Положение вне игры: настоящее и будущее правила
Самое обсуждаемое футбольное правило на протяжении всей своей истории существования обновлялось бесчисленное количество раз и, вероятно, снова изменится в ближайшем будущем. Перевод познавательного видео-материала о футбольном правиле «вне игры». Постараемся лучше понять его, и разобраться во всех тонкостях, и выясним в каком направлении, в ближайшем будущем, пойдет самое известное правило в футболе. Погрузимся в запутанное пространство за последним защитником и помешаем игре.
Изучайте серию статей об истории Чемпионата мира по футболу 2022 года в Катаре
С появлением VAR обозначилась необходимость в более точных и конкретных правилах, и, в частности - правило офсайда определенно не является исключением. На клубном чемпионате мира, благодаря сложной технологии дополненной реальности, впервые было использовано автоматическое определение положения «вне игры», и на тот момент имелась надежда, что она будет полностью внедрена к моменту проведения финальной части чемпионата мира в Катаре. Тем не менее, многие другие изменения футбольных правил до сих пор проходят испытания в различных лигах.
Правило «вне игры» на протяжении всей своей истории обновлялось бесчисленное количество раз, при этом постоянно вносились небольшие изменения в попытке сделать игру более сбалансированной и справедливой как для атакующей, так и для защищающейся команд, без учета чувств лайнсмена.
Обратимся к определению, термину, понятию, формулировке правила «вне игры». Игрок считается находящимся в офсайде, если любая часть его тела (за исключением рук и кистей) находится на половине поля соперника - ближе к линии ворот - чем мяч и последний полевой игрок соперника.
Иначе, согласно тексту официального правила Футбольной ассоциации, регулирующего определение положения вне игры, игрок считается в офсайде, если любая часть его тела, которой можно играть в футбол, находится ближе к линии ворот соперника, чем мяч и предпоследний обороняющийся футболист.
Раскроем ключевые моменты.
Во-первых, это половина поля соперника; нападающий может попасть в положение вне игры только на половине соперника.
Во-вторых, положение мяча и игрока относительно друг друга; игрок не находится в офсайде до тех пор пока он находится перед линией мяча.
В-третьих, роль «предпоследнего» защитника. Легко забыть, что вратарь также считается защитником, поэтому, чтобы быть в игре, между нападающим и линией ворот должно быть как минимум два игрока.
Например, если вратарь выскочит за пределы своей линии, а защитник будет прикрывать ворота, нападающий все равно будет в положении «вне игры», так как перед ним и линией ворот находится только один игрок.
Наконец, также необходимо учитывать положение тела, особенно в рамках использования видеопомощника судьи.
Игрок будет считаться попавшим в положение вне игры только в том случае, если часть его тела, которой он может забить, находится за пределами областей, которые выше были обозначили - руки и кисти игрока не будут учитываться при принятии решения (это относится и к вратарю) - точка отсечения находится в зоне окончания подмышечной впадины.
Простое нахождение в положении «вне игры» само по себе не является нарушением, но игрок в этом положении будет признан попавшим в офсайд только в тот момент, когда партнер по команде сделает передачу и он «войдет в игру», приняв мяч, или взаимодействуя иным образом.
Таким образом, при приеме передачи, если нападающий находится за предпоследним защитником в момент игры в мяч - то это офсайд, если же он находится на линии или позади предпоследнего защитника и переходит в эту позицию после того как была сделана передача - то это не считается офсайдом. Всегда помните, что положение «вне игры» определяется непосредствнно в момент игры в мяч, а не в тот момент, когда нападающий становится активным участником игры.
Таким образом, если нападающий находится за пределами защитника - в момент когда была сделана передача; но к тому времени, когда он получит мяч уже не за пределами защитника - то это все равно считается офсайдом.
Нападающий не обязательно должен коснуться мяча - он будет считаться попавшим в положении «вне игры», если вовлекается в игру, либо препятствует сопернику играть в мяч, или даже мешает линии обзора защитников.
Пример: игрок - партнер по команде, выполняет передачу, когда нападающий находится в положении «вне игры» - нападающий не касается мяча, но находится прямо перед вратарской линией обзора и, таким образом, считается оказавшимся в положении «вне игры», поскольку напрямую препятствуют способности защитников играть в мяч. Точно так же, в случае если вратарь отразит удар, а затем нападающий с подбора выполнит удар, то он будет считаться оказавшимся в положении «вне игры», если он, в момент выполнения удара, находился за предпоследним защитником.
Другой важный фактор, на который также следует обратить особое внимание: для того, чтобы нападающий попал в положение «вне игры», передача должна быть сделана его товарищем по команде - если игрок защищающейся команды последний коснется мяча, то это не будет считаться офсайдом.
Но, как и в любом другом правиле, в офсайде есть некоторые исключения. Игрок не будет считаться в положении «вне игры» при ударах от ворот, угловых и вбрасываниях - это означает, что в этих трех сценариях игрок может стоять в любом месте на поле без риска оказаться в положении «вне игры».
Во время штрафных ударов положение вне игры снова действует. Когда фиксируется офсайд, назначается свободный удар. В подобной ситуации к нападающему не применяются дисциплинарные меры, за исключением, возможно, нескольких оскорблений со стороны толпы, если это происходит на регулярной основе.
В современное время - с появлением видеопомощников судей - определение «границ» офсайда заняло центральное место, и хотя судьи могут знать свод правил наизусть, что им будет всегда тяжело определять, так это то, где на самом деле заканчивается человеческая подмышка? Чтобы решить эту проблему человеческой анатомии, в различных лигах и по всему миру опробуются некоторые изменения правила, чтобы сделать правило офсайда более справедливым - как для нападающей, так и для обороняющейся сторон.
Первая крупная трансформация, которую предстоит испытать, исходит от главы ФИФА по глобальному развитию футбола и бывшего тренера Арсенала Арсена Венгера, который хочет дать нападающим большее преимущество.
Хотя в настоящее время условия положения вне игры гласят, что игрок находится в офсайде, если ЛЮБАЯ часть его тела находится за пределами предпоследнего защитника, по правилам Венгера игрок будет считаться в положении «вне игры» только в том случае, если ВСЕ его тело будет находиться за пределами защитника, то есть нападающий будет «в игре», если какая-либо часть его тела находится на линии или позади защитника. Это большое изменение, которое определенно даст значительное преимущество нападающим, так как предоставит им дополнительное пространство для работы. Основная идея этого изменения заключается в том, чтобы сделать игру более захватывающей для зрителей и увеличить количество забитых голов.
Еще одно грядущее изменение широко опробуется на клубном чемпионате мира - это роботизация. Искусственный интеллект продолжает отнимать рабочие места, и эта новая технология также нашла свое применение и в футболе. Просиходит это так: для каждого игрока, создается модель, содержащая до 29 точек данных - анимированный экзоскелет каждого футболиста, и, в том числе, основываясь на этом, система точно принимает решение о положении вне игры за 0,5 секунды. Челси станет первым европейским клубом, который опробует эту новую технологию с целью ее дальнейшего внедрения.
Предложенное Венгером правило дало бы нападающим ОЧЕНЬ большое преимущество перед защитниками.
Основная претензия к правилу «вне игры» заключается в том, что оно не является принудительным. VAR помогает исправить большинство ошибок, но эта система все еще не идеальна. Человеческая ошибка по-прежнему значительно влияет на возникаюшие проблемы; например, когда игроки находятся очень близко; когда мяч был сыгран; а в некоторых лигах с VAR нет подходящих ракурсов камеры, чтобы на их основе можно было уверенно принимать решение.
Одно можно сказать наверняка: правило «вне игры» никуда не денется и, вероятно, будет спорной темой на долгие годы.