Старые проблемы новой «Фиорентины»: почему команда перестала добиваться результата?
Команда Итальяно мало забивала, выглядела предсказуемой в атаке и нередко получала голы в свои ворота на последних минутах. В этом материале мы попытаемся разобраться в причинах трудностей: почему получившая важный опыт команда стала играть хуже, насколько сильно отсутствие подходящих исполнителей влияет на успешность стиля и можно ли тактически перестроиться без изменения принципов игры?
Летние изменения
«Фиорентина» закончила первую половину сезона поражением от «Милана» в дополнительное время, однако до этого «фиалки» смогли выдать пятиматчевую победную серию (с учетом матчей Лиги Конференций), немного выправив ситуацию. Но результаты пока не впечатляют: четыре победы в чемпионате из пяти осенью были одержаны над аутсайдерами («Верона», «Сампдория», «Кремонезе» и «Специя» занимают места с 20-го по 17-е), а по четыре пропущенных мяча дома от «Лацио» и «Интера» намекают на проблемы в обороне.
При этом «Фиорентина» не отказалась от прошлогодних принципов игры — скорее даже наоборот стала радикальнее. Тренер Итальяно хочет, чтобы команда атаковала позиционно, запирая соперника на его оборонительной трети, и защищалась с высокой линией обороны, покрывая большое пространство. Всё это в совокупности делает "Фиорентину" уязвимой.
Проблемы «Фиорентины» касаются как завершения атак (18 забитых мячей при 21 xG, согласно fbref), так и действий без мяча. Об организации защиты стоит поговорить отдельно: «фиалки» становятся очень хрупкой командой при игре в переходных фазах, так как игроки находятся в очень высоких позициях.
«К сожалению, мы платим высокую цену за неспособность забить свое, это огромный недостаток для любой футбольной команды», – слова Итальяно по итогам матча против «Лацио» емко описывают состояние "Фиорентины" на протяжении значительной части осени.
Проблемы с реализацией начались чуть ли не с момента продажи Влаховича в середине прошлого сезона. Серб играл ключевую роль как в завершении атак, так и в их развитии в качестве адресата передач. Умение Влаховича зацепиться за мяч и придержать его позволяло команде Итальяно заполнять финальную треть соперника еще большим числом игроков. Баланс и умение контролировать ход матчей получили серьезный удар в связи с невыкупом Торрейры летом 2022 года. Уругваец оказывал большое влияние на игру команды: помимо огромного объема оборонительных действий и умения контролировать темп атак при долгих владениях он поучаствовал и непосредственно в завершении (на отрезке с декабря 2021 по май 2022 забил пять мячей).
Несмотря на прогресс Амрабата, ставшего заменой для Торрейры, «Фиорентина» всё равно частично потеряла ту свободу и непредсказуемость, с которой она ранее продвигала мяч во время позиционных атак. Стоит также упомянуть и о недоступности Гонсалеса в первой половине этого розыгрыша чемпионата: в прошлом сезоне «фиалки» чаще могли задействовать правый фланг, на котором аргентинец при получении мяча в высокой позиции либо уходил на дриблинге в полуфланг и оказывался в опасной близости к штрафной соперника, либо использовал подключения Одриосолы с последующим катбэком от лицевой линии от испанца. В этом сезоне подобной свободы выбора у «Фиорентины» не наблюдается.
Некоторые исполнители ушли (Влахович, Одриосола, Торрейра), некоторые оказались недоступны ввиду травм (Гонсалес отыграл 14% от возможного игрового времени, Кастровилли не играл вообще из-за разрыва крестообразной связки), другие переживали физиологический спад в связи с возрастом. В последнем случае речь, разумеется, о Бонавентуре — ключевом игроке «Фиорентины» с точки зрения умения создать большинство в зоне за счет дриблинга. В 2023 году итальянцу исполнится 34 года.
В итоге без множества ключевых игроков прошлого сезона вкупе с летним трансферным окном, которое дало тренеру скорее новые загадки, а не решения, "фиалки" предсказуемо стали более прямолинейной и уязвимой командой, несмотря на сохранение общих принципов игры.
Более прямолинейная команда
Команда Винченцо Итальяно стала меньше упираться в лицевую линию поля, но по-прежнему активно заполняет фланги (первое место с отрывом по количеству подач). При развитии позиционных атак стало больше длинных передач: центральные защитники при наличии пространства перед собой двигают мяч вперед, давая своим полузащитникам время подняться к форварду и образовать линию в четыре-пять человек (нападающий, два вингера, располагающиеся узко, и хотя бы одна из восьмерок). Далее следует длинная передача верхом на форварда в надежде на выигранное единоборство или подбор. При этом центр поля пустеет: там остается лишь опорный полузащитник (Мандрагора или Амрабат).
В прошлом сезоне «Фиорентина» тоже много использовала фланги для развития атак, но в этом акцент стал еще более сильным: схема билдапа 3-1 стала использоваться чаще, а в структуре 3-2 место одной из восьмёрок эпизодически стал занимать крайний защитник. Нередко вертикализация игры приводила к игнорированию качественных открываний от полузащиты: обратите внимание на Мандрагору в эпизоде, приведенном ниже.
Впрочем, были варианты и более широкого расположения пятерки при попытке сделать 3-2-5 во время владения: в таком случае фланги заполняли крайние защитники. Например, в матче с «Интером» это делали Бираги и Додо.
Итальяно поднимает в финальную треть восьмерок и крайних защитников, чтобы попытаться освободить вингеров и расположить их ближе к штрафной соперника. В таком сценарии очень многое начинает зависеть от умения плеймейкера доставить до них мяч — чаще всего им был Амрабат, прибавивший в умении контролировать темп атак по сравнению с прошлым сезоном.
«Фиорентина» стала реже использовать фланговые треугольники вида «крайний защитник – вингер – восьмерка» и чаще менять фланг при владении, стремясь создать изоляцию для игрока на противоположном фланге. Однако добиться качественных решений в завершении (как удар, так и последний пас) от остающегося один в один игрока на данный момент не удалось. Мы уже упоминали важность Гонсалеса для атаки "фиалок", но у него есть проблемы с качеством наносимых ударов (особенно ногами): 27,5% ударов в створ в прошлом сезоне (19 из 69) и отрицательная дельта между ожидаемым и реализованным (семь голов при 10,4 xG).
Однако дело не только в Гонсалесе: ярко начавший сезон Соттиль отсутствует с 18 сентября ввиду травмы, а у Иконе, несмотря на отличное умение обыгрывать соперника, есть очевидные трудности с принятием решений. Сапонара же ограничен с точки зрения физики: отличные техника и видение поля вкупе с дисциплинированностью при игре без мяча натыкаются на недостаток скорости и объема действий на дистанции всего матча в целом.
Единственный луч света — это выступления Кристиана Куаме, которого чуть не продали в «Брайтон» в конце августа. Ивуариец лучше всего приспособлен к игре в поддержке рядом с центральным нападающим (вспомним их пару с Пёнтеком в «Дженоа»), на достойном уровне умеет доводить мяч до удара через пас (1,9 паса под удар в пересчете на 90 минут), обладает хорошим рывком и отличной дистанционной скоростью. Именно благодаря Куаме «Фиорентина» получила хоть какую-то непредсказуемость при развитии атак. При игре в обороне он тоже хорош: его умение доигрывать эпизоды до конца впечатляет:
Чтение эпизодов в обороне у Куаме также на хорошем уровне (оценить можно здесь, поскольку Серия А не любит, когда ее видео публикуют где-либо еще).
Однако один отличный исполнитель в атаке не в силах изменить общую картину: «Фиорентина» образца текущего сезона предстает командой, которая сильно ограничена в том, что касается решающей стадии, когда необходимо довести мяч до удара из выгодной позиции или завершить такой момент (в среднем качество удара просело с 0,12 npxG/Sh в прошлом сезоне до 0,08 npxG/Sh в нынешнем). В связи с этим Итальяно попытался ускорить доставку мяча вперед, несмотря на сравнительно небольшой объем открываний за спину и проблемы с умением создать численное большинство в эпизоде.
(Диз)адаптация Барака и Йовича
В контексте стиля "Фиорентины"-2022/23 многое при завершении моментов зависит и от восьмерок: нужно занять высокую позицию и быть готовым получить мяч сразу после его доставки на фланг с последующим входом в штрафную под удар или последний пас (пример).
В «Фиорентине» восьмерки прежде всего участвуют в игре в пас при развитии владений и ответственны за подключения в штрафную. Кажется, что это не совсем подходит для Барака, ведь его качества требуют корректировки роли. Чех во время игры в «Вероне» за последние два сезона забил 18 мячей и был приобретен «фиалками» в стремлении улучшить реализацию моментов и сделать более эффективными атаки через центр.
Однако в стане «мастифов» Барак активно занимался прежде всего возвращением владений для своей команды и — это самое важное — использовался как ориентир для партнеров. Чех имел свободу для поиска пространство по всему полю, не будучи привязанным к какой-либо зоне. Та «Верона» была сильна именно при быстрых атаках, на пространстве — абсолютная противоположность «Фиорентине» Итальяно, стремящейся вскрыть оборону соперника через долгие владения. В таком стиле Барак вынужден двигаться на более ограниченном пространстве и сугубо по ширине поля.
На графике ниже прежде всего обратите внимание на количество единоборств в атаке (offensive duels per 90) и количеству/качеству получаемых ударных моментов (xG per 90).
Также важна для контекста и номинальная изначальная позиция на поле: в «Вероне» Барак играл под двойкой нападающих, в то время как в «Фиорентине» он зачастую вынужден был действовать в роли восьмерки в паре с кем-либо. Это ограничивало игрока: при расположении слева чех оказывался слишком далеко от ворот соперника и не имел возможности открываться в глубину. Всё это привело к тому, что Итальяно предпочитал использовать вместо Барака Мандрагору, который больше подходил для игры в пас.
Однако самая проблемная позиция для «Фиорентины» — это всё-таки центральный нападающий. После Влаховича (37 мячей в 2021 календарном году) за «фиалок» в этом амплуа успели выступить трое игроков. Никто из них не смог и близко подойти к уровню результативности серба. Летом вместо Пёнтека из мадридского «Реала» удалось приобрести Луку Йовича, от которого по-прежнему ждут той эффективности, что была у футболиста четыре года назад в «Айнтрахте», когда за сезон в двух турнирах он забил 27 мячей. В Испании игрок провел меньше 1500 минут на поле суммарно за два с половиной года, поэтому было очевидно, что ему потребуется время на возвращение игрового тонуса и адаптацию в Италии.
Тем не менее Йовичу удалось забить в первом же туре нового сезона в ворота "Кремонезе" и показать, что он может быть опасен в любом состоянии. Увы, удачный дебют не дал сербу импульса. Вполне возможно, что на ментальное состояние игрока повлиял и не забитый им пенальти в ворота "Ювентуса" в чемпионате, но факт остается фактом: Йович по-прежнему выглядит неповоротливым, он пока не способен дать требуемый от форварда "Фиорентины" объем движений. Самое яркое впечатление — сразу четыре загубленных момента (big chances) в игре против "Лацио". Тот матч, несмотря на примерно равное количество созданных сторонами моментов, закончился разгромом "Фиорентины" и показал, насколько сильно различаются команды в качестве реализации моментов.
Йович успешен только в Лиге Конференций, где технический уровень оппонентов и интенсивность матчей ниже. Стоит заметить, что то же самое справедливо и при разговоре о Кабрале: возможно, местами бразилец выглядит даже более статично. В последних турах перед перерывом ситуация несколько улучшилась (Йович забил прекрасный победный мяч в ворота "Салернитаны"), однако уровень выступлений по-прежнему далек от предсезонных ожиданий.
"Йович пробил по воротам четыре раза, ему нужно шесть ударов, чтобы забить!", – сказал Итальяно со скамейки во время матча против "Специи" (если верить свидетельствам корреспондента DAZN).
Резкий контраст, учитывая выступления серба за "Айнтрахт", где он продемонстрировал и умение отлично открываться, и участие в развитии владений, и высокий уровень технического исполнения. Сейчас же Йович выглядит выпавшим из игры, словно игрок дал негативным чувствам поглотить себя полностью.
Уязвимость при игре без мяча
Очевидно, что «Фиорентину» сильно ограничивает необходимость поддерживать форвардов, находящихся в настолько плохих кондициях. Это вынудило тренера искать другие способы нагрузить защиту соперника, в том числе попыткой перейти на 4-4-2 (или даже 4-2-4?) при владениях. Против «Интера» вместе сыграли Кабрал и Йович, против «Специи» — Йович и Куаме (в первом тайме в двойку поднимался и Бонавентура), против «Истанбула» в еврокубках пару сербу составил Барак.
Итальяно пробовал и 4-2-3-1 на отдельных отрезках матча. Яркий пример — второй тайм игры против «Сампдории», в котором Бонавентура отвечал за переход на эту схему с 4-3-3. Трудно сказать, будет ли «Фиорентина» продолжать играть так во второй половине сезона, однако скошенный в пользу атаки баланс постепенно позволил команде стать более опасной при наступлениях через центр, в том числе в связи с более узким расположением вингеров. Важно заметить, что такая схема требует исполнителей с другими качествами в пару в центре поля: лучше всего в такой роли смотрелся Данкан, вышедший на замену во втором тайме матча со «Специей».
Разумеется, принципы игры остались крайне агрессивными. "Фиорентина" располагает семь игроков выше линии мяча, ввиду чего при потере, если не получается быстро вернуть владение или хотя бы не дать "открытый" мяч сопернику, каждый раз получает крайне опасную контратаку. После матча против "Интера" один итальянский автор описал команду Итальяно так: "Они настолько агрессивны, что это выглядело безрассудно: самый высокий барицентр в Серии А, первое место по средней высоте оборонительного действия и второе — по средней высоте возврата мяча в атаке… Когда они проигрывают, они поднимается еще выше, становятся еще агрессивнее, доводя всё до мазохизма".
Отдельно скажем и о выходах центральных защитников из оборонительной линии при игре без мяча: против команд, выбирающих формацию 4-3-3, один из защитников опекает нападающего, а другой поднимается в центр поля, чтобы надавить на полузащиту. В итоге в центре обороны образуется пространство.
На примере ниже Игор поднялся высоко, чтобы надавить на Милинковича-Савича, однако футболисты "Лацио" через игру на третьего воспользовались чрезмерной ориентацией бразильца на мяч и смогли пройти давление.
В итоге при обороне на каждого из защитников ложится большой объем эпизодов, в которых ошибка становится фатальной: нужно защищаться высоко, очень далеко от своих ворот, контролируя при этом пространство за спиной и быстро реагируя на возможные ошибки партнеров, располагающихся выше. Таким образом, центральным защитникам "Фиорентины" зачастую приходится выходить в единоборства вообще без подстраховки.
В эпизоде ниже Миленкович выходит из линии, чтобы накрыть вингера соперника, крайние защитники еще не вернулись на свои позиции. Куарта занят опекой форварда, но также должен думать о возможном открывании Джаси за спину. Риск очень велик.
Очевидно, что любое проигранное единоборство или банальное опоздание при игре в отборе (как в эпизоде выше) может стать решающим, особенно если учесть, насколько разбалансирована команда и насколько безрассудно у "Фиорентины" организован пресловутый rest-defence (структура игры при владениях, которая позволяет быстро начать контрпрессинг и переход в позиционную оборону при потере мяча). Это находит отражение и в данных: у "фиалок" — седьмая оборона лиги по суммарному допущенному xG, но последняя — по средней опасности допускаемого удара по npxG/Sh.
Заключение
Несмотря на то, что были и те, кто считал этот состав «Фиорентины» сильнее, чем в прошлом сезоне, турнирный ход команды достаточно быстро приобрел форму уходящей вниз спирали. Клуб, тренер и игроки получил только негатив, и в этом велика заслуга руководства: годом ранее "фиалки" вернулись в еврокубки после шестилетнего отсутствия, но даже этому большому для текущего уровня достижению болельщики радовались меньше суток. Всему виной тут же появившиеся (и подтвердившиеся) новости о невыкупе Торрейры — лучшего игрока того состава.
Команда активно пытается переломить негативную тенденцию и вернуть энтузиазм болельщиков. Работы много: нужно вернуть былую форму новичкам этого сезона (Йович, Барак), восстановить важных игроков сезона прошлого (Гонсалес, Соттиль, Кастровилли) определиться со схемой и найти баланс между обороной и атакой. Вряд ли получится повторить результаты прошлого сезона, однако в текущей ситуации даже наладить прежние механизмы и вернуть ценность состава будет большим достижением.
А в целом Итальяно неплохо бы иметь и план Б. Потому что любой андердог с тактикой 1-4-5 становится непреодолимой преградой выключая фланги и лишая главного и единственного козыря.
Я бы всё-таки поспорил с вами насчёт несоответствия Куарты/Игора уровню команды. Понятно, что у каждого из них есть слабые стороны (например, Куарта не умеет адекватно занимать позицию при верховых единоборствах, а Игор имеет проблемы с опекой), но стиль игры Итальяно настолько сильно взвинтил риски при владениях, что баланс очень сильно скошен в сторону атаки (это и старался через материал донести). В такой системе защитнику в принципе очень тяжело выглядеть хорошо. У Миленковича тоже бывали ошибки, и я бы не стал тут говорить об индивидуальных ошибках как о главной проблеме.