11 мин.

Оливер Кан: «Время альфасамцов в футболе ушло»

Революция, гольф

Оливер Кан, печальный и грязный, бредет по зеленой траве ревущего мюнхенского стадиона и вскидывает руки вверх. Набросив на плечи красно-белый флаг, он смахивает пот с лица, а затем хрипит в сторону трибун: «Спасибо! Спасибо за этот великий вечер». Фигура Кана тонет в тысячах фотовспышек. Болельщики плачут, кричат и размахивают прощальными баннерами. Наклонив голову, Кан поднимается в опустевшую раздевалку, отхлебывает апельсиновый сок и сбрасывает бутсы с ног. Камера выключается, а трибуны продолжают скандировать: «До свиданья, Оливер Кан». Второго сентября 2008 года немец попрощался с футболом.

― Как изменилась ваша жизнь с тех пор?

― Произошло столько всего, что очень сложно разложить все по полочкам. Но самое главное ― неизменным осталось лишь то, что у меня по-прежнему практически не бывает свободного времени. Мое утро всегда начинается одинаково: я просыпаюсь, и вспоминаю, что на сегодня у меня запланировано столько-то деловых встреч, столько-то интервью. Затем я должен вернуться домой и приступить к подготовке занятий по курсу MBA (Master of Business Administration ― прим. Sports.ru). После этого наступает время различных бизнес-проектов, которыми я занимаюсь. И так чуть ли не каждый день.

― А как же зарядка?

― Спортом я тоже занимаюсь регулярно: фитнесс, бег, ну и, конечно, гольф. Хотя с моим графиком найти время для всего этого не очень легко. В тот же гольф, например, во времена футбольной карьеры я играл гораздо чаще.

― Уже несколько лет вы работаете на телевидении. Вам комфортно в роли телеведущего?

― На канале ZDF я действительно работаю в свое удовольствие. Что входит в мои обязанности? Я занимаюсь тем, что анализирую и разбираю матчи сборной Германии. Это довольно тяжелое занятие ― анализировать футбол, потому что ты должен разложить игру на сотни мельчайших деталей, объяснить зрителю, почему произошло так, а никак иначе. Но я, собственно, никогда и не боялся сложностей.

― Многие футболисты, завершив карьеру, с головой окунаются в бизнес. Есть ли бизнес у вас?

― Три года назад мы запустили реалити-шоу, призванное помочь молодым и талантливым игрокам пробиться в большой футбол. Проект стартовал в Китае, затем появился и на немецком телевидении. Я не знаю, есть ли что-то подобное в России: у вас ведь тоже ищут музыкантов или моделей, верно? Вот и наш проект проходит в том же формате. Разница одна ― мы ищем футболистов. Кстати, программа набирает опыт, и мы надеемся выйти на международный уровень. Я уверен, что, например, в России полным полно талантливой молодежи.

― О каких еще бизнес-проектах вы упоминали выше?

― Ах да, совсем скоро мы планируем запустить интернет-портал, который будет охватывать такие вещи, как спорт, мода, музыка, литература, политика, финансы и так далее. Пожалуй, это можно сравнить с форумом, но все-таки это не совсем так. Этот проект станет следующим шагом на пути всеобщей социализации, следующей вехой развития интернета после Google, Facebook или Twitter. Контент будет идти не из прессы, как было принято раньше, а от людей. Пользователи со всего мира смогут обсуждать вещи, которые им интересны, вносить свои предложения. Я думаю, что это станет настоящей революцией в интернете, потому что самой стоящей, самой значимой единицей будет мнение обычных людей. Мне все это безумно интересно, ведь, по сути, мы попытаемся создать медиа-проект будущего.

― Интернет-проект, реалити-шоу, работа на телевидение, учеба…

― Видите, я совсем не врал насчет нехватки времени на гольф.

Паоло Коэльо, Тайгер Вудс

Оливер Кан, довольный и сытый, сидит за столом московского ресторана и сверкает улыбкой. Спустя несколько лет после прескверного выезда в Санкт-Петербург, Оли вернулся в Россию накануне главного футбольного матча сезона и теперь коротает день в окружении стрекочущих фотокамер. Пока посетители косятся в сторону светловолосого немца, Кан опрокидывает очередной бокал с минералкой и кивает ― можно продолжать.

― В прошлом году вышла ваша третья книга, «Ты справишься! Как достигнуть того, чего хочешь». Расскажите о ней.

― В 2009 году я участвовал в проекте, посвященном немецким школьникам, в рамках которого очень много общался с подростками. В сущности, эта книга написана как раз для них, и помогает понять, как ставить в жизни верные цели, где искать мотивацию и как, в конце концов, достигнуть успеха. Как пережить поражение, где найти силы двигаться дальше ― все эти вопросы всегда волновали и всегда будут волновать молодое поколение, поэтому я постарался поделиться всем своим опытом.

― В чем, по-вашему, заключается главная проблема сегодняшней молодежи?

― Несомненно, в недостатке мотивации. Когда я был в их возрасте, у меня был только один выбор ― футбол или теннис. А сегодня у детей и так есть все, что им нужно ― футбол, интернет, различные секции, кружки и еще тысяча вещей. Но они все равно не знают, что делать! Не знаю, как обстоят дела, например, в России, но наверняка все не так уж сильно отличается от Германии. И это гигантская проблема.

― Вы пишите самостоятельно или в сотрудничестве с журналистом?

― Мою предыдущую книгу ― автобиографию ― я писал один. Ту, о которой мы сейчас говорили, ― в сотрудничестве с журналистом.

― Какую литературу предпочитаете вы сами?

― Я очень люблю Паоло Коэльо. Мы встречались с ним в Париже, и этот человек произвел на меня большое впечатление. Кроме того, сильно интересуюсь философией, поэтому читаю соответствующие книги.

― Когда последний раз вы просыпались и не знали чем себя занять?

― Первое время после завершения карьеры я открывал глаза и не понимал, что мне нужно делать. Но это было прекрасно ощущение ― я мог лежать на кровати ровно столько, сколько захочу (смеется). На самом деле, мне кажется, что это неверно ― с головой окунаться в дела сразу после окончания такого продолжительного периода в жизни. Всем людям нужна передышка, и первые дни я просто наслаждался бездельем. Спустя полгода после моего ухода, у меня на руках лежало предложение от «Шальке», но я отказался, и это было верное решение. Нельзя возвращаться в работу так быстро. Пройдет год, два, и время придет. Мое время уже пришло, и сейчас у меня куча различных проектов.

― И поэтому в декабре-2010 вы отказали «Кельну», приглашавшему вас на должность спортивного директора?

― Да. Посмотрим, что будет через три-четыре года, но сейчас я вполне доволен своей работой. Когда я осуществлю все свои задумки, тогда и буду думать о том, что делать дальше. В конце концов, я все равно соприкасаюсь в футболом ― например, работая на телевидении.

― С Оливером Каном мечтает познакомиться половина планеты. Есть ли такой человек ― не обязательно из мира спорта ― с кем хочет повстречаться сам Оливер Кан?

― Очень простой вопрос. Этот человек ― Тайгер Вудс. Правда, однажды мы с ним уже встречались, но так и не сумели как следует поговорить.

Ах, да. Петербург

Оливер Кан, униженный и побежденный, медленно поднимается с колен и вытаскивает из ворот четвертый мяч за последние 90 минут. «Петровский» ликует. Шустрая команда Дика Адвоката превращает последнюю европейскую игру мюнхенского капитана в шапито и даже не собирается извиняться. Раздавленная «Бавария» покидает поле. Кан даже не кричит.

― Ваш последний визит в Россию в 2008 году ― наверняка не самый приятный для вас выезд. Вам приятно возвращаться в эту страну?

― 2008 год? Хм…

― Петербург.

― Ах, да. Петербург. На самом деле мне очень нравится приезжать в вашу страну. Я столько раз играл в России ― и с «Торпедо», и с «Локомотивом», и с «Зенитом» ― так что уже привык находиться здесь, и счастлив, что регулярно бываю в Москве. Между прочим, я уже неплохо ориентируюсь в этом городе.

― Будучи футболистом, вы исколесили весь мир. В каких еще планетных точках вам нравится проводить свободное время?

― Последние двадцать лет я провожу отпуск в Сардинии. По мне, это одно из лучших мест на земле. Там, кстати, очень много русских.

― Летом-2010 в Россию переехал Кевин Кураньи, зимой-2011 ― Роберто Карлос. Совсем скоро здесь ждут Дженнаро Гаттузо. Вам еще не приходило письмо с приглашением в Россию?

― Нет, но если и придет, мое тело будет очень сопротивляться.

― Тем же летом, что в Россию привезли Кураньи, вся планета восхищалась игрой сборной Германии, а вы заявили, что нынешняя команда лучше той, что в 2002 дошла до финала Чемпионата мира. Совсем недавно в интервью Bild вы выразились куда более резко: «Не стоит впадать в иллюзии относительно национальной сборной». Что вы имели в виду?

― Вы не совсем правильно меня поняли. Я говорил о том, что не стоит слишком много мечтать. Сегодняшняя сборная Германии действительно намного лучше той, что была у нас в 2002 году, и они способны стать как чемпионами Европы, так и чемпионами мира. Но необходимо продолжать работать и развиваться. Именно это я и имел в виду.

― Есть мнение, что отсутствие в сборной таких альфасамцов, каким были вы или Баллак, может стать проблемой для нынешней Германии.

― У меня встречный вопрос: а нужен ли сегодняшней команде подобный лидер? Посмотрите на сборную Испанию. Кто ее лидер?

― Пуйоль, например. Или Хави.

― А в сборной Германии у нас есть… Хм...

― Швайнштайгер?

― Пожалуй. На самом деле, возможно, вы и правы. Я не знаю. С одной стороны, Германия имеет Швайни и Лама ― они лидеры, хоть и не такие громкие и суровые, как я или Михаэль. Они довольно тихие, но тем не менее ведут команду за собой. Хотя после нашего разговора я уже сомневаюсь, кто прав ― вы или я.

― Может быть, просто ушло время таких вожаков, как вы?

― Наверное, ушло. Может быть, такие люди действительно больше не нужны командам. В конце концов, сегодняшняя сборная Германия с молчаливыми, но классными мастерами обладает огромным потенциалом.

― Еще одна немецкая команда, готовая завоевать планету, ― прекрасная «Боруссия»-2010/11, подарившая чемпионату Германии не одну тысячу новых поклонников. Любить бундеслигу можно по множеству причин: отличные стадионы, россыпь талантливых юношей, разбросанных по всей стране, богатая история и многое-многое другое. Но немецкая лига продолжает прятаться за широкими спинами трех топ-чемпионатов. Почему?

― Уже несколько лет все внимание приковано к английской «большой четверке», «Реалу» и «Барсе» и итальянским грандам. Недавно в эту компанию вошел «Манчестер Сити». Немецким командам на этом фоне банально не хватает средств. Но посмотрите на названные мной клубы ― все они имеют многомиллионные долги, в то время как Германия продолжает придерживаться финансового fair play. Когда все остальные страны примут правила игры, ситуация обязательно поменяется.

Финал

― Мы встретились с вами накануне главного матча сезона. Расскажите, почему вы будете смотреть финал Лиги Чемпионов в Москве, а не на «Уэмбли»?

― Компания Heineken пригласила меня сюда, чтобы я посмотрел финал с вашими болельщиками. Мне кажется, это будет интересно: наблюдать за такой игрой с людьми, которые любят футбол, да еще и на большом экране, под открытом небом, с видами на ночную Москву. В конце концов, сколько матчей я уже посмотрел на стадионе. Пора было как-то разнообразить.

― За кого будет переживать Оливер Кан?

― Нет-нет, я абсолютно нейтрален. Кто будет играть лучше, тот и победит. Но, конечно, стоит сделать комплимент «Барселоне» ― перевес явно на их стороне, а настолько красивую игру не показывала еще ни одна команда в мире.

― Тем не менее, предыдущий финал, разыгранный этими клубами, вышел довольно унылым.

― Я не совсем с этим согласен. Да, игра была закрытой, но такой была установка тренеров, и в этом нет ничего удивительного: финал Лиги чемпионов ― самая важная игра для любого клуба, любого тренера и любого игрока. Так что здесь не до веселья.

P.S. Три мяча финала Лиги чемпионов, на которых Оливер Кан оставил автографы, будут разыграны на «Трибуне» Sports.ru. Следите за обновлениями.

Фото: Sports.ru/Регина Ханова.

Sports.ru выражает благодарность кафе «Пушкинъ» за помощь в организации съемки.