20 футбольных клубов, которые изменили эмблемы в 2022-м
В год чемпионата мира по футболу не многие команды решались на смену логотипов. Это особенно касается осенне-зимнего отрезка, когда, наверное, ни одна клубная PR-служба не смогла бы привлечь к себе достаточного внимания во время катарских сражений. Мы не касались косметических корректировок вроде тех, которые сделали «Лион» (Olympique Lyonnais) и «Ривер Плейт» (River Plate). Традиционно начинаем по хронологии.
«Сент-Этьен» (AS Saint-Étienne), 1 января
В первый день нового года французский «Сент-Этьен» объявил о смене логотипа, который получил применение, начиная с сезона 2022/2023. Представленная эмблема с 61% победила в опросе, проводившемся с конца ноября 2021-го года на официальном сайте клуба. За время голосования свыше 16 000 болельщиков смогли выразить собственное мнение выбрав из трех предложенных вариантов.
Главной особенностью нового логотипа является интеграция в него нескольких элементов города Сент-Этьен в виде двух скрещенных пальмовых ветвей, трех крестов и королевской короны. Сине-бело-красная звезда, символизирующая 10 титулов чемпиона Франции, по-прежнему находится в верхней части логотипа, но теперь интегрирована в него и имеет более прорисованные границы.
В нижней части впервые в истории логотипов команды появился год основания — «1933». Традиционные зелено-белые полосы были сохранены, так как являются отсылом к наружным жалюзям магазина Жоффруа Гишара, основателя «Сент-Этьена». В палитре вторичных цветов можно отметить золотую рамку по контуру логотипа.
«Виллем II» (Willem II), 13 января
В рамках празднования 125-летнего юбилея нидерландский «Виллем II» представил новый логотип. Презентованная эмблема основана на гербе, использовавшегося командой с 1952 по 1983 год. По информации пресс-службы клуба, в процессе создания шестой по счету эмблемы в истории команды, были приняты во внимание предшествующие логотипы и желание болельщиков вернуться к историческому гербу.
К основным отличиям показанной эмблемы, помимо уникальной формы, можно отнести новое цветовое решение, ставшее менее ярким и более насыщенным. С герба также были удалены слова «Willem II» и «Tilburg», вместо которых возвращена монограмма с сочетанием литер «W» и «II». Сохранены корона, дата основания и элемент футбольного мяча, заново прорисованного и несколько увеличенного в размере. Новый логотип стал официально использоваться с 1 июля 2022 года, а до этого времени команду представляла специальная юбилейная эмблема, дизайн которой выполнен на основе презентованного герба.
«Спартак», 21 февраля
Московский «Спартак» к 100-летнему юбилею клуба официально представил обновленную эмблему, которая появится на футболках команды начиная с сезона 2023/2024. При этом отмечается, что с апреля 2022-го года и до конца сезона 2022/2023 на форме будет представлен специальный логотип.
Обнародованная эмблема не претерпела кардинальных изменений, но, вместе с тем, за счет переработанных литеры «С» и футбольного мяча в ней новый ромб приобрел менее детализированные очертания. В частности, была модифицирована засечка в заглавной букве команды, а также увеличено изображение непосредственно спортивного снаряда, в котором пятиугольные панели получили новый вид и расположение.
Предыдущая версия логотипа служила красно-белым с 2013-го года, тогда как изображение мяча внутри ромба впервые появилось в 1998-м. Известно, что автором самого раннего герба команды является один из первых руководителей спортивного общества «Спартак» Николай Петрович Старостин. Только в первоначальном виде белая полоса внутри ромба шла по другой диагонали, а более привычный вид появился в 1949-м году. Отметим, что новая эмблема уже с прошлого года получила применение при оформлении офиса команды и клубной продукции.
«Клуб встречает свой юбилейный год с тем же стремлением быть лидером на футбольном поле и во всем, что окружает нашу любимую команду. Следуя современным тенденциям, клуб обновил логотип, переосмыслив все его элементы, и создал уникальный собственный шрифт», — отмечает коммерческий директор москвичей Рустам Махмутов. Руководство красно-белых планирует организовать ряд массовых мероприятий в честь векового юбилея.
P.S. Логотип «Спартака» был подвергнут незначительным корректировкам спустя два месяца после официальной презентации.
«Фиорентина» (ACF Fiorentina), 25 марта
Итальянская «Фиорентина» показала новый логотип, который появился на футболках команды с начала текущего сезона. Айдентика была представлена в видеоролике под названием «Играй, чтобы отличаться». Презентованная эмблема выполнена в минималистичном стиле, сохранив при этом центральный элемент предыдущего логотипа — красную геральдическую лилию. В нижней части ромбовидного герба расположена фиолетовая стилизованная литера «V» (Violetto по-итальянски «фиолетовый». – Прим. «ЛоготипСпорт»).
«Мы представляем рестайлинг своей визуальной идентичности с логотипом, который будет использоваться с сезона 2022/2023. Наш манифест является не только подтверждением уникальности клуба, его глубочайших корней, но и декларацией обязательства: сделать так, чтобы футбол «фиалок» всегда был самобытным, аутентичным, близким людям, выражением красоты города Флоренция», — отмечается в официальном заявлении клуба.
«Динамо» (FC Dinamo Bucureşti), 14 мая
В день своего 74-летия, бухарестское «Динамо» показало новый логотип, с которым начало́ выступление с сезона 2022/2023. Эмблема была выбрана путем голосования из предложенных болельщиками пяти вариантов, отобранных в свою очередь более чем из 1000 предложений. Победивший логотип выполнен в золотом контуре классического щита. В верхней части расположено название команды — «DINAMO BUCURESTI», в центре стилизованная историческая литера «D», под которой помещен год основания команды — «1948».
«Процесс голосования за новую эмблему нашего клуба завершился сегодня, 14 мая 2022 года, в тот самый день, когда бухарестское «Динамо» отмечает 74-летие в румынском футболе всё время при этом выступая только в первой лиге. Было выбрано наиболее красивое предложение от наших болельщиков!», — объявили в клубе. Отметим, смена логотипа команды является вынужденной мерой, поскольку в апреле текущего года клуб был уведомлен о запрете использования герба. Инициатива исходила от ассоциации, имеющей юридические права на эмблему и название команды.
«Клёб де Фут Монреаль» (CF Montréal), 27 мая
Канадский клуб МЛС (MLS) «Клёб де Фут Монреаль» второй раз за полтора года объявил о смене логотипа. Это произошло на фоне негативных отзывов болельщиков о командной эмблеме, принятой в 2021-м году. Новый герб сине-бело-черных сохранил круглую форму, в которую помещен традиционный щит с геральдической лилией, использовавшийся в одном из предыдущих логотипов клуба. В верхней части на синем фоне расположена надпись с названием команды — «CF MONTRÉAL», внизу на черных и синих вертикальных полосах — год основания — «1993».
«Несколько месяцев назад мы начали размышлять о нашей идентичности, а также о нашем логотипе и пришли к выводу, что необходима реорганизация. Сотрудники, болельщики и партнеры, с которыми мы общались, ясно выразили свое желание восстановить определенные элементы, отождествляющиеся с историей клуба и составляющие основу нашей идентичности. Мы их услышали и представляем логотип, отвечающий этим запросам», — отметил председатель совета директоров команды Джоуи Сапуто.
«Уорренпойнт Таун» (Warrenpoint Town FC), 16 июня
Команда Премьершипа Футбольной лиги Северной Ирландии (NIFL Premiership) «Уорренпойнт Таун» впервые с 1987-го года изменила клубную эмблему. Логотип выполнен в классической круглой форме с названием команды и датой ее основания, помещенными по контуру герба. В центральной части эмблемы изображен культовый Узкий водный за́мок, который расположен при въезде в город с западной стороны. Крепость была построена в 1212-м году для предотвращения нападений на четвертый по величине город Северной Ирландии Ньюри. Строение на протяжении многих веков служило защитой местных земель и стало символом стойкости и несгибаемости.
«Цюрих» (FC Zürich), 20 июня
Швейцарский «Цюрих» показал обновленный логотип, который официально стал использоваться с сезона 2022/2023. Основным отличием от предыдущей эмблемы является отсутствие изображений львов по обе стороны от центрального элемента, в результате чего логотип приобрел круглый контур. Изменения также затронули обводку, шрифт и цветовую схему, ставшую более темной. Новый герб «Цюриха» имеет все признаки современного обновления: минималистичный стиль, более мягкий шрифт и отсутствие уникальных элементов, которые в данном случае обеспечивали львы.
«Реал Вальядолид» (Real Valladolid CF), 20 июня
Вновь получивший повышение в классе испанский клуб «Реал Вальядолид» представил свой новый герб, который стал использоваться в текущем сезоне. Из эмблемы было решено убрать множество элементов, являвшихся неотъемлемой частью предыдущего логотипа. В частности, в презентованной эмблеме отсутствуют изображения лаврового венка, мечей, а также мелких деталей, присутствовавших на короне и щите.
«В 94-й день рождения «Реал Вальядолид» чествует свою историю, представляя новый фирменный стиль. Эта эволюция, отражающая новую эру для клуба, возвращается к истокам, чтобы продемонстрировать «Реал Вальядолид» как никогда раньше. В качестве отправной точки было проведено углубленное исследование, для заложения основ и проецирования идентичности «Вальядолида» в будущем.
Пообщались с членами команды, историками и подписчиками, чтобы услышать их точку зрения насчет прошлого и будущего клуба. Кроме того, были проанализированы всевозможные исторические документы, фотографии, официальные и неофициальные материалы для подробного понимания истории…», — говорится в официальном обращении испанцев. Напомним, с сентября 2018-го года главным акционером и президентом команды является бывший бразильский футболист Роналдо.
«Эйндховен» (FC Eindhoven), 22 июня
Команда Эрсте Дивизи (Eerste Divisie) «Эйндховен» представила обновленный логотип, с которым в дальнейшем будет выступать во второй по значимости футбольной лиге Нидерландов. Презентованная эмблема полностью основывается на предыдущем гербе и лишь обновляет составные элементы.
В новом логотипе надпись «FC EINDHOVEN» теперь выполнена в одну строку, а изображение футбольного мяча скопировано из исторической эмблемы, использовавшейся командой в середине прошлого века. Кроме того, была проведена работа с обводками. В частности, рамка по контуру логотипа стала полностью черной. От надписи с годом основания команды «Since 1909» было решено отказаться.
«Модена» (Modena FC), 22 июня
Итальянская «Модена» представила новый логотип, с которым начала выступления в Серии B (Serie B) в сезоне 2022/2023. Желто-синие решили отказаться от новомодных тенденций, решив вместо этого изобразить на эмблеме давний символ клуба — канарейку. В нижней части герба помещена надпись «MODENA FC 1912», выполненная шрифтом, использовавшимся в местной газете, издаваемой в 60-е годы.
«Это возвращение в будущее, потому что канарейка всегда была частью истории клуба, что признают все болельщики… Мы ничего не изобрели, за исключением того, что с сегодняшнего дня канарейка становится главным героем», — отмечает владелец клуба Карло Риветти.
«Маритиму» (CS Marítimo), 22 июня
Португальский футбольный клуб «Маритиму» перед сезоном 2022/2023 возвратил себе исторический логотип, созданный для команды в 1916-м году. Тогда как многие клубы стремятся избавиться от лишних элементов и минимализировать свои эмблемы для большей узнаваемости, португальцы решают действовать от обратного.
В команде отмечается, что эмблема, которая используется в сезоне 2022/2023, является вторым по счету символом в истории клуба с Мадейры, появившимся спустя шесть лет после основания команды. По словам президента клуба Руи Фонтеса, цель изменения состоит в том, «чтобы сохранить идентичность команды и не позволить ему измениться или ухудшиться», отметив, что, по его мнению, новый старый герб болельщиками был принят в целом позитивно.
«Серкль Брюгге» (Cercle Brugge KSV), 23 июня
Один из клубов российского миллиардера Дмитрия Рыболовлева бельгийский «Серкль Брюгге» представил революционно новый облик. Первое серьезное изменение — отсутствие зеленого прямоугольного фона, являвшимся составной частью предыдущего логотипа. Место стилизованной литеры «C» теперь занимает слово «CERCLE», вписанное в полукруг, пятиугольная панель футбольного мяча осталась нетронутой, а от короны решено было отказаться.
Помимо интересной формы, эмблема приобрела новый ярко салатовый цвет. Как и следовало ожидать, не всем поклонникам команды такой радикальный дизайн пришелся по вкусу. Даже один из конкурирующих клубов «Беерсхот» (K Beerschot VA) в шутку потроллил оригинальный дизайн «Серкль Брюгге», деформировав собственную эмблему.
Менеджер по связям с общественностью Луи-Филипп Депонд отмечает: «Мы хотели почтить наследие «Серкль Брюгге», но прежде всего показать, что мы больше не аутсайдеры, а хотим быть напористыми и привлекательными. Наше имя, а также наш цвет уникальны… Мы хотим показать это еще больше с помощью нашего нового логотипа». Официальные лица клуба отмечают, что они предполагали критическое отношение к данному ребрендингу, однако, правильность решения о новом облике команды сомнений не вызывало.
«Венеция» (Venezia), 1 июля
Покинувшая по итогам завершившегося сезона Серию A (Serie A) «Венеция» представила новый фирменный стиль и логотип, с которым стартовала во втором по значимости итальянском дивизионе. Новая эмблема выполнена в минималистичном стиле в виде золотой литеры «V». Правая сторона логотипа представляет собой изображение Льва святого Марка, являющегося символом города на воде, а горизонтальные полосы — отсылкой к традиционному железному носу венецианской гондолы с выступающими лопастями. Верхняя часть логотипа окрашена в традиционные для клуба оранжевый и зеленый цвета.
Отмечается, что «в контексте эволюции бренда «Венеция» и нового дизайна в целом, уходящий герб является устаревшим. В процессе создания чего-то более современного мы не ограничивали себя в возможности обратиться к наследию клуба, в первую очередь, вернув льву золото, как это было на протяжении всей истории».
«Ботошани» (FC Botoşani), 11 июля
Команда румынской Лиги 1 (Liga I) «Ботошани» на специальной презентации, проведенной в центре города, объявила о внедрении переработанной айдентики, которая включает новые логотип, слоган, веб-сайт, раскраску клубного автобуса, экипировку и даже особую линейку крафтового пива. Представленная эмблема выполнена в форме щита, включающего в себя стилизованное изображение головы лошади с короной, чья грива напоминает зигзаги молнии. Основные цвета — белый, синий и красный — были сохранены.
«Славия» (SK Slavia Praha), 14 июля
Пражская «Славия» вошла в сезон 2022/2023 с новой эмблемой и фирменным стилем. Осенью клуб отметил свое 130-летие и в рамках этого события представил новую визуализацию. Перевернутая пятиконечная красная звезда, представлявшая команду с первого официального матча, прекратила быть составным элементом предыдущих логотипов команды и окончательно оформилась в качестве нового герба красно-белых.
В верхней части ее сопровождают две золотые звезды более меньшего размера, символизирующие 21 выигранный трофей во внутренних соревнованиях. Также вместе с представленной эмблемой в некоторых случаях будет использоваться новый словесный знак «SLAVIA», выполненный специально разработанным шрифтом.
«Катания» (Calcio Catania), 26 июля
Весной текущего года итальянский футбольный клуб «Катания» после банкротства был исключен из профессионального футбола. Появилась информация о том, что команда будет называться «Катания 1946» (FC Catania 1946) и даже была представлена новая временная эмблема. В июле «слоны» делают новый шаг для своего возрождения: клуб заявляется в Серию D (Serie D) на сезон 2022/2023, презентуется очередной логотип и название команды — «Катания» (Catania SSD).
Показанный герб был выбран по итогам голосования болельщиков из двух предложенных вариантов. Он утратил изображение коричневого ретромяча от классического логотипа, но сохранил основную идею в более современном виде. Были оставлены вертикальные красно-голубые полосы, на фоне которых расположено название клуба и год основания, изображение хобота слона выполнено в виде литеры «C» — первой буквы в названии команды.
«Аль-Хиляль» (Al Hilal SFC), 22 августа
Действующий чемпион Премьер-лиги Саудовской Аравии (SPL) «Аль-Хиляль» объявил о смене логотипа. Новая эмблема представляет собой щит с двумя полумесяцами и зашифрованными литерами из первых букв в названии клуба. «Слияние двух букв на обоих языках в логотипе должно символизировать форму большого и прочного щита, подходящего для всех видов спорта и несущего ценности и принципы «Аль-Хиляля» — говорится в сообщении клуба.
«Астон Вилла» (Aston Villa FC), 10 ноября
Английская «Астон Вилла» показала новый логотип, который будет использоваться с сезона 2023/2024. Бирмингемцы инициировали процесс обновления клубного герба еще в июне текущего года, когда начали консультации с держателями сезонных абонементов и членами официального фан-сообщества. В итоговом голосовании приняли участие свыше 21 500 болельщиков, из которых 77% голосов были отданы за дизайн в форме круга, являющимся отсылкой ко временам победы «Виллы» в Кубке европейских чемпионов (European Cup) в 1982-м году. Только 8% выступили за сохранение нынешней эмблемы.
Представленный логотип выполнен в форме круга, центральным элементом которого является изображение льва с пятиконечной звездой. В верхней части герба указано название клуба, а в нижней — год основания. Отметим, что в новом дизайне стало гораздо меньше желтого цвета, на смену которому пришло традиционное для команды бордово-голубое сочетание.
«Аудакс Итальяно» (Audax Italiano), 23 ноября
Чилийский «Аудакс Итальяно» представил новый логотип, который будет использоваться клубом с сезона 2023. Эмблема была разработана двумя братьями, выигравшими с 84% голосов в конкурсе по определению нового визуального стиля команды.
Представленный герб сохранил круглую форму и выполнен в более минималистичном дизайне. Изображение орла стало более абстрактным, а цвета более светлыми. Также было решено отказаться от многочисленных обводок черного цвета. Аббревиатура «A.C.S.I.» была заменена на более понятное «AUDAX». В социальных сетях чилийский клуб отмечает, что с обновлением логотипа, команда вступает в новую эру своего развития.