Как «Арсенал» захватил Лондон
БИТВА ЗА ЛОНДОН
Футбольная столица мира: Лондон. Здесь множество клубов Премьер-лиги, и конкуренция высочайшего уровня. Тот, кто владеет Лондоном, скорее всего, является одной из лучших команд мира, так как резюме команд из этой точки мира привлекает лучших игроков и множество средств. Перевод познавательного видео-материала об английском футболе, и о том, как "Арсенал" вернул себе Лондон.
Учитывая конкуренцию и оглядываясь на последние 20 лет, совсем недавно, мир стал свидетелем замечательной истории возвращения. Долгое время Лондон принадлежал "Арсеналу", но в последние годы все выглядело совсем иначе. Лондон был синим, а Арсенал - выполнял роль поставщика мемов.
Это также было отражено в бухгалтерских балансах. За последние 5 лет "Тоттенхэм" и "Челси" заработали больше, чем "Арсенал". Пандемия усугубила ситуацию, и "Арсенал" опустился на четвертое место. До 2023 года. "Арсенал" собирается вернуться на футбольный трон Лондона. Благодаря дальновидной стратегии и деловому ходу, который изменил весь клуб.
СПОРНАЯ СТРАТЕГИЯ
Чтобы понять футбольный клуб (да и в целом - любую социальную общность), нужно посмотреть на людей, которые ими управляют - начиная с владельца. Особенно это касается "Арсенала".
"Sports Illustrated" назвал его "Самым могущественным человеком в спорте". Стэн Кронке владеет второй по величине спортивной империей в мире, в которую входят команды четырех основных спортивных лиг США и "Арсеналом". Как единственная неамериканская команда, "Арсенал" выделяется в этом составе. Так зачем он инвестировал в него?
Все началось с деловой поездки в Гонконг. В то время Кронке уже руководил командой из "MLS" и искал клуб-партнер, чтобы получить футбольные знания и связи. Он увидел, что все газеты Гонконга пишут только о Премьер-лиге. Так он уехал в Англию. В футбольную столицу. В глазах Кронке она также была финансовой столицей мира - до Brexit...
"Арсенал" и "Челси" стали двумя фаворитами, но встреча с "аристократами" была отменена в последнюю минуту. У "Арсенала" было одно преимущество, которое определил Кронке: недавно построенный стадион "Эмирейтс".
Помимо спортивных команд, Кронке инвестирует в недвижимость, иногда совмещая и то, и другое. Ему нравится владеть площадками, где играют его команды. Первоначальные инвестиции Кронке в "Арсенал" были сделаны в 2007 году. Затем, он, шаг за шагом, накапливал запасы, пока, наконец, в 2018 году, не стал владельцем практически 100% доли, оценив клуб более чем в два (2,33) миллиарда долларов. Но денег клуб не принес - как не принес значимых спортивных успехов. С момента первой инвестиции Кронке, "Арсенал" выиграл четыре титула. "Челси" также выиграл четыре Кубка Англии, но "синие" выиграли три титула Премьер-лиги и дважды Лигу чемпионов.
Неудивительно, что большинство болельщиков "Арсенала" хотят, чтобы он покинул клуб, и это, вероятно, преуменьшение. Опрос 2022 года показал, что только каждый третий болельщик "Арсенала" доверяет работе Кронке. Это негативный показатель, особенно относительно Мэтью Бенхэма и Романа Абрамовича.
В то время как Брентфорд следует подходу "Moneyball", а "Челси" доверяет деньгам из России, а теперь и деньгам из США, стратегия "Арсенала" несколько иная — и это то, что болельщикам не нравится в Кронке. Он очень заботится об устойчивости - финансовой самоокупаемости, если быть более точным.
Проще говоря, клуб пытается рассчитывать только на собственные ресурсы, не получая помощи извне. Цель такого подхода — сделать клуб более стабильным и финансово безопасным в долгосрочной перспективе. На практике это означает, что долгое время Кронке не вкладывал в клуб лишних денег. Он не страстный тип собственника, а скорее рациональный бизнесмен.
Например, фанаты были в ярости, когда он перевез "Рэмс", из Сент-Луиса в Лос-Анджелес, но Кронке было все равно. Некоторые говорят, что у него "кожа носорога", когда дело доходит до критики. В итоге, для Кронке эта сделка окупилась. Стоимость "Рэмс" удвоилась за первый год их пребывания в Лос-Анджелесе.
Самодостаточность "Арсенала" звучит как разумный и ответственный способ управления клубом — да и практически любым другим предприятием. Все это звучит прекрасно ровно до одного момента - непопадания в Лигу чемпионов. Добавьте к этому глобальную пандемию и структуру доходов, которая сильно зависит от доходов от матчей, и подход к самообеспечению приведет к проблемам.
БИЗНЕС-ХОД, ИЗМЕНИВШИЙ "АРСЕНАЛ"
Такие клубы, как "Челси" или "Манчестер Сити", изменили правила игры. Они могут позволить себе предлагать игрокам более высокую зарплату и поэтому привлекают крупных звезд. Без внешних инвестиций "Арсенал" рисковал попасть в порочный круг и потерять конкурентоспособность.
Отсутствие квалификации на европейские соревнования привело к неуклонному снижению доходов "Арсенала". Рост цен на билеты помог отчетности, но не помог завоевать сердца болельщиков. При этом Роман Абрамович вложил в "Челси" кучу денег и даже не потребовал вернуть их, когда был вынужден продать клуб. Тодд Боэли вышел на совершенно новый уровень в разбрасывании денег … Это все еще немыслимо в "Арсенале".
Но что-то изменилось за последние годы …
Для этого стоит взглянуть на динамику прибыли и убытков. Шестнандцать лет подряд "Арсенал" фиксировал прибыль, но начиная с 2019 года клуб стал отмечать ежегодные убытки.
Клуб и Кронке могли легко избежать дефицита, не приобретая новых игроков. Трансфер Николя Пепе с рекордной суммой в 80 миллионов евро подал другой сигнал: времена самодостаточности прошли или, по крайней мере, отложены. С тех пор "Арсенал" потратил почти столько же денег, сколько "Манчестер Сити". Что еще более показательно, так это то, что Кронке впервые вложил в клуб дополнительные деньги. Инвестиции стали частью долгосрочного плана по реструктуризации долга "Арсенала" за стадион - этот шаг оказался мастерским ходом.
Итак, что именно сделал Кронке? Далее, погрузимся в цифры и процентные ставки.
Для строительства нового стадиона "Эмирейтс" клуб, в 2006 году, взял в долг денежные средства на сумму 260 миллионов фунтов стерлингов. Процентная ставка по этому кредиту составляла от 5 до 6 процентов. Солидная ставка на то время, но ничто по сравнению с тем, что было возможно в последующие годы после того, как мир столкнулся с финансовым крахом.
В 2020 году еще предстояло вернуть 144 миллиона, но Кронке решил выплатить всю сумму сразу. Так что теперь "Арсенал" должен вместо этого самому Кронке, но с гораздо более выгодными процентными ставками. Клубу действительно пришлось заплатить комиссию в размере 32 миллионов фунтов стерлингов за единовременное погашение всех кредитов, но в долгосрочной перспективе они окупятся. Вместо 11 миллионов фунтов стерлингов им нужно платить только 5 миллионов фунтов стерлингов в год в виде процентных платежей. Для сравнения, "Манчестер Юнайтед" должен тратить 20 миллионов каждый год, у "Арсенала" ситуация лучше.
Этот шаг высвободил 36 миллионов фунтов стерлингов, которые "Арсенал" должен был удержать на резервном счете и не имел права использовать для своей команды. Добавить к этому еще около 40 миллионов фунтов, которые Кронке предоставил "Арсеналу" за последние два года, и можно понять, почему этот процесс реструктуризации принес "канонирам" новую финансовую свободу.
Представители клуба заявили, что инвестиции в команду "были бы невозможны без поддержки и приверженности владельца". Примеры инвестиций клуба с тех пор значительны: Зинченко, Габриэль Жезус, Бен Уайт, Мартин Эдегор и Томас Парти.
Таким образом, реструктуризация кредитов привела к созданию ядра новой команды.
ТЕКУЩАЯ СТРАТЕГИЯ "АРСЕНАЛА"
Итак, действительно ли Кронке изменил свою стратегию? Здесь есть несколько аспектов. "Арсенал" начал перерасходовать доходы, отказываясь от самоокупаемой стратегии. С 2019 года "Арсенал" заплатил за трансферы более 600 миллионов евро — почти в два раза больше, чем за предыдущие четыре года.
Финансирование Кронке пришло потому, что этого требовала ситуация с пандемией. Финансирование "Эмирейтс" было связано с доходами от матчей, но поскольку этот поток доходов иссяк, Кронке пришлось действовать.
Как рациональный деловой человек, он хочет победить, но не любой ценой. Кронке увидел в низких процентных ставках огромную возможность, чтобы максимизировать отдачу от инвестиций с относительно небольшими усилиями.