5 мин.

Нежелательное соседство и повышение с 5 места. С чего началась вражда «Арсенала» и «Тоттенхэма»?

В воскресенье вечером на севере Лондона будет жарко. «Тоттенхэм» и «Арсенал» проведут между собой 172 матч в истории. Болельщики этих команд ненавидят друг друга уже больше ста лет. Но мало кто знает, как эта вражда зародилась.

Так почему же «канониры» и «шпоры» стали непримиримыми соперниками?

До 1913 года у «Арсенала» не было своего стадиона. На «Хайбери» команду поселил первый владелец клуба и бизнесмен Генри Норрис

«Арсенал» был основан в октябре 1886 года под названием «Дайал Скуэр» (такое название носила мастерская судоверфи, в которой работали игроки). Затем команда несколько раз меняла название: в том же году в декабре она стала называться «Ройал Арсенал», а после получения профессионального статуса в 1891 году – «Вулидж Арсенал».

Последнее название клуб получил по имени пригорода Лондона. Сейчас он является частью английской столицы и располагается на юго-востоке города. Сначала домашний стадион «Вулидж Арсенала» находился возле оружейного завода, где проводили учения королевские артиллеристы. Затем команда переехала на поле около свинофермы, а спустя ещё некоторое время «канониры» стали играть на стадионе «Инвикта».

Постепенно в Лондоне стало появляться всё больше новых клубов: в 1895 году был образован «Вест Хэм», а в 1905 основаны «Челси» и «Кристал Пэлас». Из-за своего пригородного расположения посещаемость стадиона «Вулидж Арсенала» стала очень низкой, а финансовое состояние клуба – критическим.

И тогда на помощь пришёл владелец команды Генри Норрис. Он пришёл в «Вулидж Арсенал» в 1910 году из «Фулхэма». В то время «канониры» приняли решение о добровольной ликвидации, и сначала Норрису пришла в голову идея объединить эти два лондонских клуба. Однако слияние не произошло по решению Футбольной лиги.

Генри Норрис в среднем ряду в центре

А через три года у «канониров» благодаря Норрису наконец появился свой дом. Клуб переехал на север Лондона в район Хайбери на одноимённый стадион. Такому новому соседу не был рад «Тоттенхэм», ведь домашний стадион «шпор» «Уайт Харт Лейн» находился всего в 4 милях от «Хайбери». Этот переезд и послужил отправной точкой вражды клубов.

Но дальше было ещё интереснее.

В 1919 году «Арсенал» занял вакантное место в Первом дивизионе после того, как Норрис предложил голосование

Сезон 1914/15 в Футбольной лиге стал последним перед перерывом, связанным с Первой мировой войной. Следующий розыгрыш турнира начался только в сезоне 1919/20.

После Первой мировой войны в Футбольной лиге решили расширить количество команд в Первом дивизионе с 20 до 22. По итогам сезона 1914/15 из Второго дивизиона напрямую поднялись «Дерби Каунти» и «Престон Норд Энд».

А вот с остальными путевками произошла интересная ситуация. «Челси», который занял 19 место в Первом дивизионе, в связи с расширением был оставлен. Оставшееся вакантное место должен был занять либо «Тоттенхэм» (оказавшийся последним), либо «Барнсли» (3 место во Втором дивизионе), либо «Вулверхэмптон» (4 место).

И тут снова включился владелец «Арсенала» Генри Норрис. «Канониры» по итогам предвоенного сезона 1914/15 во Втором дивизионе заняли только пятое место. Но Норриса это нисколько не смутило. Благодаря своему влиянию он добился голосования членов футбольной Лиги. Помогло то, что другом Норриса был владелец «Ливерпуля» и председатель Футбольной лиги Джон Маккена. На ежегодном собрании членов Лиги Маккена призвал поощрить «Арсенал», аргументировав это тем, что «канониры» находились в Высшем дивизионе дольше «Тоттенхэма» на 15 лет.

Вот что писала газета The Daily Express в марте 1919: «Лондон еще никогда не был так тесно связан с работой членов Футбольной лиги, как в этот раз... Есть четкое представление того, что «Челси» в сопровождении c «Тоттенхэмом» будут выбраны для участия в Первом футбольном дивизионе. После того, как новая схема выбора команд была представлена общественности, подобное было расценено как само собой разумеющееся. Но «Арсенал» полагает, что имеет большее право, поэтому выступил со специальным обращением к клубам, чтобы рассмотреть их в качестве более предпочтительного выбора, нежели «шпоры»… Однако бытует мнение, что это не помешает «Тоттенхэму» остаться в Первом дивизионе».

По итогам голосования «Арсенал» одержал победу, набрав 18 голосов. Остальные получили меньше: «Тоттенхэм» – 8, «Барнсли» – 5, «Вулверхэмптон» – 5, «Ноттигем Форест» – 3, «Бирмингем» – 2 и «Халл Сити» – 1. В результате «Тоттенхэм» отправился во Второй дивизион, а «Арсенал», несмотря на 5 место, пошёл на повышение. С этого момента и началась настоящая вражда «канониров» и «шпор».

После голосования Daily Mirror писала: «Факт того, что «Тоттенхэм Хотспур», победитель кубка 1901 года, потерял свои позиции – очень огорчает, но с другой стороны, непоколебимая верность «Арсенала» принципам лиги в течение продолжительного времени полностью заслуживает признания».

Ответка от «Тоттенхэма» прилетела в 1928 году: благодаря вылету «шпор» Норрис был отстранён от футбольной деятельности.

В высший дивизион «Тоттенхэм» вернулся уже в следующем году, а ещё через год выиграли Кубок Англии. При этом результаты клуба по-прежнему оставались нестабильными.

В сезоне 1927/28 «шпоры» вновь вылетели во Второй дивизион. При этом произошло это не без помощи их главного врага - «Арсенала». В конце того чемпионата «канониры» проиграли дома двум конкурентам «Тоттенхэма» в борьбе за выживание – «Портсмуту» и «Манчестер Юнайтед». Генри Норриса сразу же начали обвинять в том, что он приказал клубу проиграть эти матчи дабы выбить «Тоттенхэм» в лигу ниже.

В итоге Норрис со скандалом был отстранён от футбольной деятельности. При этом доказать его причастность к вылету «Тоттенхэма» не удалось. На его отстранение повлияли, главным образом, финансовые нарушения, допущенные Норрисом в «Арсенале».

***

Дерби северного Лондона и сегодня остаётся одним из самых жарких противостояний в АПЛ. Некоторые футболисты даже успели поиграть в обоих клубах. Среди них оказались вратарь 1960-х – 1980-х Пат Дженнингс, а также Сол Кэмпбелл, Вильям Галлас, Эммануэль Адебайор.

Новая серия противостояния уже совсем скоро.