Великий «Адвокат«для «Старой Синьоры»
Сегодня день рождения у одного из самых важных людей в истории «Ювентуса» - Джанни «L'avvocato» Аньелли.
Джова́нни (Джа́нни) Анье́лли (итал. Giovanni "Gianni" Agnelli) родился 12.03.1921 году в Турине (Turin), в семье влиятельных итальянских потомственных промышленников. Отец его, Эдоардо Аньелли (Edoardo Agnelli), был главой автоконцерна 'Fiat', а также руководителем знаменитого футбольного клуба 'Ювентус' (Juventus). Впоследствии самый титулованный клуб Италии достался Джанни по наследству; ему было 14 лет когда его дед, знаменитый и грозный Джованни Аньелли, в честь которого Джанни и получил свое имя, ввел своего подростка-внука в совет директоров 'Ювентуса'.
От непослушного юнца до главы семьи
Образование Джанни получил в Pinerolo Cavalry Academy, а после – в Университете Турина (University of Turin). Юристом, несмотря на образование, Джанни никогда не работал, но благодаря диплому к нему навсегда приклеилось несколько мафиозное прозвище L'avvocato — Адвокат.
В июне 1940 года, прервав обучение, ушёл на фронт. Был зачислен в полк танкистов. Первоначально участвовал в боях, вместе с войсками Муссолини, дважды был ранен. Известно, что он отверг тогда предложение деда занять безопасное место в компании и отправился на фронт.
В 1941 году вернулся домой и продолжил обучение, а уже в 1943 году получил диплом. 8 сентября, когда Италия подписала перемирие и официально вышла из Второй мировой войны, Джанни был в госпитале во Флоренции с переломом ноги, полученным в автомобильной аварии. После выздоровления переехал в Рим, где стал офицером связи итальянского Корпуса освобождения.
В 1945 году Джанни стал президентом RIV— компании по производству подшипников, созданной его дедом вместе с инженером Роберто Инчерти. После смерти Джованни Аньелли старшего, 16 декабря 1945 года, становится во главе семьи. Представляет её интересы в переговорах с Комитет национального освобождения Италии касательно FIAT и 23 февраля 1946 года подписывает соглашение о возвращении правления и президента фирмы Витторио Валлетта, обвинённых в коллаборационизме с фашистами.
В бизнес Джанни пришел уже после 40 лет. В 1966-м Витторио Валлетта уступил пост президента Fiat Джанни Аньелли и он официально стал первым лицом в 'Fiat', оставшись в этой должности на три долгих десятилетия. Именно под его руководством концерн 'Fiat' сумел подмять под себя все ведущие автомобильные заводы Италии; кроме того, концерн стал собственником и прочих активов — двух ведущих в стране газет, 'Corriere della Sera' и 'La Stampa'. Среди 'трофеев' тех лет - 'Lancia', 'Autobianki', 'Alfa-Romeo'. Долгое время сопротивлялся 'Ferrari', но в конце концов и там согласились на капитуляцию; кстати, именно Джанни спас 'Ferrari' в 50-х от очередного финансового краха. Аньелли мастерски поддерживал добрые отношения с самыми влиятельными людьми Европы и мира, находя общий язык с коммунистами и профсоюзами, а также, по слухам, и с мафиозными кругами. 'Что хорошо для 'Fiat', то хорошо для Италии', — говорил Аньелли. Говорят, что именно Аньелли удерживал руководство компании от продажи контрольного пакета акций 'Fiat' корпорации 'General Motors'. Хотя в целом годы его правления оказались далеко не простым периодом для концерна – общий кризис отрасли не давал развернуться производству в полную силу. Лишь в новом тысячелетии компания начала потихоньку двигаться вверх.
«Ювентус» - страсть на всю жизнь
ФК 'Ювентус' юный Джанни впервые увидел, когда ему было четыре года. А в 26 лет Джованни Аньелли стал президентом клуба.
«Когда я стал президентом «Ювентуса», люди писали: У 50-летнего клуба теперь есть 25-летний президент»
Джанни Аньелли вступил в должность президента «Ювентуса» в 1947 году и занимал эту должность в течение семи лет, до 1954 года. За это время он помог создать команду, которая выиграла два Скудетто с участием многих талантливых игроков, а также, возможно, самого многообещающего молодого итальянского игрока того времени - Джампьеро Бониперти. Аньелли однажды сказал, что этот опыт был настолько увлекательным, что он в конечном итоге был вынужден оставить его, чтобы полностью сосредоточиться на другой своей профессиональной деятельности.
«Я сказал игрокам, что для нас футболка важнее имени».
Аньелли всегда оставался рядом с командой, совершая регулярные визиты, чтобы оценивать прогресс команды и доносить до игроков ценности «Ювентуса».
«Страсть не меняется и не стареет. Это точно»
Ежедневный контроль команды со стороны Аньелли был обусловлен его интересом болельщика. Это не говоря ещё о том какое удовольствие он получал от жизни в клубе, что возвращало его в детство: «Я играл в футбол в лицее д’Адзельо, там где основали «Ювентус», - сказал он однажды. «Мне тогда было 14 или 15 лет. Ещё мы часто играли на площади Пьяцца д’Арми с теми, кого вы там находили. Однако я рано закончил играть. Не могу вспомнить первую игру, которую я увидел. Помню тренировки на старом поле. Я ходил с отцом – мне было 12 или 13 лет. Тогда блистал венгерский левый нападающий [Ференц] Хирцер. Его звали газель. Он был очень быстрым. Тогда мы ходили смотреть на команду и на тренировки также, как ходили смотреть на скаковых лошадей».
«О стиле «Юве» говорят другие, но не мы».
Журналисты любили Джанни Аньелли. Его высказывания имели запоминающуюся силу, выходили за рамки происходящих событий, говорили о чем-то более глубоком и являлись выражением философии и культуры «Ювентуса». Во времена трудностей, когда требовалось четкое руководство, Аньелли всегда помогал: «Ювентус» привык говорить и считать, что когда дела идут хорошо, это заслуга игроков, а когда дела идут не так хорошо, это ответственность клуба».
«В Виллар Перозе я более популярен, чем игроки «Ювентуса». В моём доме иначе быть не может…»
Ежегодный матч между основной командой «Ювентуса» и командой Примаверой - это семейная традиция Аньелли, которая остается неизменной на протяжении многих лет. Толпа, шум желающих увидеть новую команду (в прошлые годы это часто был первый матч в новом сезоне), дискуссии вокруг приближающегося сезона… все вместе это делает каждую такую игру незабываемой.
«Бониперти и Трапаттони заслуживают признания».
Преемственность – одна из ценностей «Ювентуса». Однако это не просто дань традициям. Фактически, клуб всегда находил в себе силы двигаться вперед, постоянно меняя свою цель и добиваясь новых успехов. Нет лучшего примера, чем Джампьеро Бониперти – сначала как игрок, затем как президент, - и Джованни Трапаттони, тренер клуба, проработавший дольше всех. Они оба пользовались огромным уважением у Аньелли.
«Я дал Дель Пьеро прозвище Пинтуриккио из-за его внешности и стиля игры. Он всегда забивает отличные голы».
В понимании Аньелли футбол и «Ювентус» были синонимами привлекательной игры. Возможно, поэтому он дал Алессандро Дель Пьеро прозвище, в честь итальянского художника Пинтуриккио, и поэтому он сравнивал Роберто Баджо с Рафаэлем. Аньелли восхищался великими десятыми номерами и относился с особым почтением к Омару Сивори. «Он больше, чем суперзвезда. Для ценителей футбола он порок», - сказал он однажды. А потом был сам Ле Рой, Мишель Платини. «Платини всегда будет уникальным, неповторимым. В «Юве» никогда не будет другого Платини. В мире нет никого, кто мог бы заменить его. Если, как я надеюсь, у нас в «Ювентусе» однажды появится игрок, про которого мы сможем сказать, что он лучше Платини, я скажу это с оттенком грусти», - сказал он.
«Я люблю футбол. Возможно, я люблю его слишком сильно, настолько, что ставлю его выше всех других мероприятий на выходных. Да, я люблю этот непревзойденный вид спорта».
Аньелли страстно любил футбол. Он любил знать все, что нужно знать о «Ювентусе», но также любил заглядывать дальше. Однако Аньелли заботился не только о самой игре – его регулярные встречи с персоналом, частые звонки по телефону ранним утром были желанием выйти за пределы поля, раскрыть человеческий аспект спортивного мероприятия. Далее, стадион. Удовольствие от посещения матчей «Ювентуса», встреч с командой между первым и вторым таймом в раздевалке, хотя он никогда не говорил ни слова и ни в коем случае не вмешивался. Он просто хотел понять, что происходит изнутри.
«Перед игрой я всегда нервничаю. После, я почти всегда счастлив ».
На большинстве фотографий, подтверждающих связь Аньелли с «Ювентусом», он изображен сидящим на трибунах и пристально наблюдающим за своей любимой командой. Он часто выглядит довольным, имея выражение лица человека, который верит, что вот-вот произойдет что-то, что удовлетворит как его стремление к победе, так и его жажду привлекательного футбола. Счастье всегда давалось Аньелли легко, даже в самых неожиданных ситуациях: «Во время самых сложных периодов матча что-то в моем подсознании всегда говорит, что никогда нельзя сдаваться. Именно по этой причине «Ювентус» побеждает даже тогда, когда вы этого не ждёте».
«Мне волнительно даже когда читаю в каком-нибудь заголовке газеты букву J. Сразу думаю о «Юве»
На протяжении всей своей жизни слова Джанни Аньелли часто передавали настроение клубу. Поэтому, одна из цитат Аньелли занимает почетное место у входа в музей «Ювентуса» , а современный логотип «Ювентуса» отражает саму суть клуба, который был его страстью на протяжении всей жизни.В 1954 году Аньелли формально передал президентские полномочия своему брату Умберто, но на деле продолжил руководить им, держа под своим контролем всю кадровую политику. Именно Джанни Аньелли и стал создателем того непобедимого и легендарного 'Ювентуса'.
Несмотря на то, что Fiat требовал от Джанни постоянного внимания, он не переставал уделять внимание любимому клубу.
В конце 1980-х, после покупки Сильвио Берлускони «Милана», Джанни наметил грандиозную перестройку команды, и потратил на это около 48 миллионов лир (колоссальная сумма для того времени). Президентом был назначен Лука Кордеро ди Монтедземоло, а новым тренером Джованни Траппатони.
Последние изменения Джанни внес в 1990-х. Во главе клуба была поставлена триада: Моджи — Джираудо — Беттега. А новым тренером назначен Марчелло Липпи.
Повеса Ривьеры
Еще до своих финансовых подвигов Джанни Аньелли был широко известен и в совершенно другой сфере - в 50-х годах слыл он одним из самых знаменитых плейбоев мира. С орлиным носом, зачесанными назад волосами, в расстегнутой рубахе, бронзовой от средиземноморского солнца грудью, Джанни Аньелли походил на современного римского императора. Генерального директора группы компаний Fiat иногда называли "повесой Ривьеры" за любовь к быстрым автомобилям, парусникам, одежде и красивым женщинам. Его нескромный образ жизнь мог вызывать критику со стороны левых СМИ, но стиль внука основателя главной итальянской автомобильной империи всегда был безупречен и в тоже время дерзок.Было у него для этого все - богатство, элегантность, прекрасное чувство юмора. Аньелли буквально обожали все — от представителей финансовой элиты, до миллионов молодых итальянцев.
Стиль Джанни стал стилем поколения – загар в любое время года, рубашки с расстегнутыми верхними пуговицами, затянутые узлы светлых галстуков. При этом Джанни вовсе не стремился следовать за модой - он создавал ее сам. Конечно же, главными жертвами его обаяния становились женщины. О романтических похождениях и подвигах Джанни ходили легенды. В 1953 году он женился на принцессе Марелле Караччиоло ди Кастането (Donna Marella Caracciolo dei principi di Castagneto), с которой у него родился единственный сын, названный, в свою очередь, в честь деда - Эдоардо.
Однако, женитьба вовсе не мешала ему проводить свое время с самыми известными и роковыми красотками того времени — Анитой Экберг (Anita Ekberg), Памелой Харриман (Pamela Harriman), Ритой Хейворт (Rita Hayworth) и даже, по слухам, вдовой президента США Жаклин Кеннеди (Jackline Kennedy). Джанни приписывают и такие слова: 'Можно быть очень верным, но очень плохим мужем, а можно — неверным, но очень хорошим мужем'. Впрочем, в какой-то момент Джанни, что называется, 'остепенился'. И вскоре легенды о его бурных романах сменились легендами о его деловых подвигах.
Джанни Аньелли скончался 24 января 2003 года, в своем доме в Турине. Несмотря на довольно преклонный возраст, он по-прежнему был полон энергии и строил грандиозные планы. Незадолго до смерти он успел объявить и имя своего наследника – внука Джона Элканна (John Elkann).
Одной из любимых фраз Джанни Аньелли была: 'Я люблю ветер, потому что не могу его купить'.
Джанни как то шикарно описал происходящее в Италии вокруг Ювентуса: "Когда мой клуб побеждает, страна ликует. Когда мой клуб проигрывает, страна ликует еще сильнее. Когда не можешь повторить что-то, ты стараешься это разрушать! И только так можно остановить мой Ювентус."
Джанни Аньелли