Дарвин Нуньес: Травмы колена, операции, возвращения
Это замечание было легко не заметить.
Выступая в интервью BT Sport после победы «Ливерпуля» со счетом 3:0 над «Аяксом» в Лиге чемпионов в среду вечером, Юрген Клопп похвалил игру Дарвина Нуньеса на обоих концах поля и признал «большую мужественность» уругвайца, проявленную им за 63 минуты, которые он провел на поле.
Затем последовало допущение: «Надеюсь, мы сняли его достаточно рано».
Некоторые могли бы отмахнуться от этого как от маленькой шутки — Клопп нашел юмор в том факте, что Нуньес был снят с поля на 57-й минуте в матче против «Вест Хэм Юнайтед» со счетом 1:0 неделю назад, но все равно пропустил матч «Ливерпуля» против «Ноттингем Форест» три дня спустя. Другие, возможно, почувствовали бы немного больше жара, исходящего от слов менеджера «Ливерпуля», учитывая его недавние комментарии о ситуации с травмами в клубе в целом.
Как бы Клопп ни намеревался сделать этот комментарий, и каковы бы ни были указания медицинского департамента «Ливерпуля», за ним скрывается 23-летний игрок, который уже испытал глубины отчаяния из-за серьезной травмы. В последние недели не было ничего более серьезного, чем «растяжение задней поверхности», ограничивающее количество минут Нуньеса на поле, но чтобы лучше понять подход «Ливерпуля» к своему летнему подписанию, стоит вернуться на шесть лет назад, на шаткое поле в Уругвае.
Нуньесу было всего 17 лет, когда он порвал переднюю крестообразную связку (ACL), играя за уругвайский клуб «Пеньяроль» до 23 лет в конце 2016 года. Он провел отличный сезон и был на грани вызова в первую команду, но в игре против «Суд Америки», на поле, которое было не в лучшем состоянии, он прыгнул для удара головой и неловко приземлился, в результате чего его колено сильно изогнулось.
«В колене есть две центральные связки: задняя крестообразная связка (PCL) и ACL», — объясняет хирург Энди Уильямс, который работает в профессиональном спорте с 1999 года и прооперировал около 4500 ACL (около половины из которых были у профессиональных спортсменов).
«ACL является ключевым для спортсменов, которым необходимо менять направление бега, поскольку она позволяет контролировать вращение. Представьте, что связка похожа на кусок веревки со множеством волокон. Когда этот кусок разрывается, все эти волокна тоже рвутся, и мышца становится похожа на веревку, которая уже превратилась в два куска веревки».
Эта травма является одной из самых страшных для игроков, которые знают, что это означает длительный период реабилитации не только колена, но и всей окружающей его мускулатуры. Даже после того, как они вернутся в игру, существует тревожная перспектива повторного разрыва и начала всего процесса заново.
Мы видели, как это случалось разыгрывалось бесчисленное количество раз среди признанных профессионалов, хотя редко слышим, чтобы это происходило с молодыми игроками. Однако на самом деле это не менее распространено и среди молодых игроков», — говорит Уильямс, который называет это «естественным отбором — любой, у кого есть слабость, узнают об этом».
«Возможно, ему просто не повезло, но, конечно, по мере того, как они превращаются из мальчиков в мужчин или из девочек в женщин, они внезапно начинают делать то, на что, возможно, еще не совсем физически способны».
Мы слышим меньше историй о страданиях молодых игроков отчасти потому, что у таких историй меньше шансов стать известными, но также и потому, что, когда они менее зарекомендовали себя до травмы, им еще труднее найти дорогу назад.
«Для серьезного молодого футболиста большая проблема заключается в том, что он пропускает сезон и ему становится почти невозможно догнать своих коллег, — говорит Уильямс. — Когда я их оперирую, они все почти возвращаются к игре, и все довольны операцией и мной, но они редко получают контракт».
«Так что он (Нуньес) экстраординарен, что получил контракт, имея травму ACL в столь молодом возрасте. Это свидетельство его хирургии, а также признание его талантов».
Средний срок возвращения к игре футболиста, получившего разрыв ACL, составляет около восьми месяцев, хотя обычно он длится дольше, если повреждены и другие структуры колена. А что касается молодого игрока, Уильямс говорит, что опубликованное им в прошлом году исследование 232 профессиональных футболистов, чьи ACL он восстановил, показывает, что у них восстановление может занять больше времени.
«Мы обнаружили, что у игроков в возрасте до 25 лет восстановление заняло на пару месяцев дольше. Может быть, это потому, что для них это шок — в этом есть большой психологический элемент, и они напуганы, в то время как у старших игроков было больше травм, поэтому они больше "легки на подъем"».
«Или это может быть отчасти потому, что медицинский персонал беспокоится о них, потому что существует гораздо более высокий процент повторных разрывов, особенно у лиц моложе 20 лет. Повторный разрыв — это катастрофа. Если ты пропустишь второй сезон в таком возрасте, это, вероятно, конец твоей карьеры. Если же ты игрок основной обоймы, то клуб будет тебя ждать — они так много в тебя вложили, все знают, что ты хорош и зарекомендовал себя».
«Если ты молодой парень, у которого есть талант, то есть так много других игроков, что они ждать не будут».
Есть один потенциальный плюс в том, что он получил такую жестокую травму в столь юном возрасте, говорит консультант по выступлениям и бывший руководитель физиотерапевтического отделения «Ливерпуля» Энди Реншоу: «Возможно, это предупредило его как молодого игрока о том, как важно для него поддерживать себя в хорошей форме, прислушиваться к персоналу поддержки, который его окружает, и сосредоточиться на работе в тренажерном зале перед матчами».
«Возможно, это подтолкнуло его к мысли: "Мне нужно позаботиться о себе и подумать о том, что я делаю, что я ем, о моем сне..."».
«Но это, конечно, не то, чего вы бы пожелали любому игроку, особенно молодому, потому что у него впереди еще 15 или, возможно, 20 лет игрового времени. Во время которого, поскольку у него уже была эта травма раньше, он подвергается большему риску получить ее снова и/или аналогичную, но на другой ноге».
Путь Нуньеса после травмы был трудным. Когда он вернулся к тренировкам после почти годичного перерыва, у него все еще были боли, и тренеры молодежной команды «Пеньяроля» не могли найти решения.
В ноябре 2017 года тренер первой команды клуба Леонардо Рамос вызвал его в старшую команду в попытке вернуть его в форму. «Можно было видеть, что он был интересным игроком, но он не смог проявить весь свой потенциал из-за травмы колена, — говорит Рамос. — Мы поговорили с ним и начали процесс укрепления его мышц и колена. Он начал набирать немного больше мышечной массы, что помогло его выздоровлению».
«Но даже когда он тренировался с остальной командой, его колено болело каждый раз, когда он шел за мячом».
По словам Рамоса, после нескольких месяцев игры через боль, часто плача на тренировках, Нуньес достиг критической точки, сказав Рамосу, что хочет прекратить играть. Именно тогда тренер и агент игрока решили отправить его на более детальное обследование колена. На нем был обнаружен экзостоз — дополнительный костный нарост в колене, который и был причиной его боли.
В декабре 2017 года Нуньес перенес вторую операцию по удалению лишней костной ткани. Это означало провести еще шесть месяцев на реабилитации перед его возвращением в июне, но когда он вернулся, мало кто сомневался в таланте игрока, которого травма и боль сдерживали в течение 18 месяцев.
«С того момента, как они его подлатали, его прогресс был впечатляющим, — говорит Фабиан Эстоянофф, который играл вместе с Нуньесом в "Пеньяроле". — Он переигрывал своего опекуна, переиграл бы любого, кто встал бы у него на пути. Он был так быстр, и никто не мог его остановить. Он стал тем Дарвином Нуньесом, о котором все говорили раньше».
К тому времени, когда в августе 2019 года за ним пришла испанская команда второго дивизиона «Альмерия», Нуньес провел за «Пеньяроль» 22 матча, забив в двух из них.
Несколько месяцев спустя Давид Бадиа прибыл в качестве помощника главного тренера в «Альмерию» (вместе с новым менеджером Гути) и был быстро впечатлен молодым нападающим. «У него была потрясающая скорость, и он мог сохранять ее на большой дистанции — 25, 35 метров, — что было удивительно, потому что это имеет значение для команд, которые играют с высоким прессингом центрфорварда. Он может найти свободное место, и с его удивительной скоростью он может многое изменить».
Только после того, как Бадиа пробыл в клубе несколько недель, он узнал об истории травм Нуньеса. «Поскольку мы прибыли в ноябре, у нас не было времени анализировать игрока за игроком — что у того и что у этого. Мы спросили, не травмирован ли кто-нибудь, и нам ответили: "Нет". Через две или три недели я увидел его шрам и был очень удивлен, что он перенес такую операцию. Я был игроком, и мне сделали такую же операцию, и из-за нее я закончил с футболом».
«Но он был лучше, чем другие игроки, которые не переносили такой операции. Обычно игроки немного теряют в скорости. Если у него такая скорость сейчас, я не могу себе представить, насколько быстрым он был до операции. Итак, в конце концов, мы сказали: "Ладно, это не проблема". Может быть, если ему сделают еще одну операцию, он будет еще быстрее!»
Нуньес закончил свой единственный сезон в «Альмерии» лучшим бомбардиром (16 голов в 30 матчах) и из-за травм пропустил всего две игры. Что касается Бадии, то такая стабильность достигается благодаря интенсивному вниманию Нуньеса к тому, чтобы он ничего не упустил в своей подготовке: «Он потрясающе заботится о своем теле. Он сумасшедший — как Роналду. Весь день он следит за своим телом и заботится о своем питании — обо всем».
Это выделяло Нуньеса на фоне некоторых его товарищей по команде. В то время как другие болтали во время занятий, направленных на укрепление их торса или предотвращения травм, уругваец усердно продолжал свою работу. Не осталось незамеченным, что в то время как некоторые игроки делали восемь повторений упражнения вместо требуемых десяти, Нуньес никогда не срезал углы. В обязательном порядке он всегда выполнял поставленную перед ним задачу.
Это из-за его истории травм? «Может быть, — говорит Бадиа, — потому что он чувствует, что происходит, когда у тебя возникают такого рода проблемы, поэтому он понял, что должен быть осторожен в своем питании, отдыхе, во всех этих важных моментах. Порой другие молодые игроки, у которых не было подобных операций или проблем, не понимают, насколько важно их питание или отдых».
Выступления Нуньеса в «Альмерии» привлекли к нему внимание, и в сентябре 2020 года он подписал контракт с «Бенфикой» за £20,3 млн. (£20,3 млн., $24,6 млн.). Прерванный из-за КОВИД-19 первый сезон привел к тому, что он пропустил всего три матча чемпионата из-за травм (две из них из-за проблем с задней поверхностью бедра и одна классифицирована как «неизвестная»), но в мае 2021 года, на следующий день после того, как «Бенфика» проиграла финал Кубка Португалии «Браге», Нуньес попал в больницу из-за операции на другом колене.
На этот раз операция (выполненная с помощью артроскопии, разновидности малоинвазивной хирургической операции) была проведена на его правом колене, а не на том, которое пострадало от разрыва ACL или последующих проблем. Это была операция, запланированная на конец сезона, чтобы преодолеть проблему, которая тянулась уже некоторое время и которая уже привела к тому, что тренер Хорхе Хесус показал, что Нуньес физически ограничен.
Первоначальный прогноз состоял в том, что Нуньес четыре месяца не будет играть, но он вернулся через три и провел лучший сезон, забив 26 голов в 28 матчах чемпионата и впечатлив в Лиге чемпионов. Помимо того, что он пропустил две игры в чемпионате в начале сезона, поскольку продолжал восстанавливаться после операции, он пропустил еще одну игру в чемпионате в 2021/22 годах из-за травмы стопы.
Хотя мы не знаем наверняка, какую операцию перенес Нуньес в 2021 году, Реншоу говорит, что, возможно, ему удалили часть мениска — менискэктомию. «Это бьется по срокам. Если бы это была латеральная на внешней стороне колена, это заняло бы больше 14 недель, но с медиальной его можно было бы срочно вернуть через три месяца».
Реншоу, который восемь лет проработал в «Ливерпуле», прежде чем в ноябре 2017 года сменил работу, говорит: «Этот молодой человек перенес операции на обоих коленях. Им нужно будет управлять и, но это все делается с точки зрения всего персонала. Очевидно, что существуют элементы риска, которые мы не можем смягчить, но как группа сотрудников мы можем сделать все возможное.
«Когда такой игрок переходит в клуб, речь идет не только о физиотерапевтах, силовом и подготовительном персонале, этот игрок будет проводить большую часть своего времени на футбольном поле, и количество времени, которое он проводит на поле, количество дистанций, которые он преодолевает с определенной скоростью, со всем этим нужно будет обращаться очень осторожно. В этом должна быть вовлеченность со стороны футбольного департамента, а также департамента медицины и спортивных наук».
Болельщики «Ливерпуля» выразили некоторое беспокойство в предсезонке, когда Нуньеса заметили с повязкой на правом колене, которая предназначена для облегчения пателло-бедренного дискомфорта (это относится к области вокруг коленной чашечки или коленной чашечки и бедренной кости). Но до сих пор не было никаких признаков каких-либо проблем с коленом.
Еще лучшие новости поступают от хирурга Уильямса, который говорит, что пять с половиной лет, прошедших с тех пор, как Нуньес разорвал свою ACL, означают, что риск повторного разрыва значительно снизился. «Большинство повторных разрывов происходит в первый год. И совершенно точо в первые два года», — объясняет Уильямс. «По сути, игроки выходят на поле и проверяют работу своих связок. Если что-то не совсем так, они, к сожалению, сразу об этом узнают».
Он говорит, что «окончательный результат» реконструкции ACL, вероятно, составляет до двух лет с момента операции. «Часто игрок не готов для возвращения в первый же сезон. Но их спорт — это то, что их настраивает. Так что их последняя часть физиотерапии — это игра».
Кошмар Нуньеса с ACL уже давно позади. И невзгоды, через которые ему пришлось пройти, сделали его сильнее физически и морально, чтобы справиться со всем, что может предложить ему Премьер-лига (и Лига чемпионов).
«Что касается его прошлого, его детства и подобных операций, если ты находишься на том же уровне, что и он, ты очень силен, — говорит Бадиа. — Это не для тех, кто мягок в своем менталитете, амбициях или сосредоточенности, потому что, в конце концов, если ты немного проиграешь, ты не будешь там где находится он сейчас — это просто невозможно».
Авторы: Сара Шепард и Джек Лэнг (источник)
Фото обложки: Getty Images
Приглашаю в свой телеграм-канал — переводы статей о футболе и порой просто новости и пр.