5 мин.

А мне так нравится!

Да, я пишу так после матча «Спартака» с «Зенитом». И начал было писать так недели полторы назад. И в середине этой недели порывался. То времени не было, то настроения. А сейчас, получается, совпало.

С ходу вынужден предупредить: если вы не устоите перед соблазном высказать то, что без вас высказал бы среднестатистический придурок – не обижайтесь, в среднестатистических придурках не заинтересован. Просто будьте уверены: ребята, я вас понял, спасибо. Но у меня статья о другом и для других.

У меня – размышления на тему, для чего мы вообще болеем. Кто-то определенно делает это за тем лишь, чтобы периодически издавать либо «а-а-а-а, всем сосать!!!», либо «суки, все просрали, гнать!!!» – то есть, игрой обеспечивается доставка либо недоставка примитивного удовольствия. Радости, доступной любому дегенерату. И успешные в здешнем понимании клубы – всего лишь стабильные внешние регуляторы вожделения.

Симптоматично, что неотъемлемым дополнением к сложившейся обстановке выступает квазианалитика в духе кривомозглого Бубнова. Серьезно: ни глубины ведь в ней, ни взвешенности – соответственно, ни уму, ни сердцу. Рядовая серая рутина – даже как клоунада несостоятельная. Развернуто там показывается разве что классическая психопатия возбудимого типа. Ну, хоть в жопу не посылает – это да. Есть за что ценить.

В общем, культурная надстройка при футбольном хозяйстве создается с величайшими потугами. Потому ничего не удается: ни с фанатами диалог наладить, ни с ментами, ни людей на трибунах собрать, ни телепродукт качественный выработать.

Собственно, болельщики такому футболу нужны лишь как типичный атрибут. Во всех успешных моделях дело без них не обходится – значит, и тут пускай перфомансы свои исполняют, шизят, скандалят. Пусть воображают, что они не никчемный, в сущности, придаток.

Допустим, есть болельщики, которым от футбола нужно нечто большее, нежели одни лишь первобытные эмоции. Проигрывать всегда неприятно – но и выигрывать хочется не абы как. И то, что твой клуб является финансовым фаворитом, ты вынужден принимать как данность – ибо ничего не сделал для этого. Даже если тебе кажется, будто что-то делаешь – покупаешь билеты, атрибутику – этого все равно мало. Каким бы ни был твой вклад, твоя причастность к победе команды мизерна по сравнению с заслугами содержащего ее денежного мешка.

Как следствие – безликость болельщицкой массы. За все годы пребывания на этом ресурсе я выперсонифицировал сущий минимум болельщиков ЦСКА. То есть, ников узнаю довольно много, в курсе, что такой – красно-синий, сякой – красно-синий, но чем такой отличается от сякого, сказать не смогу. Один вот, скажем, выделился тем, что все время рвется плести вирши, не имея представления ни о рифме, ни о размере, ни о гармонии и эстетике. Из зенитовских мной различимы разве что профессор, ну, и  заведшийся в моем блоге грибоед. Среди красно-белых, кстати, такого тоже хватает.

Все мы пережили либо переживаем пубертатный период боления. Кто-то из него выходит избалованным, кто-то – закомплексованным, а кто-то и вовсе остается в нем навсегда. И это – не потому, что в деле боления он другой, не такой, как в жизни. К таким с возрастом приходит только возраст. Потому он и проявляет себя на болельщицком поле преимущественно злым паскудным ребенком. Что до понимания самой игры – тут ему хватит Бубнова с Ловчевым нагундеть. Те тоже изъясняются на подростковом по глубине и свежести мысли уровне – эдакие футбольные Бивис с Баттхедом.

Футбол, к которому стремятся у нас в России, никоим образом не развивает личность.

И игровой предел его, кстати, достигнут – недавно, этой весной. Далее форсировать результат в принципе невозможно. Да и давно это было понятно: сколько бабла в это дело ни вбрось – все одно, будут по общим меркам середняки, натасканные форсировать результат. У эпигонства и паразитизма, будь они хоть бесконечно развитЫми, есть свои права в калашном ряду.

В стране, где принято вместо образования получать дипломы, единственной целью игры в футбол оказываются так называемые трофеи – воспринимать которые принято исключительно сквозь призму потребительства. Как вещи, и только. По прошествии скольки-то лет – соответственно, как старые вещи. Да, некогда считавшиеся крутыми – как, скажем, четырехголовочный видюшник. И столь же полезные. Слишком прозаичные вещи нашли в них свое воплощение, чтобы они являлись вечными ценностями.

Приход Федуна в 2004 году я принял с настороженностью. Также с некоторой тревогой я наблюдаю за последними инициативами Авена. Дело в том, что я хочу и дальше болеть за «Спартак» – живой, со своими особенностями, пусть даже и с закидонами, – а не за очередной СКНБ (стандартный клуб, накачанный баблом).

Вот синьор Спаллетти наскреб в себе мыслей сострить в духе серой болельщицкой массы насчет «зеро титули». Между тем, титул в нынешнем российском футболе – задача отнюдь не для гениев. В сущности, при наличии денег все достигается легко – потому и воспринимается многими управление спортивным клубом как дело простого обывательского ума. Главное на этой большой барахолке – прибарахлиться по валу. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы провернуть, скажем, такую «гениальную» комбинацию: в последние часы трансферного окна вломить два-три годовых бюджета – чтоб никто не успел эту ставку поддержать. И денег в итоге меньше потратил, и трофей гарантированный заполучил, и на лаврах почивать можно еще годика три-четыре, а то и больше. Что и говорить, интеллектуальным управлением успех в современном российском футболе не достигается. Пока не достигается.

Вопрос только, для чего нужен этот успех. Нынешний владелец «Спартака» улично-штурмовой ресурс на случай смуты вроде бы не формирует. Распоряжается своими деньгами. Мог бы бросить финансовый вызов «Газпрому», да. Чтобы получить то, что Октавиан сравнивал с ловлей рыбы на золотой крючок. Оторвется – ты в убытке, сколько бы с его помощью ни наловил.

Кому как, а мне во всем этом интересно другое.

В фольклорной и общекультурной традиции на первом плане оказывается герой, не упивающийся своим превосходством, а борющийся и преодолевающий. Не Змей Горыныч или какое-нибудь Чудо-юдо двенадцатиглавое, а срубающий ему бошки Иван. Даже если ты здоров, как Шварц, соперник тебе должен достаться еще здоровее: либо толпа, либо Хищник.

В фольклорной и общекультурной традиции каждая подобная история начинается с торжества темной силы. Затем протагонист тщательным образом переваривает ситуацию – следствием чего оказывается, в зависимости от типа исхода, либо добротный боевик, либо философская драма. По крайней мере, это поинтереснее, чем спинномозговик с читами.

Да, «Спартак» сегодня вогнан по колено в землю.

Однако ж, футбол футболом, а жизнь идет своим чередом. И линия «лузер – победитель» проходит в ней вовсе не так далеко. Болельщицкая принадлежность в подавляющем большинстве случаев – дополнительная. Хватит с нее того, что хоть что-то она в жизни определяет. Не минимум, не максимум – свою норму.

На данном сайте на неделе взбрыкнул популярностью так называемый бабский аргумент – софистическое доведение до абсурда. Можете считать, господа бабы, что я словил неземной кайф от вчерашнего «унижения».

Но, по мне, лучше пища для ума от поражений, чем комбикорм, который вы так радостно жрете.