Всегда крайний
Афроамериканский баскетболист и NBA. Русский хоккеист и NHL. Бразильский футболист и UEFA. Путь спортсмена к заветной аббревиатуре, доказывающий, что он не зря выбрал именно эту профессию. Неудачные примеры были перед глазами у юного Даниэла Алвеса: его отец не прошел этот путь, его старший брат не прошел этот путь, да и отмечавший 19-летие в северовосточном региональном чемпионате Бразилии Дани, казалось, идет проторенной тропинкой футболиста, которому никогда не приблизиться к когорте лучших футболистов мира.
Приглашение на полсезона в аренду в «Севилью» тогда – это совсем не то, что сейчас. Зимой 2002 года андалусский клуб только начинал свое постепенное восхождение из самых низов. Человека, подарившего «Севилье» возвращение в примеру, а бразильскому латералю – надежду на светлое будущее, зовут Хоакин Капаррос. В наши дни во встречах «Барселоны» и «Атлетика» перед стартовым свистком телевизионщики всякий раз запечатлевают их трогательную встречу – учителя и ученика, Капарроса и Алвеса.
Еврокарьеру Даниэл начал на месте правого вингера, поскольку на его нынешней позиции уже играл раскрученный и любимый торсидой Серхио Рамос. Девяти выходов на поле хватило Капарросу, чтобы увидеть в бразильце потенциал, и на стол президента Хосе Марии дель Нидо легла письменная просьба подписать игрока на постоянной основе. Когда летом Алвес в составе юношеской сборной Бразилии выиграл чемпионат мира и попал в тройку лучших его игроков, президент «Севильи» дал себя уговорить и раскошелился на миллион евро. Пройдет всего четыре сезона, и Дель Нидо не захочет отпускать его и за тридцать.
Игроком основного состава Дани стал сразу же, но до настоящего успеха еще было далеко. Он играл на правом фланге атаки, привыкал к Испании и потихоньку завоевывал любовь болельщиков. Неуступчивый и дерзкий на поле, большой шутник и весельчак за его пределами – выигрышное сочетание. Он фолил сам и вынуждал фолить на себе, не пропускал местных фестивалей и распевал песни бок о бок с болельщиками. Как-то раз на официальное городское мероприятие он пришел в устаревшем костюме севильского матадора. «Клоун», – отозвался о таком поведении президент «Бетиса» Мануэль Руис де Лопера. В севильском дерби клоунов из обороны «Бетиса» сделал Дани Алвес.
Вместе с игроком развивался и клуб. Когда «Севилье» стало тесно в рамках тренерского мышления Капарроса, на смену ему был приглашен предпочитающий более атакующую формацию Хуанде Рамос. Занимавший позицию правого латераля Серхио Рамос за большие деньги отправился в мадридский «Реал», и замену ушедшему защитнику долго искать не пришлось. Газета AS писала об Алвесе: «Полузащитник-плеймейкер с душой вингера, играющий на правом краю обороны». Театр одного актера во время рейдов со своей половины поля, дальних ударов, симуляций и празднований забитых мячей.
В таком статусе он стал обладателем Кубка УЕФА-2005/06 – первого большого трофея «Севильи» за 44 года. Вместе с Кубком он получил испанский паспорт, символически выкрасив волосы в красно-желтые цвета. Пресса поняла это как намек тренеру национальной сборной Испании Луису Арагонесу: мол, парень готов сменить Серхио Рамоса еще в одной команде. Дани отшучивался: он хотел покрасить голову в красно-белые цвета «Севильи», но просто не угадал с краской. Вместо Арагонеса повышенный интерес к персоне бразильца начали проявлять клубы из английской премьер-лиги, особенно «Ливерпуль». Особенно в свете финала Кубка УЕФА с «Миддлсбро».
«Я фанат футбола. Когда я не играю в него, то сижу дома и смотрю игры по телевизору. Смотрю столько, сколько могу себе позволить, и за английской премьер-лигой тоже слежу. Английский футбол очень тяжелый, контактный, агрессивный, и мне это нравится. Я бы хотел поиграть в Англии. Но я бы не хотел сейчас думать о будущем. Когда придет время, президент сделает это за меня», – это из интервью бразильца перед тем самым финалом с «Миддлсбро».
Но «Ливерпуль» походил вокруг да около и отступил. Алвес не сильно расстраивался, «Севилья» была на ходу, и впереди был великолепный сезон, начавшийся с публичного унижения «Барселоны» в Суперкубке Европы, а закончившийся второй кряду победой в Кубке УЕФА и Кубке Испании. Даниэл фигурировал во всевозможных символических сборных, но самое главное, начал карьеру в сборной Бразилии и в конце сезона взял с ней первый титул – Копа Америка. Теперь не было сомнений: отец не смог, старший брат не смог, а у младшенького, с оттопыренными ушами, получилось.
Наступило то самое будущее, о котором должен был подумать президент «Севильи». 15 августа 2007-го британские издания выходили с заголовком: «Сегодня Даниэл Алвес станет игроком «Челси». У них был повод для таких заявлений: стало известно, что бразилец даже согласовал с лондонским клубом условия личного контракта. К переговорам был подключен генеральный директор Хосе Мария Крус, который, как правило, вступал в дело на заключительном этапе сделки. На матчи квалификации Лиги чемпионов с греческим АЕКом Хуанде Рамос оставил Дани вне заявки, чтобы не лишать «Челси» возможности заиграть его в еврокубках. «Я не могу приковать кого-то наручниками и заставить играть. Дани сказал, что он сейчас не в том расположении духа, чтобы играть», – сказал перед той игрой тренер «Севильи».
Два предложения от «Челси» – 30 млн евро и чуть больше – были отвергнуты президентом «Севильи». Тридцатикратной выручки оказалось слишком мало. Роман Абрамович пожал плечами и приобрел Жулиано Беллетти. Трансферное окно захлопнулось, и Даниэл Алвес, мыслями давно витавший в Лондоне, оказался в глупой и безвыходной ситуации. В себя он приходил половину сезона, и даже капитанская повязка, доверенная ему в связи с серьезной травмой основного капитана Хави Наварро, не могла его приободрить. С Хосе Мария дель Нидо они разговаривали только через спортивные СМИ. Смерть одноклубника Антонио Пуэрты, предательский переезд Хуанде Рамоса в «Тоттенхэм» – все это сказалось на игре «Севильи» и ее лидера. Дани больше не хотел быть лидером этого клуба, но все равно не смог сдержать слез на последней пресс-конференции в качестве игрока «Севильи».
Когда «Барселону» шести кубков разбирают персонально, то называют Лионеля Месси, Хави, Андреаса Иньесту, Самуэля Это’о. Но они все были в команде и за сезон, и за два до этого, но не добились ничего. Приобретение Дани Алвеса стало одним из ключевых моментов становления той великой «Барсы». Его постоянные подключения по флангу позволили аргентинцу играть, по сути, свободного художника, а голевые передачи легли в основу той сотни голов, что забила команда в примере. За этот трансфер «Севилья» в лице дель Нидо получила чистыми 28 млн евро. На следующий год еще 6 млн – в качестве «бонуса» за сыгранные матчи, забитые голы и отданные передачи. Песни с фанатами, танцы и умопомрачительные костюмы ушли забесплатно.
А зовут в команду Примеры и выигрывает молодёжный ЧМ, попадая при этом в тройку лучших игроков.
Мне кажется, или кто-то мелодраматизьму подпустил?