27 мин.

Бразилия-82: блистательные, но несбалансированные. Об одной из наиболее одаренных в истории линий полузащиты

Барселона, 5 июля 1982 г., 19.00 по местному времени. На трибуны Estadi de Sarrià, покрытые желто-синими цветами, опустилась безмерная печаль.В то время как одни безудержно рыдали, другие просто безучастно смотрели на поле, отказываясь принять только что свершившееся на их глазах. Люди были слишком потрясены, чтобы справиться со внезапно свалившимся на них горем. Впервые за последний месяц на испанских стадионах заводящие ритмы самбы внезапно смолкли. Как напишет образно английская the Times: «это была ночь, когда песня умерла».

Самый знаменитый снимок бразильской торсиды в те трагичные первые секунды после финального свистка на стадионе Сарриа...

Причина этого глобального излияния горя? Бразилия только что прервала свой волшебный полет на чемпионате мира 1982 года, пав от рук Скуадра Адзурры. Но это была не обычная бразильская команда, это была команда, которая покорила сердца и умы футбольных фанатов по всему миру. Они были величайшей командой своего поколения, командой, которая образует культовую троицу от футбола с «Могучими мадьярами» 1954 года и командой «Тотального футбола» Йохана Круиффа 1974 года как три лучших в истории команд, никогда не выигрывавших чемпионат мира.

Добро пожаловать в Волшебный Театр Канариньи образца 1982-го года! Присоединяйтесь, не пожалеете...

Их команда, выходившая на знойные испанские футбольные поля во время чемпионата мира 1982, словно впитывала в себя ритмы самбы, каскадами изливавшиеся от барабанов ее поклонников, в изобилии располагавшихся на трибунах  и весь матч пританцовывавших под зажигательные мелодии. Их тренер, в отличие от наставников канариньи на чемпионатах мира 1974 и 1978, итог своей своей работы в канун Мундиаля-82 видел в том, что футболисты «играют так, как хотят, могут и должны, а не как заставляли их прежде», т.е. в остроатакующий футбол, с привкусом риска в атаке, но без страха проиграть. О них писали как о тех, которые «играют, как дышат, как пьют воду, едят хлеб, как любят жизнь, женщин, детей- вот в чем дело! Они живут в игре, как в самом естественном для себя состоянии. И не театр это вовсе, не спектакль- здесь кончается искусство и дышат почва и судьба». Это был своего рода позитивный консерватизм, возвращение к своим истокам. Главным архитектором этой желанной для всей Бразилии трансформации стал Теле Сантана, посчитавший слепое копирование достижений современного европейского футбола не соответствующим природе бразильского футболиста, что и явилось главной причиной утраты наследниками Пеле лидирующих позиций в мировом футболе 1970х.

Летом 1982 одиннадцать магов из Бразилии посетили испанские поля. Стоят: Waldir Perez, Leandro, Oscar, Falcao, Luizinho, Junior. Сидят: первым кто-то из тренеров, Socrates, Cerezo, Serginho, Zico, Eder.

«АЛЛО, ТЕЛЕ САНТАНА?»

Энтузиасты, журналисты, писатели и тактические эксперты много размышляли над расстановкой и выбором тренера Теле Сантаны. В канун чемпионата мира главная дискуссия развернулась вокруг отказа тренера от игры с чистыми фланговыми нападающими. Проблема обсуждалась чуть ли не всей страной. В те дни даже ведущий крупнейшего телевизионного обозрения юморист Суарес начинал свои передачи, снимая на сцене телефонную трубку и якобы вызывая Теле Сантану: «Да, я тут кое-что придумал по части игры на флангах». Главным доводом сторонников сохранения в игре классических вингеров была недостаточная эффективность бразильской атаки, которой не хватало ширины в условиях насыщенных оборонительных порядков соперника. Этот аргумент Сантана парировал утверждением, что в современном бразильском футболе наблюдается недостаток настоящих форвардов и намеревался нейтрализовать этот недостаток своим видением тотального футбола: «Фланговые игроки давно ушли в прошлое. Атакует вся команда. Форвардами могут и должны быть полузащитники».

Теле Сантана: тренер, вернувший сборной Бразилии Futebol-Arte

В итоге, индивидуальные возможности бразильцев имели решающее значение в тактических построениях команды на Мундиале-82. Их выбор был прежде всего основан на отменном физическом состоянии, скорости и качестве реакции в определенных ситуациях. Такой подход стал возможен благодаря выдающемуся игровому интеллекту и неслыханному таланту игроков, находившихся в распоряжении Сантаны.

По ходу турнира бразильцам очень легко удавалось менять и варьивировать темп игры, что является огромным искусством. Таким образом, им удалось дестабилизировать игру практически всех своих соперников. Дриблинг, опиравшийся на фантастическую технику, оставался важнейшим элементом, о котором они заботились и использовали, чтобы устранить соперника и проявить себя в избытке в любой фазе игры или на любом участке поля.

Наиболее распространенной оценкой команды была расстановка 4-2-2-2, основанная на крайних защитниках, обеспечивавших ширину атаки, и двух опорных хавбеках (Серезо и Фалькао), обеспечивавших прикрытие для двух атакующих полузащитников, которые поддерживали двух нападающих. Именно на Мундиале-1982 мир в лице сборной Бразилии смог познакомиться с современными атакующими крайними защитниками, которых мы видим сегодня. Без традиционных вингеров, атакующие крайние защитники, такие как Жуниор и Леандро, могли прикрыть весь фланг и внести дополнительный элемент непредсказуемости в атаку.

Схема излишне примитивна, но зато позволяет увидеть основной предполагаемый недостаток сборной Бразилии на Мундиале-82 (узость атаки) и способ, с помощью которого Сантана собирался нейтрализовать этот недостаток (подключение к атакам крайних защитников)

В реальности, временами, по ходу матча, почти хаотичная и бесцеремонная приверженность атакующему футболу представлялась наблюдателям как расстановка 2-7-1, с двумя центральными защитниками, остававшимися сзади, в то время как крайние защитники обеспечивали ширину пятерке полузащитников (в которого фактически превращался блуждающий левый вингер Эдер), оставлявшей в более или менее фиксированной позиции одного одинокого таранного центрофорварда (Сержиньо), ведущего борьбу в гуще защитников. Анализируя тактический рисунок бразильской сборной, обозреватели сходились в том, что по существу Сантана наигрывал и отрабатывал метод смены мест игроками во время атаки, поочередного выхода на первый рубеж и смещения на фланги своих полузащитников, создавая своеобразный «водоворот», по характеристике Пеле.

Иногда бразильская схема выглядела как 2-7-1

«НО ЧТО ЗА ПОЛУЗАЩИТНИКИ!»

В огромном пласте материалов, посвященных Бразилии-82, есть один сквозной мотив- мотив несбалансированности исключительно одаренной команды. Главным элементом этого суждения было отсутствие в команде Сантаны форвардов, соответствующих амбициям одной из самых выдающихся команд в мировой истории. О центрофорварде этой сборной  авторитетный бразильский специалист Жорж Салданья скажет, что «когда Сержиньо играет, мяч становится квадратным». Но при этом, описывая состав этой команда, один из футбольных писателей воскликнет: «Но что за полузащитники!» И это наименее эмоциональный эпитет Бразилии-82.

Лучший футболист Бразилии 1978 и 1979 — «Восьмой Царь Рима», как его величали болельщики Ромы, — присоединился к команде Сантаны только в мае, после окончания сезона 1981/82 в Серии А. Казавшийся типичным опорным хавбеком, располагавшимся в центре перед четверкой своих партнеров по обороне, Фалькао в Испании с завидной легкостью совершал рывки на 35-45 метров по дневной жаре, и всякий раз у ворот соперников возникали острые ситуации. Его регулярные появления из глубины всегда рождали предвкушение чуда. Выдвигавшийся вперед с высоко поднятой головой, победительный, обтекаемый ветром, облегаемый сопротивлением воздуха и соперников и мягко, без усилий, без натуги преодолевающий его, он безошибочно соизмерял предстоящий пас в нужную точку с выходом товарища к ней.

Фалькао, обладатель Серебряного Мяча Лучшего Игрока Мундиаля-82. Здесь он в тот момент, когда его гол в ворота Италии подарил Бразилии-82 последний шанс на завоевание Кубка Мира

Переезд Фалькао на Старый континент серьезно ограничил его возможности выступать за Бразилию. Действительно, полузащитник не играл за Селесао с 1979 по 1982 год. Он был одним из последних игроков, присоединившихся к сборной, приехавшей на Пиренеи для участия в чемпионате мира 1982 года, и сыграл только в двух последних разминочных играх перед стартовым матчем против Советского Союза. На самом деле, он не являлся игроком основы на тот момент и его выход был вынужденным решением для Сантаны. Единственная немедленная проблема заключалась в том, что у Тониньо Серезо оставалась еще одна игра из его дисквалификации на три игры, заработанной после удаления с поля в отборочном матче против Боливии. Сантана решил вместо Серезо выставить Роберто Фалькао. В организаторских способностях, лидерских качествах и значительном европейском опыте «итальянца» тренер увидел более чем подходящую замену Серезо в стартовой игре.

Для людей, мало знакомых с уровнем игры бразильского легионера в Серии А, отсутствие последнего могло показаться серьезной потерей для Канариньи. Тониньо Серезо, Лучший Футболист Бразилии 1977 и 1980, также был якобы опорным хавбеком, хотя бразильская интерпретация этой роли, похоже, сильно отличалась от представителей европейской игры. По техническим характеристикам его смело можно было причислить к плеймейкерам, обладателем великолепного  диапазона передач, своего рода «бразильский Фернандес». Сантана уже тренировал Серезо во время 11-летнего пребывания полузащитника в Атлетико Минейро и полностью осознавал его технические возможности, а также физические данные. Серезо часто описывали как человека с двумя парами легких, такова была его атлетическая способность покрывать все поле.

Атлетические достоинства Тониньо Серезо в начале 1980х не раз приводили в печаль Немецкий Каток Юппа Дерваля

Если Фалькао и Серезо якобы были оборонительными элементами в бразильской полузащите, то атакующие компоненты составляли футболист, чаще всего игравший на левом фланге и который мог посылать мяч в цель со скоростью 174,5 км/ч, за что получил прозвище O Canhão (Пушка), Лучший игрок Мира того времени (по мнению многих) и величайший fantasista в команде фантазёров, а также капитан команды, который помимо того был квалифицированным врачом, политическим мыслителем и символом бразильской демократии.

Эдер был единственным игроком в этой полузащите, который предлагал бразильской атаке естественную ширину. Формально являясь форвардом, в своем клубе, Атлетико Минейро, Эдер привык перемещаться по всему полю, чего требовал и Сантана. Он был игроком с исключительной физической подготовкой, невероятной выносливостью и мощью, но не был достаточно быстр и не проявлял реального желания усердно работать для своей команды. То, что в нем действительно было уникальным, это невероятное мастерство и техника, заключенные в его левой ноге.  Сам Пеле сравнивал его с Гарринчей. Эдер был игроком, который мог придавать мячу невероятные траектории полета, а один бразильский комментатор утверждал, что он может «повернуть футбольный мяч на 90 градусов одним ударом левой ноги». Его выверенные пасы буквально обескураживали защитников и постоянно выводили партнеров на острую позицию.

Эдер наносит удар со штрафного, после которого Зико на добивании открыл счет в матче с Аргентиной

Зико ещё до Мундиаля-1982 был широко известен как величайший игрок в мире и был трижды назван Игроком Года Южной Америки по итогам  1977, 1981 и 1982 годов. Он был классической Десяткой и считался вторым величайшим бразильским футболистом всех времен, после Пеле. Зико мог связать игру между полузащитой и нападающими, мог одинаково хорошо пасовать обеими ногами, а также обладал невероятным видением поля. Кроме того, Зико был плодовитым бомбардиром и мастером штрафных ударов. При этом, подкупала простота и целесообразность его действий. Нужна короткая передача- Зико играл накоротке, требовался длинный пас- он точно посылал мяч на большое расстояние. Ну, а если в обороне соперников появлялось свободное пространство, Зико на большой скорости врывался в брешь: соперники часто просто не поспевали его остановить. Обладая совершенной техникой, он на скорости управлял мячом как хотел. Бразильская Десятка была абсолютным выразителем творческого вдохновения в команде Сантаны.

Зико: счет матча с действующими чемпионами мира, Аргентиной, открыт

Наконец, лидер этого завораживающего квинтета, Сократес, Лучший игрок Южной Америки 1983, имел репутацию футболиста-революционера и народного трибуна, который в молодом возрасте приостановил свою футбольную карьеру, чтобы закончить обучение на врача. Был известен своим харизматическим присутствием на поле, а также лидерством в раздевалке, что сделало его уважаемой фигурой среди товарищей по команде, в то время как его рост (192 см), повязка на голове (характерная для времен Мундиаля-86) и борода делали его очень узнаваемой для болельщиков фигурой. Он также часто выделялся своей откровенностью, юмором, эксцентричностью, сильным бунтарским характером и левыми политическими взглядами, которыми он не боялся делиться. Глубокий мыслитель и интеллигентный человек, он при этом называл себя антиспортсменом за свой образ жизни, включавший сигареты и алкоголь («Вы должны принять меня таким, какой я есть»).

Спустя семь минут после гола Росси капитан Канариньи Сократес сравнивает счет, пробив капитана сборной Италии Дзоффа

Но что при этом никогда не оспаривалось, так это технические способности Сократеса. Он мог играть где угодно на поле, обладал невероятным балансом и самообладанием, и делал игру необычайно завораживающей, несмотря на кажущуюся внешнюю простоту. Хотя он не был самым быстрым из игроков своей команды и предпочитал играть в более медленном темпе, он обладал хорошим ускорением. На поле этот бородач был гигантом как физически, так и метафорически. Со своими невероятно длинными ногами, которые никогда не были защищены щитками для голеней, Сократес сделал карьеру, диктуя темп и стиль игры своей команды, никогда при этом не перенапрягая себя физически. К 1982 году Сократес развил почти телепатическое взаимопонимание со своими товарищами по сборной. Его интеллект и способность читать игру ценились высоко, а его фирменным приемом был «слепой» или пас «не глядя» пяткой назад.

Готовясь к Мундиалю-82, Сократес опять удивил, подав пример тем, что изменил свой образ жизни и посвятил себя тренировкам и физической подготовке в канун испанского марафона. Капитан даже отказался от своих любимых сигарет в предверии и во время всего турнира; немалый подвиг, если учесть, что потом он будет выкуривать по две пачки в день....

Улицы Рио-де- Жанейро в июне 1982

ДРАМАТИЧНОЕ НАЧАЛО В СЕВИЛЬЕ

Таким образом, собрав, по сути, команду для гибкой схемы 4-5-1, одни из предполагаемых фаворитов турнира могли начать свою кампанию за возвращение титула чемпиона мира. Тысячи жаждующих и в то же время придирчивых взглядов были обращены на команду Сантаны, знавшую, что буквально каждое её движение будет разобрано и обсуждено, причем даже победа не гарантировала удовлетворенного состояния после финального свистка. Для Бразилии никогда не было достаточно просто победы. Её поклонники ждали в Испании от своей команды такой же кавалерийской поступи в групповом турнире первого раунда, как это делала команда Пеле в 1958, 1962 и 1970. При этом каждая победа должна была быть яркой, стильной: многочисленная торсида желала видеть на поле непременно настоящий спектакль, с проявлениями балета, юмора и драмы.

В канун Мундиаля-82 защитник Жуниор записал в своем исполнении песню «Voa canarinho», ставшую фактически гимном поклонников сборной Бразилии на испанских полях: «Лети, канарейка, лети. Покажи этим людям, что ты Король. Лети, канарейка, лети. Покажи в Испании то, о чём я уже знаю...»

Однако матч открытия в предстартовых прогнозах мог оказаться серьезным испытанием для Бразилии. Её соперником была сборная СССР, один из потенциальных полуфиналистов предстоящего турнира. О ней в канун Мундиаля писали как о команде с достаточно выраженным оборонительным характером и имеющей в своем распоряжении пару ярких форвардов, способных наказать любую оплошность в обороне. Проблемы в полузащите делали её командой-загадкой, но тем не менее сборная, два года подряд входящая в Toп-3  Континента (по итогам 1980 и 1981), не могла не быть серьезным соперником.

Возможно, поскольку Тониньо Серезо был всего лишь беспомощным зрителем на трибунах, команда Сантаны начала испанский Мундиаль с неуверенного старта. Под изумленные и восхищенные взгляды нейтрального болельщика, Советы вышли вперед благодаря дерзкому выстрелу с метров 30 вечно молодого Андрея Баля, когда имевший время для сейва, но, как показалось удивленный мощью удара, голкипер Валдир Перес делал это столь неловко, что мяч отскочил в ворота.

Бразилия- СССР. В атаке Эдер

При всем артистизме и талантах команды Сантаны, неопытность в крупных турнирах, казалось, душила её творчество. Не шла игра у Зико. И тогда на первые роли вышел капитан. Защитники и полузащитники начали все мячи без исключения адресовать Сократесу, а тот уже точно распасовывал их партнерам, полностью взяв в свои руки все нити командной игры. Заиграв в высшей степени коллективно, они обрушили на ворота Дасаева настоящий шквал атак. Только по количеству проникающих атак (которые могли завершиться потенциально голевой ситуацией у ворот), бразильцы во втором тайме превзошли сборную СССР почти в девять раз ( 17 против двух советских), нанеся 13 ударов по воротам против одного советского. И тем не менее, уже близка была последняя четверть часа, а канаринья по-прежнему уступала в счете. И вновь Доктор опять сказал свое веское слово.

За 15 минут до финального свистка, находясь примерно в метрах 22 от ворот Дасаева, Сократес подбирает мяч, вынесенный советскими игроками из своей штрафной, уходит от подката Суслопарова, затем, показав намерение продвинуться вперед по центру, оставляет вне игры другого советского футболиста и, продолжив движение вправо, вдруг мгновенно разворачивается и без подготовки наносит пушечный удар под перекладину. Отчаянный бросок угадавшего направление удара одного из лучших вратарей мира 1980х справиться с такой ракетой не в состоянии. Великолепный гол капитана наконец-то словно раскрепостил команду и инициировал незабываемое триумфальное шествие Seleção по испанским полям.

Бразилия-СССР. Сократес сравнивает счет

Ритмы самбы на трибунах увеличивают свой темп и громкость, пытаясь вызвать ещё одно проявление великолепия. За минут пять до финального свистка неугомонный Пауло Исидоро, вышедший на замену после перерыва, оказывается первым на подборе на правом фланге перед советской штрафной. Имея перед собой защитника, он предпочитает откатить мяч по диагонали назад, в центр.  Фалькао небрежно позволяет мячу пройти между своих ног, даже не оглядываясь назад. Вдруг появляется в кадре Эдер и, не прерывая почти что шага, подбрасывает мяч вверх левой ногой и метров с 20 той же левой наносит обводящий  удар с лёта поверх голов защитников, удар настолько сумасшедший, что тот чуть не рвёт сетку ворот. Дасаев, хотя мяч летел в ближний от него угол, даже не шелохнулся. Пелена защитников, бывшая до этого столь эффективной, в этом эпизоде попросту закрыла вратарю видимость в момент удара бразильца. 2-1, сборная СССР практически «мертва», игра была сделана.

Бразилия-СССР. Когда мяч после удара Эдера влетал в ворота, Дасаев даже не шелохнулся.

Бразилия ликует! Только что Эдер (№11) послал второй мяч в ворота Дасаева

СУДЬБОНОСНОЕ РЕШЕНИЕ САНТАНЫ

При сбившихся с пути западных немцах, главных фаворитов от Европы, сенсационно уступивших Алжиру, бразильцы уже после первого тура обеспечили себе определенное психологическое преимущество в турнире. Однако, их драматичная победа над СССР хоть и вернула им респект, но небесспорное судейство делало именно матч с Шотландией решающим тестом на соответствие прогнозируемому статусу. Британская сборная на тот момент была одной из лучших сборных континента, будучи пятой в рейтинге европейских сборных по итогам 1981 года (выше чем Италия, Франция или та же Англия), имея в своем составе по сути становый хребет одного из лучших клубов мира, Ливерпуля (Хансен-Сунесс-Далглиш). Команда Джока Стина не выглядела, да так и не была по существу, легкой добычей, она играла на испанских полях так, что не возникало сомнений в том, что бразильцы имеют дело с хорошего класса командой. Учитывая то, что решающим матчем для Шотландии будет заключительная игра против СССР, Стин в предстоящей схватке сделал прежде всего упор на безопасность, насытив середину поля и тем самым постаравшись лишить комфорта мозговой центр бразильской сборной.

Теле Сантана, в свою очередь, в канун матча считал, что шотландцы «могут быть более тяжелой задачей, чем русские». История поддерживала его мнение: в пяти предыдущих встречах они ни разу не пропускали более двух голов от бразильцев. Главным для тренера Селесао было не нарушить обретенной в последние 15 минут матча против СССР игры, соединявшей эффективность и эффектность.   Тот матч Бразилия завершала с двумя инсайдами, левофланговым, Эдером, и правофланговым, Пауло Исидоро. Скорость и азарт последнего (между прочим, Лучший футболист Бразилии 1981) внесли немалый вклад в буквальное «удушение» сборной СССР во втором тайме. Однако...игра Фалькао, заменившего  твердого игрока основы, любимчика Сантаны и самого моторного футболиста в его команде Тониньо Серезо, стала настоящим откровением, поставив тренера перед необходимостью принять судьбоносное решение. Поклонник Futebol Arte посадить такой самородок на скамейку запасных просто не мог себе позволить и в итоге отправил в запас как слабо сыгравшего форварда Дирсеу (выходил против СССР в основе), так и Пауло Исидоро (по ходу турнира Сантана ещё трижды будет выпускать его на замену вместо Сержиньо, когда вперед будет выдвигаться Зико).

В матче с Шотландией Сантана решил оставить в основе и Т.Серезо, и Фалькао, слегка после первого тайма подкорректировав ситуацию с недостаточно эффективно работавшим правым флангом. Так сборная Бразилии пришла к своей классической расстановке образца Мундиаля-82

Так родилась полузащита-мечта сборной Бразилии-1982. Поразительно, но до матча против Шотландии,  этот импровизированный квинтет полузащиты (Фалькао-Серезо-Зико-Сократес-Эдер) сыграл вместе лишь в одном официальном матче, и это было только в течение 20 минут в последнем товарищеском матче в канун Мундиаля-82, против Ирландии. Что было бы, если Сантана не выставил бы в поле всех своих фантазиста, мы уже никогда не узнаем.  Пауло Исидоро, думавший, что его оставят в основе, даже много лет спустя не мог скрыть своего огорчения из-за исключения из основы: «Нет, она (бразильская полузащита) имела много креативности, но была менее способна отбирать мяч». Я всё же думаю, что последнее - спорно. Специалисты скорее будут указывать на несбалансированность бразильской атаки, где явно провисал правый фланг. Посмотрим, как Теле Сантана справится с этой проблемой.

На трибунах стадиона Санчес Писхуан бразильская торсида все 90 минут при помощи музыкальных инструментов создавала для своих любимцев необходимый музыкальный фон

В матче с Шотландией его подопечные снова пропустили первыми, но начиная с 18-й минуты бразильцы играли в футбол с эстетической красотой в наращивании атакующей игры, равно как и с прямо-таки непочтительной развязностью в манере, в какой они забивали свои голы. Особо выделялся в этот день в их рядах Зико, по выражению одной из газет, буквально «рывший носом землю», помогая партнерам в организации атаки, борясь за каждый потерянный мяч. К тому же он своевременно отходил назад на помощь товарищам не только в среднюю линию, но и в оборону. Пожалуй, не было на зеленом поле стадиона участка, которого бы не коснулась нога Зико.

Бразилия-Шотландия. 34-я минута. Зико (№10) со штрафного сравнивает счет.

Наконец, на 34-й минуте бразильцы получили право на штрафной, после грубого сноса в 23-25 метрах от ворот Тониньо Серезо. Трое игроков-Зико, Жуниор и Эдер, желая усыпить бдительность соперников, стояли в полуметре друг от друга. Ни вратарь Раф, ни шотландская стенка из пяти игроков (еще четыре расположились рядом, стараясь перекрыть возможные направления полета мяча) толком не знали, кто из бразильцев будет бить. Зико стал отходить от мяча, всем своим видом показывая, что не собирается наносить удар. Вдруг один из бразильцев (скорее всего, Серезо) появляется из-за спины Эдера, но вместо удара, проскакивает мимо мяча. И в этот момент,  почти без разбега и замаха, Зико наносит неожиданный удар. Он бил по мячу внутренней частью подъема стопы, поднимая всю ногу вверх. Такое движение придало мячу кручение достаточной силы, причем закручивался он не только в сторону, но и вверх: это привело к тому, что мяч полетел справа налево и вниз, а после обхода «стенки» быстро упал в ворота.

Это было то, что Эдер назовёт «ещё одним пробуждающим голом». Тем не менее, в перерыве Зико скажет Сантане, чтобы он его заменил, если всё так и останется: «я- один справа и никто не приходит помогать мне , я – не правый вингер». Тренер в ответ просит других хавбеков периодически смещаться на правый фланг, а защитников - чаще подключаться к атаке. И спустя несколько минут по возобновлении матча бразильцы вышли вперед. С острейшим прострелом во вратарскую Сократеса шотландцы (Хансен) еще сумели справиться, вынеся мяч на угловой. Подавать мяч отправился Жуниор, великолепный исполнитель стандартов. Защитник направил мяч не на дальнюю стойку ворот, а на ближнюю. При этом он так мастерски произвел удар, что мяч полетел по высокой траектории, чтобы им не смог овладеть соперник, расположившийся на пути подающего. К мячу бросился стоппер Оскар, прибежавший со своей половины поля, и в единоборстве, сумев опередить Сунесса, ударом головы направил мяч в левый нижний угол ворот. Бросившийся под удар голкипер предотвратить гол не сумел.

48-я минута. После подачи углового Оскар (№3) выводит Бразилию вперед.

С этого момента бразильцы, убыстрив и без того высокий темп, демонстрировали на поле всё, на что было способно их бесподобное воображение. Как скажет после матча Уарк, один из выдающихся игроков первого тайма,  «мы имели иногда шесть человек в центре, но редко могли им помешать. Их первое касание мяча было столь хорошим, что не позволяло тебе соответствующим способом среагировать». Речь теперь уже шла не об исходе матча, но о количестве голов, которые пропустят шотландцы. Третий бразильский гол вызвал настоящий экстаз на переполненных трибунах.

Отличную комбинацию разыграли Сократес и Сержиньо, который, ловко обманув защитников, дал точный пас Эдеру, оказавшемуся на мгновение свободным в левом углу штрафной площади. Навстречу ему из ворот бросился голкипер Раф. Но Эдер мгновенно оценил ситуацию и, вместо ожидаемого прострела на шедших по центру Сержиньо и Сократеса, каким-то неуловимым движением стопы левой ноги сумел сделать подсечку. Мяч, получив вращение, на глазах у изумленного вратаря и партнеров по обороне, обогнув по дуге своих и чужих игроков, как на парашюте, опустился в сетку ворот Рафа.

65-я минута. Голкипер Раф беспомощно провожает мяч взглядом после удара Эдера, фактически похоронившего шотландцев.

Третий гол похоронил шотландцев. Такое ощущение, что к их ногам подвешены гири. Бразильцы же носились без устали и под занавес, Серезо и Сократес своей элегантной распасовкой перед штрафной соперника так запутали шотландских защитников, что когда капитан откинул мяч под удар набегавшему Фалькао, тому практически никто не мешал. Мяч, после хлесткого удара низом с метров 25, попав в дальнюю штангу с внутренней стороны, отскочил в сетку ворот. 4-1 и эта победа означала, что Бразилия досрочно и первой из 24 сборных вышла во второй раунд. И случилось это событие всего лишь на шестой (!) день турнира. Именно после уверенной победы над Шотландией игроки почувствовали, что команда работает отлично, всё идёт как надо и стали теперь думать о Кубке Мира.

ТАМ, ГДЕ КАЖДЫЙ ДЕНЬ КИНО

Полузащита Seleção представляла собой вращающуюся карусель, работающую на карнавале — она была шумной и яркой, и все поклонники футбола как искусства жаждали наслаждения этой «поездкой». Её квинтет буквально плавал по газону, меняя позиции по желанию. Игроки вращались по полю почти так же, как и катящийся мяч, который они буквально ласкали на ярко-зеленой поверхности поля под светом прожекторов. Если бы кто-то смотрел на поле сверху вниз, то для него это походило бы на  взгляд в калейдоскоп, в котором кусочки желтого, зеленого и синего пластика вращаются и кувыркаются в бессмысленной манере.

Затем внезапно появлялся наиболее красивый узор, и вы пытаетесь удержать его под своим взглядом, прежде чем он исчезал и возвращался кажущийся беспорядок составных частей. Вот такой образ порождала эта красивая игра. Каждый гол в ворота соперника был шедевральным и достойным любых футбольных хрестоматий. Бразильская полузащита превратила футбол в искусство и в подсознании остального мира навсегда поселится это смутное щемящее чувство ушедшего от нас чего-то светлого, наивного, беззаботного и прекрасного...Ушедшего туда... «где каждый день кино. Где так же ночью синей Струится лунный свет, Но нам с тобой отныне Туда дороги нет»(с). Тот, для кого Мундиаль-82 был первым, понимает о чём речь...

Голос из 1982-го года, матч Бразилия-Аргентина: культовый бразильский телекомментатор Лусиано до Валле реагирует на гол Жуниора...

Экзотические дебютанты мировых форумов из Южного Полушария, новозеландцы, преодолевшие ради встречи с этой Бразилией в своих квалификационных скитаниях почти 105 тысяч километров,  были «отправлены» в том же направлении, что и СССР с Шотландией. Новозеландский тренер на предматчевой установке сказал своим подопечным: «Мы [Джон Эдшид и помощник тренера Кевин Фэллон] смотрели как они играют дважды, и в любой отрезок игры единственными, кто останутся на месте, будут Валдир Перес и Сержиньо. Все остальные настолько мобильны, что могут быть где угодно в любое время». Темп и точность передач делали созерцание происходящего предметом удовольствия. Это был не монотонный и усыпляющий стиль игры накоротке типа барселонской тики-така; это была высочайшая культура десяти, пятнадцати, двадцати-метровых пасов в движении, в одно-два касания, с обязательным доведением действия до логического конца-удара по воротам соперника. Каждая часть стопы использовалась, чтобы контролировать мяч в движении или отправлять его в ноги нашедшего более лучший путь к воротам соперника.

Испания-82: там, где было каждый день кино...

Конечно, никакой интриги в матче и не предвиделось, но Канаринья постаралась не разочаровать своих верных поклонников. Зико сумел в этом матче воплотить в жизнь то, что бразильцам в Испании ещё не удавалось. Новозеландцы сопротивлялись браво,  делали что могли и умудрились продержаться почти полчаса. На 28-й минуте после затяжного рейда по правому флангу Леандро получил мяч от Сократеса. Защитник мгновенно оценил ситуацию и прострелил мяч во вратарскую на Зико, который, стоя спиной к воротам в окружении Херберта и Самнера, неожиданно ударом через себя в падении забил красивый гол, застав голкипера Ван Хаттума врасплох. Матч завершился со счетом 4-0, причем по ходу матча казалось, что бразильцы более озабочены созданием спектакля для своих шумных поклонников на трибунах, чем количеством забитых мячей.

Бразилия-Новая Зеландия, 28-я минута. Так Зико открывает счет

Во втором раунде (т.н. четвертьфинал в виде второго группового турнира) Бразилия попала в то, что можно было назвать «группой смерти», вместе с действующими чемпионами мира, аргентинцами, и теми, кто на триумфальном для них Мундиале-78 нанес им единственное поражение, итальянцами. Последние и в Испании никому не проигрывают, но вот только пресса называет их «стерильными»: они, единственные, кто вышел во второй раунд без побед, при трех ничьих. Сама итальянская Gazzetta dello Sport так оценивала в те дни качество игры своей сборной на первом этапе: «...малоэффективные действия в атаке, неумение бить по воротам, низкий темп, отсутствие зрелищности, нехватка выносливости, недостаточно высокая психологическая готовность». Заметим только, что речь шла об игре в атаке. В обороне же все было в целом в порядке, хотя и она не была идеальной. Главным соперником канариньи виделась Аргентина, имевшая непримиримые счета со своими соседями по континенту, хорошо их  знавшая и при наличии Марадоны (не упоминая «хорошо» работавшего локтями Пассареллу) вряд-ли должна была сдастся без боя. Тем не менее, бразильцы без страха и волнения ждали игр второго раунда. В своем лице они ликвидировали разницу между эффектом и эффективностью. Вместе с ними на поле приходил настоящий карнавал. Многие в те дни говорили о реинкарнации знаменитой команды чемпионов 1970.

Нарезка голов сборной Бразилии на Мундиале-82 под комментарии Лусиано до Валле

ПРОДОЛЖЕНИЕ ЧЕРЕЗ НЕДЕЛЮ