Фанаты. «Зенит». «Фашисты ушли с нашего стадиона еще в 90-х»
Караоке и блокнот
– Я попал на «Зенит» в 1996 году. До этого футболом вообще не интересовался: дома его не было ни по телевизору, ни в каком другом варианте. Но в школе были друзья, которые в старших классах позвали на футбол. Когда все-таки дошли, мне понравилась атмосфера, хотя с нынешней ее, конечно, не сравнить: на две трети пустой стадион, кто-то где-то в углу пытается как-то поддерживать. Но что-то в этом было. Сначала стали ходить на все домашние матчи, а в начале следующего сезона, когда заканчивали школу, решили поехать куда-нибудь на выезд. В итоге в тот год пробил семь выездов: пять в Москву, в Ярик и Калининград. И все – затянуло. С тех пор меньше десятки выездов в год никогда не бывает.
– Сколько у вас выездов сейчас?
– 210 плюс-минус три. Надо посмотреть дома записи. Сначала я все выезда дома в блокнотике записывал, а сейчас – еще и в компьютер. Экселевский файлик – очень удобно.
– Как становятся заводящими фанатского сектора?
– Ну как, я ездил на выезда. Команду надо поддерживать – потому что это правильно и здорово. В Питере по этой части были более старшие товарищи – то Освальд, то Сабонис. Когда решили, что к этому надо серьезно отнестись, а «не когда как», предложили мне встать на вышку. Мы договорились с клубом, сказали, что нам нужен постамент на трибуне, на котором будет стоять человек и руководить всеми для слаженных зарядов. Сварили конструкцию и поставили. А после чемпионства в 2007 году ее символично покрасили в золотой цвет.
– Дима Лысый, который делает похожую работу на фан-секторе ЦСКА, рассказывал нам, что обожает караоке. А вы?
– Не люблю караоке. И свой голос. Мне он очень не нравится – отвратительный. Когда разговариваю по телефону, а в трубку фонит, я свое эхо слышать не могу – или перезваниваю, или говорю, что не могу говорить сейчас. Как люди это терпят?
– Говорят, для гортани вреден голландский язык. Вредна ли работа заводящего?
– При сегодняшнем темпе чемпионата я срываю голос почти на каждом матче – на следующий день хриплю, но потом все возвращается. Яйца не пью, горло не полощу, распевок не делаю.
– Вы смотрите футбол, повернувшись лицом к сектору. Удобно ли наблюдать за игрой задом?
– Привык. Сначала по реакции людей я поворачивался на поле. Если игра нудная или идет в середине – все смотрят на тебя. Если какое-то оживление, все глаза туда и на тебя по фигу – значит, надо повернуться. Здорово, что сейчас на «Петровском» появилось табло. На матчах чемпионатах России там идет трансляция – посматриваю.
– У вас на руках зенитовские татуировки. Самая удивительная тату, которую вам приходилось видеть на стадионе?
– Видел нереальную эмблему «Зенита». Она сделана, мне кажется, гвоздем. Вот тебе или мне дай сейчас машинку, у нас получится лучше, ровнее. Вся дрожайщая – ужас, я такой кривой татуировки вообще не видел. А по масштабности самая крутая та, что мой друг сейчас делает на всю спину: Большеохтинский мост, большая стрелка «Зенита». Мы сейчас у себя на сайте landscrona.ru будем делать целый фотоальбом из зенитовских татуировок – человек 400-500 уже ходят с ними.
Кастинг и Фурсенко
– В начале года вы проводили «кастинг» на фанатский сектор – Вираж. Вы же понимали, что в других городах и клубах над этим будут хихикать?
– Нам это неважно, пусть хихикают. Главное, что мы знаем, что делаем и для чего. Собеседование нам позволило улучшить качественный состав на Вираже. Туда ведь реально стоит ходить людям, которые хотят активно поддерживать клуб, а не просто купить абонемент подешевле.
– У московских клубов сейчас бойкот северокавказских команд, даже домашние матчи с «Анжи» и остальными они игнорируют. А вы?
– У нас его нет. Потому что мы фанаты «Зенита», мы поддерживаем свой клуб, а не болеем за или против Кавказа. Да, нам не нравится ситуация, которая творится в российском футболе – что футбол стал очень политизированным. Но какой смысл бойкотировать, если у нас в гимне есть слова: «Ты не будешь один никогда». Мы ездим за «Зенитом» и будем продолжать это делать. А то, что нам не нравится на Кавказе, мы будем объяснять в какой-нибудь другой форме.
– Это какой?
– Открытые письма писать, например.
– Как часто вы слышите, что «Зенит» называют политическим проектом?
– Нет, я слышу: бабки, бабки, «Газпром», еще раз бабки. Но это не политика, это типа бабки. Люди любят считать чужие деньги.
– Один бойкот на «Петровском» все-таки случился: во время матча Россия – Армения фан-сектор сгинул почти в полном составе. Почему?
– Это не бойкот, это акция привлечения внимания к проблеме принятия закона о болельщиках. После матча «Спартака» с «Крыльями» появилась информация: к концу первого круга будет Закон. Нам не понравилось, что ни один чиновник – ни Мутко, ни Фурсенко – не опровергли в СМИ эту информацию, и по сути дела вообще не давали никаких комментариев. Как можно принимать закон о болельщиках или против болельщиков и самим болельщикам его не показывать? Это как кот в мешке. Зачем нам соглашаться на кота в мешке? Потом чиновники сказали, что газеты и интернет дали неточную информацию, а мы вроде как раньше времени все взбаламутили.
– Чего вы в этом законе боитесь? Что за петарду будут сажать в тюрьму?
– Петарда петарде рознь. Пиротехника может быть частью шоу. Или, например, к нам парни, которым по 15 лет, приходят на сектор и говорят: «Я файер зажег, было весело». Ну молодой он, ну весело ему. Петарда – тот повод, чтобы вешать на него хулиганку и давать условный срок?!
– Известно, что Фурсенко пытался отговорить фанатов «Зенита» от их акции на матче сборной. Расскажите – как.
– Общением в кабинете.
– И как, повлиял?
– Мне не очень хотелось бы про это говорить.
– Как вы относитесь к Фурсенко?
– Когда он ушел из «Зенита», его практически все любили. Он сразу же в свой адрес получил баннер «Фурсенко – наш президент», красиво было. Потом он ушел в РФС, придумал этот Комитет по этике, где председатель думает, что болельщики – «самый культурный слой общества». Нет, я просто не понимаю, почему группе «Ленинград» разрешают собирать полный «Юбилейный» и они там поют все слова, какие хотят, а нам говорят: «Вы ругаетесь – это ужас». Почему с нас-то начинать? Ты запрети на ТНТ Павла Волю, чтобы он не посылал людей в зале и не срывал на этом овации. А потом уже думай о фанатах.
«Динамо» и банан
– Может ли, зенитовский фан-сектор скандировать что-нибудь без вашего ведома?
– Бывает такое. Это называется: у народа накипело. Последний раз – про Яшина и Шунина.
– Ваш сектор скандировал: «Шунин, ты закончишь, как Яшин». Чем молодой вратарь «Динамо» обидел болельщиков «Зенита»?
– Ничем. Просто он играет не в том клубе. Болельщики «Зенита» очень не любят болельщиков «Динамо».
– Почему?
– В 2001 году был конфликт, когда динамовские фанаты убили нашего молодого парня, просто болеющего за «Зенит». В отличие от ЦСКА и «Спартака», в фанатской среде «Динамо» уважением не пользуется. Да и вообще как можно болеть за «милицию» при таком выборе команд в Москве?
– Так а Шунин причем? Только потому, что там играет?
– Да, только поэтому.
– Это правда, что болельщика «Зенита», который показал банан Роберто Карлосу, лишили абонемента?
– Правда.
– Как долго его искали?
– Найти его было нетяжело. Чем дальше, тем меньше становится стадион. Когда я пришел на него в 96-м, мне казалось: такой большой! А сейчас – такой маленький, все знаешь, как в комнате находишься. Так что проблем найти его не было. И даже без награды в 50 тысяч (смеется).
– Что ему сказали старые болельщики?
– Спросили: «Зачем?» Он сказал, что это была глупость с его стороны. Никакого расизма в мыслях и не было – так, чтобы: «Ты, негр, на тебе банан». Просто его компании захотелось посмеяться – ну такой вот у них юмор. Но умысла у этого поступка никакого не было. Я лично не считаю Роберто Карлоса негром. У нас Кержаков после отпуска намного чернее него (смеется). А кто тогда Бруно Алвеш? Перенегр получается? История с бананом раздута чиновниками и СМИ. Они, в отличие от нас, говорят: «Карлос, ты негр. Банан показали тебе, ты обезьяна». Он сам, может, и не парился бы: банан и банан, фрукт просто. А ему говорят: «Нет, тебя задели. Это тебе, тебе, тебе». А то, что фирменный удар Роберто Карлоса называется «банано-кик», все забыли. Как и историю, когда Роберто назвал игроков парагвайской сборной «грязными индейцами».
– Болельщик, которого лишили абонемента, страдал и раскаивался?
– (улыбается) Конечно, страдал. Он совершенно нормальный парень. Пришел и сказал: «Я не фашист. Я просто показал банан». Они молодые ребята, им по 20 лет. Ну, вот их веселит банан.
Расизм и автоматы
– Три года назад Дик Адвокат сказал: «В составах всех российских команд есть темнокожие игроки, и я бы с радостью с ними работал. Дело в наших фанатах. Если честно, я не понимаю, как можно уделять так много внимания цвету кожи». И добавил, что попробует встретиться с фанатами и уладить этот вопрос. Встретился?
– Нет.
– А если бы встретился и сказал: «Хочу купить Дрогба», – что бы ему ответили?
– «Зачем нам Дрогба? Что тогда делать Лазовичу, другим нашим футболистам?» Я вообще хочу, чтобы у нас больше питерских футболистов играло. Или те, которые стали питерскими – как Анюков.
– Но это же расизм.
– Почему? Нет. Меня в школе учили: негр должен жить в Африке, индеец, если они там еще остались, – в Америке, китаец – в Азии. И ездить друг другу в гости. Санкт-Петербург – город, который создан для того, чтобы сюда приезжали туристы. Я только рад. Но ездить в гости, а не привозить сюда свой «самовар» и жить по своим законам. Я хочу, чтобы у нас были питерские районы на окраинах, а не Багдад, Нигерия или что-то еще.
– Кто-то считает Бруну Алвеша темнокожим, кто-то – нет. Как фанаты «Зенита» встретили новость о том, что он станет игроком вашей команды?
– Встречались, обсуждали, смотрели фотографии. Тем, кто расстраивался, объяснили, что все в порядке: конец лета, парень загорел, к зиме будет бледнее... А если серьезно, у парня абсолютно европейская заточка, никаких проблем с ним ни у кого нет.
– В Самаре в Роберто Карлоса метнули банан.
– Я считаю, это показуха. Но вообще, вся ситуация – человеческая тупость. Наступили на свои же грабли. Но если с «Крыльев» снимут очки, на чемпионате можно ставить крест. Тот же «Анжи» может стать чемпионом, просто накидав себе же бананы с чужих секторов.
– Считается, что основная часть Виража – люди правых взглядов. Так и есть?
– Люди-патриоты – это правые взгляды?
– Правые.
– Если они любят свой город, если хотят, чтобы к нему все так же относились, чтобы приезжали, смотрели и любовались – в этом есть что-то плохое?
– Есть ли у вас на Вираже кавказцы?
– У нас не чисто русский состав на трибуне, если вас это интересует.
– Во время домашних матчей «Зенита» камера регулярно выхватывает темнокожего болельщика, обмотанного сине-бело-голубым шарфом. Вы его знаете?
– Нет. Видимо, его надо таскать на стадион. Чтобы все видели: в Питере нет расизма. У нас нет никакого расизма. Да, были времена, когда у нас была куча скинхедов, но все они ушли со стадиона еще в 90-х. Сейчас все это искусственно нагнетается. Самые главные националисты в стране – это кавказцы. Вот к ним в гости не съездишь, они живут в своем мире и никого не пускают. Но нет, фашисты все равно в Питере. Какие фашисты? У меня прадед погиб на войне. Гитлер – конченое мудило. Если кто-то на стадионе поднимет свастику, я буду одним из первых, кто пойдет бить ему по еб#лу. Мы не фашисты. Мы любим свой город, дорожим его историей и готовы его защищать.
– «Петровский» – безопасный стадион?
– Безопаснее некуда. СМИ создали искусственные стереотипы о болельщиках. Это они говорят, что если придешь, тебе по морде дадут, затравят дымом и газом. У нас народу всегда полный стадион, потому что атмосфера нравится. А тем, кто смотрит по телевизору, страшно. Люди, которые боятся водить на стадион своих детей и жен, должны винить СМИ.
– Сколько у вас золотых выездов?
– Два. Бывает, пропускаю. Зато я посетил все матчи выигранного нами Кубка УЕФА. В этом году пропустил «Терек» и еще один кавказский выезд. Я их не бойкотирую, просто я не получаю удовольствие от них.
– Почему?
– Потому что там показуха. Приезжаешь – тебя возят какие-то люди с автоматами. Не понимаешь, кто это – у них нет ни погонов, ни фуражек. Просто люди с автоматами делают все, чтобы с тобой ничего не случилось. Или мне не нравится, что приезжаешь в Нальчик, тебя выставляют со стадиона, потому что матч закончен, и ты слышишь: стрельба. И тебе милиционеры говорят: «Не парьтесь, это свадьба». А мы видим, как люди проезжают и из обычных машин стреляют из автомата. Милиция – рядом. Если в Питере такое случится – караул. ОМОН, РУБОП поднимут тревогу: «Калашников в городе». А у них говорят, чтобы не парились. Мы живем в одном государстве, у нас одни законы. А потом удивляются, почему в Махачкале в милиционеров стреляют. Я вообще удивляюсь, что они там еще есть.
«Единая Росси» и милиция
– Кажется, только в Петербурге болельщик может быть селебрити. Вас же узнают на улицах?
– Бывает. Иногда подходит незнакомый и говорит: «А помнишь, мы с тобой в Перми были, я в кафе к тебе еще подошел и вопрос задал?» – «Ага, привет».
– На трибунах фанатов «Спартака» в свое время появлялись баннеры с рекламой спонсора, который этот баннер помог сделать. У вас такое бывает?
– Нет. Мы даже освистывали, когда на центральной трибуне как-то появился баннер «Единая Россия». Но учитывая, что это делали люди неопытные, а может им вообще из Москвы этот баннер привезли, он у них не влез на сектор. В итоге надпись даже не развернулась – только медведь и был виден.
– В Петербурге только одна футбольная команда. Это ведь плохо?
– Абсолютно нет. Я футбол воспринимаю как праздник. Когда в городе одна команда, есть все возможности перевести это в классную атмосферу – никаких врагов в городе, никаких конкурентов. Около 90% жителей болеют или симпатизируют «Зениту». С таксистом можешь заговорить о «Зените» и не сомневаться, что он за него. Или меня как-то в милицию с другом за драку забрали. Когда я попросил: ну дайте хоть воды попить. Он повел меня куда-то, я думаю: «Пытать, что ли, будет?» А он завел в комнату, заклеенную плакатами «Зенита». «Да я тебя знаю, – говорит мне. – Я же тоже на футбол хожу». Посидел, поболтал, нас отпустили. Друг и не понял, как так вышло.
Или берут они тех, кто граффити рисуют. «Чего берете? Мы же за «Зенит» рисуем, мы же не пишем слово «х##». Люди проходят и радуются, если это хорошо сделано». И милиция понимает: «Ладно, идите».
– Вам 31 год. Сколько вы собираетесь активно болеть? Кем вы видите себя на пенсии?
– Как в фильме «Фабрика футбола»: два дедка, два кореша сидят на балконе, обсуждают свою молодость и хотят снова ощутить пережитые на футболе эмоции... Если Бог даст силы, буду ходить на стадион. Не даст – надеюсь, будут возить. Ну а если и это не будет – буду (показывает в небо) оттуда наблюдать.
Фанаты. «Спартак-Нальчик». «Те, кто приезжают к нам с уважением, всегда хотят вернуться»
Фанаты. ЦСКА. «Эмблему целуют на эмоциях. А Онопко вроде как заставили»
Фанаты. «Спартак». «Нас много. Кто-то любит белое, кто-то – черное»
Фанаты. «Сибирь». «Один-два дня поголодать для организма полезно»
Фанаты. «Амкар». «Зато Марию Малых знает вся страна»
Фанаты. «Рубин». «Бороться надо с преступниками, а не с фанатами»
Фанаты. «Локомотив». «То, что на стадион ходит много девушек, нас не раздражает»
Что правда - то правда.
Спасибо Макасу за интересное интервью. Непонятно только почему Юрий не спросил про «интересные» отношения верхушки Виража с руководством клуба, ну да ладно.
В Питере действительно в школе этому учат?
Красавец ваще. «зажег фаер - ну весело ему просто» ,»банан дал -весело ему» ... Город культурных весельчаков просто...
Нет.
L: Жену игрока, например, ты будешь оскорблять?
Надо оскорблять, потому что это его заденет. Почему нет? Его ребёнка можно оскорблять, маму, папу, просто чтобы его всё это задело. Непонятно, почему мы про Перхуна ещё ничего коням не поём. Вообще была бы жесть. Но видите, у нас народ не готов к этому, потому мы и не поём…
http://www.landscrona.ru/articles/index.php?id=60
– Но это же расизм.
– Почему? Нет. Меня в школе учили: негр должен жить в Африке, индеец, если они там еще остались, – в Америке, китаец – в Азии.
логикой брызжет
А если поменять Бухарова на Дрогбу? Или Хусти на Малуда? Файзулина на Рамиреса? У-у-у-у у Малуды заточка ваще наглухо Европейская.
А с кавказцами проблема ровно в том, что многие из них ведут себя неадекватно, по-хамски. Ну вот много среди них невоспитанных, агрессивных людей. Дело не в форме носа, а в самом поведении. Очень много в нашем городе Санкт-Петербурге прекрасных людей, приехавших с кавказа. Мне в основном доктора попадались оттуда:))
Но «Макасин» наверняка откажется. Потому что его «в школе учили: негр должен жить в Африке, индеец, если они там еще остались, – в Америке, китаец – в Азии. И ездить друг другу в гости. Санкт-Петербург – город, который создан для того, чтобы сюда приезжали туристы». Соответственно Румянцев должен жить в Санкт-Петербурге до морковкиного заговения. Жаль только, что его некоторые старшие товарищи-земляки не знакомы с этим принципом.
И действительно интересно, в какой школе европейско развитого города Санкт-Петербурга учат таким современным законам развития общества. Только в одной такое продвинутое обучение или во всех?
по твоему после этого мы должны любить и уважать кауказ? и принимать, как долгожданных гостей всех горцев? да не сдались никому они тут, доброго пути к себе в аул.