Что произошло с Лестером?
"Лестер Сити" долгое время был воплощением команды-аутсайдера. В итоге они выиграли Премьер-лигу, Кубок Англии, "Community Sheild" и пошатнули устойчивость "Большой шестерки", финишируя в ней 5 лет подряд. Теперь им грозит вылет в Чемпионшип. Перевод познавательного видео-ролика о судьбе и пути "Лестер Сити". Ранее, бизнес-модель "Лестера" вызывала зависть у многих, но почему она так быстро дала сбой? И кто в этом виноват?
"Лестер Сити" резко опустился в турнирной таблице Премьер-лиги. Этот спад и падение усугубляются тем фактом, что клуб до этого пережил поразительный подъем, в 2016 году выиграв Премьер-лигу и наслаждаясь богатством, которое стало результатом выступления в Лиге чемпионов. Что пошло не так?
Несмотря на свой недавно приобретенный статус нувориша, "Лестер" старался разумно использовать деньги, полученные от своих успехов.
В первую очередь это принимало форму инвестиций игроков.
Вместо того, чтобы затрачивать средства в уже зарекомендовавших себя игроков, они инвестировали их в молодых талантов и предлагали им долгосрочные и выгодные контракты, чтобы избежать их быстрого поглощения командами, стоящими выше по пищевой цепочке.
При таком подходе они подписали Келечи Ихеаначо за 25 миллионов фунтов стерлингов, Джеймса Мэддисона за 20 миллионов фунтов стерлингов, Юри Тилеманса за 45 миллионов фунтов стерлингов, Уэсли Фофана за 30 миллионов фунтов стерлингов и Патсона Даку за 23 миллиона фунтов стерлингов - последовательно, в сезонах, начиная с 2017 года.
Чтобы противостоять и компенсировать потенциальные риски, связанные с большими затратами на молодых игроков, "Лестер" разработал специальный подход.
"Лестерская модель" - как ее стали называть, заключалась в продаже одного ключевого актива и разумном реинвестировании вырученных средств.
В период с 2016 по 2020 год клуб смог получить доход в размере 255 миллионов фунтов стерлингов за счет продаж Н’Голо Канте, Дэнни Дринкуотера, Рияда Мареза, Гарри Магуайра и Бена Чилуэлла. Этот подход оказался настолько успешным, что ряд других клубов заявили, что внедряют его в свой собственный арсенал.
Однако деньги тратились не только на молодых и талантливых. "Лестер" также инвестировал в тренера, заплатив за привлечение Брендана Роджерса и его команды из "Селтика" и размещение их в новом тренировочном комплексе стоимостью 100 миллионов фунтов стерлингов, расположенном в Сигрейве - Северном Лестершире. Но тут случилась беда - в 2020 году мир столкнулся с пандемией "Covid".
Конечно, от ограничений "Covid" пострадали все команды Премьер-лиги. Представители "Лестер" подсчитали, в результате прямого следствия влияния ограничений они потеряли около 50 миллионов фунтов стерлингов, но косвенные затраты были еще больше.
С 2010 года "Leicester City" принадлежит "King Power International" - группе компаний, в основном ведущих деятельность в сфере туризма (имеющих сеть магазинов беспошлинной торговли), и базирующейся в Бангкоке, Таиланд. Компания "King Power" серьезно пострадала от пандемии "Covid-19". В период с 2019 по 2021 год оборот компании упал с 2,3 млрд фунтов стерлингов до 448 млн фунтов стерлингов.
Хотя совсем недавно "King Power" начала восстанавливаться в финансовом отношении, а ее председатель Айяватт Шривадданапрабха пообещал постоянную приверженность клубу. Период пандемии поставил "Лестер" в более уязвимое положение, чем большинство других клубов Премьер-лиги, учитывая их увеличение инвестиций в предыдущие несколько лет. Ранее были опубликованы отчеты за сезон 2021/22, согласно которым клуб объявил об убытках в размере около 92,5 млн фунтов стерлингов.
Вдобавок ко всему "Лестерская модель" начала трещать по швам. Благодаря заключению с игроками долгосрочных и прибыльных контрактов фонд заработной платы "Лестера" вырос со 122,4 млн фунтов стерлингов в год в 2019 году до 182 млн фунтов стерлингов в год в 2022 году.
С падением доходов, вызванным пандемией, соотношение заработной платы к доходам "Лестера" выросло с 68,6 % до более чем 80 %. И если раньше "Лестер" мог компенсировать подобную разницу, продавая своих лучших игроков, то теперь количество таких успешных сделок стало уменьшаться. Им удалось получить от "Челси" 70 миллионов фунтов стерлингов за Уэсли Фофана, но клуб не смог извлечь выгоду от Юри Тилеманса и Джеймса Мэддисона.
Тонкое изменение в подходе к подбору персонала произошло после того как к клубу присоединился Брендан Роджерс. Если раньше модель заключалась в инвестициях в молодые таланты, то теперь стало казаться, что набор отклоняется в сторону привлечения более опытных игроков. Летом 2021 года по дорогой цене, но с хорошими контрактами были привлечены Янник Вестергор и Райан Бертран. В итоге - ни один из них не оказался качественным подписанием и не гарантирует реальной стоимости при дальнейшей перепродаже.
"Лестерская модель" была предназначена для поощрения цикла создания стоимости и реинвестирования, но в тот момент, когда им нужно было отклониться от этого курса, клуб - в конечном итоге, потерял самообладание. На самом деле, набор некоторых игроков был настолько некачественным, что вскоре "Лестер" может бесплатно потерять группу игроков, на приобретение которых они потратили более 110 миллионов фунтов стерлингов.
В своей основе ценность игрока определяется его игрой на поле - это еще одна область, где неудачи с подбором персонала нанесли ущерб "Лестеру". В последние несколько сезонов было так много промахов, что упала не только ценность некоторых игроков, но и выступления команды. В результате возник порочный круг, из-за которого "Лестер" падает в таблице с той же скоростью, что и стоимость команды.
Учитывая, что Роджерс отвечал за тренерскую работу и постепенно взял на себя большую долю контроля над подбором персонала, то стоит поднять вопрос о его роли в упадке клуба.
Как выразился Роб Таннер из "The Athletic": "За четыре года Роджерс добился больших успехов, и он войдет в историю как один из успешных менеджеров клуба, но нет никаких сомнений в том, что Лестер сейчас находится в худшем положении, чем когда он пришел. Это, конечно, зависит не только от него, какой бы большой властью он ни обладал". В конце концов представители клуба решили, что кто бы ни был виноват, на данный момент Роджерс не собирается браться за решение проблем, и в итоге он покинул клуб по обоюдному согласию.
С уходом Роджерса и назначением Дина Смита на оставшуюся часть сезона клуб находится в реальной опасности вылета. Падение, из-за которого, согласно оценке эксперта по футбольным финансам Кирана Магуайра, "Лестер Сити" потеряет около 100 миллионов фунтов стерлингов в год из категории доходов от телевидения еще больше усугубит их финансовые проблемы, сделав задачу возвращения в высший дивизион сложной перспективой.
На свете мало настолько конкурентоспособных реальностей - более жестоких, чем реалии современного футбола. За очень короткий промежуток времени "Лестер Сити" превратился из образца хорошей практики в футбольном мире в очередную поучительную историю о том, как все может пойти не так.