Юрий Красножан: «Хотел бы попасть в Англию»
– «Спартак» из Нальчика – лидер чемпионата России. В команде уже шутят по поводу грядущего чемпионства?
– После матча с «Сибирью» в большей степени друзья слали смс, звонили: «Мы на первом месте!» С одной стороны, не хочешь их разочаровывать, с другой – если бы такого результата не было, было бы совсем другое дело. В любом случае, делать серьезные выводы о старте рано.
– Кто, если не нальчикский «Спартак», станет чемпионом в этом году?
– Да подождите вы! Чего вы так вопросы ставите? Мне тяжело ответить на этот вопрос. Претендентов достаточно много, и не все они стабильны в начале чемпионата. Бороться за золото будут клуба четыре-пять.
– Одно из открытий первых матчей – Владимир Дядюн, забивший два гола «Сибири». Откуда он у вас взялся?
– Открытием я бы называть его не спешил. Чтобы говорить об открытиях, должно пройти больше, чем три тура. Два года назад мы играли на Кубок в Нальчике против «Рубина». Этот парень играл за казанцев нападающего. Потом он оказался в «Ростове», потом в Томске, но там у него не получилось – травмы мешали. Но та агрессивность и объем работы, которые он демонстрировал, склонили чашу весов при выборе в его пользу.
– Где вы нашли Отто Фредрикссона? Финский вратарь, приезжающий на Кавказ, – очень колоритная персона.
– Была информация от агентов, спортивный директор прорабатывал. Когда получилось парня пригласить на сбор в Турцию, к нему присматривался тренер по работе с вратарями Сергей Кращенко. В итоге увидели, что он сильнее всех тех вратарей, которые к нам приезжали, и предложили ему контракт. Заключения с ним контракта тоже стало для нас определенной школой. Когда речь коснулась штрафов, он сказал: «Это меня уже не касается. Пишите, что хотите. Я профессионал».
– В этом году очередная порция игроков ушла из Нальчика на повышение. С кем расставаться было тяжелее всего?
– Тяжело расставаться с каждым – я бы хотел, чтобы они остались. Если брать не футбольные качества, но человеческие, есть люди, которые могли влиять на атмосферу в коллективе. Это и Олег Самсонов, и Шамиль Асильдаров, и Антонио Феррейра. Вот их будет не хватать.
– Не все были уверены, что вы останетесь в Нальчике и на этот сезон. Почему вы решили продлить контракт?
– Не надо думать, что такая красна девица сидит, ломается: туда позвали, сюда позвали. Такого нет. В Нальчике есть определенный подвижки. Кроме того, хочется поблагодарить людей, которые тебе помогли в этой сфере реализовываться. Есть отношения руководителей, людей, которые окружают. Это и сыграло свою роль.
– Но вас же звали в другие клубы?
– Конкретное предложение было одно. Остальное – так, на уровне «Хотел бы – не хотел бы?», «Мог бы – не мог бы?» Однако с теми людьми, которые делали предложение, остались хорошие отношения – может быть, даже более близкие, чем были.
– Вы говорили, что вам в работе важнее всего интерес. Оставаться в «Спартаке» есть интерес?
– Да, интерес есть. Просто прошлый год, когда мы какое-то время шли в конце, немного напугал нас. Мы работали больше в плане инфраструктуры. В этом году принимаются решения по реализации программы до 2014 года. Эта программа двигается, работает. Хочется создать систему, которая позволяла бы нам воспитывать высококвалифицированных футболистов. Еще поднимаем вопрос о строительстве нового стадиона. Еще планируем строить базу – нам выделили шикарное место, 7 гектаров в черте города, в городском парке. Сделать так, чтобы эта система работала, – это и есть интерес.
– До 2014 года у «Спартака» есть глобальная спортивная задача? Чемпионство? Медали? Еврокубки?
– Главное, чтобы работала система. Но есть еще и личные цели. Естественно, ты хочешь выиграть чемпионат России. Естественно, ты хочешь выиграть Лигу чемпионов. Но ставить этому какой-то конкретный срок – допустим, 2014-й год, – это, конечно, мечты.
– Тем, как ловко вам удается лепить команду из неизвестных футболистов, не перестают удивляться. Вы чувствуете по этому поводу симпатии со стороны тех, кто за Нальчик не болеет?
– Вы правильно подметили: симпатия есть. Но я бы хотел, чтобы она была не из-за соотношения «бюджет – не бюджет». Хотя пока, может быть, это и так. Примеры? В курорте Нальчик останавливается много людей из разных регионов России. Многие из них оказываются болельщиками нальчикского «Спартака». Они то на пресс-конференцию придут после игры, то еще где-нибудь пообщаемся. Вот после последнего домашнего матча с «Аланией» пять-шесть мужчин, приехавшие к нам из Ханты-Мансийска, дождались меня после матча, мы пофотографировались, поговорили.
– Евгений Гинер рассказал, как ему болельщики подарили пулемет. Самый необычный подарок, который подарили вам?
– Подарками не заваливают. Но в позапрошлом году представители фанатской трибуны – «Седьмой регион» – вручили кубочек. С гравировочкой. Небольшой, но очень мне дорогой.
- 2010-й год богат на турниры. Вы планируете для себя какие-то футбольные поездки?
– Планирую. Но это будет уже по окончании сезона. Я бы хотел попасть в Англию. Пока стажировок у меня было не так много – в «Интере» и «Милане». Есть топовые клубы, и ясно, что мы к ним сейчас не относимся. Понятно, что в топ-клубе очень серьезное отношение на всех участках работы. Именно это, а не тактическая или физическая работа, была интересна мне в Милане в первую очередь. Вот сейчас интересна работа Арсена Венгера. Поэтому и планирую поехать в Англию.
– Почему Венгер? Почему не Фергюссон? Почему не Анчелотти?
– Нет, и тот, и другой тренеры интересны. Просто Венгер на данный момент с молодыми футболистами показывает достаточно зрелищную игру. Для начала необходима эта философия. А уже потом ты понимаешь, что там работает большая скаутская сеть по всему миру. Да, «Арсенал» давненько ничего не выигрывал. С другой стороны, он постоянно вверху, он постоянно интересен. И играет в нескучный футбол. Наверное, раньше у нас было не до зрелищности. Надо было давать результат – через закрытый футбол, через какие-то схемы. Но со временем приходит осознание: результат все равно должен достигаться красиво.