Хиддинк, который изгнал из обихода старое рабство и дал игрокам новую свободу и новое достоинство профессионалов. До Хиддинка этой команды не было, хотя некоторые игроки в сборной были. Но та сборная, что существовала до голландца, походила на мертвую кучу хвороста и глины. И вот пришел веселый любитель ночного крепчайшего кофе в красных штанах, махнул рукой, сказал легкие слова — и сухие ветви вдруг зазвучали как флейты, а в глубине глины, в пустых ее полостях, вдруг забегал голубой живой огонек — душа.
Адвокат укрепил стены и еще выше вывел крышу этого добротного дома, построенного из русского камня на голландском цементе. Второй голландец продолжил дело первого: команда затвердила свою свободу, как урок, и перестала быть непредсказуемой, как подросток, и научилась делать результат без паники и провала. При Адвокате это была уже не свобода как открытие и вдохновение, а свобода как правильный алгоритм и точная рутина. И это понятно: у Маленького генерала твердая рука.
Эта сборная играет в умный, живой футбол. В последнем контрольном матче перед Евро, с Италией, она показала, что может и умеет. Но иногда на техничную и умную команду вдруг словно наваливается болезнь, и у них гаснут глаза, скучнеет душа и не бегут ноги. Так было в товарищеской игре с Литвой. Что с ними случается в такие моменты коллективного бессилия и внезапного общего безразличия? Может быть, уроки Хиддинка не проникли до самой глубины, и Адвокат еще не довел свое дело до конца: это возвращается в команду память о прошлом, генетическая память о советском рабстве, о тренерской несправедливости, о грубых словах, о работе из-под палки, о бездушных чиновниках, о тех безнадежных годах разрухи и отчаяния, когда всем нам казалось, что выхода нет.
Они же не просто так играют. Они играют, чтобы дать почувствовать всем нам, что мы — можем», – резюмирует Поликовский.
Бородюк и «Динамо»
Грядущее назначение Александра Бородюка на пост спортивного директора «Динамо» шеф-редактор «Спорт день за днем» Сергей Бавли воспринимает как черную метку для нынешнего главного тренера команды Сергея Силкина.
«Ход легко просчитывается. Если что не так в первых же турах, вот она — замена, под рукой.
И будет не так. Потому что это очередной футбольный закон, который нельзя нарушать. Два медведя в одной берлоге, то есть команде...
Со скрипом продлевали пресловутый кредит доверия Силкину. Но чем так — лучше сразу. Это все уже не раз бывало. «Синдром Семина — Бышовца» в «Локомотиве». Всего лишь один из ряда примеров.
В команде должен быть единый центр управления. Когда их становится два, начинаются склоки и групповщина. Создание любого коллектива — штука тонкая, а уж футбольного, где у каждого амбиций — выше головы, и это здорово, потому что по-другому спортсменами не становятся, разве что спортивными рабочими...
И, конечно же, предельно выдержанный Бородюк не станет в костюме спортивного директора выбегать к бровке. И подчеркнуто не станет вмешиваться в тренировочный процесс. Наличия его кабинета на базе вполне достаточно.
Что самое обидное, в подобной заведомо не жизнеспособной конструкции нет победителей. Проигрывает команда, футболисты, а «берлогу» нередко приходится в итоге покидать обоим «медведям», – повествует автор.
Кадровый дефицит сборной Англии
В то время как команда «Трех львов» в преддверии Евро-2012 теряет из-за травм боевые единицы, эксперт «Евроспорта» Пол Паркер недоумевает, почему некоторые игроки отказываются от вызова в сборную.
«Мы оказались в той немногочисленной компании европейских стран, где футболисты отказываются от приглашения в национальную команду. Трудно поверить в то, что у нас есть игроки вроде Кэррика, которые не хотят находиться в резервном списке. Если бы он согласился, то, учитывая травмы Бэрри и Лэмпарда, сразу же попал бы в заявку на Евро. Кэррик сделал бы себе только лучше – он бы доказал, что его раньше нужно было вызывать.
Не понимаю, почему люди отказываются быть на подхвате. Если бы Англия с кем-то воевала, то уклонист угодил бы в тюрьму – за отказ сражаться за свою страну. Почему же люди так легко говорят «нет»? Мне этого не понять.
У сборной Англии и без того ограниченный выбор игроков, и когда кто-то отказывается быть в резерве, работа Ходжсона становится еще более трудной, поскольку у него, по сути, связаны руки.
Талантов у нас не пруд пруди – достаточно обратить внимание на ситуацию в сборной с вратарями, среди которых есть игрок из низшего дивизиона. Нужно честно признать: мы не являемся топ-командой. Мы – на футбольных задворках, и не важно, Келли был бы дозаявлен или Рио Фердинанд, – все равно ничего не изменится», – убежден бывший защитник сборной Англии.
Евро-2016
Колумнист The Daily Mail Мартин Сэмюэл раскритиковал президента УЕФА Мишеля Платини, который обосновал расширение финального турнира Евро-2016 до 24 команд тем, что на Евро-2012 не хватает сборных Швейцарии, Сербии и Норвегии, а на Евро-2008 не было ни одной британской команды.
«Англия совсем недавно играла в Осло. Так вот, Норвегия – бездарная команда, которой нечего делать на Евро-2012. Равно как и наша сборная не заслуживала выхода в финальный турнир 2008 года. В четырех матчах против России и Хорватии команда Макларена взяла лишь три очка и умудрилась сыграть дома вничью с Македонией», – напоминает Сэмюэл.
У этой сборной может быть только одна мотивация - гнобление ее публикой. Давно доказано: пока болельщики и пресса в грош не ставят игроков, называют их зажравшимися лентяями и пр., команда выкладывается на полную катушку, играет с желанием и страстью. Как только публика начинает их хвалить, кричать: верим в вас, вы лучшие, вы наши кумиры, - команда тут же все бросает и начинается спортивная ходьба по полю. Так что истинная мотивация сборной в руках болельщиков.